Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести в ряд законодательных актов изменения, направленные на более широкое применение информационных технологий в корпоративных отношениях (в частности, при проведении общих собраний участников хозяйственных обществ), а также на регулирование порядка осуществления взаимодействия между хозяйственными обществами и их участниками.
Так, изменениями, вносимыми в статьи 52 и 60 Федерального закона от 26.12.1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах), акционерному обществу предоставляется право прекратить направление акционерам почтовой связью сообщений о проведении общих собраний акционеров и бюллетеней для голосования, если при подготовке к проведению двух предшествующих общих собраний акционеров (годовых или внеочередных) такие сообщения и бюллетени, направленные почтовой связью, возвращались обществу в связи неточностью или отсутствием необходимых адресных данных, выбытием адресата либо иными обстоятельствами, исключающими возможность доставки (вручения) письменной корреспонденции.
Согласно изменениям, вносимым в статью 42 Закона об акционерных обществах, общество вправе будет прекратить выплату дивидендов путем почтового перевода денежных средств акционерам, если денежные средства, выплаченные таким способом на основании решений о выплате дивидендов, принятых на двух предшествующих общих собраниях акционеров (годовых или внеочередных), возвращались обществу в связи неточностью или отсутствием необходимых адресных данных, выбытием адресата либо иными обстоятельствами, исключающими возможность доставки (вручения) переведенных денежных средств.
Изменениями, вносимыми в статью 76 Закона об акционерных обществах, обществу предоставляется право отказать в удовлетворении требований о выкупе акций по основаниям, предусмотренным статьей 75 названного Закона, акционерам, в отношении которых у регистратора общества отсутствуют точные и необходимые банковские реквизиты для выплаты денежных средств.
Исходя из положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) о юридических значимых сообщениях и приказа ФСФР России от 30.07.2013 года N 13-65/пз "О порядке открытия и ведения реестров владельцев ценных бумаг лицевых и иных счетов и о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной службы по финансовым рынкам" (зарегистрировано в Минюсте России 30.08.2013 года N 29799, актуальная редакция от 16.11.2018 года), в силу которых обязанность по представлению держателю реестра ценных бумаг и иных счетов сведений, идентифицирующих владельца ценных бумаг, лежит на таком владельце или ином лице, представляющем владельца, а юридически значимое сообщение считается доставленным надлежащим образом и в тех случаях, когда оно не было вручено адресату по обстоятельствам, зависящим от него, изменения, вносимые законопроектом в статьи 42, 52 и 60 Закона об акционерных обществах, не вызывают возражения.
Вместе с тем обращаем внимание, что освобождение акционерного общества от обязанности направления акционеру почтовой связью сообщений о проведении общих собраний акционеров и бюллетеней для голосования, а также от выплаты дивидендов путем почтового перевода при обстоятельствах, указанных в проектируемых нормах, должно носить временный характер - до момента представления акционером актуальных сведений, обеспечивающих возможность доставки (вручения) письменной корреспонденции. В данной связи представляется более приемлемым употребление в проектируемых нормах термина "приостановить" вместо "прекратить" с одновременным указанием на обстоятельства, при которых акционерное общество обязано будет возобновить уведомление акционера о проведении общих собраний и направление ему бюллетеней для голосования почтовой связью, а также выплату дивидендов почтовыми переводами.
Что касается изменений, вносимых в статью 76 Закона об акционерных обществах, то в силу положений статей 327 и 416 Гражданского кодекса отсутствие у акционерного общества точных и необходимых банковских реквизитов для выплаты денежных средств (в отличие, например, от ситуации, когда в реестре отсутствуют сведения, позволяющие идентифицировать акционера, предъявившего требование о выкупе акций) не может являться основанием для отказа акционеру в реализации права выкупа обществом принадлежащих ему акций при наличии условий, предусмотренных статьей 75 названного Закона, так как оно не приводит к невозможности исполнения обязательства.
Исходя из логики проектируемых изменений в Закон об акционерных обществах, приемлемым в данной ситуации может являться приостановление исполнения обязанности общества по выплате денежных средств в связи с выкупом акций лицу, зарегистрированному в реестре акционеров общества, до момента предоставления им необходимых сведений о реквизитах банковских счетов для перечисления денежных средств.
Одновременно обращаем внимание, что действующая в настоящее время норма пункта 4.1 статьи 76 Закона об акционерных обществах, в силу которой при отсутствии информации о реквизитах банковского счета или невозможности зачисления денежных средств на банковский счет по обстоятельствам, не зависящим от общества, соответствующие денежные средства за выкупленные обществом акции перечисляются в депозит нотариуса по месту нахождения общества, обеспечивает право акционера, реализовавшего свое право на выкуп акций обществом, на получение соответствующей денежной суммы и не ущемляет его права на выкуп акций.
Применительно к увеличению срока предъявления требования о выплате невостребованных дивидендов с трех до пяти лет, исчисляемых с даты принятия решения об их выплате, если больший срок для обращения с указанным требованием не установлен уставом общества (проектируемое первое предложение пункта 9 статьи 42 Закона об акционерных обществах), следует учесть, что во втором предложении этого же пункта указано, что такой срок, установленный в уставе общества, не может превышать пяти лет с даты принятия решения о выплате дивидендов.
При этом проектируемый пункт 3 статьи 8.7 Федерального закона от 22.04.1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" при аналогичных условиях предусматривает для обращения с требованием о выплатах по ценным бумагам трехлетний срок, исчисляемый с даты окончания срока исполнения эмитентом обязанности по осуществлению выплат, если больший срок не предусмотрен федеральным законом.
Полагаем, что с учетом схожести правоотношений срок для предъявления требований о соответствующих выплатах должен быть унифицирован в обоих федеральных законах.
Проектируемая часть пятая статьи 103.10 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате N 4462-1, предусматривающая, что личности участников собрания или заседания органа управления юридического лица, проводимых с дистанционным участием в нем участников общества или членов коллегиального органа, могут устанавливаться нотариусом "посредством информационных технологий, доступ к которым предоставляется лицом, организующим проведение собрания или заседания органа управления юридического лица и подтверждающим личность участника собрания, членов органа управления", по сути, отменяет обязанность нотариуса самостоятельно осуществлять действия по установлению личности и полномочий лиц, присутствующих при принятии решения соответствующим собранием или заседанием, передоверяя эту функцию лицу, организующему проведение собрания или заседания дистанционно.
Поскольку при проведении данных мероприятий в форме совместного присутствия участников собрания или заседания органа управления юридического лица нотариус осуществляет действия по установлению личности и полномочий лиц, присутствующих при принятии решения соответствующим собранием или заседанием, а также их прав на участие в собрании или заседании, самостоятельно, изъятие, предусматриваемое проектируемой нормой, требует обоснования.
Понятийный аппарат, используемый в проектируемых законопроектом нормах, регулирующих порядок проведения общего собрания хозяйственного общества с использованием информационных и коммуникационных технологий, позволяющих обеспечить возможность дистанционного участи в нем, следует согласовать с терминологией, используемой в Федеральном законе от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также в Федеральном законе от 22.04.1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Законопроект требуется направить на заключение в Центральный банк Российской Федерации в соответствии с положениями пунктов 10.1 и 10.2 статьи 4, статьей 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.