В отношении общества судьей вынесено постановление по делу об административном правонарушении (непредоставление отчетов в центр занятости за январь-июль 2021 года по ст. 19.7. КоАП РФ), в резолютивной части которого указано одновременно: признать общество виновным, назначить штраф за непредоставление отчета в июне; прекратить производство в связи с истечением срока давности (непредоставление отчетов за январь-май 2021 года); прекратить производство за отсутствием состава (непредоставление отчета в июле). По смыслу ст. 29.9 КоАП РФ судья выносит постановление либо о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Правомерно ли вынесение постановления одновременно о назначении наказания, а также о его прекращении по двум другим основаниям, так как предмет административного правонарушения является одним (непредоставление отчетов за определенный период), а вынесение постановления разделяет его на несколько составляющих?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указание в протоколе по делу об административном правонарушении нескольких правонарушений возможно. Соответственно, возможно и объединение в одном процессуальном документе постановлений о назначении наказания по одному правонарушению и прекращении производства по другому.
Обоснование вывода:
Статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрен состав административного правонарушения непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.
В вопросе уточнено, что отчетность, непредставление которой вменено обществу, является ежемесячной; нормативно установлен срок ее предоставления.
Поскольку в рассматриваемой ситуации обществу вменяется невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности по представлению ежемесячной отчетности к установленному сроку, то согласно разъяснениям, изложенным в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", непредоставление этой отчетности в течение нескольких месяцев не является единым длящимся административным правонарушением. Каждое нарушение срока предоставления отчетности является самостоятельным составом административного правонарушения, предусмотренным ст. 19.7 КоАП РФ; по каждому из них срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение начинает течь с момента наступления указанного срока.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Буквально, по смыслу названных норм каждое административное правонарушение оформляется отдельным протоколом. Однако согласно разъяснениям, изложенным в п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", составление по результатам одной проведенной проверки одного протокола о нескольких незаконных действиях (фактах бездействия), каждое из которых образует самостоятельный состав административного правонарушения, само по себе не является существенным нарушением при производстве по делу об административном правонарушении. Поэтому отражение в протоколе по делу об административном правонарушении нескольких правонарушений возможно, если по каждому из них в протоколе зафиксированы обстоятельства, названные в ст. 28.2 КоАП РФ. В связи с этим смотрите, например, определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 ноября 2012 г. N ВАС-11999/12, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2021 г. N 04АП-4192/21 по делу N А78-4158/2021, постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 мая 2017 г. N Ф05-5732/17 по делу N А41-22297/2016.
С момента составления протокола об административном правонарушении считается возбужденным дело об административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ). Таким образом, на основании одного протокола не может быть возбуждено несколько дел об административном правонарушении. Процедура выделения/разделения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрена.
Часть 1 ст. 29.9 КоАП РФ предусматривает возможность вынесения по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлений о назначении административного наказания и о прекращении производства по делу об административном правонарушении. По смыслу административного производства в ситуации, когда дело возбуждено по нескольким правонарушениям, должен быть решен вопрос о привлечении лица к административной ответственности по каждому из них. Это подтверждается и положением ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ: при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. При этом практика допускает вынесение по такому делу одного постановления о назначении административного наказания: смотрите, к примеру, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 4 июня 2021 г. N 05АП-2469/21 по делу N А59-6630/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2021 г. N 04АП-4192/21 по делу N А78-4158/2021, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2019 г. N 15АП-20017/18.
Поскольку допускается большее (одновременное назначение нескольких наказаний), мы полагаем, что допустимо и меньшее - назначение наказания по одному правонарушению и прекращение производства по другому. При этом КоАП РФ не запрещает объединять в одном процессуальном документе разные виды постановлений, указанных в ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ. Однако, к сожалению, материалов судебной практики, в которых бы обсуждался этот вопрос, нам обнаружить не удалось.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
Ответ прошел контроль качества
5 октября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"