Главные налоговые новшества - 2022
для бухгалтера бюджетной сферы
декабрь 2021 г.
Об изменениях в налоговом законодательстве, которые необходимо учесть при подготовке годовой отчетности - 2021, см. в Энциклопедии решений:
- Годовой налоговый отчет 2021 (для бюджетной сферы)
В 2021 году в налоговое законодательство внесены очередные изменения. Рассмотрим основные новации, вступающие в силу в 2022 году, на которые надо обратить внимание бухгалтеру бюджетной сферы.
1. Изменения в часть первую НК РФ
1.1. Уточнен порядок зачета налоговой переплаты
Пункт 1 ст. 78 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2022 года, предусматривает возможность зачета суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей или погашения недоимки не только по налогам, но также и по сборам, страховым взносам, включая соответствующие пени и штрафы.
При этом п. 1.1 ст. 78 НК РФ, согласно которому сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежала зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в установленном порядке, утрачивает силу.
Аналогичные изменения внесены и в ст. 79 НК РФ, посвященную возврату сумм излишне взысканного налога: такой возврат возможен лишь после зачета излишне взысканной суммы в счет погашения недоимки не только по налогам, но и по сборам, страховым взносам, включая соответствующие пени и штрафы.
Изменения внесены п.п. 6, 7 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2021 N 379-ФЗ.
2. Налог на доходы физических лиц
2.1 Скорректирован порядок предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов работодателями
Согласно п. 2 ст. 219, п. 8 ст. 220 НК РФ ряд социальных и имущественных налоговых вычетов может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода работодателем. Суть изменений в данной части, вступающих в силу с 1 января 2022 года, заключается в том, что это будет возможно при условии представления работодателю подтверждения права налогоплательщика на получение указанных налоговых вычетов не самим налогоплательщиком (как сейчас), а непосредственно налоговым органом. Налогоплательщик, направивший в налоговый орган заявление о подтверждении права на получение налоговых вычетов и соответствующие документы, получит от налогового органа лишь уведомление о результатах рассмотрения данного заявления. Непосредственно само подтверждение права налогоплательщика на получение налоговых вычетов налоговый орган предоставит налоговому агенту (если не будет выявлено отсутствие права налогоплательщика на вычеты).
Изменения внесены п. 1, пп. "в" п. 3 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 20.04.2021 N 100-ФЗ.
2.2. Уточнен порядок освобождения от НДФЛ путевок в санаторно-курортные и оздоровительные российские организации
С 1 января 2022 года изменен п. 9 ст. 217 НК РФ, освобождающий от НДФЛ суммы компенсации (оплаты) определенным данным пунктом категориям налогоплательщиков стоимости приобретаемых для них путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории РФ.
Во-первых, действие п. 9 ст. 217 НК РФ распространяться на детей, не достигших возраста 18 лет, а не 16 лет (как до 2022 года), а также на детей в возрасте до 24 лет, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях.
Во-вторых, возможность применения п. 9 ст. 217 НК РФ уже не ставится в зависимость от того, учитываются ли расходы по оплате стоимости путевок при формировании налогооблагаемой прибыли организаций. В частности, освобождение от НДФЛ можно применить и в случае, если указанные расходы будут признаны в налоговом учете. При этом не будут освобождаться от налогообложения повторно (многократно) осуществляемые в одном календарном году компенсации (оплаты) стоимости путевок одному физическому лицу.
Поправки внесены п. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 17.02.2021 N 8-ФЗ.
3. Налог на прибыль организаций
3.1. Скорректированы правила признания расходов на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей
С 1 января 2022 года работодатели могут учитывать в составе расходов на оплату труда расходы на оплату услуг по санаторно-курортному лечению на территории РФ (включая расходы на проживание и питание) работников, их супругов, родителей, детей и подопечных по договорам, заключенным непосредственно с санаторно-курортными организациями, а также расходы в виде сумм полной или частичной компенсации этим лицам указанных расходов (в пределах установленных лимитов).
Соответствующие поправки внесены в п. 24.2 ст. 255 НК РФ (п. 5 ст. 1, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 17.02.2021 N 8-ФЗ).
3.2. Уточнены правила налогового учета при изменении первоначальной стоимости основных средств
Поправки внесены в п. 2 ст. 257, п. 1 ст. 258, п. 5 ст. 259.1 НК РФ. Они действуют с 1 января 2022 года и устраняют спорность по вопросам начислению амортизации.
Во-первых, уточнено, что первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям независимо от размера остаточной стоимости основных средств.
Во-вторых, установлено, что в случае, если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств срок его полезного использования не увеличился, налогоплательщик применяет норму амортизации, определенную исходя из срока полезного использования, первоначально установленного для этого объекта основных средств.
В-третьих, внесена "техническая" корректировка, что независимо от окончания срока полезного использования начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям.
Правки внесены п.п. 33-35 ст. 2, ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ.
3.3. Изменены правила ведения налогового учета по договорам лизинга
Суть вносимых с 1 января 2022 года изменений заключается в том, что расходы по договорам лизинга будут признаваться его сторонами независимо от того, у кого согласно указанным договорам должен учитываться предмет лизинга.
Так, расходы на приобретение лизингового имущества будут признавать в налоговом учете лизингодатели согласно общеустановленному порядку, через амортизационный механизм, в том числе, с применением повышающего коэффициента (если имущество будет признаваться амортизируемым). Соответственно, расходы на приобретение предмета лизинга больше не будут учитываться ими в качестве прочих пропорционально лизинговым платежам.
Лизингополучатели будут признавать при расчете налогооблагаемой прибыли лизинговые платежи за принятое в лизинг имущество (в том числе земельные участки). В случае, если в их состав включена выкупная стоимость предмета лизинга, подлежащего по окончании срока действия договора лизинга передаче лизингополучателю в собственность на основании договора купли-продажи, лизинговые платежи учитываются в составе расходов за минусом этой выкупной стоимости.
Соответствующие поправки коснулись п. 10 ст. 258, абзаца первого пп. 1 п. 2 ст. 259.3, пп. 10 п. 1 ст. 264, п. 8.1 ст. 272 НК РФ.
Предусмотрен переходный период. Указанные нововведения применяются в отношении договоров лизинга, которые действуют с 1 января 2022 года, поскольку установлено, что до окончания срока действия договоров лизинга, действующих на указанную дату, лизингодатель и лизингополучатель должны учитывать имущество, являющееся предметом лизинга, по прежним правилам налогового и бухгалтерского учета.
Изменения внесены п.п. 21-23, 25 ст. 1, ч. 1 ст. 2, ч.ч. 3, 4 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2021 N 382-ФЗ.
3.4. Расширен перечень расходов на НИОКР
С 1 января 2022 года действует новый пп. 3.2 п. 2 ст. 262 НК РФ, согласно которому в состав расходов на НИОКР, учитываемых в порядке, предусмотренном указанной статьей, относятся расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору в случае использования приобретенных прав исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (доп. см. информацию Роспатента от 06.08.2021 "Вступили в силу изменения в НК РФ, касающиеся интеллектуальной собственности").
Новая норма внесена п. 36 ст. 2, ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ.
3.5. Перечисляемые в бюджет (внебюджетные фонды) в целях возмещения ущерба платежи при расчете налогооблагаемой прибыли не учитываются
С 1 января 2022 года п. 2 ст. 270 НК РФ установлен прямой запрет на признание при формировании налоговой базы по налогу на прибыль расходов в виде платежей в целях возмещения ущерба, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды).
Изменения внесены п. 39 ст. 2, ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ.
3.6. Действие правила о 50-процентном ограничении на перенос убытков прошлых лет продлено на 3 года
Так, п. 2.1 ст. 283 НК РФ, согласно которому налоговая база по налогу на прибыль за текущий отчетный (налоговый) период, исчисленная в соответствии со ст. 274 НК РФ (за исключением налоговой базы, к которой применяются налоговые ставки, установленные п.п. 1.2, 1.5, 1.5-1, 1.7, 1.8, 1.10, 1.14 ст. 284 и п.п. 6 и 7 ст. 288.1 НК РФ), не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 процентов, будет применяться также в течение трех следующих налоговых периодов (вплоть до конца 2024 года).
Соответствующие поправки в данную норму внесены п. 40 ст. 2, ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-Ф и действуют с 1 января 2022 года.
4. Налог на имущество организаций
4.1. Установлены единые сроки уплаты налога и авансовых платежей
С 1 января 2022 года п. 1 ст. 383 НК РФ устанавливает, что налог на имущество организаций подлежит уплате в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи по нему - в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
То есть на федеральном уровне установлены единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей. Соответственно, регионы уже не смогут решать данный вопрос по своему усмотрению.
В этой связи внесены изменения и в п. 2 ст. 372 НК РФ - законодательные (представительные) органы субъектов РФ лишены полномочий по установлению срока уплаты налога на имущество организаций. Они действуют также с 1 января 2022 года (доп. см. письмо ФНС России от 02.07.2021 N БС-4-21/9370@).
Новации внесены пп. "а" п. 78, п. 82 ст. 2, ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ.
4.2. С переданного в аренду (лизинг) имущества налог уплачивает арендодатель (лизингодатель)
С 1 января 2022 года новым п. 3 ст. 378 НК РФ определено, что имущество, переданное в аренду, в том числе по договору финансовой аренды (лизинга), подлежит налогообложению у арендодателя (лизингодателя).
В письме ФНС России от 29.11.2021 N БС-4-21/16631@ разъясняется, что установление таких особенностей обусловлено изменениями в правилах бухгалтерского учета имущества организаций. Это позволит устранить неопределенностью в определении налогоплательщика.
Новация введена п. 49 ст. 1, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2021 N 382-ФЗ.
4.3. Установлены особенности налогообложения при гибели (уничтожении) объекта налогообложения
На основании п. 4.1 ст. 382 НК РФ, вступающего в силу 01.01.2022, в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта. Для этого налогоплательщик должен будет представить в любой налоговый орган соответствующее заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 16.07.2021 N ЕД-7-21/668@, к которому могут быть приложены документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения.
В случае, если налоговый орган не будет располагать документами, в том числе, после соответствующего запроса у органов (лиц), обладающих необходимыми сведениями, он сможет истребовать их у налогоплательщика.
По результатам рассмотрения заявления налоговый орган должен будет направить налогоплательщику способом, указанным в заявлении, уведомление о прекращении исчисления налога на имущество в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения, содержащее указание на основания прекращения исчисления налога, объекты налогообложения и период, начиная с которого исчисление налога прекращается, либо мотивированное сообщение об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения.
Изменение внесено пп. "а" п. 81 ст. 2, ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ.
4.4. Определен порядок налогообложения при возникновении (прекращении) права на льготу в течение календарного года
Пункт 8 ст. 382 НК РФ, действующий с 1 января 2022 года, предусматривает, в частности, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога на имущество организаций (суммы авансового платежа по налогу) в отношении объекта налогообложения, по которому предоставляется налоговая льгота, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права будет приниматься за полный месяц.
Изменение внесено пп. "в" п. 81 ст. 2, ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ.
4.5. Региональные власти вправе устанавливать порядок применения введенных ими налоговых льгот
С 1 января 2022 года расширяются полномочия региональных властей в области установления льгот по налогу на имущество организаций: На основании п. 2 ст. 372 НК РФ законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут определять также и порядок применения предоставленных ими льгот, а не только соответствующие основания.
Изменение внесено пп. "б" п. 78 ст. 2, ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ.
5. Транспортный налог
5.1. Региональные власти вправе устанавливать порядок применения введенных ими налоговых льгот
С 1 января 2022 года ст. 356 НК РФ наделяет региональные власти полномочиями не только по установлению налоговых льгот по транспортному налогу и оснований их применения, но и по определению соответствующего порядка (см. также письмо ФНС России от 02.07.2021 N БС-4-21/9370@).
Изменение внесено п. 72 ст. 2, ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ.
5.2. Установлен порядок исчисления налога при изменении характеристик транспортного средства
Пунктом 3.2 ст. 362 НК РФ, вступающим в силу 1 января 2022 года, предусмотрено, в частности, что в случае изменения в течение налогового периода характеристик транспортного средства сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется с учетом коэффициента, определяемого в соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ, то есть пропорционально числу полных месяцев, в которых характеристики имели соответствующие значения, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Новая норма установлена пп. "б" п. 76 ст. 2, ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ.
5.3. Определен порядок налогообложения при возникновении (прекращении) права на льготу в течение календарного года
Пункт 3.3 ст. 362 НК РФ, действующий с 1 января 2022 года, устанавливает, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы транспортного налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении объекта налогообложения, по которому предоставляется налоговая льгота, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права будет приниматься за полный месяц.
Изменение внесено пп. "б" п. 76 ст. 2, ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ.
5.4. Организации могут представлять пояснения по транспортному налогу в течение 20 дней
С 1 января 2022 года согласно новой редакции п. 6 ст. 363 НК РФ налогоплательщик-организация (ее обособленное подразделение) вправе в течение двадцати дней, а не десяти, как ранее, со дня получения сообщения об исчисленной сумме транспортного налога (в том числе в случае несоответствия уплаченной налогоплательщиком суммы налога сумме налога, указанной в сообщении об исчисленной сумме налога, за соответствующий период) представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Изменение внесено пп. "б" п. 47 ст. 1, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2021 N 382-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.