Обзор типовых нарушений в сфере контрактной системы, с учетом вступления в силу изменений законодательства. Часть 2
(по состоянию на 1 ноября 2022 года)
Милонаец О.В.
См. Обзор типовых нарушений в сфере контрактной системы, с учетом вступления в силу изменений законодательства. Часть 1 (по состоянию на 1 ноября 2022 года)
Данный обзор сформирован и обобщен по материалам публичных обсуждений практик территориальных органов ФАС России
1. В описании объекта закупки (техническом задании), проекте контракта Заказчиком установлены невыполнимые сроки поставки (выполнения, исполнения) контракта.
Заказчик определяет условия закупки о сроке исполнения контракта, исходя из своих потребностей. В соответствии со ст. 12 Закона N 44-ФЗ Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Однако иногда установленный срок исполнения контракта признают нарушением Закона N 44-ФЗ и Закона о защите конкуренции N 135-ФЗ.
Например, при установлении конкретного срока исполнения контракта в виде календарной даты Заказчиками не учтены сроки проведения закупочных процедур, сроки внесения изменений в документацию, вероятность подачи жалобы в контрольный орган и необходимости внесения изменений в документацию по предписанию контрольного органа, не учтены сроки на "мораторий" подписания контракта со стороны Заказчика, не учтены сроки на обжалование процедур, не учтены правила переноса дат с выходного на рабочий день.
Заказчикам следует руководствоваться статьей 190 ГК РФ при определении срока исполнения контракта. Установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить (например, государственные праздники).
Рекомендуем Заказчикам использовать даты исполнения контракта в рамках периода времени, но если Заказчик имеет необходимость указать срок в виде конкретной календарной даты или неизбежного события, то максимально учитывать сроки, исходя из вышеуказанных рисков.
Встречаются закупки, когда Заказчик заведомо устанавливает нереальные сроки исполнения контракта. Данный факт практически всегда фиксируется контролерами и действия Заказчиков изучаются на предмет наличия признаков антиконкурентного соглашения. Такие сроки могут быть чрезмерно короткими или невыполнимыми из-за того, что работы требуют особых условий (например, ограничений по температуре и погодным условиям), а период, установленный в документации, их не учитывает или техническими регламентами предусмотрен определенный производственный цикл (высыхание краски в часах, днях, штукатурки), последовательность выполнения производственных работ без нарушений технологий, согласование ПСД, проведение экспертизы в сроки, установленные законодательством РФ и независящие от исполнителя, установление неразумного срока на выполнение работ, согласно обычаям делового оборота, сроки, в которые невозможно использовать человеческие ресурсы на одном объекте.
Зачастую УФАС устанавливает факт сговора Заказчика и хозяйствующего субъекта при установлении неразумного срока: либо работы выполнены до объявления торгов или подведения итогов торгов, либо работы приняты без полного фактического исполнения, либо продлены сроки исполнения контракта в разы, превышающие сроки, объявленные при начальном отборе победителя на торгах в нарушение существующего законодательства.
Если речь не идет о технических ошибках и нарушении сроков проведения закупочных процедур, антиконкурентного соглашения, то заказчику необходимо доказать, что срок исполнения контракта реален и необходим, например предоставить: анализ рынка поставщиков и исполнителей, которые имеют возможность в такие сроки гарантировать исполнение контракта, коммерческие предложения, на основе которых устанавливали срок исполнения контракта; указать на пункт контракта, при котором исполнитель был вправе привлекать к выполнению работ соисполнителей по контракту, технические регламенты, предусматривающие, установленные в документации сроки без нарушения технологий и не влияющее на качество исполнения контракта.
2. Ненадлежащее установление требований к обеспечению гарантийных обязательств или их отсутствие в случаях, когда их установление обязательно.
Следует помнить, что согласно ч. 2.2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ. Размер обеспечения гарантийных обязательств (ОГО) не может превышать 10% от начальной (максимальной) цены контракта, от цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Превышение порога в 10% недопустимо и является нарушением.
Кроме того, следует учитывать, что гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором, в соответствии с законодательством РФ, учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств определяются участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Заказчик не вправе ограничивать эти способы.
3. Расхождения информации, требований, сведений в документации, извещении, проекте контракта.
В извещении, в описании объекта закупки (техническое задание) и проекте контракта отражены разные условия закупки: разночтения в сроках подачи заявок или оплаты по контракту, разные единицы измерения товаров (штуки, упаковки, пары, комплекты), указание в извещении, что закупка для субъектов малого предпринимательства, хотя фактически закупка носит характер закупки по общему правилу и все остальные условия не предназначены для СМП.
Иногда в инструкции к заполнению заявки заказчики указывают, что в случае наличия разночтений в разъяснениях документации и описании объекта закупки участники должны руководствоваться разъяснениями. Это неправомерно, поскольку, если дано разъяснение о наличии в описании существенных ошибок, изменяющих существенные условия контракта, например в части характеристик предмета торгов, заказчик должен внести исправление в документацию.
Следует помнить, что у участников есть возможность направить запрос о разъяснении документации или указания на технические ошибки Заказчика в установленные законом сроки, а у Заказчика есть возможность внесения изменений в извещение о закупке и в пакет прилагаемых документов.
4. Жалобы на Заказчиков при проведение торгов подаются в ФАС (УФАС) исключительно посредством единой информационной системы.
Порядок подачи жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля предусмотрены ст. 105 Закона N 44-ФЗ. В соответствии с ч. 4 указанной статьи при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок исключительно с использованием единой информационной системы (далее - ЕИС). С 1 января 2024 года законом предусмотрена подача жалоб через ЕИС и на закрытые электронные процедуры. При формировании жалобы в системе Заявитель обязан указать полную исчерпывающую информацию:
1) наименование контрольного органа в сфере закупок, предусмотренного ч. 3 ст. 105 Закона N 44-ФЗ, в который подается жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля;
2) наименование участника закупки в соответствии с информацией, включенной в единый реестр участников закупок;
3) идентификационный код закупки, за исключением случаев, при которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ указание такого кода не предусмотрено, а также случаев подачи жалобы на действия (бездействие) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, совершенные при аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, при размещении на электронной площадке предварительного предложения. Указание нескольких идентификационных кодов закупки (за исключением кодов закупок, предусмотренных ст. 25 и 26 Закона N 44-ФЗ - совместные и централизованные закупки) не допускается;
4) наименование субъекта (субъектов) контроля, действия которого (которых) обжалуются;
5) указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы;
6) номер реестровой записи в реестре контрактов, заключенных заказчиками, или в реестре договоров, заключенных заказчиками, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", - в отношении контракта или договора, предусмотренных ч. 2.1 (универсальная предквалификация) ст. 31 Закона N 44-ФЗ, стоимость и срок исполненных обязательств по которым соответствуют требованиям указанной части (в случае установления требований в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ) и информация об исполнении которых в соответствии с законом размещена в ЕИС.
Обратите внимание, что формирование и подача жалобы на бумажном носителе на электронные процедуры торгов (кроме исключений) является основанием для возврата и отказа в рассмотрении жалобы в ФАС (УФАС).
Не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем размещения жалобы, в реестре, предусмотренном ч. 21 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, контрольный орган в сфере закупок размещает (за исключением случая, предусмотренного ч. 6 указанной статьи) в таком реестре информацию:
1) о принятии жалобы к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, о возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона N 44-ФЗ;
2) об отказе (с обоснованием такого отказа) в принятии жалобы к рассмотрению по существу в случаях, если:
а) жалоба подана с нарушением требований ч. 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ;
б) по жалобе на те же действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.
5. Незаконное установление требований к специальной правоспособности по ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Требования к участникам предполагают, что при применении конкурентных способов закупки, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пп. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик в обязательном порядке устанавливает требование к участнику о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Согласно ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В случае если в силу законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, предъявляются определенные требования, то заказчик обязан установить указанные требования в извещении о закупке.
Часто встречающиеся нарушения, когда в закупке предмет торгов (работы, услуги) не относится к особым видам деятельности и от участников торгов не требуется наличие специальной дополнительной аккредитации от государства (лицензии, допуска к государственной тайне, членства в СРО).
Например, уборка помещений. Предположим, что в этой же закупке есть требование на вывоз и утилизацию твердых-коммунальных отходов и заказчик устанавливает требование к лицензии о деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Изучив материалы закупки, контролеры установили, что уборка помещений не относится к лицензируемым видам деятельности. Вывоз ТКО, составляет всего 2% от НМЦК(Д) и не является предметом контракта.
В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
При этом заказчик вправе установить в контракте требование о наличии указанной лицензии у исполнителей, которые будут осуществлять такие работы в качестве субподрядчиков после заключения государственного контракта.
Бывают закупки, когда таких работ в предмете закупки 50 на 50. Контролеры рекомендуют разделить такие закупки и тогда установить требования к лицензиям.
Данный вывод подтверждается и многочисленными разъяснениями ФАС России, арбитражной практикой и, в том числе, письмом Минфина России от 20.07.2020 N 24-02-08/63342 "Об установлении требований к участникам закупки о наличии лицензии".
6. Описание объекта закупки с нарушением постановления Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в ЕИС в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пункт 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) гласит, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145.
Пункт 5 Правил использования КТРУ в дополнение устанавливает, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пп. 25.1 - 25.7 Перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Пункт 6 Правил использования КТРУ, предупреждает, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Так вот, зачастую заказчики либо не обосновывают в извещении и документах необходимость расширения перечня дополнительных характеристик предмета закупки, либо не применяют КТРУ, выбирая код ОКПД 2 иной, не относящийся к закупке и не размещенный в КТРУ, либо предмет торгов подпадает под исключения п. 5 Правил использования КТРУ, когда дополнительные характеристики от имени Заказчика запрещены, и необходимо использовать только те, которые установлены в КТРУ. При установлении таких фактов Заказчик получает предписание контрольного органа.
Следует обратить внимание, что даже если контракт заключается в письменной форме с единственным поставщиком, нужно применять КТРУ при заключении контракта. Такой вывод следует из пп. 1, 2 и 9 Правил использования КТРУ.
Необходимо применять КТРУ при закупке по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (письмо Минфина России от 13.02.2020 N 24-06-07/9746).
При этом использовать КТРУ при заключении контракта по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в устной форме не нужно, кроме случаев заключения контрактов по ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). По другим основаниям из ст. 93 Закона N 44-ФЗ применяйте каталог, когда заключаете с единственным поставщиком письменный контракт или договор.
7. Установление требований в соответствии с ч. 7 ст. 30 Закона N 44-ФЗ о привлечении СМП и СОНО с нарушениями постановления Правительства РФ от 23.12.2016 г. N 1466.
В соответствии со ст. 30 Закона N 44-ФЗ об участии субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в закупках, Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 25% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
Заказчики могут по своему усмотрению реализовывать требование нормы двумя способами: либо устанавливая преимущества, либо условие об обязательном субподряде.
Способ по ч. 3 ст. 30. Закона N 44-ФЗ. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только СМП и СОНО.
Способ по части 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО. Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций установлены постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 (ред. от 07.10.2017) "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций".
Согласно п. 1 Типовых условий Поставщик/подрядчик/исполнитель обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме __________ процентов от цены контракта (объем привлечения устанавливается заказчиком в виде фиксированных процентов и должен составлять не менее 5% от цены контракта).
Так вот при установлении требований к объему привлечения СМП и СОНО некоторые Заказчики допускают формулировки в виде "в объеме не менее 5 или не более 5%", однако данная норма носит императивный характер и вольному толкованию не подлежит, % должен быть установлен Заказчиком в виде фиксированных % от цены контракта.
8. Нарушение правил применения постановления Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям_".
Несмотря на обширную сложившуюся практику применения постановления N 2571 в части вопросов о сфере деятельности и вида деятельности Заказчика, при рассмотрении вопроса об установлении "специальной предквалификации" к участникам Заказчики продолжают ошибаться.
Необходимо запомнить, что сфера деятельности, организационно-правовая форма Заказчика не образует условия применения позиций положения постановления N 2571 в зависимости от названия разделов. Данный вывод согласуется с позицией, изложенной в письме Минфина России от 14.02.2022 г. N 24-01-09/10138.
По нарушениям при применении постановления Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571 и постановления Правительства РФ от 31.12.2021 г. N 2604 предусмотрен отдельный обзор по завершению финансового года.
9. Заключение контракта с единственным поставщиком по согласованию с контрольным органом по ч. 25 п. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ и отказ в согласовании.
Пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ установлена возможность заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурентной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшейся.
Основания признания такой процедуры несостоявшейся отрегулированы ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ.
Случаи, когда закупка признается несостоявшейся, можно условно разделить на два "вида":
- когда победитель торгов определен комиссией по осуществлению закупок, заявка признана соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и подана только одна заявка (единственная заявка) (пп. 1 - 2 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ);
- когда определение победителя не привело к заключению контракта по причине отсутствия заявок на участие в закупке, либо их отклонения комиссией по осуществлению закупок или уклонения всех участников от заключения контракта (пп. 3 - 6 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).
При этом, когда закупка не привела к заключению контракта в случаях, определенных в пп. 3 - 6 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ, Заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, либо осуществить новую закупку (ч. 8 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).
В рамках реализации нормы по согласованию было принято постановление Правительства РФ от 30.06.2020 г. N 961 "Об установлении предельного размера (предельных размеров) начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимися осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об утверждении Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) _" (далее - Постановление N 961, Правила согласования).
Следует учитывать, что согласно п. 8 Постановления N 961 в контрольный орган направляются материалы в полном объеме:
- обращение в отношении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), соответствующего требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки), документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1, чч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона N 44-ФЗ;
- к обращению, предусмотренному подпунктом "а" настоящего пункта, прилагается информация и документы, предусмотренные подп. "е" и "ж" п. 7 Правил согласования.
Контролеры, в данном случае, проводят внеплановую проверку процедуры закупки, в том числе на правомерность установления единых требований к участникам по ч. 1.1 ст. 31, по ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ и, в случае если эти требования законны, проводят проверку в отношении полноты представленных документов, достоверности сведений в них, а также соответствие единственного поставщика всем требованиям, установленными в представленной документации.
В случае непредставления заказчиком обязательной информации и документов контрольным органом в сфере закупок действия по согласованию не осуществляются и обращение не рассматривается.
Контрольный орган в сфере закупок принимает решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если не установлены нарушения.
Контрольный орган в сфере закупок выдаст предписание о совершении действий, которые должны быть совершены лицом, получившим такое предписание, при заключении контракта.
Контрольный орган в сфере закупок принимает решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае выявления таким органом нарушений:
- выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
- проведения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) без согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление согласования закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- описания объекта закупки, влекущего ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок;
- установления требований к участникам закупки с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
- сокращения предусмотренного законом срока подачи заявок на участие в закупке;
- отклонения заявки на участие в закупке либо ее части, признания заявки на участие в закупке либо ее части не соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), отказа в допуске к участию в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
- несоответствия заявки на участие в закупке, поданной единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), информация о котором указана в разделе 4 приложения к Правилам согласования, либо информации, предусмотренной п. 7 Правил согласования, требованиям извещения об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- несоответствия единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), , требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (если Федеральным законом предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Федеральным законом предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1, чч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор типовых нарушений в сфере контрактной системы, с учетом вступления в силу изменений законодательства. Часть 2 (по состоянию на 1 ноября 2022 года).(Милонаец О.В.) - Специально для системы ГАРАНТ, 2022 г.
Автор
Ольга Викторовна Милонаец - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области