ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО.
Расходы за счет средств ОМС : разрешенные, запрещенные, неурегулированные
САМОЕ ВАЖНОЕ О СИСТЕМЕ ОМС ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Нормативное регулирование: - Акты, регулирующие правоотношения оказания услуг в рамках ОМС - Тарифные соглашения субъектов РФ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" - Порядок осуществления ТФОМС контроля за использованием средств ОМС медицинскими организациями, утвержденный приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н |
|
Энциклопедия решений: |
Пошаговая инструкция проверки правильности произведенного расхода за счет средств ОМС
|
1-ый уровень проверки Проверка на соответствие расхода законодательству в сфере ОМС: |
|
|||||||||
|
- Расход направлен на страховой случай, определенный программой ОМС - Вид расхода поименован структурой тарифа на текущий год |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в зависимости от классификации расхода |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прямые затраты |
|
|
Косвенные затраты |
||||||||
Расход связан непосредственно с оказанием медицинской помощи/услуги |
|
|
Расход необходим для обеспечения деятельности медицинской организации в целом |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дополнительная проверка: - статус получателя услуги - застрахованное лицо (предъявлен полис ОМС); - аналогичная медицинская помощь/услуга в соответствующий момент времени не предоставляется по договору оказания платных медицинских услуг |
|
|
Распределение общей суммы затрат по всем источникам финансирования, определенным в мед. организации: бюджет, средства ОМС, приносящая доход деятельность. Распределение доли затрат, покрываемых за счет средств ОМС по отдельным видам медицинской помощи/услугам. |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2-ой уровень проверки Проверка на исключение нецелевого расхода с учетом: - возможных ограничений, установленных Тарифным соглашением субъекта РФ; - мнения ФФОМС и ТФОМС, изложенного в актах проверки использования средств ОМС, письмах, рекомендациях; - анализа судебной практики. |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3-ий уровень проверки В случае выявления неурегулированного расхода (например, в связи с новыми моделями предоставления услуг в режиме эпидемии) направление обращения за разъяснением в ФФОМС или ТФОМС |
|
Вид расхода: Заработная плата начисления на оплату труда и прочие выплаты персоналу
Нормативное регулирование: - Акты для формирования штатного расписания и определения расходов по заработной плате |
|
Энциклопедия решений О системе оплаты труда медицинской организации Фонд заработной платы и фонд оплаты труда: сходство и различия |
ПРАВИЛА ФОРМИРОВАНИЯ РАСХОДОВ
За счет средств ОМС покрываются расходы на заработную плату, если:
1. Работник, согласно своим должностным обязанностям, участвует в оказание медицинской помощи, предусмотренной базовой (для федеральных организаций здравоохранения) или территориальной программами ОМС.
Под участием понимают как непосредственно оказываемую медицинскую помощь (медицинский персонал основных кабинетов и отделений), так и ее организацию и (или) обеспечение (административно - управленческий, хозяйственный персонал и медицинские работники вспомогательных кабинетов и отделений).
2. Оказываемая медицинская помощь определена лицензией.
3. Должность работника предусмотрена штатным расписанием. Должности медицинских работников соответствуют номенклатуре должностей медицинских работников.
4. Начисляемая работнику выплата предусмотрена системой оплаты труда организации и выплачивается за трудовые показатели
На что расходуем |
Допустимость расхода |
Основание, рекомендации |
Позиция: - судов, - ФФОМС и ТФОМС |
Выплата заработной платы медицинским работникам по следующим должностям: |
- заработная плата врача - патологоанатома |
ДА |
Профстандарт "Врач-патологоанатом", утв. приказом Минтруда России от 14.03.2018 N 131н, определяет основные цели деятельности по указанной должности как проведение патологоанатомических исследований: - при определении диагноза заболевания; - мероприятий по лечению пациента; - получения данных о причине смерти человека. Если патологоанатомические исследования проводится при жизни пациента (застрахованного лица) и предусмотрены стандартами медицинской помощи при лечении заболевания, в связи с которым обратился пациент (например, исследование биопсийного/ операционного материала), то такие случаи подлежат оплате из средств ОМС, в т.ч. заработная плата врача. Такое правило чаще всего определяется и Тарифным соглашением субъекта РФ, например, п. 2.1.3.11 Соглашения Новгородской области, п. 18 Соглашения Хабаровского края, п.п. 1 раздела 2 Соглашения Алтайского края. |
-- |
НЕТ |
Если врач оказывает специализированную медицинскую помощь по патологической анатомии и проведению патолого-анатомических вскрытий, т.е. после смерти пациента, которого нельзя признать застрахованным лицом. В этом случае заработная плата работников патологоанатомических бюро и патологоанатомических отделениях осуществляются за счет соответствующих бюджетов (см. абз. 45 раздела 5 постановления Правительства РФ от 28.12.2021 N 2505 "О Программе госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год _", аналогичная норма определена и в Территориальных программах ОМС субъектов РФ). |
Решение АС Хабаровского края от 16.04.2021 по делу N А73-1731/2021 |
- заработная плата врача-дерматовенеролога |
ДА |
Профстандарт "Врач-дерматовенеролог", утв. приказом Минтруда России от 14.03.2018 N 142н, определяет основные цели деятельности по указанной должности как профилактика, диагностика, лечение и медицинская реабилитация: - при болезнях кожи и ее придатков, - при инфекциях, передаваемых половым путем, - при лепре. Первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, специализированная медицинская помощь, в том числе ВМП, при болезнях кожи и подкожной клетчатки финансируется за счет средств ОМС (подп. 14 п. 6 ст. 35 Закона N 323-ФЗ, абз. 3 раздела 5 постановления Правительства РФ от 28.12.2021 N 2505 "О Программе госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год _", аналогичная норма определена и в Территориальных программах ОМС субъектов РФ). Многие стандарты оказания первичной медико-санитарной помощи при при болезнях кожи и подкожной клетчатки включают медицинские услуги по разделу "дермоталогия" (см., например, приказ Минздравсоцразвития России от 18.12.2007 N 774) или "прием/ осмотр/ консультация врача-дерматовенеролога первичный/ повторный" (см., например, приказ Минздрава России от 26.04.2022 N 289н). Таким образом, медицинские услуги, выполняемые по разделу "дермоталогия" подлежит оплате за счет средств ТФОМС, а следовательно и заработная плата врача дерматовенеролога в части оказания таких услуг оплачивается за счет ОМС. |
-- |
НЕТ |
Если оказываются медицинские услуги, связанные с кожно-венерологическими заболеваниями, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований регионального бюджета (см. абз. 29 раздела 5 постановления Правительства РФ от 28.12.2021 N 2505 "О Программе госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год _" аналогичная норма определена и в Территориальных программах ОМС субъектов РФ). |
Постановление АС Поволжского округа от 31.08.2018 N А55-29363/2017 |
- заработная плата врача-генетика |
НЕТ |
Профстандарт "Врач-генетик", утв. приказом Минтруда России от 11.03.2019 N 142н, определяет основные цели деятельности по указанной должности как профилактика, диагностика, лечение и медицинская реабилитация врожденных и (или) наследственных заболеваний. Базовой программы ОМС услуги врача-генетика не предусмотрены. В 2022 году, а также в предыдущих годах, расходы, связанные с проведением генетических исследований, в т.ч. консультаций, беременных женщин, новорожденных и прочих категорий застрахованных, не были включены в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС, а финансировались за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ (см. абз. 40 раздела 5 постановления Правительства РФ от 28.12.2021 N 2505 "О Программе госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год _"). Аналогичная норма может быть установлена и Территориальными программами. |
-- |
ВОЗМОЖНО |
В случае выделения дополнительного финансирования из бюджета субъекта РФ в Территориальную программу ОМС допустимо проведение генетических анализов, а также оплата услуг врачей-генетиков за счет средств ОМС. Например. Стандарты медицинской помощи по онкологическим заболеваниям (приказ Минздрава России от 02.06.2022 N 376н "Об утверждении стандартов медицинской помощи взрослым при раке молочной железы") содержат требование консультации врача-генетика, а также проведение определенных генетических исследований. Лечение онкологии осуществляется за счет средств ОМС, в том числе и ВМП. На сегодняшний день наметилась устойчивая тенденция включения "генетической" составляющей процесса диагностики, лечения и реабилитации при онкологических заболеваниях в Территориальные программы ОМС. Аналогичный подход наблюдается и при ведении беременности. Так программы Воронежской области (Приложение 10), города Москвы (Приложение 6) уже определили финансирование консультаций врачей-генетиков за счет средств ОМС. |
-- |
- заработная плата врача-эпидемиолога (помощника эпидемиолога) |
ДА |
Введение должности врача-эпидемиолога (помощника эпидемиолога) предусмотрена приказами Минздрава России, например, от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению". Должностные обязанности врача-эпидемиолога в медицинской организации, оказывающей услуги в рамках госгарантий бесплатной медицинской помощи гражданам РФ, могут быть (см. ЕКС, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н): - контроль за соблюдением требований санитарного законодательства, - проведение необходимых санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятий; - анализ, регистрация и учета инфекционной заболеваемости, ведение отчетности и иной деятельности, связанной с такими заболеваниями; - контроль за осуществлением комплекса противоэпидемических мероприятий; - анализ выполнения плана профилактических прививок; - и иное аналогичное. Следовательно, работа врача-эпидемиолога (помощника эпидемиолога) направлена не на оказание медицинской помощи пациенту, а на соблюдение безопасных условий пребывания пациента в медорганизации и санитарно-эпидемиологического режима при проведении лечебно-диагностического процесса. Поэтому затраты на заработную плату по указанной должности относят на общехозяйственные расходы, т.е. для обеспечения деятельности медицинской организации в целом. Таким образом, если анализ должностных обязанностей врача-эпидемиолога (помощника эпидемиолога) позволяет утверждать, что его работа необходима для ведения лечебно-диагностического процесса в соответствии с Территориальной или Базовой программами ОМС, то и оплата труда может осуществляться за счет средств ОМС.
НО! во избежании претензий со стороны проверяющих, медицинская организация должна соблюдать следующие правила: - в случае, когда оказание медицинских услуг в организации осуществляется за счет разных источников финансирования (гос.задание, ОМС, платные услуги), то расходы на заработную плату врача-эпидемиолога (помощника эпидемиолога) распределяются между всеми источниками финансирования (см. п. 208 Правил N 108н); |
|
|
- учитывая, что санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия относятся к работам (услугам) по медицинской деятельности, то они подлежат лицензированию по разделу "организация здравоохранения и общественного здоровья, эпидемиология" (см. п. 4 "Положения о лицензировании медицинской деятельности ...", приложение "Перечень , работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность", утв. постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 |
Постановление АС Восточно - Сибирского округа от 12.05.2021 N Ф02-2019/21 |
|
|
Однако требование обязательного лицензирования по профилю "эпидемиология" иногда судами игнорируется. |
Постановление АС Северо-Кавказского округа от 26.07.2021 N Ф08-6985/21 |
- заработная плата врача-стажера |
ДА |
Должность врача-стажера определена номенклатурой должностей медицинских работников, утв. приказом Минздрава от 20.12.2012 N 1183н, следовательно она может быть включена в штатное расписание организации. На должность врача-стажера принимается специалист с вышем медицинским образованием, но без сертификата по специальности (врач-кардиолог, врач-нефролог и т.д.), по которой он оказывает медицинские услуги (например, ведет прием или осуществляет манипуляции). Такое исключение иногда устанавливается даже Тарифным соглашением субъекта РФ (п. 3.8 Тарифного соглашения Ульяновской области).
НО!, во избежании претензий со стороны проверяющих, медицинская организация при назначении на должность врача-стажера должна соблюсти следующие условия (абз. 4-5 п. 2 ЕКС, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н): - сотрудник должен быть направлен в установленном порядке на проф. переподготовку с получением сертификата по соответствующей "новой" специальности; - период проф.подготовки должен совпадать с работой в должности стажера; - исполнять обязанности по "новой" специальности только под руководством врача-специалиста, имеющего сертификат по соответствующей специальности. |
Постановление АС Волго-Вятского округа от 16.10.2019 N Ф01-5071/2019 |
- заработная плата врача-психиатра |
НЕТ |
Медицинская помощь, включая медосмотры, по профилю "психиатрия" (психические расстройства и расстройства поведения) в базовую программу ОМС не включена (см. абз. 29 раздела 5 постановления Правительства РФ от 28.12.2021 N 2505 "О Программе госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год _"). Анализ Территориальных программ позволяет сделать аналогичный вывод. Профстандарта по должности врач-психиатор, который определял цель профессиональной деятельности и возможные трудовые функции, на сегодняшний день не принято. |
Постановление Шестого ААС от 25.02.2020 N 06АП-6460/19 |
- заработная плата врача-психотерапевта (медицинский психолог) |
ДА |
В случае, когда прием (консультация) врача-психотерапевта предусмотрен стандартом медицинской помощи или порядком оказания медицинской помощи, по заболеванию или состоянию, включенного в программу ОМС. Например: Порядок оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" утвержден приказом Минздрава России от 20.10.2020 N 1130н. В частности, п. 94 этого приказа установлена обязанность врача - акушера-гинеколога при первичном обращении женщины с целью искусственного прерывания беременности направить ее в кабинет медико-социальной помощи женской консультации. Проведение консультаций по вопросам психологической, социальной поддержки женщин, обращающихся по поводу прерывания нежеланной беременности, является одной из функций женской консультации (п. 9 Приложения N 1 Приказа N 1130н). Рекомендуемые штатные нормативы женской консультации включают должность врача-психотерапевта (медицинского психолога) (Приложение N 2 Приказа N 1130н). Следовательно, в программу ОМС может входить консультация медицинского психолога в случае обращения женщины с целью искусственного прерывания беременности. Тарифными соглашениями субъектов РФ может быть предусмотрена услуга "Доабортное консультирование беременных женщин медицинскими психологами (психологами, специалистами по социальной работе)". |
-- |
НЕТ |
В иных случаях, когда консультация медицинского психолога оказана по заболеванию или состоянию не включенного в программу ОМС Например: - Консультация медицинского психолога может быть оказана и женщине, ставшей на учет по беременности (т.е. не желающей искусственно прерывать эту беременность), и с целью, например, снижения психоэмоционального напряжения в связи с гормональными изменениями в период беременности. Медицинским стандартом по профилю "акушерство и гинекология" порядок такого сопровождения не определен. В этом случае речь идет о профилактических мероприятиях, направленных на поддержание психологического здоровья женщины с целью не спровоцировать угрозу выкидыша (т.е. профилактики прерывания беременности). Оплата таких случаев, как правило, производится за счет средств "родового сертификата", в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. |
-- |
- заработная плата работников аптечного пункта (заведующий аптеки, провизор, фармацевт) |
НЕТ |
Профстандарты "Провизор" и "Фармацевт", утв. соответственно приказами Минтруда России от 09.03.2012 N 91н и от 31.05.2021 N 349н, определяют основные цели деятельности по указанным должностям как удовлетворение потребностей граждан в безопасных, эффективных и качественных лекарственных препаратах, в т.ч. и изготовленных в аптеке, и товарах аптечного ассортимента. Обеспечение граждан лекарственными препаратами, осуществляемое в рамках Программы госгарантий бесплатного оказания медпомощи гражданам РФ, не входит в Базовую программу ОМС, а финансируется за счет средств соответствующего бюджета ( абз. 38-39 раздела 5 постановления Правительства РФ от 28.12.2021 N 2505 "О Программе госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год _", аналогичная норма установлена и Территориальными программами). Выплата заработной платы по должностям провизор и фармацевт за счет средств ОМС всегда будет предметом спора между медицинской организацией и контролирующими органами. Если медицинская организация не сможет нормативно обосновать, что работа по этим должностям необходима для ведения лечебно-диагностического процесса в соответствии с Территориальной или Базовой программами ОМС, то и оплата труда не может быть осуществлена за счет средств ОМС. Обоснованием может быть (на основе анализа судебной практики): - указание на эти должности в рекомендациях по формированию штатного расписания, представленных в положениях об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи (например, п. 27-29 приложения N 4 к приказу Минздрава России от 20.06.2013 N 388н); - конкретизация в должных инструкциях обязанностей по обеспечению лекарственными препаратами или граждан/или лечебно-диагностического процесса в организации; - наличие лицензии по фармдеятельности. |
Постановление АС Уральского округа от 02.08.2019 N Ф09-4862/19 по делу N А50-31947/2018
|
ДА |
В случае надлежащего оформления документов по включению должностей провизора и фармацевта в штатное расписание медицинской организации, финансируемое за счет средств ОМС: - должности предусмотрены соответствующим положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи (например, п. 27-29 приложения N 4 к приказу Минздрава России от 20.06.2013 N 388н); - в должных инструкциях определены обязанности по обеспечению лекарственными препаратами (получением, хранением, выдачи) структурных подразделений мед. организации; участие в работе врачебной комиссии по назначению и коррекции лекарственных препаратов, не входящих в соответствующие стандарты медицинской помощи по заболеванию; и т.п.; - наличие лицензии у организации на фармдеятельность. |
Решение АС Ульяновской области от 03.08.2022 по делу N А72-5282/2022 |
| |||
На что расходуем |
Допустимость расхода |
Основание, рекомендации |
Позиция: - судов, - ФФОМС и ТФОМС |
Расходы на заработную плату медицинского работника при отсутсвии медицинских лицензий, удостоверений | |||
- заработная плата медицинского работника при отсутсвии медицинской лицензии по виду деятельности, соответствующей должности работника |
НЕТ |
Медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Медицинская организация не может оказывать медицинские услуги за рамками имеющейся лицензии. Расходы на заработную плату медицинскому персоналу, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), следует определять в соответствии с потребностью в количестве персонала (п. 196 Правил N 108н). Поэтому, если медицинские услуги оказываться не могут (отсутствует лицензия), то и потребности в соответствующем медицинском персонале у организации не возникает. НО! единообразного подхода к решению данного вопроса судебными инстанциями не выработано: |
|
|
- расходы на выплату заработной платы работнику, деятельность которого по занимаемой медицинской должности не определена наличием соответствующей лицензией у организации, признана нецелевым расходом; |
Постановление АС Восточно - Сибирского округа от 12.05.2021 N Ф02-2019/21 |
|
|
- нарушение лицензионных требований и условий имеет правовое значение только при решении вопроса о соблюдении организацией требований лицензионного законодательства и не является основанием для признания расходования средств на выплату заработной платы за выполненную работу нецелевым. |
Постановление АС Северо-Кавказского округа от 26.07.2021 N Ф08-6985/21 (АС кассационной инстанции) |
|
- заработная плата медицинского работника при отсутствии соответствующих занимаемой должности сертификата или аккредитации специалиста |
НЕТ |
Право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие медицинское или иное образование в РФ и прошедшие аккредитацию специалиста (ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ"). |
|
| |||
На что расходуем |
Допустимость расхода |
Основание, рекомендации |
Позиция: - судов, - ФФОМС и ТФОМС |
Спорные расходы на заработную плату по видам выплат | |||
- расходы на заработную плату врачей за время их работы в составе медкомиссии в военкомате |
НЕТ |
Проведение осмотров врачами-специалистами, включенными в состав медкомиссии по освидетельствованию граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призывающихся на военную службу, поступающих по контракту и т.п. (в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утв. постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565) осуществляется за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (абз. 44 раздела 5 постановления Правительства РФ от 28.12.2021 N 2505 "О Программе госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год _", аналогичная норма определена и в Территориальных программах ОМС субъектов РФ). Порядок компенсации расходов медицинских организаций по командированию врачей-специалистов для работы в медкомиссии в военкомате определен подп. 3 п. 2 постановления Правительства РФ от 01.12.2004 N 704. |
Постановление Пятнадцатого ААС от 29.03.2021 N 15АП-1566/21 по делу N А32-40243/2020 |
- материальная помощь |
НЕТ |
Понятие материальной помощи отсутствует в ТК РФ, основном нормативном акте, определяющим трудовые отношения между работниками и работодателями. По своей экономической сути матпомощь является социальной гарантией организации перед работником, которая определена коллективным договором. Матпомощь нельзя отнести к вознаграждению за труд, т.к. эта выплата связана только с наступлением определенных обстоятельств: трудное финансовое положение работника, рождение ребенка, смерть членов семьи, предоставление к отпуску и т.п.. Даже определение суммы помощи в размере должностного оклада (который учитывает квалификацию сотрудника) не позволяет установить зависимость этой выплаты от количества, качества, объема выполняемых должностных обязанностей работником организации. |
|
- доплаты за работу с вредными или опасными условиями труда |
ДА |
Установление компенсационных выплат за работу с вредными, и (или) опасными и иными особыми условиями труда возможно только на основе результатов специальной оценки условий труда (ст. 219 ТК РФ, ст.7 Закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ"О специальной оценке условий труда"). |
|
НЕТ |
В случае отсутствия в картах СОУТ (специальной оценки условий труда) информации о признании условий труда на конкретном рабочем месте вредными или опасными (т.е. установление 3 или 4 класса условий труда). |
Решение АС Республики Северная Осетия - Алания от 06.07.2022 по делу N А61-345/2022 |
|
- оплата дополнительных дней отпуска, предоставляемых работникам |
ДА |
Предоставление дополнительных отпусков некоторым работникам предусмотрено абз.1 ст. 116 ТК РФ. Для медицинских организаций это могут быть следующие основания: - за непрерывный медицинский стаж (3 календарных дня) в должностях и учреждениях здравоохранения согласно приложению, утв. постановлением Правительства РФ от 20.12.2021 N 2365; - за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 14 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-I); - работникам с ненормированным рабочим днем согласно ст. 119 ТК РФ; - за работу с вредными и (или) опасными условиями труда при оказании психиатрической помощи, противотуберкулезной помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 N 482; - условия труда на рабочем месте, по результатам СОРТ (специальной оценки условий труда), отнесенные к вредным (класс 3.2, 3.3, 3.4) и (или) опасными (класс 4) условиями труда (см. норму ст. 117 ТК РФ); - иные дополнительные отпуска, установленные напрямую ТК РФ или федеральным законом. Анализ методики расчета норматива финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и среднего подушевого норматива финансирования за счет средств ОМС, установленных Базовой или Территориальной программой ОМС, позволяет сделать вывод, что в затраты, покрываемые за счет средств ОМС включены только те расходы, которые гарантированы федеральным законодательством и, следовательно, являются обязательными для медицинских организаций, оказывающих помощь в рамках программ ОМС (см. постановление Правительства РФ от 28.12.2021 N 2505, ежегодные письма Минздрава России "О формировании и экономическом обосновании терр.программ гос.гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи..." от 13.01.2022 N 11-7/И/2-275, от 31.12.2020 N 11-7/И/2-20700...). |
|
НЕТ |
- Дополнительные отпуска, предоставленные за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с Постановлением от 25.10.1974 N 298/п-22 без проведенной СОУТ (специальной оценки условий труда) на рабочем месте. Это противоречит и ст. 117 ТК РФ и ст. 7 Закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Действующее законодательство РФ (абз. 16 ст. 216 ТК РФ, п. 6 ст. 14 Закон N 426-ФЗ) позволяет компенсировать работодателю (медицинской организации) вредные и (или) опасные условия труда путем применения эффективных средств индивидуальной защиты, тем самым снижая класс вредных/опасных условий, а в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, гарантии и компенсации работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда не устанавливаются. Таким образом, определять имеется ли у работодателя обязанность по предоставлению дополнительных отпусков работникам необходимо после получения результатов СОУТ. - Дополнительные отпуска, предоставленные на основании абз. 2 ст. 116 ТК РФ. Расходы на оплату этих отпусков отражаются по статье заработная плата (см. п. 10.1.1. Порядка N 209н). Тарифы на оплату услуг ОМС включает расходы на заработную плату. НО! Средства ОМС, как средства компенсирующие расходы медицинской организации на предоставление государственных гарантий в области здравоохранения, закономерно по статье "заработная плата" допускаю расход только по тем видам выплат, которые установлены в рамках гарантий государства. Иные выплаты, в т.ч. и дополнительные отпуска, определенные Коллективным договором конкретной организации как дополнительные преимущества ее работников, оплачиваемые за счет производственных и финансовых возможностей этой организации, не могут покрываться за счет средств ОМС. |
Постановление Седьмого ААС от 15.09.2022 N 07АП-6966/22 по делу N А03-8302/2021 |
|
- надбавка за работу со сведениями, составляющими гостайну |
НЕТ |
Для должностных лиц, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается социальная гарантия - процентная надбавка к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ (ст. 21 Закона РФ от 21.06.1993 N 5485-I "О государственной тайне"). Финансирование расходов по выплате надбавки возлагается на бюджеты: РФ, субъектов РФ, местных бюджетов (ст. 29 Закона РФ от 21.06.1993 N 5485-I, п.п. 2-3 постановления Правительства РФ от 18.09.2006 N 573, п. 10 приказа Минздравсоцразвития России от 19.05.2011 N 408н). Перечень сведений, составляющих государственную тайну перечислен в ст. 5 Закона РФ от 21.06.1993 N 5485-I. Предоставление медицинской помощи по программе госгарантий в ней не поименовано, следовательно средства ОМС не могут рассматриваться как источник выплаты надбавки.
|
Решение АС Иркутской области от 18.07.2022 по делу N А19-1939/2022
Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 23.05.2022 N Ф02-1699/22 (АС кассационной инстанции) |
- выплата разовых премий, связанная с публичным признанием заслуг работника в профессии: награждение грамотой; вручение благодарнойтей, участие в конкурсах и т.п.
|
НЕТ |
Публичное признание заслуг работника, конечно же, связано с повышением его мотивации в работе, увеличением производительности труда. НО! Во-первых, общественное признание не является трудовым показателем, а следовательно денежное поощрение не может рассматриваться как оплата трудовой деятельности по программе ОМС. Во-вторых, возможность установления денежного вознаграждения за награждением грамотой, объявлением благодарности и т.п., определяется только на уровне локального акта медицинской организации, например, Коллективного договора. Отраслевыми же нормами, регулирующими систему оплаты труда работников здравоохранения как на федеральном так и на региональном уровнях, такая выплата не поименована. На основании указанных причин считаем, что подобная выплата за счет средств ОМС будет связана с рисками возникновения разногласий с контролирующими органами. |
|
|
|
|
|
Вид расхода: Приобретение "медикаментов": лекарственных средств, расходных материалов, медицинского назначения, медицинского инструментария, реактивов и химикатов; а также лабораторные и инструментальные исследования, проводимые в других учреждениях
Нормативное регулирование: - Акты, определяющие правила учета и расходования медикаментов |
|
Энциклопедия решений |
ПРАВИЛА ФОРМИРОВАНИЯ РАСХОДОВ
За счет средств ОМС покрываются расходы на приобретение медикаментов, если:
- препараты для медицинского применения включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ч. 2 ст. 80 Закона N 323-ФЗ);
- медицинские изделия, имплантируемых в организм человека, включенных в соответствующий перечень медицинских изделий (ч. 2 ст. 80 Закона N 323-ФЗ);
- закупаемые медикаменты производятся с учетом клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи (подп. 3-4 ч. 1, подп. 2-3 ч. 14 статьи 37 Закона N 323-ФЗ);
- объемы закупки должны соответствовать потребностям медицинской организации (п. 197 Правил N 108н).
На что расходуем |
Допустимость расхода |
Основание, рекомендации |
Позиция: - судов, - ФФОМС и ТФОМС |
Ограничения при приобретении | |||
Приобретение препаратов медицинского назначения, не включенных в ЖНВЛП*(1) |
НЕТ |
Часть 2 статьи 80 Закона N 323-ФЗ устанавливает требование к обеспечению лекарственными препаратами при оказании медицинской помощи в рамках программы ОМС застрахованным лицам (гражданам РФ) в стационаре или дневном стационаре, а именно включение в ЖНВЛП. Обратите внимание, что и стандарты медицинской помощи, на основании которых осуществляется оказание медицинской помощи в мед.организациях (п. 7 ст. 80 Закона N 323-ФЗ), также содержат указание на препараты, включенные в ЖНВЛП. Однако подп. 2 части 3 статьи 80 Закона N 323-ФЗ установлена возможность назначения иных, не включенных в ЖНВЛП, препаратов, НО! только при определенном законодательством оформлении первичной документации - протокола решения врачебной комиссией. При отсутствии протокола, расходы на закупку препаратов, не включенных в ЖНВЛП, не допустимы.
|
Постановление АС Поволжского округа от 28.01.2019 N Ф06-42417/18 по делу N А12-9735/2018 (АС кассационной инстанции) |
ДА |
Законодательство допускает, что при индивидуальной непереносимости и жизненным показаниям пациенту (застрахованному лицу) могут быть назначены препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП (подп. 2 ч.3 ст. 80 Закона N 323-ФЗ, п. 5, п. 29 Приложения 1 к приказу Минздрава России от 24.11.2021 N 1094н). Решение принимается врачебной комиссией медицинской организации (п. 4.7 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н). Грамотное оформление протоколов комиссии - доказательство правовой возможности использования в оказании услуг мед. организацией, не включенных в ЖНВЛП, стандарты мед. помощи или клинические рекомендации.
|
Постановление АС Московского округа от 02.03.2022 N Ф05-15531/20 (АС кассационной инстанции) |
|
Приобретение расходных материалов, используемых в патологоанатомическом отделении, для лабораторных исследований |
ДА |
Для исследований биопсийного (операционного) материала с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии. Такая услуга определена, например, разделом IV Базовая программа ОМС постановления Правительства РФ от 28.12.2021 N 2505. |
|
НЕТ |
Для исследований, проводимых в рамках организации вскрытия умерших, а также посмертных патолого-анатомических исследований. ВАЖНО! Покрытие затрат мед.организации за услуги паталогоанатомического отделения осуществляется в соответствии с территориальным нормативом, установленным на каждое проведенное отдельное лабораторное исследование (п. 4.1.1. письма Минздрава России от 13.01.2022 N 11-7/И/2-275). Поэтому, если лабораторные исследования проводятся, например, на одном лабораторном анализаторе одновременно и для посмертных и прижизненных патологоанатомических исследований, то в учете эти расходы следует распределить между источниками финансирования (бюджет или ОМС или иные средства мед. организации) пропорционально числу случаев исследований. Неверно рассчитанное процентное соотношение исследований может необоснованно "завысить" расходы по ОМС. |
Решение АС Новосибирской области от 27.06.2022 по делу N А45-1026/2022 |
|
Доставка медикаментов |
ДА |
В случае, если доставка медикаментов осуществляется транспортной компанией и не включена в стоимость контракта/договора на поставку самих медикаментов, то она может быть оплачена за счет средств ОМС, если сами медикаменты подлежат закупки за счет ОМС. Транспортные услуги включены в структуру тарифа (п. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ). Детальных уточнений, что понимать под разрешенными "транспортными услугами", законодательство не содержит (см. п. 205 Порядка N 108н) |
-- |
НЕТ |
Не включаются и не подлежат оплате из средств ОМС расходы, не связанные с деятельностью учреждения по реализации Базовой или Территориальной программы ОМС (подп. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 326-ФЗ). Например, такое ограничение содержится Тарифном соглашении в системе ОМС Республики Адыгея на 2022 год. Пунктом 9 приложения N 49 к Тарифному соглашению запрещено оплачивать транспортные расходы на доставку медикаментов: - закупаемых за счет средств бюджета (цельной донорской крови и ее компонентов; для формирования и пополнения резерва лекарственных средств и изделий медицинского назначения в целях оказания экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях и ликвидации последствий эпидемий; при осуществлении мероприятий, предусмотренных национальным календарем профилактических прививок); - в виде лекарственных средств не входящих в стандарты оказания медицинской помощи и не входящих в перечень ЖНВЛП, приобретенных без решения врачебной комиссии учреждения. |
-- |
| |||
На что расходуем |
Допустимость расхода |
Основание, рекомендации |
Позиция: - судов, - ФФОМС и ТФОМС |
Ограничения при списании | |||
Списание просроченных медикаментов |
ДА |
Недоброкачественные лекарственные препараты подлежат изъятию из гражданского оборота и уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 59 Федерального закона N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств").
Если медорганизация докажет, что рассчитать точную потребность необходимых для лечения медикаментов было невозможно. Например, - каждому пациенту назначается индивидуальная схема лечения, поэтому трудно спрогнозировать годовой расход, а организация всегда должна иметь определенный запас препаратов. Такая ситуация чаще всего встречается при закупке для онкологических больных; - резкий спад в текущем году по заболеванию, медикаменты для лечения которого закупались по прогнозам прошлого года;
|
АС Республики Крым от 01.08.2022 по делу N А83-23612/2021 |
НЕТ |
Если будет доказана неэффективная закупка медикаментов, связанная с расчетом закупаемого количества. Например: - каждый медикамент имеет срок годности, поэтому закупаемое количество не должно превышать потребность медицинского учреждения в медикаменте на период равный сроку годности, т.е. закупаемое кол-во не более чем произведение среднедневной потребности в медикаменте на срок годности медикамента; - неиспользованный остаток по медикаменту превышает расчетную потребность в медикаменте до следующей поставки.
|
-- |
| |||
На что расходуем |
Допустимость расхода |
Основание, рекомендации |
Позиция: - судов, - ФФОМС и ТФОМС |
Прочие спорные вопросы | |||
Использование личных средств граждан, для закупки лекарственных препаратов в условиях стационара / дневного стационара*(1) |
НЕТ |
Подпунктами 1-2 части 3 статьи 80 Закона N 323-ФЗ установлен запрет на использовании личных средств пациентов (застрахованных граждан) на закупку лекарственных препаратов при лечении в стационаре/дневном стационаре. Если пациенту при оказании мед. помощи по основному заболеванию необходимо лекарственное обеспечение по иному сопутствующему / фоновому заболеванию, то и в этом случае мед. организация должна за счет средств ОМС предоставить необходимые лекарственные препараты (подп."е" п. 2.2 Приложения "Критерии оценки качества медицинской помощи", утв. приказом Минздрава России от 10.05.2017 N 203н). |
-- |
ДА |
В случае ЛИЧНОГО отказа пациента от препаратов, медицинских изделий (например, компрессионный трикотаж), определенных соответствующим стандартом мед. помощи, и замены на приобретенные самостоятельно. НО! Такая ситуация должна быть оформлена документально в целях доказательства волеизъявления пациента. |
Решение АС Костромской области от 30.09.2020 по делу N А31-4347/2020 |
|
|
|
|
|
_______________________________________
*(1) Обратите внимание, что препараты медицинского назначения, необходимые для проведения лечения, закупаются мед.организациями при оказании услуг в условиях стационара/ дневного стационара. При оказании помощи в амбулаторных условиях (в т.ч. при выписки из стационара) обеспечение лекарственными препаратами осуществляется за счет личных средств пациента (с учетом возможных льгот) на основании выписанного рецепта (см. раздел I "Общие положения" Приложения 1 к приказу Минздрава России от 24.11.2021 N 1094н).
Вид расхода: Транспортные услуги
На что расходуем |
Допустимость расхода |
Комментарий |
Позиция: - судов, - ФФОМС и ТФОМС |
Транспортировка тел умерших | |||
- в отделениях стационаров больницы до паталогоанатомического отделения больницы (морга) |
ДА |
Исходя из п.5 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 06.06.2013 N 354н, медицинское учреждение обязано организовать транспортировку тел умерших в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, в патологоанатомическое отделение. Учитывая, что медицинская услуга в системе ОМС, оказанная застрахованному лицу, имеет самостоятельное законченное значение (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 323-ФЗ), то можно допустить, что фактом окончания услуги в стационаре (законченный случай) в условиях, когда у пациента диагностировали биологическую смерть, будет перевозка тела умершего из больничной палаты в морг. |
Решение АС Новосибирской области от 27.06.2022 по делу N А45-1026/2022
Определение ВС РФ от 15.01.2019 N 304-КГ18-23029 |
НЕТ |
Обратите внимание, что позиция суда может оказаться и противоположной. В случае смерти застрахованного лица обязательства мед. организации по оказанию помощи прекращаются, вносится соответствующая отметка об исключении умершего из единого регистра застрахованных лиц. И если требование патологоанатомического вскрытия, которое проводится в морге, не входит в стандарт мед.помощи при заболевании, в рамках которого осуществлялась мед.помощь, то доказать расходы по перевозке трупов за счет средств ОМС может оказаться затруднительно. Справочно! Письмом Минздрава России от 24.04.2020 N 30-2/И/2-5446 было разъяснено, что предоставление автомобиля скорой мед.помощи и водительского персонала для выездных бригад скорой мед. помощи не является медицинской услугой. |
Постановление АС Поволжского округа от 31.08.2018 по делу N А55-29363/2017 |
|
- при наступлении смерти вне медицинской организации |
НЕТ |
В этом случае доставка тела в морг производится: - для патологоанатомического вскрытия, необходимого при получении данных о причине смерти человека и диагнозе заболевания (см. ч.ч. 1 и 3 ст. 67 Закона N 323-ФЗ); - хранения тела умершего. После диагностирования биологической смерти физическое лицо перестает быть застрахованным, следовательно, все дальнейшие медицинские услуги (паталогоанатомические) и расходы связанные с их предоставлением (в.ч. транспортные) не могут осуществлять за счет средств ОМС (см. подп. 1 ст. 4 Закона N 326-ФЗ). Определение источника финансирования таких расходов возложено на субъекты РФ (см. нормы Федеральных законов "О погребении и похоронном деле" N 8-ФЗ от 12.01.1996 и "Об общих принципах организации местного самоуправления" N 131-ФЗ от 06.10.2003) Как правило доставка тела в морг, в рассматриваемом случае, осуществляется спецтранспортом (не скорой помощью), а расходы осуществляться за счет средств бюджета (п. 3.6 Приложения 1 приказа Департамента здравоохранения г. Москвы от 29.12.2016 N 1064; "Порядок осуществления транспортировки умерших в морг...", утв. постановлением Правительства Московской области от 16.10.2019 N 753/36) или частично за счет бюджета в случаях, если у умерших отсутствуют близкие родственники или родственники не имеют возможности осуществить погребение (постановление главы города Владимира от 21.09.2006 N 3177). |
|
| |||
На что расходуем |
Допустимость расхода |
Комментарий |
Позиция: - судов, - ФФОМС и ТФОМС |
Доставка материальных ценностей на склад медицнской организации | |||
- медикаментов |
ДА |
В случае, если доставка медикаментов осуществляется транспортной компанией и не включена в стоимость контракта/договора на поставку самих медикаментов, то она может быть оплачена за счет средств ОМС, если сами медикаменты подлежат закупки за счет ОМС. Транспортные услуги включены в структуру тарифа (п. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ). Детальных уточнений, что понимать под разрешенными "транспортными услугами", законодательство не содержит (см. п. 205 Порядка N 108н) |
-- |
НЕТ |
Не включаются и не подлежат оплате из средств ОМС расходы, не связанные с деятельностью учреждения по реализации Базовой или Территориальной программы ОМС (подп. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 326-ФЗ). Например, такое ограничение содержится Тарифном соглашении в системе ОМС Республики Адыгея на 2022 год. Пунктом 9 приложения N 49 к Тарифному соглашению запрещено оплачивать транспортные расходы на доставку медикаментов: - закупаемых за счет средств бюджета (цельной донорской крови и ее компонентов; для формирования и пополнения резерва лекарственных средств и изделий медицинского назначения в целях оказания экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях и ликвидации последствий эпидемий; при осуществлении мероприятий, предусмотренных национальным календарем профилактических прививок); - в виде лекарственных средств не входящих в стандарты оказания медицинской помощи и не входящих в перечень ЖНВЛП, приобретенных без решения врачебной комиссии учреждения. |
-- |
|
|
|
|
|
Вид расхода: Коммунальные услуги; и работы и услуги по содержанию недвижимого имущества
ПРАВИЛА ФОРМИРОВАНИЯ РАСХОДОВ
1. Затраты на коммунальные услуги определяются обособленно по видам энергетических ресурсов (п. 199 Правил N 108н):
- на холодное водоснабжение и водоотведение;
- на горячее водоснабжение;
- затраты на теплоснабжение;
- на электроснабжение.
2. Затраты на оплату исполнения энергосервисного договора (контракта) определяются как процент от достигнутого размера экономии (п. 202 Правил N 108н).
3. Расходы на содержание недвижимого имущества, в т.ч. и коммунальные платежи, являются затратами, необходимыми для обеспечения деятельности мед. организации в целом (п. 195 Правил N 108н).
4. Расходы подлежат распределению между ВСЕМИ источниками финансирования, деятельность по которым ведется на конкретном объекте недвижимости (п. 208 Правил N 108н).
На что расходуем |
Допустимость расхода |
Комментарий |
Позиция: - судов, - ФФОМС и ТФОМС |
Расходы на содержание паталогоанатомического отделения |
ВОЗМОЖНО НО!! |
Паталогоанатомическое отделение проводит: - за счет средств бюджета организацию вскрытия умерших и посмертных патолого-анатомических исследований; - за счет средств ОМС - прижизненных патолого-анатомических (гистологических) исследований по биопсийному (операционному) материалу и цитологических исследований. Покрытие затрат мед.организации за услуги паталогоанатомического отделения осуществляется в соответствии с территориальным нормативом, установленным на каждое проведенное отдельное лабораторное исследование (п. 4.1.1. письма Минздрава России от 13.01.2022 N 11-7/И/2-275). Следовательно затраты на содержание отделения точнее всего распределить между источниками финансирования пропорционально числу случаев исследований. Неверно рассчитанное процентное соотношение произведенных посмертных и прижизненных патологоанатомических исследований может необоснованно "завысить" расходы по ОМС. |
Решение АС Красноярского края от 04.08.2022 по делу N А33-11617/2022
Решение АС Новосибирской области от 27.06.2022 по делу N А45-1026/2022 |
Расходы на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт автоматических систем охранной сигнализации и противопожарной безопасности |
ДА |
В тариф на оплату мед. помощи по ОМС входят расходы на эксплуатацию системы охранной сигнализации и противопожарной безопасности (подп. 1 п. 203 Правил N 108н). Эксплуатация (техническая) - стадия жизненного цикла изделия, включающая транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт изделия (определение закреплено в ГОСТ 25866-83, утв. постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13.07.1983 N 3105). |
|
НЕТ |
Если автоматические системы охранной сигнализации и противопожарной безопасности установлены в зданиях, медицинские услуги в которых не входят в программу ОМС. Например, здания Здравпункта, Противотуберкулезного диспансера и т.д. |
Постановление АС Московского округа от 01.08.2022 N Ф05-16786/22
|
|
Установка автоматических систем: - пожарной сигнализации (устройство систем противопожарной автоматики); |
НЕТ |
В структуру тарифа на оплату мед. помощи по ОМС включены расходы только на эксплуатацию ранее установленных систем. |
Решение АС Кемеровской области от 20.06.2022 по делу N А27-20465/2021 |
- видеонаблюдения
|
Постановление Шестнадцатого ААС от 04.07.2022 N 16АП-1004/22 |
||
|
|
|
|
Вид расхода: Арендная плата
На что расходуем |
Допустимость расхода |
Комментарий |
Позиция: - судов, - ФФОМС и ТФОМС |
Арендная плата за пользование недвижимым имуществом |
ДА |
Прямая норма законодательства в сфере ОМС - подп. 2 п. 230 Правил N 108н, определяет, что затраты на содержание объектов недвижимого имущества могут быть детализированы арендой недвижимого имущества. |
|
НЕТ |
Если в периоде, за который перечислены арендные платежи, помещение не использовалось организацией для ведения медицинской деятельности. Например, |
|
|
|
- договор аренды заключен срока выдачи организации лицензии на медицинскую деятельность. В этом случае расходы следует рассматривать как затраты непосредственно связанные с выдачей лицензии (правила отнесения таких затрат смотрите здесь). |
Постановление Двадцатого ААС от 12.09.2022 N 20АП-5637/22 |
|
|
|
|
|
Вид расхода: Социальное обеспечение работников медицинских организаций
ПРАВИЛО ФОРМИРОВАНИЯ РАСХОДОВ
За счет средств ОМС покрываются расходы на социальное обеспечение, установленное законодательством Российской Федерации.
На что расходуем |
Допустимость расхода |
Основание, рекомендации |
Позиция: - судов, - ФФОМС и ТФОМС |
|
Выходное пособие (единовременная компенсация) при увольнении работника |
ДА |
Право получение работником выходного пособия или единовременной компенсации при увольнении закреплено ст. 178 ТК РФ и выплачивается: - в связи с ликвидацией организации; - сокращением численности или штата работников организации. Указанную выплату следует относить к мерам социального обеспечения работников медорганизации, входят в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой или территориальной программ ОМС. Источником финансирования таких выплат являются все средства организации, из которых формируется ФОТ, в т.ч. и средства ОМС. |
|
НЕТ |
В случае, если выплата производится на основании Локального акта организации (например, Коллективного договора), а причиной увольнения работника является соглашение сторон. В этом случае осуществление рассматриваемой выплаты не является обязанностью учреждения при расторжении трудового договора, устанавленной законодательством РФ (например, главой 27 ТК РФ "Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора"). Включение такой выплаты в Коллективный договор является расширенной (дополнительной) гарантией, улучшающей материальное положение работника при увольнении, только в рамках коллектива организации. Следовательно и финансирование этой гарантии должно исполняться за счет "собственных" средств организации, например, для учреждений бюджетной сферы это средства от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности. |
|
|
|
|
|
|
Вид расхода: Прочие расходы
ПРАВИЛО ФОРМИРОВАНИЯ РАСХОДОВ
За счет средств ОМС покрываются расходы, если выполняются одновременно следующие условия:
- расходы связаны общехозяйственными нуждами (подп. 8 п. 195 Порядка N 108н);
- расходы необходимы для выполнения медицинских услуг, оказания медицинской помощи по программе ОМС (подп. 5 ч. 2 ст. 20 Закона N 326-ФЗ).
На что расходуем |
Допустимость расхода |
Основание, рекомендации |
Позиция: - судов, - ФФОМС и ТФОМС |
Расходы на размещение информационных материалов о медицинской деятельности организации в системе ОМС |
ДА |
Размещение информации, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии федеральными законами (подп. 2 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ"О рекламе"). В обязанность медицинских организаций вменено (ст. 20 Закона N 326-ФЗ): - размещать на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи; - предоставлять застрахованным лицам, СМО, ФФОМС, ТФОМС сведения о показателях доступности и качества мед. помощи, перечень которых устанавливается в территориальной программе ОМС. Иное информирование застрахованных лиц; о возможностях программы ОМС, об обязанностях и ответственности участников программы, о правах застрахованных - возложено на страховые медицинские организации (СМО) (см. п. 9 ст. 14 Закона N 326-ФЗ, разделы XIV и XV Порядка N 108н). ВАЖНО! Информации, указанную в письме ФФОМС от 10.06.2014 N 3109/30/и, определяющего полномочия по информированию участников процесса ОМС, следует трактовать с учетом действующего законодательства (Закон N 326-ФЗ и Правила N 108н) на текущий момент |
|
НЕТ |
Если размещаемая информация соответствует определению "реклама", т.е. адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, в т.ч. для достижения благотворительных и иных общественно полезных целей (ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ"О рекламе"). |
Постановление Второго ААС от 08.08.2022 N 02АП-4405/22
|
|
Компенсации морального вреда за некачественное оказание медицинской помощи по программе ОМС, в т.ч. по мировому соглашению |
НЕТ |
Компенсация морального вреда - это установленное судом требование денежной выплаты, которая предусмотрена законом (подп. 3 ст. 98 Закона N 323-ФЗ), за действия мед. организации (например, оказание некачественных услуг по программе ОМС), которые причинили физические или нравственные страдания гражданину (ст. 151 ГК РФ). Расходы на выплату такой компенсации, независимо от того, как они будут осуществлены: по судебному акту или по мировому соглашению, будут являться для мед. организации мерой ответственности за некачественное оказание медицинской помощи, т.е. экономическими санкциями. Экономические санкции нельзя рассматривать как страховой случай по программе ОМС (см. определение в подп. "4" ст. 3 Закона N 326-ФЗ), и, следовательно, расходы, связанные с компенсацией морального вреда, не являются расходами на оказание мед. помощи по ОМС. Справочно! В 2013 году, письмом ФФОМС от 06.06.2013 N 4509/21-и, давалось разъяснение, что в состав тарифа на оплату мед. помощи в рамках базовой программы ОМС допустимо включать расходы на возмещение гражданину морального и физического вреда, взысканного по решению суда в связи с некачественным оказанием медицинской помощи (независимо от действующих Территориальных соглашений в системе ОМС субъектов РФ). Иногда суды принимают указанное письмо как доказательство разрешенного расхода. Однако нормы указанного письма утратили актуальность в связи с изменением законодательства (смотрите письмо от 30.12.2016 N 11919/21-2/5856 ФФОМС) |
Решение АС Новосибирской области от 27.06.2022 по делу N А45-1026/2022 |
Налог на имущество |
ДА |
По недвижимому имуществу, закрепленного за мед. организацией или приобретенное мед. организацией за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в т. ч. земельные участки (подп. 3 п. 203 Порядка N 108н). |
|
НЕТ |
Если недвижимое имущество используется в деятельности, финансируемой за счет разных источников: бюджет, ОМС, приносящая доход деятельность или собственные средства частных мед.организаций, то и налог на имущество подлежит распределению между всеми источниками финансирования. Возможные правила распределения определены п. 208 Порядка N 108н. Неверное распределение затрат на уплату налога на имущество между источниками финансирования, особенно в случае "завышения" затрат по ОМС, может быть определено как нецелевой расход. Например: |
|
|
|
|
- доля налога, приходящаяся на деятельность по организации вскрытия умерших и посмертных патолого-анатомических исследований |
Решение АС Новосибирской области от 27.06.2022 по делу N А45-1026/2022 |
|
|
|
|
Вид расхода: Расходы, связанные с приобретением основных средств
ПРАВИЛО ФОРМИРОВАНИЯ РАСХОДОВ
Законодательно определено общее ограничение стоимости приобретаемых основных средств - до 100 000 рублей за единицу ( п. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ). Территориальной программой ОМС предел может быть увеличен (п.п. 3, 5 ст. 36 Закона N 326-ФЗ). Однако анализ Территориальных программ на 2022 год такого увеличения ни по одному из субъектов РФ не выявил.
Что следует понимать под "стоимостью"? В пунктах 198 и 207 Правил N 108н (с учетом анализа Территориальных программ 2022 года) указано, что затраты на амортизацию основных средств не могут превышать ограничение в 100 000 рублей за единицу. Амортизация - это величина стоимости основных средств перенесенная за период учета в течение срока их полезного использования на расходы (абз. 2 п. 84 Инструкции N 157н).
Следовательно, ограничение по приобретению основных средств за единицу за счет финансовых средств ОМС определяется не на момент оплаты (т.е. кассового расхода), а на момент постановки основного средства на бухгалтерский учет (т.е. стоимость приобретения равнозначна понятию "первоначальная стоимость" основного средства).
Что следует понимать по "единицей"? Учитывая изложенное выше речь идет о единице бухгалтерского учета , т.е. об инвентарном объекте.
Справочно! Именно такая позиция озвучивается в судах при рассмотрении дел о правомерности расходов мед.организаций на закупку основных средств.
Исключение из правила (дополнительные условия, устанавливаемые на текущий год):
- Без ограничения стоимости допустимо приобретение ОС (основных средств), используемых для оказания услуг ВМП (высокотехнологичной медицинской помощи). Источником приобретения являются финансовые средства от оказания услуг ВМП (см. норму в соответствующему субъекту РФ Тарифному соглашению по ОМС на текущий год).
- Увеличение ограничения по стоимости приобретения ОС (медицинских изделий, используемых для проведения медицинских вмешательств, лабораторных и инструментальных исследований) до 1 млн.руб. с учетом выполнения требования по отсутствию кредиторской задолженности (постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 346, Тарифные соглашения по ОМС субъектов РФ на текущий год).
На что расходуем |
Допустимость расхода: |
Комментарий |
Позиция: - судов, - ФФОМС и ТФОМС |
|
Закупка оборудования за счет нескольких источников, одним из которых являются средства ОМС в объеме менее 100 000 рублей |
НЕТ |
Если первоначальная стоимость ОС по данным бухгалтерского учета превысит ограничение в 100 000 рублей. И если ОС не закупается по дополнительным правилам, установленным на текущий финансовый год. Нормативными документами, регулирующими постановку ОС на учет (бухгалтерский учет), исключается возможность признания инвентарного объекта по частям, которые формируются пропорционально вложенным средствам за счет разных источников финансирования (например, средства от приносящей доход деятельности или собственные средства и целевые средства ОМС). Следовательно в бухгалтерском учете ОС будет отражено по первоначальной стоимости, сформированной на основании: п. 15 Стандарта "Основные средства" (для учреждений бюджетной сферы), п. 12 Приложения 1 ФСБУ 6/2020 (для частных организаций). |
Решение АС Мурманской области от 17.06.2022 по делу N А42-11433/2021, которое подтверждено выводами Постановления Тринадцатого ААС от 19.09.2022 13АП-25299/22 |
ДА |
Если первоначальная стоимость единицы приобретаемого основного средства за счет всех привлеченных источников согласно документов купли-продажи (договор, государственный контракт) не превышает 100 000 руб. |
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Практическое руководство. Расходы за счет средств ОМС : разрешенные, запрещенные, неурегулированные
Подготовлено экспертами компании "Гарант"