Обзор типовых нарушений в сфере контрактной системы, с учетом вступления в силу изменений законодательства. Часть 1
(по состоянию на 1 ноября 2022 года)
Милонаец О.В.
См. Обзор типовых нарушений в сфере контрактной системы, с учетом вступления в силу изменений законодательства. Часть 2 (по состоянию на 1 ноября 2022 года)
Данный обзор сформирован и обобщен по материалам Публичных обсуждений практик территориальных органов ФАС России.
1. Нарушение сроков формирования и направления проектов контрактов по итогам конкурентных процедур оператору электронной площадки посредством ЕИС победителю торгов (вместо 2-х рабочих дней - 5).
Статьей 51 Закона N 44-ФЗ предусмотрены следующие сроки направления проекта контракта и его подписания сторонами:
срок направления проекта контракта заказчиком участнику закупки, с которым заключается контракт (далее - участник закупки) - не позднее 2 (двух) рабочих дней, следующих за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
срок подписания проекта контракта участником закупки с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта (при необходимости), либо направления протокола разногласий - не позднее 5 (пяти) рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта;
срок направления исправленного проекта контракта заказчиком участнику закупки после получения протокола разногласий - не позднее 2 (двух) рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки протокола разногласий;
срок подписания проекта контракта участником закупки с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта (при необходимости) после рассмотрения заказчиком протокола разногласий - не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем размещения заказчиком доработанного проекта контракта;
срок подписания проекта контракта заказчиком (в том числе после протокола разногласий) - не позднее 2 (двух) рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки подписанного со своей стороны проекта контракта. При этом, на основании ч. 1 ст. 51 Закона N 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее чем через 10 (десять) дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии со ч. 6 ст. 50 Закона N 44-ФЗ для закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, и закупок товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, сохраняются короткие сроки на подписание контракта и его заключение с победителем такой закупки:
срок направления проекта контракта заказчиком победителю закупки - не позднее 3 (трех) часов с момента размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
срок подписания проекта контракта победителем закупки с одновременным предоставлением обеспечения исполнения контракта (при необходимости) - не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта;
срок подписания проекта контракта заказчиком - не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем размещения победителем закупки подписанного со своей стороны проекта контракта, но не ранее чем через 2 (два) рабочих дня, следующих за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Обязанность, а не право, заключения Контракта от имени поставщика/подрядчика/исполнителя, занявших 1-3 места по результатам торгов. Ранее обязанность заключать контракт была только у первого места.
Часть 9 ст. 43 Закона N 44-ФЗ гласит, что участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, вправе в соответствии с частями 10 и 11 настоящей статьи отозвать такую заявку:
1) до окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
2) с момента размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до размещения в соответствии с ч. 2 ст. 51 настоящего Федерального закона проекта контракта, заключаемого с таким участником закупки, за исключением случаев, если такая заявка отклонена (при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур). Однако не допускается отзыв заявок, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоены первые три порядковых номера.
3. Односторонний отказ заказчика или поставщика от исполнения контракта с 1 июля 2022 года производится исключительно посредством ЕИС (за исключением "бумажных процедур").
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, такое решение не размещается на официальном сайте.
Расторжение контракта в ином порядке является нарушением и контракт не считается расторгнутым в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.
4. Претензионная работа (обмен данными при применении мер административного воздействия или связанные с нарушением условий исполнения контракта) осуществляется посредством ЕИС с 1 июля 2022 года.
Задачи претензионной работы Заказчика:
Контроль за добросовестным исполнением обязательств по контракту (договору), досудебное урегулирование споров, начисление и/или взыскание с недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей пеней и штрафных санкций.
Согласно ч. 16 ст. 94 Закона N 44-ФЗ в случае обмена документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта в отношении контракта, заключенного по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, в случае, предусмотренном п. 5 ч. 11 ст. 24 настоящего Федерального закона), такой обмен осуществляется с использованием единой информационной системы путем направления электронных уведомлений. Такие уведомления формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещаются в единой информационной системе без размещения на официальном сайте.
5. Нарушение сроков оплаты по контрактам с 1 мая 2022 года.
Согласно ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если:
1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;
2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 настоящего Федерального закона, а в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, не более двадцати рабочих дней;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 настоящего Федерального закона;
4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты - 30 дней. Постановление N 1290 от 16 июля 2022 г. принято в соответствии с п. 4 ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и применяется к закупкам, осуществляемым с целью выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации, государственной программы вооружения, иных заданий в рамках гособоронзаказа.
6. Типовые независимые гарантии с 1 октября 2022 года выдаются строго в соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и в соответствии с условиями ст. 45 Закона N 44-ФЗ.
7. Нарушение сроков направления или ненаправление сведений об участниках в РНП, при наличии 4-х оснований, предусмотренных законодательством и постановлением Правительства РФ N 1078. Это обязанность Заказчика, а не право.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами в соответствии со ст. 104 Закона N 44-ФЗ.
С 1 июля 2022 года срок направления - 2 рабочих дня после вступления в силу решения об уклонении или расторжения контракта в одностороннем порядке. Направление сведений осуществляется только через ЕИС, поданная в иной форме информация подлежит возврату (постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации").
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст. 26 Закона N 44-ФЗ, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подп. "б" п. 2 ч. 6 ст. 51, подп. "в" п. 4 ч. 14 ст. 73, чч. 16 и 22.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
8. Необоснованные отказы в допуске к торгам, или отказ от заключения контракта, без учета изменений ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ.
С 01 мая 2022 года увеличен порог обязательств по договору строительного подряда, при котором подрядчик должен быть членом СРО. Данное изменение имеет важное значение в закупках на строительные работы (строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства), поскольку согласно абз. 1 и п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) обязательным требованием к участникам конкурентных закупок, а также закупок у единственного контрагента в случаях, предусмотренных пп. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, является соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Аналогично в закупках по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". При этом под указанным требованием в первую очередь понимается предусмотренная законом на основании п. 1 ст. 49 ГК РФ необходимость для осуществления того или иного вида деятельности наличия лицензии или участия в СРО.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей (ранее было 3 миллиона).
9. Необоснованное установление требований к участникам в части предоставления документов - выписки СРО по ст. 55.17 ГрК РФ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при применении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных указанной частью, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Законодательством о градостроительной деятельности определены случаи, при которых определенные работы должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемой организации в соответствующей области (ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48, ч. 2 ст. 52, ч. 4 ст. 55.31 ГрК РФ).
Следовательно, в извещении об осуществлении закупки на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства в реализацию положений п. 1 ч. 1 и ч. 5 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ устанавливается требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства соответственно, за исключением случаев, при которых такое членство не требуется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Обновленная редакция ст. 55.17 ГрК РФ предусматривает:
- исключение предоставления саморегулируемой организацией выписки из реестра членов саморегулируемой организации в качестве документа, подтверждающего членство в такой организации;
- ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах. Сведения, содержащиеся в таком едином реестре, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Учитывая вышеизложенное, при осуществлении закупки, в извещении об осуществлении которой установлено требование к участникам закупки о членстве в соответствующей саморегулируемой организации:
- требование к подтверждающему документу в извещении об осуществлении закупки не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется;
- в случае отсутствия сведений об участнике закупки в вышеуказанном едином реестре, заявка такого участника закупки отклоняется в соответствии с подп. "а" п. 1 ч. 11 ст. 48, подп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49, подп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона N 44-ФЗ на основании п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Данные выводы согласуются с позицией, изложенной в письме Минфина России и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 октября 2022 г. NN 24-01-07/95279, Б0737-СИ/02 "О подтверждении членства участника закупки в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства для целей участия в закупках в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор типовых нарушений в сфере контрактной системы, с учетом вступления в силу изменений законодательства. Часть 1 (по состоянию на 1 ноября 2022 года).(Милонаец О.В.) - Специально для системы ГАРАНТ, 2022 г.
Автор
Ольга Викторовна Милонаец - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области