Главные налоговые новшества - 2023
для бухгалтера бюджетной сферы
декабрь 2022 г.
Об изменениях в налоговом законодательстве, которые необходимо учесть при подготовке годовой отчетности - 2022, см. в Энциклопедии решений:
- Годовой налоговый отчет 2022 (для бюджетной сферы)
В 2022 году в налоговое законодательство внесены очередные изменения. Рассмотрим основные новации, вступающие в силу в 2023 году, на которые надо обратить внимание бухгалтеру бюджетной сферы.
1. Изменения в часть первую НК РФ
1.1. С 2023 года налоги, сборы, взносы уплачиваются посредством единого налогового платежа на единый налоговый счет
С 1 января 2023 года введен новый способ расчетов с налоговыми органами - единый налоговый платеж, учитываемый на едином налоговом счете. Соответствующие поправки внесены в НК РФ Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ.
Данный способ расчетов затрагивает практически все налоги, сборы, взносы и является обязательным для всех налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых взносов, налоговых агентов и иных лиц. Отдельно должны уплачиваться и учитываться НДФЛ с выплат иностранцам-патентщикам, госпошлина, по которой судом не выдан исполнительный документ, а также страховые взносы на травматизм.
Суть указанного механизма заключается в возможности перечисления денежных средств в бюджет для уплаты обязательных платежей без детализации в разрезе конкретных налогов, сборов, взносов на единый специальный счет. Помимо упрощения самой процедуры уплаты обязательных платежей это, в частности, позволяет исключить ситуации с одновременным наличием у лица недоимки и переплаты по разным платежам.
Подробнее о ЕНП и ЕНС глазами бухгалтера бюджетной сферы смотрите здесь.
Как организации платят налоги и страховые взносы с 1 января 2023 года - смотрите здесь.
1.2. Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган уведомления об исчисленных суммах налогов
(пп. "а" п. 4, пп. "и" п. 17 ст. 1, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
Подпункт 4 п. 1 ст. 23 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2023, обязывает налогоплательщиков представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета не только налоговые декларации (расчеты), но и уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, уплаченных (перечисленных) в качестве единого налогового платежа (далее - Уведомление), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Из новой редакции п. 9 ст. 58 НК РФ следует, что обязанность по представлению Уведомлений возникает в случае:
- если законодательством о налогах и сборах предусмотрена уплата (перечисление) налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов до представления соответствующей налоговой декларации (расчета) либо
- если обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена НК РФ (за исключением случаев уплаты налогов физическими лицами на основании налоговых уведомлений).
Уведомление по форме и формату, утвержденным ФНС России, представляется преимущественно в электронной форме в налоговый орган по месту учета не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов.
Кроме того, установлены особенности представления Уведомлений налоговыми агентами по НДФЛ. Так, они должны указывать в Уведомлении, в том числе, информацию о суммах НДФЛ, исчисленных и удержанных ими за период с 23-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором представлено Уведомление, по 22-е число текущего месяца. В отношении сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговыми агентами за период с 23 декабря по 31 декабря, Уведомление нужно представить не позднее последнего рабочего дня года.
Подробнее об Уведомлении об исчисленных суммах налогов - в Энциклопедии решений.
2. Налог на доходы физических лиц
2.1. Изменился порядок определения даты фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда
(п. 12 ст. 2, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
До 1 января 2023 года согласно п. 2 ст. 223 НК РФ дату фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда для целей исчисления НДФЛ определяется на основании специального правила, согласно которому такой датой признавался последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом). В случае же прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда считался последний день работы, за который ему был начислен доход.
С 1 января 2023 года указанный пункт утратил силу силу. Поэтому дата фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда определяется по общим правилам, установленным п. 1 ст. 223 НК РФ. Так, при выплате заработной платы в денежной форме указанный доход считается полученным налогоплательщиком на день его выплаты (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, см. также письмо Минфина России от 14.09.2022 N 03-04-06/88989).
Как заполнить 6-НДФЛ при выплате заработной платы за декабрь 2022 года - смотрите здесь.
2.2. Новые общие сроки перечисления налоговыми агентами удержанного НДФЛ
(пп. "а" п. 13 ст. 2, ч.ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
Согласно п. 6 ст. 226 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2023 года, налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца не позднее 28-го числа текущего месяца. При этом перечисление налоговыми агентами сумм налога, исчисленного и удержанного за период с 1 по 22 января, должно осуществляться не позднее 28 января, а за период с 23 по 31 декабря не позднее последнего рабочего дня календарного года.
Действие новой редакции п. 6 ст. 226 НК РФ применяется к правоотношениям по перечислению НДФЛ начиная с 1 января 2023 года.
Таким образом, в 2023 году налоговые агенты должны должны перечислять НДФЛ в бюджет в следующие сроки (с учетом п. 7 ст. 6.1 НК РФ):
Период удержания НДФЛ |
Срок уплаты НДФЛ |
с 01.01.2023 по 22.01.2023 |
не позднее 30.01.2023 |
с 23.01.2023 по 22.02.2023 |
не позднее 28.02.2023 |
с 23.02.2023 по 22.03.2023 |
не позднее 28.03.2023 |
с 23.03.2023 по 22.04.2023 |
не позднее 28.04.2023 |
с 23.04.2023 по 22.05.2023 |
не позднее 29.05.2023 |
с 23.05.2023 по 22.06.2023 |
не позднее 28.06.2023 |
с 23.06.2023 по 22.07.2023 |
не позднее 28.07.2023 |
с 23.07.2023 по 22.08.2023 |
не позднее 28.08.2023 |
с 23.08.2023 по 22.09.2023 |
не позднее 28.09.2023 |
с 23.09.2023 по 22.10.2023 |
не позднее 30.10.2023 |
с 23.10.2023 по 22.11.2023 |
не позднее 28.11.2023 |
с 23.11.2023 по 22.12.2023 |
не позднее 28.12.2023 |
с 23.12.2023 по 31.12.2023 |
не позднее 29.12.2023 |
2.3. Налоговые агенты вправе уплачивать НДФЛ за счет собственных средств
(пп. "в" п. 13 ст. 2, ч.ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
С 1 января 2023 утрачивает силу п. 9 ст. 226 НК РФ, которым установлен запрет на уплату НДФЛ за счет средств налоговых агентов (за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом). С 2023 года это возможно.
Действие новой редакции ст. 226 НК РФ применяется к правоотношениям по уплате (перечислению) НДФЛ начиная с 1 января .2023.
2.4. Новые сроки представления налоговыми агентами расчета по форме 6-НДФЛ
(пп. "б" п. 17 ст. 2, ч.ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
Согласно измененной редакции п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты должны представлять в налоговый орган по месту учета расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ:
- за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом;
- за год (включая документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период по каждому физическому лицу) - не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Положения ст. 230 НК РФ в обновленной редакции применяются к правоотношениям по представлению расчетов по форме 6-НДФЛ начиная с 1 января 2023 года. Это означает, что по новым срокам нужно представлять расчеты по форме 6-НДФЛ начиная с отчета за 2022 год.
В 2023 году расчет по форме 6-НДФЛ нужно представить (с учетом п. 7 ст. 6.1 НК РФ):
- за 2022 год - не позднее 27.02.2023;
- за I квартал 2023 года - не позднее 25.04.2023;
- за первое полугодие 2023 года - не позднее 25.07.2023;
- за 9 месяцев 2023 года - не позднее 25.10.2023.
2.5. Изменен порядок отражения в расчете по форме 6-НДФЛ информации об удержанных суммах налога
(пп. "б" п. 17 ст. 2, ч.ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
Пункт 2 ст. 230 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2023 года, предусматривает, что в расчете сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, подлежат отражению:
- за первый квартал - удержанные суммы налога в период с 1 января по 22 марта включительно;
- за полугодие - удержанные суммы налога в период с 1 января по 22 июня включительно;
- за девять месяцев - удержанные суммы налога в период с 1 января по 22 сентября включительно.
3. Страховые взносы
3.1. Изменен срок уплаты страховых взносов с выплат физическим лицам
(пп. "а" п. 55 ст. 2, ч.ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
Согласно п. 3 ст. 431 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2023 года, сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, уплачивается в срок не позднее 28-го числа следующего календарного месяца.
Новые правила применяются к правоотношениям по уплате страховых взносов начиная с 1 января 2023 года.
Изменения обусловлены переходом на уплату обязательных платежей в бюджет посредством единого налогового платежа и унификацией сроков их уплаты.
3.2. Изменен срок представления расчета по страховым взносам
(пп. "в" п. 13 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 239-ФЗ)
Пункт 7 ст. 431 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2023 года, предусматривает, что плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в пп. 3 п. 3 ст. 422 НК РФ), представляют в налоговый орган расчет по страховым взносам в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (ранее - не позднее 30-го числа указанного месяца).
Изменения связаны с переходом на уплату обязательных платежей в бюджет посредством единого налогового платежа и унификацией сроков их уплаты.
3.3. Единый тариф страховых взносов и предельная величина базы для их исчисления
Федеральный закон от 14.07.2022 N 239-ФЗ
Для бухгалтера бюджетной сферы важны прежде всего следующие изменения, вносимые Законом N 239-ФЗ в Налоговый кодекс, которые применяются начиная с 1 января 2023 года:
1. Пунктом. 5.1 ст. 421 НК РФ устанавливается единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов. В 2023 году единая предельная величина базы для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, с учетом размера средней заработной платы в РФ на 2023 год, увеличенного в 12 раз, и коэффициента в размере 2,3 составит в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 1 917 000 рублей нарастающим итогом (постановление Правительства РФ от 25.11.2022 N 2143). В дальнейшем единая предельная база будет индексироваться ежегодно.
Положения п. 5.1 ст. 421 НК РФ не применяются при исчислении страховых взносов:
- по дополнительным тарифам на обязательное пенсионное страхование, установленным ст. 428 НК РФ;
- на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности, установленных ст. 429 НК РФ.
2. Согласно п.п. 2, 3 ст. 425 НК для плательщиков, производящих выплаты физлицам (за исключением применяющих пониженные тарифы), установлен единый тариф для начисления страховых взносов на выплаты как в пределах установленного годового максимума, так и свыше этой величины в СФР:
- в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 30%;
- свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 15,1%.
То есть выплаты физлицам по ГПД больше не будут освобождаться от взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Для страхователей, применяющих пониженные тарифы, право на них сохранится.
3. Больше не будут освобождаться от пенсионных взносов выплаты и иные вознаграждения в пользу обучающихся и студентов за деятельность в студенческих отрядах по трудовым договорам или по по ГПД. При этом для них предусмотрен единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 процента в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов; свыше предельной базы - 0%.
4. Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу прокуроров, сотрудников СК РФ, федеральных и мировых судей, пенсионные взносы по-прежнему не исчисляют. В отношении выплат в пользу указанных категорий физических лиц нужно платить страховые взносы по следующим тарифам (п. 4 ст. 425 НК РФ):
- ОССВНиМ в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 2,9 %;
- на ОМС - 5,1 %.
5. Не предусмотрено освобождение от взносов в отношении выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и ГПД, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ.
4. НДС
4.1. Новые сроки уплаты НДС
(п. 1, пп. "а" п. 2 ст. 2, ч.ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
В связи с переходом на уплату обязательных платежей в бюджет посредством единого налогового платежа и унификацией сроков их уплаты с 01.01.2023 скорректированы сроки уплаты НДС.
Так, по общему правилу, которое теперь распространяется и на налоговых агентов, приобретающих у иностранцев работы и услуги на территории РФ (см. письмо ФНС России от 07.09.2022 N СД-4-3/11844@), уплата НДС производится равными долями не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
Лица, уплачивающие НДС исключительно в связи с выставлением покупателю счета-фактуры с выделенной суммой НДС, должны перечислять в бюджет выделенную сумму налога не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Речь идет о лицах, не являющихся налогоплательщиками НДС, налогоплательщиках, освобожденных от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, а также реализующих товары (работы, услуги), операции по реализации которых не подлежат налогообложению НДС.
Правопреемники, которые в результате реорганизации должны восстановить НДС в связи с применением УСН, должны уплачивать НДС не позднее 28-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором сумма налога подлежит восстановлению в соответствии с главой 21 НК РФ.
Не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, должны перечислять НДС и иностранные организации, уплачивающие НДС в связи с оказанием физическим лицам услуг в электронной форме на территории РФ.
Как видим, согласно новым правилам НДС нужно уплачивать в общем случае на 3 календарных дня позже по сравнению с ранее действовавшими сроками.
Соответствующие поправки внесены в п.п. 1, 4 ст. 174, п. 7 ст. 174.2 НК РФ. Обновленные положения приведенных норм применяются к правоотношениям по уплате (перечислению) НДС начиная с 01.01.2023.
5. Налог на прибыль организаций
5.1. Изменены сроки представления отчетности по налогу на прибыль
(п. 23 ст. 2, ч.ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
Согласно п.п. 3, 4 ст. 289 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2023 года, налогоплательщики должны представлять налоговые декларации (налоговые расчеты):
- по итогам налогового периода - не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
- по итогам отчетного периода - не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Как видим, отчитываться по налогу на прибыль теперь нужно раньше на 3 календарных дня.
Положения обновленной редакции приведенных норм подлежат применению к правоотношениям по представлению налоговых деклараций (расчетов) начиная с 1 января 2023 года.
5.2. Изменен порядок признания в расходах отрицательных курсовых разниц, возникающих в 2023-2024 годах
(п. 13 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 26.03.2022 N 67-ФЗ)
На основании пп. 6.1 п. 7 ст. 272 НК РФ, который применяется с 1 января 2023 года, внереализационные расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей в налоговых (отчетных) периодах 2023-2024 годов по требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов), признаются при расчете налогооблагаемой прибыли на дату прекращения (исполнения) требований (обязательств), выраженных в иностранной валюте, при уценке (дооценке) которых возникает отрицательная курсовая разница. Следовательно, признавать данные расходы также и на последнее число текущего месяца (как это предписывает пп. 6 п. 7 ст. 272 НК РФ) в 2023-2024 годах не нужно (см. также письма Минфина России от 23.06.2022 N 03-03-06/1/60032, от 23.06.2022 N 03-03-06/1/60032).
5.3. Получение и перечисление обеспечительного платежа не признается в доходах и расходах
(п.п. 4, 5 ст. 1, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 16.04.2022 N 96-ФЗ)
Подпункт 2 п. 1 ст. 251 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2023 года, выводит из-под налогообложения доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в качестве обеспечения обязательств не только в форме залога, задатка (как ранее), но и обеспечительного платежа.
Аналогичный образом п. 32 ст. 270 НК РФ с 1 января 2023 года запрещает учитывать при формировании налогооблагаемой прибыли, в том числе, расходы в виде имущества или имущественных прав, переданных в качестве обеспечительного платежа.
5.4. Основные средств из реестра радиоэлектронной продукции могут амортизироваться с коэффициентом 3
(п. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 14.07.2022 N 321-ФЗ)
На основании пп. 5 п. 2 ст. 259.3 НК РФ, который применяется с 1 января 2023 года, налогоплательщики получили право на применение к основной норме амортизации специального коэффициента, но не выше 3 в отношении амортизируемых основных средств, включенных на дату их ввода в эксплуатацию в единый реестр российской радиоэлектронной продукции.
При этом определено, что переходные ключи между кодами Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, содержащимися в едином реестре российской радиоэлектронной продукции, и кодами Общероссийского классификатора основных фондов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности.
5.5. Исключительные права на российские программы для ЭВМ и базы данных из реестра могут амортизироваться с коэффициентом 3
(п. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 14.07.2022 N 321-ФЗ)
На основании пп. 6 п. 2 ст. 259.3 НК РФ, действующего с 1 января 2023 года, налогоплательщики получили право на применение к основной норме амортизации специального коэффициента, но не выше 3 в отношении нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Однако данное новшество не актуально в отношении указанных нематериальных активов, по которым налогоплательщик самостоятельно определил срок полезного использования, который не может быть менее двух лет.
5.6. Расходы при формировании первоначальной стоимости радиоэлектронных ОС и НМА в российские программы для ЭВМ и базы данных, относящихся к сфере искусственного интеллекта можно учитывать с коэффициентом 1,5
(подпункты "а", "б" п. 28 ст. 1, п. 2 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ)
Согласно п.п. 1, 3 ст. 257 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2023 года, при формировании первоначальной стоимости основного средства, включенного в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, относящегося к сфере искусственного интеллекта, а также при формировании первоначальной стоимости нематериальных активов в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, относящиеся к сфере искусственного интеллекта, налогоплательщик вправе учитывать указанные расходы с применением коэффициента 1,5.
Новые положения распространяются только на те объекты основных средств и нематериальных активов, которые будут введены в эксплуатацию начиная с с 1 января 2023 года (письмо Минфина России от 08.11.2022 N 03-03-06/1/108245).
6. Налог на имущество организаций
6.1. Измены сроки уплаты и представления деклараций по налогу на имущество организаций
(п.п. 47, 48, пп. "а" п. 49 ст. 2, ч.ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
Согласно п. 3 ст. 372.1, п. 1 ст. 383 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2023 года, организации должны уплачивать( в том числе, в федеральной территории "Сириус"):
- налог на имущество - в срок не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ранее - не позднее 1 марта указанного года);
- авансовые платежи по налогу на имущество - в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (ранее - не позднее последнего числа указанного месяца).
Как видим, перечислять указанные платежи организациям теперь нужно раньше по сравнению с прежними сроками.
Раньше надо представлять и налоговую декларацию по налогу на имущество - не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (ранее - не позднее 30 марта указанного года). Это следует из редакции п. 3 ст. 386 НК РФ, действующей с 01.01.2023.
Новые правила применяются к правоотношениям по представлению налоговых деклараций и уплате (перечислению) налога на имущество организаций (авансовых платежей по нему) начиная с с 1 января 2023 года.
Данные изменения обусловлены переходом на уплату обязательных платежей в бюджет посредством единого налогового платежа и унификацией сроков их уплаты.
7. Транспортный налог
7.1. Новые сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей
(пп. "а" п. 45 ст. 2, ч.ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2023 года, налогоплательщики-организации должны платить:
- транспортный налог - в срок не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ранее - не позднее 1 марта указанного года);
- авансовые платежи по транспортному налогу - в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (ранее - не позднее последнего числа указанного месяца).
Изменения обусловлены переходом на уплату обязательных платежей в бюджет посредством единого налогового платежа и унификацией сроков их уплаты.
Обновленные положения п. 1 ст. 363 НК РФ применяются к правоотношениям по уплате (перечислению) транспортного налога и авансовых платежей по нему начиная с 1 января 2023 года.
8. Земельный налог
8.1. Новые сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей
(пп. "а" п. 52 ст. 2, ч.ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)
Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2023 года, организации должны уплачивать:
- земельный налог - в срок не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ранее - не позднее 1 марта указанного года);
- авансовые платежи по земельному налогу - в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (ранее - не позднее последнего числа указанного месяца).
Новые правила применяются к правоотношениям по уплате (перечислению) земельного налога (авансовых платежей по нему) начиная с с 1 января 2023 года.
Изменения связаны с переходом на уплату обязательных платежей в бюджет посредством единого налогового платежа и унификацией сроков их уплаты.
8.2. Увеличение кадастровой стоимости земли по сравнению с 2022 годом не учитывается для целей налогообложения в 2023 году
(п. 18 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 26.03.2022 N 67-ФЗ)
Пункт 1 ст. 391 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2023 года, предусматривает, что налоговая база по земельному налогу в отношении земельного участка за налоговый период 2023 года определяется как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2022 года с учетом особенностей, предусмотренных той же статьей, в случае, если кадастровая стоимость такого земельного участка, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с с 1 января 2023 года, превышает его кадастровую стоимость, внесенную в ЕГРН и подлежащую применению с с 1 января 2022 года.
Однако это правило не распространяется на случаи увеличения кадастровой стоимости земли вследствие изменения ее характеристик (см. также письмо ФНС России от 21.10.2022 N БС-3-21/11614@).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.