Прокуратурой 28.10.2021 принято решение о проведении проверки сроком с 28.10.2021 по 18.11.2021. Позднее, 17.11.2021, прокуратурой принято решение о продлении срока проверки на 30 дней - по 17.12.2021. Однако данное решение о продлении срока проверки доведено до сведения проверяемой организации лишь 02.12.2021. Согласно п. 3 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. Распространяется ли данное положение о сроке доведения до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) решения о продлении проверки?
Прежде всего отметим, что прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пп. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", далее - Закон о прокуратуре). При осуществлении надзора прокуроры вправе проводить проверки (абзац 2 п. 1 ст. 22, абзацы 2 и 5 п. 1 ст. 27 Закона о прокуратуре). Прокурорская проверка - проверка прокурором исполнения законов (глава 1 раздела III Закона о прокуратуре) либо проверка прокурором соблюдения прав и свобод человека и гражданина (глава 2 раздела III Закона о прокуратуре) - самое распространённое средство прокурорского надзора, применяемое во всех его направлениях и связанное с обнаружением любых правонарушений.
При проведении проверок прокуроры руководствуются нормами Закона о прокуратуре в том конституционно-правовом смысле, который был выявлен Конституционным Судом РФ в постановлении от 17.02.2015 N 2-П. Кроме того, приказом Генеральной прокуратуры РФ от 17.03.2017 N 172 утверждены типовые формы некоторых документов, которые должны составляться во время проверки.
Важно отметить, что права и обязанности проверяющих лиц, предусмотренные Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", как и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не распространяются на прокуроров (п. 7 ч. 3 ст. 1 Закона N 248-ФЗ, п. 3 ч. 3 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре п. 6 приказа Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. N 195). Данную информацию могут содержать поступившие в прокуратуру письма, заявления, жалобы, в том числе коллективные, запросы (депутатские либо должностных лиц), обращения, направленные средствами массовой информации или переданные устно на личном приеме).
Предмет и пределы прокурорской проверки не ограничены законом. Конституционный Суд РФ допускает проведение прокурорского надзора не только в связи с конкретными обращениями, но и по собственной инициативе прокуратуры. Однако основания и поводы для проверок не могут определяться произвольно, а должны быть связаны с конкретными сведениями о нарушении законов проверяемым лицом, притом что неопределенность в отношении правовой квалификации таких фактов не может быть устранена посредством взаимодействия органов прокуратуры с соответствующим надзирающим госорганом (абзац 3 п. 5.2 мотивировочной части, абзац 2 п. 2 резолютивной части Постановления N 2-П).
Пункт 3 ст. 21 Закона о прокуратуре обязывает извещать проверяемое лицо о проведении проверки не позднее дня начала проверки путем ознакомления с решением о проведении проверки. В отсутствие доказательств о надлежащем извещении лица о проведении в его отношении прокурорской проверки, ее основаниях и сроке проведения, суд может не принять собранные прокуратурой доказательства (смотрите, например: постановление Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 11-АД17-27).
Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 21 Закона о прокуратуре срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.
Срок проведения проверки в отношении органа (организации), осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации) (п. 5 ст. 21 Закона о прокуратуре).
В случаях, предусмотренных п. 6 ст. 21 Закона о прокуратуре, проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено. Общий срок приостановлений прокурором или его заместителем проведения проверки не может превышать шесть месяцев, но может быть продлен по решению Генерального прокурора Российской Федерации или уполномоченного им заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, но не более чем на шесть месяцев.
Обратите внимание, что на основании п. 11 ст. 21 Закона о прокуратуре руководитель или иной уполномоченный представитель проверяемого органа (организации) уведомляется о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения проверки в течение двух дней со дня принятия решения о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения указанной проверки.
В рассматриваемой ситуации 28.10.2021 прокуратурой было принято решение о проведении проверки сроком с 28.10.2021 по 18.11.2021. Позднее, а именно 17.11.2021, прокуратурой принято решение о продлении срока проверки на 30 дней по 17.12.2021. Однако данное решение о продлении срока проверки доведено до сведения проверяемой организации лишь 02.12.2021.
По нашему мнению, в данном случае усматривается нарушения срока уведомления руководителя (иного уполномоченного представителя) проверяемой организации о продлении срока проведения прокурорской проверки, определяемом в соответствии с п. 11 ст. 21 Закона о прокуратуре. Поскольку решение о продлении срока проверки было вынесено 17.11.2021, полагаем, что проверяемое лицо должно было быть уведомлено о принятом решении в течение двух дней со дня его принятия, то есть не позднее 20.11.2021.
Отметим, что в силу п. 15 ст. 21 Закона о прокуратуре действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Подобное нарушение, на наш взгляд, может послужить основанием для обжалования действий и решений прокурора.
Однако окончательный вывод по делу может быть сделан только судом с учетом всех имеющихся обстоятельств в их совокупности и доказательств, представленных сторонами. В этой связи рекомендуем ознакомиться с судебной практикой, например: постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2019 г. N 21АП-2630/18, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2021 г. N 01АП-449/21 по делу N А43-1590/2020, решение Иркутского районного суда Иркутской области от 11 марта 2019 г. по делу N 12-117/2019, решение Волосовского районного суда Ленинградской области от 30 апреля 2021 г. по делу N 12-59/2021, решение Николаевский-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 23 сентября 2019 г. по делу N 12-189/2019, решение Владимирского областного суда от 17 февраля 2020 г. по делу N 11-18/2020, решение Буйского районного суда Костромской области от 11 июля 2018 г. по делу N 12-65/2018, решение Промышленного районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 16 ноября 2017 г. по делу N 12-206/2017.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Ответ прошел контроль качества
7 декабря 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.