Как учреждению закупить импортную вычислительную технику (ноутбуки, ЭВМ и пр.) в 2022 году с учетом требований постановлений Правительства РФ N 616 и N 878 о закупке таких товаров? Эта техника должна входить в реестр российской промышленной продукции, единый реестр российской радиоэлектронной продукции, евразийский реестр промышленных товаров государств - членов ЕАЭС? Что делать, если закупаемой техники нет в реестрах? Можно ли закупать радиоэлектронную продукцию иностранного происхождения при проведении аукциона? Нужно ли применять постановление Правительства РФ N 616 при закупках у единственного поставщика? Как определить допустимый процент закупок радиоэлектронную продукцию и ЭВМ у иностранного производителя?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик может приобретать импортные промышленные товары, на которые распространяется действие Постановления N 616, в том числе при проведении электронного аукциона, при наличии оснований неприменения этого постановления, а импортную радиоэлектронную продукцию по Постановлению N 878 - при отсутствии заявок, удовлетворяющих требованиям извещения и содержащих предложение о поставке радиоэлектронной продукции, произведенной на территориях государств - членов ЕАЭС.
Требования Постановления N 616 распространяются на закупки у единственного контрагента.
Перечень товаров, при закупках которых заказчик обязан соблюдать обязательную минимальную долю закупок российских товаров, и размер обязательной минимальной доли закупок этих товаров определены в приложении к Постановлению N 2014. При планировании закупок таких товаров заказчику следует учитывать минимальную долю закупок. Вместе с тем требования о соблюдении минимальной доли закупок российских товаров не распространяются на закупки, при которых действует запрет на допуск импортных товаров, в том числе на закупки компьютерной техники, запоминающих устройств и прочих устройств хранения данных, входящих в перечень, утвержденный Постановлением N 616. Учитывать минимальную обязательную долю при планировании закупок таких товаров не требуется.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (далее - иностранные товары, работы, услуги), и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Установленный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (далее - Постановление N 616) запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, а также установленное постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (далее - Постановление N 878) ограничение допуска импортной радиоэлектронной продукции применяются в случае, если закупаемый товар (в том числе поставляемый при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) включен в утвержденные указанными постановлениями перечни (п. 1 Постановления N 616, п. 3 Постановления N 878).
В реестр российской промышленной продукции, единый реестр российской радиоэлектронной продукции, евразийский реестр промышленных товаров государств - членов ЕАЭС включаются товары, которые признаются произведенными на территориях стран - членов ЕАЭС и пригодными для целей государственных (муниципальных) закупок (пп. 6, 7, 10 Постановления N 616). При этом наличие или отсутствие товара в указанных реестрах само по себе не влияет на применение заказчиком при осуществлении закупок запрета или ограничения допуска иностранных товаров, установленных Постановлением N 616, Постановлением N 878.
Запрет, установленный Постановлением N 616, распространяется на все закупки, в том числе на закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя (далее - контрагент)). Аналогичная позиция содержится в письме Минфина России от 17.08.2020 N 24-03-06/71962.
Перечень оснований неприменения при осуществлении закупок Постановления N 616 определен в п. 3 этого постановления. В частности, запрет не применяется:
- при наличии у заказчика разрешения Минпромторга России на закупку промышленного товара иностранного происхождения, производство которого на территории РФ отсутствует;
- если цена контракта менее 1 млн рублей, а стоимость одной единицы товара не превышает 300 тыс. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 19-21, 28, 50, 142 и 145 перечня);
- при необходимости обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 40-43, 70-76, 78-86, 94-117 и 134 перечня);
- в случае закупки товаров в целях оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, а также при осуществлении закупок отдельными заказчиками, указанными в пунктах "д" и "е" данного пункта.
Иначе обстоит дело применительно к закупкам радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, утвержденный Постановлением N 878. Требования этого постановления к закупкам у единственного контрагента не применяются (письмо Минфина России от 27 декабря 2019 г. N 24-03-07/102831). При этом с 01.01.2022 Постановление N 878 (в редакции постановления Правительства РФ от 06.12.2021N 2213) не предусматривает каких-либо оснований неприменения установленных им требований при осуществлении конкурентных процедур. Иными словами, если планируемая к закупке радиоэлектронная продукция включена в перечень, утвержденный Постановлением N 878, заказчик при проведении конкурентных процедур, в том числе электронного аукциона, обязан установить ограничение допуска импортной радиоэлектронной продукции во всех случаях без исключений.
При этом закупка импортной радиоэлектронной продукции, в частности при проведении электронного аукциона, возможна в случае отсутствия заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и содержащих предложение о поставке радиоэлектронной продукции, произведенной на территориях государств - членов ЕАЭС (п. 3, п. 3.1 Постановления N 878, смотрите также разъяснения Минпромторга России от 10.09.2021).
В силу ч. 1 ст. 30.1 Закона N 44-ФЗ в случае установления Правительством РФ минимальной доли закупок заказчик обязан осуществить закупки исходя из минимальной доли закупок и перечня товаров, определенных Правительством РФ в соответствии с ч. 3 ст. 14 этого Закона. Перечень товаров, а также минимальная обязательная доля закупок этих товаров в процентах на 2021 год, 2022 год, а также с 2023 года содержатся в приложении к постановлению Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 (далее - Постановление N 2014). Таким образом, при закупках товаров из этого перечня заказчик обязан закупить российский товар стоимостью не меньше минимальной доли, указанной в упомянутом приложении
Минимальная доля закупки отечественного товара определяется в процентном отношении к объему закупок товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) соответствующего вида (по коду ОКПД 2), осуществленных заказчиком в отчетном году (п. 1 Постановления N 2014). Для целей достижения минимальной доли закупок заказчик учитывает закупки товаров, происходящих из государств - членов ЕАЭС (п. 2 Постановления N 2014).
Отметим, что Постановление N 2014 применяется только в конкурентных закупках, в которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств (п. 1 этого постановления). Таким образом, если заказчик закупает товар, включенный в перечень, у единственного контрагента, такая закупка не будет учтена в обязательной доле закупок российских товаров. Следовательно, при планировании закупок товаров, включенных в перечень, утвержденный Постановлением N 2014, требуется рассчитать минимальную долю закупок по каждому виду товара. При этом стоимость товара, планируемого к закупке в соответствующем году, должна составлять не менее размера минимальной обязательной доли, предусмотренного перечнем. Например, заказчик планирует закупить в 2022 году мониторы (ОКПД 2 - 26.20.17) на общую сумму 800 тыс. рублей. Размер минимальной доли закупок мониторов российского производства в 2022 по перечню, утвержденному Постановлением N 2014, составляет 3%. Следовательно, заказчику для соблюдения минимальной обязательной доли закупок мониторов российского производства требуется включить в план-график на 2022 год закупку мониторов конкурентным способом на сумму не менее 24 000 рублей = (800 000 х 0,03). При этом в приведенном примере заказчик может осуществить в текущем году закупку мониторов иностранного производства на сумму не более 776 тыс. рублей.
Применительно к радиоэлектронной продукции, указанной в вопросе, отметим, что требование о соблюдении минимальной доли закупок российских товаров не распространяется на закупки товаров с запретом, в том числе установленным Постановлением N 616. В частности, при закупках ЭВМ, ноутбуков, планшетных или карманных компьютеров, электронных записных книжек и аналогичной компьютерной техники, запоминающих устройств и прочих устройств хранения данных (позиции 24-27.1 перечня, утвержденного Постановлением N 616) Постановление N 2014 не применяется. Следовательно, учитывать обязательную минимальную долю при планировании закупок таких товаров не требуется.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Можно ли заключить дополнительное соглашение для включения реестровой записи по постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 в контракт? Нужно ли включать реестровую запись по данному постановлению в контракт, заключенный по п. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2020 г.)
- Энциклопедия решений. Национальный режим при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ;
- Энциклопедия решений. Запреты и ограничения допуска к закупкам по Закону N 44-ФЗ отдельных иностранных товаров, работ, услуг;
- Энциклопедия решений. Особенности закупок для целей достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров по Закону N 44-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пилипенко Эльвира
Ответ прошел контроль качества
28 января 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"