Гражданин (не государственный служащий) принимается на работу в государственное учреждение на должность, имеющуюся в штатном расписании. Заработная плата будет выплачиваться работнику учреждением. Планируется, что указанный работник будет фактически исполнять трудовые обязанности в государственном органе, который является учредителем данного государственного учреждения.
Противоречит ли трудовому законодательству нахождение рабочего места и исполнение трудовой функции по месту нахождения государственного органа (при этом государственный орган и подведомственное учреждение территориально расположены на одной улице в г. Томске в зданиях с различными номерами; учреждение будет иметь возможность контролировать рабочее место своего работника, поскольку в здании государственного органа установлены камеры видеонаблюдения)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При условии изложения в трудовом договоре условия о месте работы путем указания на наименование только населенного пункта - город Томск без уточнения конкретного адреса подведомственного государственного учреждения нахождение рабочего места работника и, соответственно, исполнение им трудовой функции по месту нахождения учредителя, на наш взгляд, не нарушит норм трудового законодательства.
Обоснование вывода:
В соответствии с частью шестой ст. 209 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) рабочее место представляет собой конкретное место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Из приведенного определения следует, что рабочее место характеризуется двумя признаками:
- это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой;
- это место прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Каких-либо дополнительных критериев, по которым должно определяться рабочее место работника, ТК РФ не содержит. Другими словами, ТК РФ не устанавливает правило обязательного нахождения рабочего места на территории работодателя. Соответственно, расположение конкретного рабочего места работника может и не совпадать с адресом организации. Аналогичный правовой подход находит отражение и в судебной практике (определения Московского городского суда от 06.06.2016 N 33-18178/16, Краснодарского краевого суда от 03.04.2014 N 33-6200/14, Верховного Суда Республики Коми от 18.04.2016 N 33-2412/2016, решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 13.08.2020 N 2-670/2020).
Таким образом, в ситуации, рассматриваемой в вопросе, определение рабочего места за пределами территории места нахождения работодателя - государственного учреждения, по нашему мнению, не противоречит трудовому законодательству. Тот факт, что работодатель сможет в дальнейшем осуществлять его контроль, свидетельствует также о его соответствии всем признакам рабочего места, содержащимся в части шестой ст. 209 ТК РФ.
В то же время, работодателю следует учитывать, что законодатель предъявляет определенные требования к содержанию трудового договора, устанавливая перечень обязательных для включения в него как сведений (часть первая ст. 57 ТК РФ), так и условий (часть вторая ст. 57 ТК РФ). Также закон содержит прямое указание на возможность включать в трудовой договор дополнительные условия (часть четвертая ст. 57 ТК РФ). В соответствии с указанными нормами обязательным для включения в трудовой договор является условие о месте работы. А вот условие трудового договора о рабочем месте в силу части четвертой ст. 57 ТК РФ является дополнительным, устанавливаемым по соглашению сторон. Следовательно, условие о рабочем месте по общему правилу не является обязательным для включения в трудовой договор. При этом в п. 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 разъяснено, что в случае, если в трудовом договоре, заключенном с работником, либо локальном нормативном акте работодателя (приказе, графике и т.п.) не оговорено конкретное рабочее место этого работника, то в случае возникновения спора по вопросу о том, где работник обязан находиться при исполнении своих трудовых обязанностей, следует исходить из того, что в силу части шестой ст. 209 ТК РФ рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Кроме того, из приведенных норм также следует, что "рабочее место" считается самостоятельным понятием и не совпадает с понятием "место работы" (определение Белгородского областного суда от 14.06.2018 N 33-2876/2018).
В этой связи отметим, что определения понятия "место работы" ТК РФ не дает. Согласно позиции Верховного Суда РФ, приведенной в Обзоре, утвержденном 26.02.2014, под местом работы понимается расположенная в определенной местности (населенном пункте) конкретная организация, ее представительство, филиал, иное обособленное структурное подразделение. Из приведенного Верховным Судом РФ определения следует, что для характеристики места работы как места нахождения организации достаточно указания населенного пункта, в котором эта организация расположена (Энциклопедия решений. Условие трудового договора о месте работы). Такой подход полностью соответствует определению места нахождения юридического лица, содержащемуся в гражданском законодательстве. Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
Таким образом, для того, чтобы обозначить в трудовом договоре место работы принимаемого на работу работника, по общему правилу достаточно указать наименование населенного пункта, в котором работник будет осуществлять свою трудовую деятельность без уточнения конкретного адреса (улицы, номера здания) (ответ 1, ответ 2, ответ 3 Роструда с портала "Онлайнинспекция.РФ"). Однако если в силу части четвертой ст. 57 ТК РФ работодатель и работник конкретизируют в трудовом договоре место работы путем указания на конкретный адрес (то есть название улицы и номер здания самого учреждения или ее структурного подразделения), то в таком случае работник не вправе будет исполнять трудовые обязанности по месту нахождения учредителя - государственного органа, поскольку свою трудовую функцию работник должен выполнять только из того места, которое зафиксировано в его трудовом договоре в качестве места работы. Следовательно, для того, чтобы работник на законных основаниях смог осуществлять свою трудовую функцию по месту нахождения учредителя, место работы в трудовом договоре должно быть определено указанием на наименование населенного пункта - город Томск. Если же место работы будет определяться указанием на конкретный адрес государственного подведомственного учреждения, то и исполнять свои должностные обязанности он должен будет по данному конкретному адресу. Вместе с тем в дальнейшем изменить такое условие трудового договора о месте работы можно будет в порядке, предусмотренном ст. 72 ТК РФ, путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору либо по инициативе работодателя при наличии перечисленных в части первой ст. 74 ТК РФ обстоятельств.
Обращаем внимание, что высказанная нами позиция является исключительно нашим экспертным мнением. При возникновении спора только суд может принять окончательное решение по вопросу с учетом всех обстоятельств дела.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Странцова Наталья
Ответ прошел контроль качества
24 декабря 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"