Какие нововведения ожидают бухгалтера, экономиста, аудитора бюджетной сферы в 2022 году?
декабрь 2021 г.
Традиционно наступление нового года связано не только с приятными хлопотами, но и с изменениями в законодательстве. Вот и в 2022 году бухгалтера и других специалистов финансово-экономического блока учреждений ожидает целый ряд нововведений. Разбираться в изменившихся правилах работы приходится очень оперативно, ведь применять многие новшества нужно будет сразу после новогодних каникул. Чтобы не допускать ошибок и свести к минимуму риск возникновения претензий при проверках, необходимо быть в курсе всех изменений, вступающих в силу с 1 января 2022 года...
1. Начинаем применять еще несколько новых федеральных стандартов бухучета
Всего на подходе пять стандартов. Они достаточно узконаправленные, а потому будут применяться не всеми учреждениями.
Стандарт "Биологические активы"
Биологические активы не должны учитываться в составе основных средств. Это установлено нормами Стандарта "Основные средства". С 1 января 2022 года с вступлением в силу Стандарта "Биологические активы" соответствующие объекты должны быть переведены из состава основных средств и матзапасов в особую группу учета. К биологическим активам относятся, в частности:
- животные на выращивании и откорме;
- многолетние насаждения, достигшие своей биологической зрелости и пригодные для сбора и получения биологической продукции.
Обособление такого имущества предусмотрено на счетах группы 113 00 "Биологические активы". То есть в межотчетный период нужно будет перенести такие объекты из состава основных средств на аналитический счет учета счета 113 00 "Биологические активы". Соответствующие поправки предусмотрены к внесению Единый план счетов и в Инструкцию N 157н.
Подробности смотрите: - в Обзоре положений Стандарта, - в Методических рекомендациях по его применению, доведенных письмом Минфина России от 29.11.2021 N 02-07-07/96775 |
Стандарт "Метод долевого участия"
Стандарт "Метод долевого участия" будут применять органы / учреждения, на которых возложены полномочия по заключению и исполнению контрактов при осуществлении финансовых вложений / инвестиций или функции по управлению государственным / муниципальным имуществом. Указанные органы и учреждения в этом случае выступают в роли инвестора, а объектом инвестирования могут являться МУП, ГУП, корпоративные юрлица и госкорпорации.
Стандарт регулирует особенности формирования инвесторами годовой отчетности в части показателей финансовых вложений. В частности, он устанавливает:
- порядок отражения финансовых активов, предназначенных для получения доходов от инвестиций, в годовой бухгалтерской/ финансовой отчетности с применением метода долевого участия,
- требования к информации об инвестициях, раскрываемой в годовой отчетности.
Стандарт "Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность"
Этот Стандарт - лишь для тех, в чьи функции входит формирование консолидированной отчетности. Общие требования к составу и порядку раскрытия показателей консолидированной бухгалтерской / финансовой отчетности и пояснений к ним такие же, как и для индивидуальной отчетности учреждений, и устанавливает их Стандарт "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности". А вот новый Стандарт определяет правила консолидации: какие обязательные процедуры должен выполнить орган, формирующий консолидированную отчетность, по каким видам операций подлежат исключению взаимосвязанные показатели, каков состав консолидированной отчетности, и др.
С внедрением Стандарта "Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность" связана главная новация запланированных изменений в Инструкции по учету и отчетности - новый порядок отражения в учете и отчетности приема/передачи активов и обязательств внутри сектора госуправления (непосредственно об этом расскажем ниже).
Стандарт "Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам"
Еще один Стандарт ориентированный на тех, кто уполномочен составлять сводную отчетность. Он устанавливает правила раскрытия сведений о показателях отчетности по сегментам в составе годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, формируемой в том числе ГРБС, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных / автономных учреждений, и консолидированной отчетности, формируемой финорганами субъектов РФ и муниципальных образований. Стандарт выделяет три сегмента - бюджетные единицы, бюджетные / автономные учреждения, внебюджетные государственные единицы, в каждый из которых входит отчетность соответствующих организаций.
Подробности смотрите в Обзоре положений Стандарта |
Стандарт "Бухгалтерская (финансовая) отчетность с учетом инфляции"
Стабильно высокие темпы инфляции в течение отчетного года влекут необходимость корректировки отдельных показателей отчетности - это позволяет получить достоверную оценку финансового состояния как отдельных учреждений, так и публично-правовых образований в целом. Названный Стандарт как раз регламентирует порядок учета уровня инфляции при составлении годовых отчетов организаций бюджетной сферы. Он будет применяться при формировании годовой бухгалтерской / финансовой отчетности на основе пересчета показателей годовой отчетности (и индивидуальной, и консолидированной). Для этого будут применяться коэффициенты пересчета монетарных и немонетарных активов и обязательств, характеризующие рост инфляции на отчетные даты и за отчетные периоды. Решение о пересчете отдельных показателей в связи с повышением уровня инфляции будет принимать Минфин России на основе анализа показателей консолидированной отчетности за год, предшествующий отчетному, и соответствия планируемого уровня инфляции, учитываемого при формировании бюджета, ее фактическому показателю.
Стандарт предусматривает закрытый перечень отчетных форм, в которых предстоит раскрывать информацию об объектах бюджетного / бухгалтерского учета с учетом инфляции:
- Баланс (ф. 503130, 0503730);
- Отчет о финансовых результатах (ф. 0503121, 0503721);
- Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123, 0503723);
- Пояснительная записка (ф. 0503160, 0503760).
2. Масштабные изменения в Инструкции N 157н
Еще летом 2021 года Минфин разработал очередные изменения в Инструкцию N 157н. Часть изменений необходимо будет учесть уже в этом году, другие - в следующем. Это планомерная масштабная работа по приведению действующих нормативных актов в соответствие с требованиями федеральных стандартов бухучета - как уже применяющихся, так и тех, что начнут работать с 2022 года.
Среди запланированных изменений:
- новые счета учета для операций с биологическими активами;
- новые счета для отражения объектов учета, возникающих при осуществлении совместной деятельности по договору простого товарищества, - федеральный Стандарт "Совместная деятельность" действует уже целый год, а вот бухгалтерских счетов для обособления соответствующих операций пока не было;
- новый порядок отражения в учете приема и передачи активов и обязательств внутри сектора госуправления;
- уточнение порядка переноса на следующий год неисполненных денежных обязательств по кредиторской задолженности, в отношении которой принято решение о списании, и др.
Детально все нововведения разобраны в специальных Обзорах ГАРАНТа: - Новые редакции приказов по учету, отчетности и бюджетной классификации: обзор изменений 2021-2022; - Бюджетный учет и отчетность 2021-2023: проблемы и перспективы |
3. Новшества в порядке формирования бухгалтерской и бюджетной отчетности
Бухгалтерскую отчетность за 2021 год учреждениям всех типов предстоит сдавать по обновленным положениям Инструкций N 33н и N 191н. Для АУ и БУ поправки в Инструкцию N 33н уже готовы к использованию. Приказ Минфина России от 21.12.2021 N 217н с поправками в Инструкцию N 191н пока находится на регистрации, тем не менее, Минфин и Казначейство в системном письме по отчетности - 2021 рекомендуют применять их при формировании годового отчета.
Уточнения в порядок заполнения отчетных форм в основном связаны с применяемыми с 2021 года федеральными стандартами, а также с предыдущими изменениями в Инструкцию N 157н, вступившими в силу осенью этого года, в частности, с применением новых счетов, предназначенных для отражения нематериальных активов и неисключительных прав пользования НМА. Помимо этого установлено, что стоимость матзапасов отражается в Балансе за вычетом резерва под снижение их стоимости, а бюджетные и автономные учреждения с 2021 года вправе начислять доходы по счету 0 401 10 13Х не только по КФО 2, 4 и 7, но также по КФО 5 и 6, и отражать их по строке 040 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" (статья 130 КОСГУ) Отчета (ф. 0503721), и др.
Запланированные на следующий год поправки в Инструкциях по учету и отчетности связаны в том числе с началом применением Стандарта "Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность", о котором мы говорили выше. Он предусматривает формирование консолидированной отчетности сектора государственного управления РФ, к которому, напомним, в числе прочих относятся все организации бюджетной сферы, а также иные юрлица, реализующие полномочия ПБС.
То есть в консолидированную отчетность сектора госуправления должны входить показатели как бюджетной (органы власти и КУ), так и бухгалтерской (АУ и БУ) отчетности. Процедурой формирования консолидированной отчетности предусморена выверка взаимосвязанных показателей и их исключение между субъектами отчетности, входящими в периметр консолидации. В этой связи с 2022 года планируется обособить расчеты по безвозмездной передаче между организациями бюджетной сферы, включая АУ и БУ. Подробнее читайте здесь
Подробно о новых требованиях к формированию отчетности - в специальных Обзорах ГАРАНТа: - Отчетность за 2021 год - по новым правилам: анализируем изменения в Инструкции N 33н; - Новые редакции приказов по учету, отчетности и бюджетной классификации: обзор изменений 2021-2022; - Бюджетный учет и отчетность 2021-2023: проблемы и перспективы |
||
Подробный перечень мероприятий по подготовке к годовой отчетности и наши советы - в специальных материалах Энциклопедии решений |
||
В преддверии годового отчета мы обновили Путеводители по отчетности казенных, бюджетных и автономных учреждений. В них вы найдете практические советы по заполнению каждой отчетной формы, примеры, иллюстрации и удобные аналитические таблицы |
4. Годовую бюджетную отчетность примут только с аудиторским заключением о ее достоверности
В продолжение темы отчетности - нововведение в части внутреннего финансового аудита. Напомним, он обязателен для казенных учреждений, органов власти и местного самоуправления.
Одна из основных целей проведения внутреннего финансового аудита - подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии ведения учета и отчетности. И начиная с отчета за 2021 года, а для некоторых даже ранее, подтверждать достоверность бюджетной отчетности нужно конкретным документом - аудиторским заключением. Формирование такого аудиторского заключения - требование нового федерального Стандарта ВФА "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности...". Порядок осуществления аудита, целью которого будет оценка достоверности отчета, зависит от того, как вообще организован ВФА в учреждении или в органе власти. А если полномочия по ведению учета и составлению отчетности централизованы, то значение будет иметь и порядок организации ВФА в центре учета.
Ответы на главные вопросы по осуществлению ВФА в целях подтверждения достоверности отчетности и порядку формирования соответствующего заключения - в Обзоре положений Стандарта |
|
Если для вас предпочтительнее формат видео, не пропустите тематический видеоурок Внутренний финансовый аудит достоверности бюджетной отчетности |
5. Изменения в применении КОСГУ, КВР и других КБК
5.1. Скорректирован Порядок N 209н по применению КОСГУ. С 2021 года расширено назначение подстатьи 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами". А начиная с 2022 года безвозмездные перечисления по подстатьям КОСГУ 250 будут разделены на текущие и капитальные с увеличением детализации этой статьи. Так, действующие в настоящее время подстатьи 251, 252, 253 будут применяться для перечислений текущего характера, а потому получат соответствующее определение в своем наименовании. А для отражения перечислений капитального характера вводятся три новых подстатьи 254 - 256 КОСГУ.
5.2. Со следующего года многое изменится и в части применения КБК.
В Порядок N 85н внесены поправки, подлежащие применению с 2022 года. В той или иной степени корректировки коснулись и доходных КБК, и расходных, и в части классификации источников финансирования дефицита бюджета тоже есть изменения - здесь, в частности, уточнено, что подстатья КИФ 171 "Курсовые разницы" не применяется. для отражения кассовых поступлений и выбытий.
Чуть подробнее остановимся на новшествах в части КВР.
Изменили названия КВР 113 и 123, а также уточнили порядок их применения. По этим КВР следует отражать осуществляемые вне фонда оплаты труда расходы учреждений / органов власти на выплаты физлицам, привлекаемым без заключения с ними трудовых договоров / служебных контрактов или договоров ГПХ, в т.ч. для участия в мероприятиях. Причем в учреждении эти выплаты могут быть предусмотрены не только законодательством РФ, субъектов РФ и/или муниципальными правовыми актами, но и локальными нормативными актами.
Теперь прямо установлено, что расходы на обеспечение участия спортсменов в спортивных соревнованиях и других мероприятиях, а именно расходы на проезд, проживание, питание, организационные взносы, иные расходы, связанные с участием в мероприятиях, осуществляемые через командируемых подотчетных лиц, следует отражать по КВР 244.
Уточнен порядок применения КВР 247 "Закупка энергетических ресурсов" - четко прописано, что по данному КВР отражаются расходы на оплату теплоснабжения, включая расходы не только на отопление, но и горячее водоснабжение.
Подробности - в новостном материале и в специальном разделе Обзора изменений в учете и отчетности 2021-2022 |
5.3. Действующие перечни кодов бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России N 99н, не будут применяться при составлении и исполнении бюджетов на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов). На смену указанному документу Приказом N 75н в сентябре были утверждены новые Перечни КБК. Большая их часть это коды направлений расходов целевых статей расходов федерального бюджета на достижение результатов федеральных проектов. Однако ряд перечней предназначен для применения на всех уровнях бюджета, в том числе региональными и муниципальными органами и учреждениями.
КБК - 2022: системные разъяснения Минфина России
КБК-2021 и КБК-2022: новые сопоставительные таблицы для бюджета будущего года |
6. Новые электронные первичные бухгалтерские документы и регистры
В течение 2021 года приказом Минфина России от 15.04.2021 N 61н и поправками к нему были утверждены 18 новых унифицированных форм электронных первичных документов и три регистра бухгалтерского учета.
Предусмотрен двухэтапный переход на применение новых форм:
- с 1 января 2022 года их в обязательном порядке начинают применять на федеральном уровне органы и учреждения, полномочия по ведению бюджетного учета которых централизованы в Казначействе;
- до 1 января 2023 года, то есть в течение 2022 года перейти на новые формы должны региональные и муниципальные центры учета и учреждения, передавшие им соответствующие полномочия.
Остальные учреждения, самостоятельно осуществляющие ведение бухгалтерского учета, так же до 1 января 2023 года должны определиться с возможностью скорейшего внедрения новых электронных форм в работу - по мере технической готовности перехода к электронному документообороту. До перехода на "электронку" в течение 2022 года оформлять установленные Приказом N 61н документы можно в бумажном виде.
Подробно о новых формах и переходе на их применение смотрите: - в Методических рекомендациях, доведенных письмом Минфина России от 01.12.2021 N 02-07-0798091, - в новостных материалах от 1 июля и 10 декабря 2021 года - в специальном разделе Обзора "Бюджетный учет и отчетность 2021-2023: проблемы и перспективы" |
|
В нашем Путеводителе уже готовы образцы заполнения новых форм первичных документов, например: - Акт о консервации (расконсервации) (ф. 0510433) - Акт о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам (ф. 0510436) - Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440) |
7. Формирование бюджетных смет федеральных учреждений - по новым правилам
Летом 2021 года для федеральных казенных учреждений было утверждено 197 форм обоснований / расчетов плановых сметных показателей, применяемых начиная с подготовки бюджетной сметы на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 гг. Это на 25 форм больше, чем используется в 2021 году. Из них ряд форм предназначен для обоснования объема субсидий/субвенций, планируемых для предоставления субъектам РФ на реализацию нацпроектов (приложения NN 77 - 110).
В помощь федеральным КУ ведомство разработало Методические рекомендации, которые содержат подробный порядок формирования обоснований/расчетов, включая внутриформенные контрольные соотношения, для отдельных направлений расходов с учетом особенностей для учреждений, подведомственных разным федеральным органам.
Мы обновили примеры заполнения Бюджетной сметы и обоснований / расчетов плановых сметных показателей. При формировании сметы на следующий год загляните в специальный раздел Путеводителя по формам первичных документов и регистров |
8. Новый порядок взаимодействия с ФСС, оформления больничных, расчета и выплаты пособий
С 2021 года вся страна перешла на прямые выплаты ФСС пособий. Однако этот год был переходным, механизм прямых выплат продолжает совершенствоваться, и со следующего года в очередной раз изменится порядок взаимодействия ФСС, учреждений и их работников - застрахованных лиц. По-другому станут оформлять больничные листы - они будут только электронными, сократятся сроки для передачи сведений в ФСС, увеличится размер некоторых пособий, упростятся процедуры получения выплат, скорректируют порядок исчисления страхового стажа, будет сведено к минимуму участие работодателя в процессе назначения пособий. Вместе с тем, ФСС будет проводить больше проверок, выписывать работодателям новые штрафы и требовать от них возмещения пособия, выплаченного работнику, если выяснится, что оно было назначено Фондом на основании недостоверных сведений, представленных работодателем.
Детально все новшества в части начисления и выплаты пособий мы разобрали в специальном Обзоре |
9. Статистическая отчетность: введены новые формы и изменен порядок расчета списочной численности
9.1. Росстат утвердил новый единовременный отчет о расходах за 2021 год. Форму N ТЗВ-бюджет казенные, бюджетные и автономные учреждения должны представить в территориальные органы Росстата до 15 апреля 2022 года. Форма заполняется на основании данных бухгалтерского учета, в ней отражаются кассовые расходы учреждения за 2021 год по подстатьям 221 - 226, 341 - 346 и 349 КОСГУ за счет всех источников финансирования.
9.2. А для санаторно-курортных организаций и учреждений, предоставляющих услуги гостиниц, помимо годового и квартального со следующего года вводится еще один отчет, на этот раз ежемесячный - N 1-КСР (основные индикаторы) "Сведения о деятельности коллективного средства размещения". Сдавать ее нужно будет до 5 числа месяца, следующего за отчетным, а впервые отчитаться в Росстат по новой форме предстоит за январь 2022 года.
9.3. С 2022 года действуют новые Указания по заполнению некоторых форм отчетности:
- N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг";
- N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы";
- N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации";
- N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников";
- N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации".
По новым правилам нужно будет сформировать отчетность за январь или за 1 квартал 2022 года - в зависимости от ее периодичности. Подчеркнем, данный приказ утверждает не сами формы отчетности, а только указания по их заполнению.
В частности, новый порядок составления формы N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" вносит ряд важных изменений
- дополнен перечень социальных выплат, которые нужно учесть в отчете;
- расширен состав расходов, которые не учитываются в фонде заработной платы и выплатах социального характера;
- уточнен порядок учета в списочной численности некоторых категорий работников .
Чуть подробнее - в новостном материале.
9.4. А еще с 1 января 2022 года в принципе меняются правила сдачи многих форм статистической отчетности - вместо фиксированной даты, ограничивающей срок предоставления информации, вводится диапазон, в рамках которого будет приниматься отчетность. Например, форму N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", срок представления которой установлен на 15 число месяца, следующего за отчетным месяцем или кварталом, сдать можно уже начиная с первого рабочего дня после отчетного периода и до 15 числа включительно. Подробности - здесь.
10. Перевозочные документы - в электронный формат
С 1 января 2022 года вступают в силу поправки в Устав автомобильного транспорта, закрепляющие возможность повсеместного применения электронных перевозочных документов на автомобильном транспорте. То есть все участники автомобильных грузоперевозок смогут создавать и обмениваться перевозочными документами (транспортной накладной, сопроводительной ведомостью, заказом-нарядом) в электронной форме. В этой связи с 1 марта 2022 года вводится новый порядок заполнения транспортной накладной. На подходе - перевод в электронный формат и путевых листов.
11. Новый размер МРОТ
С 1 января 2022 года МРОТ в России составит 13 890 рублей, что на 1098 рублей (почти 8,6%) больше действующего в 2021 году размера - 12 792 рубля.
Этот рост покрывает инфляцию за текущий год, которая, по ожиданиям Центробанка, составит 7,4 - 7,9%.
Напомним, что согласно ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда / трудовые обязанности, не может быть ниже МРОТ. Величина МРОТ в отдельных случаях может повлиять и на размер пособий по социальному страхованию.
Справочная информация |
12. Новое в части проверок контролирующих органов
12.1. Согласно поправкам в федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля с 1 января 2022 года органы финнадзора будут наделены правом без назначения встречной проверки запрашивать у органов власти / местного самоуправления, организаций и должностных лиц информацию, документы и материалы в отношении деятельности проверяемого органа / учреждения. Причем направлять запросы ревизоры смогут в том числе на этапе подготовки и проведения контрольных мероприятий. И со следующего года не только сами объекты контроля, но и иные организации, являющиеся владельцами / операторами государственных или муниципальных информационных систем, обязаны предоставить по запросу ревизоров доступ к этим ГИС/МИС.
12.2. А с 1 марта 2022 года отменяются плановые проверки применения ККТ. С указанной даты налоговые органы могут проводить только внеплановые контрольные мероприятия - без уведомления проверяемой организации. Подробнее - здесь.
13. Прослеживаемость товаров: окончание переходного периода, усиление контроля, новые штрафы
С 1 июля 2021 года на территории России применяется национальная система прослеживаемости товаров. Это своего рода информационный учет определенных видов товаров. Заметим, что в перечень прослеживаемых товаров включены машины и оборудование, многие из которых использует практически каждое учреждение, например: бытовые холодильники и морозильники, бытовые и промышленные стиральные машины; мониторы, проекторы, телевизоры, и др.
Осуществляют такой информационный учет товаров, подлежащих прослеживаемости, поставщики и покупатели на всех этапах движения таких товаров. В целях прослеживаемости товару, точнее партии товара, присваивается специальный идентификатор - реквизиты прослеживаемости. Товары, поступившие в учреждение до 01.07.2021, т.е. до начала действия системы, можно ввести в цепочку прослеживаемости - в дальнейшем это позволит без проблем списать прослеживаемый товар. И сделать это можно в рамках инвентаризации, по результатам которой направить в налоговый орган Уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости. На основании Уведомления ФНС присвоит этим товарам те самые реквизиты прослеживаемости. Жестких сроков для подачи такого Уведомления нет - важно это сделать не позднее дня окончания инвентаризации.
Также с июля 2021 года все, кто осуществляет операции с прослеживаемыми товарами, обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с такими товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости. В первый год работы в рамках этой системы установлен переходный период, в течение которого ответственность за непредставление указанного отчета в течение переходного периода не предусмотрена. Однако ФНС уже подготовила для своих территориальных органов рекомендации по проведению мероприятий налогового контроля, целью которых будет в том числе выявление рисков, расхождений, противоречий, несоответствий по операциям реализации товаров, подлежащих прослеживаемости. За непредставление или несвоевременно представление Отчетов об операциях, неполного отражения / искажения реквизитов прослеживаемости в Отчете, счетах-фактурах, УПД и прочим связанным с прослеживаемостью нарушениям будут наказывать. С 1 июля 2022 года планируется ввести новые штрафы - уже подготовлен проект поправок в КоАП РФ, предусматривающий ответственность за нарушения законодательства о национальной системе прослеживаемости, в том числе за несвоевременное представление в налоговый орган отчета, и документов, содержащие реквизиты прослеживаемости:
Вид нарушения |
Предусмотренная проектом мера ответственности - штраф |
Непредставление или несвоевременное представление отчета об операциях с прослеживаемыми товарами либо документов с реквизитами прослеживаемости |
1 000 рублей за каждый документ |
Неотражение или неполное указание реквизитов прослеживаемости в счетах-фактурах и УПД | |
Искажение реквизитов прослеживаемости в отчете об операциях с прослеживаемыми товарами при наличии в счетах-фактурах и УПД правильных реквизитов | |
Представление счета-фактуры и УПД не в электронном виде |
200 рублей за каждый документ |
|
Формы документов Пример заполнения Уведомления об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости Пример заполнения Отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости |
|
Какие товары подлежат прослеживаемости? Для чего требуется проведение специальной инвентаризации? Как организовать работу с прослеживаемыми товарами? Какие формы и в какие сроки нужно подать в налоговую инспекцию в этой связи? Будут ли наказывать за нарушения в части прослеживаемости товаров? Ответы на эти и другие важные вопросы по этой теме - в нашей Памятке |
14. Отчет о результатах деятельности и использовании имущества за 2022 год изменился по структуре и по содержанию
Отчет о результатах деятельности государственного / муниципального учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества за 2021 год учреждения будут сдавать еще по нынешним правилам, а вот по итогам 2022 года отчитываться нужно будет уже по новым требованиям. В результате внесения изменений существенно расширился объем сведений, подлежащих отражению в Отчете. И это несмотря на то, что из него исключена часть "Общие сведения об учреждении". Раздел "Результаты деятельности" дополнен достаточно обширными сведениями о численности сотрудников и оплате труда. Детально отразить потребуется и сведения о недвижимом имуществе. Дополнительно должна быть отражена информация о фактических расходах на оплату коммунальных услуг, расходов на содержание имущества и на уплату имущественных налогов.
Непосредственно порядок составления и утверждения Отчета, а также его форму, как и сейчас, должны утвердить органы - учредители государственных / муниципальных учреждений.
Подробнее о новых требованиях - в новостном материале |
15. Новый БСО для сферы культуры
Утверждена форма билета как бланка строгой отчетности, который используется при проведении показа фильма в кинозале. Применяться новая форма будет в течение шести лет, начиная с 1 марта 2022 года. Одновременно с этим форма "Кинобилет", применяемая в настоящее время кинотеатрами и другими учреждениями, осуществляющими публичный показ аудиовизуальных произведений, будет упразднена.
16. Больше выплат госслужащим, педагогам и медикам
16.1. Как известно, с 1 сентября 2020 года была установлена ежемесячная доплата в размере 5 000 рублей за классное руководство в общеобразовательных школах. Еще через год аналогичная ежемесячная доплата была введена кураторам групп в колледжах и техникумах. С 1 января 2022 г. вознаграждение за классное руководство устанавливается новым категориям педагогических работников. Речь идет о педагогах федеральных учреждениях профессионального и высшего образования, реализующих образовательные программы начального, основного и среднего общего образования.
Выплаты за кураторство педагогам колледжей и техникумов: разъяснения профильного ведомства |
16.2. Чуть более года назад по постановлению Правительства РФ N 1762 специальную социальную выплату стали получать:
- врачи, средний и младший медперсонал, водители скорой помощи, члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, работающих с пациентами, у которых выявлена или подозревается COVID-19;
- работники силовых ведомств, оказывающих медицинскую помощь по диагностике и лечению коронавируса.
Тогда было установлено что такие выплаты медики будут получать до конца 2021 года. Но теперь в Постановление N 1762 предлагается внести изменения, согласно которым срок предоставления специальной социальной выплаты указанным категориям медицинских и иных работников будет продлен на год, а именно - до 31 декабря 2022 года
16.3. В 2021 году индексации зарплаты госслужащих не было - в декабре 2020 года по решению Президента РФ соответствующая норма Закона N 79-ФЗ о госслужбе была приостановлена до 1 января 2022 года. Значит, в 2022 году размеры окладов денежного содержания госслужащих должны быть увеличены с учетом уровня инфляции, а ее уровень в 2022 году ожидается в пределах 4%.
И Правительство РФ уже проиндексировало на 4% страховые суммы, единовременные пособия и ежемесячные денежные компенсации военнослужащим и сотрудникам силовых ведомств. Речь идет о выплатах в случае гибели (смерти) военнослужащего или сотрудника, повреждения его здоровья.
16.4. В целом изменится структура денежного содержания госслужащих. Соответствующие поправки внесены в Закон N 79-ФЗ о государственной гражданской службе. Так, если ранее при формировании фонда оплаты труда госслужащих помимо средств на выплату оклада предусматривались средства для выплат по нормативам (оклад за классный чин - в размере четырех должностных окладов, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет - три оклада, и т.д.), то в результате нововведений с 1 января 2022 года нормативы формирования ФОТ федеральных госслужащих исключены. На федеральном уровне их определит Президент РФ, на региональном - нормативные правовые акты субъектов РФ, при принятии которых должны быть учтены акты Президента РФ и Правительства РФ о формировании фонда оплаты труда служащих и других работников федеральных органов.
Помимо этого, к денежному содержанию теперь относятся любые премии, а не только суммы за выполнение особо важных и сложных заданий.
17. Новшества в проведении закупок, имеющие значение для бухгалтера
17.1. С 1 января 2022 года закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций должны составлять не менее 25% совокупного годового объема закупок. Соответствующая поправка внесена в нормы Закона N 44-ФЗ. Напомним, что в 2021 году такой годовой объем составлял 15% СГОЗ.
Также с будущего года вступят в силу ограничения по срокам оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта:
С кем заключен контракт? |
Срок оплаты |
||
в 2021 году |
с 1 января 2022 года |
с 1 января 2023 года |
|
Субъект и малого предпринимательства, социально ориентированная некоммерческая организация |
15 дней |
10 дней |
7 дней |
Иные контрагенты |
30 дней |
15 дней |
10 дней |
17.2. В 2021 году для ряда федеральных ПБС Постановлением N 2050 было введено новое требование: предусмотреть в контрактах положение о возможности формирования и подписания документов о приемке товаров, выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта в форме электронного документа в ЕИС в сфере закупок. Начиная с 1 января 2022 года так называемое электронное актирование запланировано внедрить повсеместно и распространить на заказчиков всех уровней бюджетов независимо от типа учреждения.
На что следует обратить внимание при электронном актировании? Читайте в новостной ленте |
18. Главные налоговые новшества
Кроме того, в 2021 году снова принято много законов, вносящих изменения в налоговое законодательство. Основные новации по налогам и взносам, вступающие в силу в 2022 году, которые нельзя пропустить бухгалтеру бюджетной сферы, представлены в специальном Обзоре.
Энциклопедия решений поможет сдать налоговую отчетность в ИФНС без проблем! |
19. Новые правила ведения реестров федерального имущества
Летом 2021 года Правительство утвердило поправки в Положение N 447 об учете федерального имущества. Документ вступит в силу 29 июня 2022 г. Отсрочка в 12 месяцев была дана для того, чтобы органы власти скорректировали нормативно-правовую базу, а Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ФАУГИ) модернизировало программное обеспечение подсистемы "Автоматизированная система учета федерального имущества" ФГИАС "Единая система управления государственным имуществом" в соответствии новыми требованиями. Дело в том, что именно в этой подсистеме и будет вестить реестр федерального имущества - путем внесения в систему карты сведений о каждом объекте. А потому если по действующей редакции Положения N 447 сведения о федеральном имуществе могут предоставляться в ФАУГИ либо в электронном виде, либо на бумаге, то с указанной даты 2022 года такие сведения требуется подавать исключительно в электронном формате с усиленной ЭЦП.
20. Казначейство начинает санкционировать операции со средствами во временном распоряжении АУ и БУ
Начиная с 01.01.2022 проведение операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета, будет осуществляться после санкционирования указанных операций.
Это обусловлено начавшимся в 2021 году переходом на систему казначейских платежей, в рамках которого Федеральное казначейство, помимо функции органа, осуществляющего кассовое обслуживание, стало выполнять еще одну - оператор системы казначейских платежей (СКП). Участниками СКП являются в том числе бюджетные и автономные учреждения. С 2022 года бюджетные и автономные учреждения будут учитывать средства во временном распоряжении на специальном лицевом счете, который независимо от уровня бюджета будет открыт в Федеральном казначействе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.