Перенос сроков проведения проверок налоговыми органами и ФСС РФ в отношении мобилизованных предпринимателей
26 октября 2022 г.
Правительством РФ принято постановление от 20.10.2022 N 1874 "О мерах поддержки мобилизованных лиц" (далее - Постановление N 1874). Постановлением помимо урегулирования вопросов уплаты налогов и сдачи отчетности теми, кто призван в действующую армию, также приостановлено проведение проверок в отношении мобилизованных лиц.
Разберемся, что это означает и какие проверки приостанавливаются.
Прежде всего напомним, что в 2022 году был введен запрет на проведение выездных налоговых проверок только в отношении аккредитованных IT-организации - на период до 03.03.2025 включительно (абз. 5 пп. "г" п. 1 Указа Президента РФ от 02.03.2022 N 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации", письма Минфина России от 18.03.2022 N 03-02-06/21331, ФНС России от 24.03.2022 N СД-4-2/3586@, от 15.04.2022 N ЕД-18-2/882@).
На налоговые проверки не распространяются положения "антисанкционных" мораториев, установленных постановлениями Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" и от 08.09.2021 N 1520 "Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства...". Ведь указанными Постановлениями приостановлены только проверки, регулируемые федеральными законами от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
К налоговому контролю положения этих федеральных законов не применяются (п. 1 ч. 5 ст. 2 Закона N 248-ФЗ, п. 4 ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ, письма Минфина России от 15.06.2022 N 03-02-07/56732, ФНС России от 09.09.2022 N ЕА-2-15/1188@).
Поэтому для мобилизованных лиц являются актуальными вводимые Постановлением N 1874 меры поддержки.
На кого распространяется приостановление проверок
Меры, предусмотренные Постановлением N 1874, установлены в отношении:
- граждан РФ, призванных в соответствии с Указом Президента РФ от 21.09.2022 N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" (далее - Указ) на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ (далее - мобилизованные лица),
- а также организаций, в которых мобилизованное лицо на дату его призыва в соответствии с Указом на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ является единственным учредителем (участником) организации и одновременно осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа (далее - организации).
В соответствии со ст. 21.1 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (введенной Федеральным законом от 20.10.2022 N 404-ФЗ с 20.10.2022) призванным на военную службу по мобилизации гражданам, являющимся индивидуальными предпринимателями, учредителями (участниками) организаций, а также осуществляющим полномочия единоличного исполнительного органа, предоставлено право оставаться собственниками дела и заниматься бизнесом как лично, так и через доверенных лиц. Ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", касающиеся занятия предпринимательской деятельностью, на них не распространяются.
Такие граждане получат отсрочку в пять рабочих дней для решения организационных вопросов, связанных с дальнейшим осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе для оформления нотариальной доверенности.
Правительству РФ предоставлено право установить особенности, касающиеся решения указанных вопросов.
Следует учитывать, что Постановление N 1874 вступило в силу с 22 октября 2022 г. (даты опубликования), при этом действие мер, касающихся переноса сроков уплаты налогов (взносов), представления отчетности, а также приостановления проверок распространяется на правоотношения, возникшие с 21 сентября 2022 г.
Соответственно, установленные Постановлением N 1874 касается мобилизованных с 21 сентября 2022 г:
- граждан, не имеющих статуса индивидуальных предпринимателей (в том числе, самозанятых);
- индивидуальных предпринимателей;
- организаций, в которых мобилизованные являются единственным учредителем и одновременно руководителем.
Как налоговый орган узнаёт о мобилизованных лицах
Согласно п. 7 Постановления N 1874 мобилизованные лица, в отношении которых осуществляется проведение мероприятий, предусмотренных постановлением, определяются на основании сведений, представляемых Минобороны России в ФНС России не реже чем один раз в 7 календарных дней (в том числе сведений о дате получения мобилизованным лицом статуса военнослужащего по частичной мобилизации и дате увольнения мобилизованного лица с военной службы по основаниям, установленным Указом).
В свою очередь, ФНС России направляет информацию о таких мобилизованных лицах и об организациях в Федеральную таможенную службу, Пенсионный фонд РФ и ФСС РФ (п. 7 Постановления N 1874).
Таким образом, для применения перечисленных в Постановлении мер поддержки мобилизованным лицам не требуется обращаться в налоговые органы, так как сведения о них будут поступать в рамках межведомственного информационного взаимодействия Минобороны России и ФНС России (и ФСС РФ).
Период применения мер поддержки
Сроки приостановления проверок - на весь период прохождения военной службы по мобилизации в Вооруженных Силах РФ и до 28-го числа включительно 3-го месяца, следующего за месяцем окончания периода частичной мобилизации или увольнения с военной службы по основаниям, установленным Указом (см. информацию ФНС России от 22.10.2022).
В период частичной мобилизации основанием увольнения с военной службы мобилизованных граждан могут быть следующие обстоятельства (п. 5 Указа):
а) по возрасту - по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по состоянию здоровья - в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе, за исключением военнослужащих, изъявивших желание продолжить военную службу на воинских должностях, которые могут замещаться указанными военнослужащими;
в) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы.
Какие налоговые проверки приостановят
Пунктом 5 Постановления N 1874 в отношении мобилизованных лиц и организаций, в которых мобилизованное лицо является единственным учредителем и одновременно руководителем, приостановлены:
- назначение выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (пп. "а" п. 5);
- проведение уже назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (пп. "б" п. 5);
- течение сроков, установленных НК РФ в отношении таких проверок (пп. "г" п. 5);
- течение сроков рассмотрения дел о налоговых правонарушениях, предусмотренных статьями 100, 101 и 101.4 НК РФ (пп. "д" п. 5).
Приостановление проведения назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, а также ценовых проверок, в данном случае влечет установление запрета на проведение всех мероприятий налогового контроля, проводимых в рамках таких проверок.
То есть, указанные выше налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля не будут проводиться весь период прохождения военной службы мобилизованных плюс 2 месяца и 28 дней.
Очевидно, что приостановление проверок и течения сроков, установленные Постановлением N 1874, а также их последующее возобновление не требуют оформления решением налогового органа, предусмотренным п. 9 ст. 89 НК РФ (как и ранее, в периоде действия "коронавирусного" моратория на проверки - см. письмо ФНС России от 09.04.2020 N СД-4-2/5985@).
Ограничения в проведении камеральных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля
Согласно пп "в" п. 5 Постановления N 1874 на этот же период приостанавливается проведение мероприятий налогового контроля, предусмотренных НК РФ, за исключением:
- мероприятий налогового контроля, проводимых в рамках камеральных налоговых проверок в отношении налоговых деклараций по НДС с суммами налога, заявленными к возмещению, деклараций по акцизам с суммой акциза, заявленной к возмещению (уменьшению), налоговых деклараций по НДФЛ с суммой налога, заявленной к возврату;
- мероприятий налогового контроля, предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ, проводимых в рамках камеральных налоговых проверок в отношении других налоговых деклараций.
Что это означает?
Прежде всего отметим, что камеральная налоговая проверка - это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, представленных налогоплательщиком самостоятельно в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ, письмо ФНС России от 09.09.2022 N ЕА-2-15/1188@).
Постановлением N 1874 продлены сроки не только уплаты обязательных платежей, но и сроки предоставления налоговых деклараций. На период прохождения военной службы и до 25 числа включительно третьего месяца, следующего за месяцем окончания периода частичной мобилизации или увольнения со службы, продлены приходящиеся на этот период сроки представления:
- налоговых деклараций (кроме деклараций по НДС);
- налоговых расчетов о выплаченных иностранным организациям доходах и удержанных налогах;
- расчетов сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговыми агентами;
- расчетов по авансовым платежам;
- бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Для физических лиц также продлены сроки представления в налоговые органы деклараций и отчётных документов в рамках валютного контроля. Кроме того, для самозанятых, которые утратили право на применение НПД, и предпринимателей, которые перешли на налог на профессиональный доход, продлены сроки соответствующего уведомления налоговых органов - на период несения военной службы и вплоть до конца четвертого месяца, следующего за месяцем окончания мобилизации или увольнения (пп. "г" п. 1 Постановления N 1874). Подробнее смотрите в отдельном материале.
Соответственно, камеральные налоговые проверки проводиться будут в общеустановленном порядке только в отношении налоговых деклараций:
- по НДС - если в них сумма налога заявлена к возмещению;
- по акцизам - если в них сумма акциза заявлена к возмещению (уменьшению);
- по НДФЛ - если в них сума налога заявлена к возврату.
В рамках камеральной налоговой проверки по остальным декларациям по НДС налоговые органы вправе потребовать только пояснения в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ. Иные мероприятия налогового контроля проводиться не должны.
В иных случаях (кроме обозначенных) мероприятия налогового контроля в отношении мобилизованных лиц и организаций проводиться не должны ни в рамках камеральных налоговых проверок, ни вне рамок проверок. То есть, налоговые органы не должны:
- вызывать в налоговый орган по пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ (в том числе с целью получения пояснений, документов);
- запрашивать у налогоплательщика и его контрагентов документы (информацию), касающиеся его деятельности, по ст. 93 и п. 1 ст. 93.1 НК РФ,
- запрашивать документы (информацию) о контрагентах или о конкретных сделках по ст. 93.1 НК РФ;
- проводить допросы свидетелей (ст. 90 НК РФ), осмотры (ст. 92 НК РФ), выемку документов (ст. 94 НК РФ), экспертизу (ст. 95 НК РФ);
- проводить инвентаризации (п. 13 ст. 89 НК РФ) и т. п.
Применение налоговым органом обеспечительных мер и санкций
На этот же период в отношении мобилизованного лица, организации:
- приостановлено вынесение решений о приостановлении операции по счетам в банках и переводов электронных денежных средств в соответствии с п.п. 3 и 3.2 ст. 76 НК РФ (пп. "е" п. 5 Постановления N 1874);
- налоговые санкции за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 119, 126, 126.1, 129.1, 129.4 и 129.6 НК РФ, совершенные в указанный период, не применяются, производство по таким нарушениям не осуществляется (п. 6 Постановления N 1874).
Предельные сроки направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов увеличиваются на шесть месяцев (п. 8 Постановления N 1874).
Какие еще проверки не будут проводиться налоговыми органами
На указанный период в отношении мобилизованных лиц и организаций приостанавливается также:
- проведение и назначение налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства РФ;
- инициирование и проведение контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Проверки ФСС РФ
В отношении мобилизованных лиц и организаций, в которых мобилизованное лицо является единственным учредителем и одновременно руководителем, также приостанавливаются уже начатые выездные (повторные выездные) проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - ОСС на НС и ПЗ), а новые проверки не могут быть назначены (пп. "а", "б" п. 5).
Течение сроков, установленных Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ), в отношении таких проверок приостанавливается (пп. "г" п. 5).
Приостанавливается и течение сроков оформления результатов таких проверок и вынесения решений по результатам рассмотрения материалов по ним, предусмотренных ст. ст. 26.19 и 26.20 Закона N 125-ФЗ (пп. "д" п. 5).
Ответственность за непредставление расчета по форме 4-ФСС или непредставление документов страховщику, предусмотренная статьями 26.30 и 26.31 Закона N 125-ФЗ за правонарушения, совершенные в указанный период, не применяется, производство по таким нарушениям не осуществляется (пп. "б" п. 6 Постановления N 1874).
Постановлением N 1874 прямо не предусмотрено приостановление проводимых ФСС РФ проверок полноты и достоверности представляемых сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), проводимых в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
Макаренко Елена
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный бухгалтер, член ИПБ МР
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.