Может ли быть назначен на должность специалиста по охране труда (государственное учреждение, подведомственное Департаменту общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) сотрудник, имеющий высшее непрофильное образование и не прошедший дополнительную переподготовку в области охраны труда, установленную профессиональным стандартом, вступившим в силу с 01.09.2021?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указанный в вопросе работник может быть назначен на должность специалиста по охране труда по решению аттестационной комиссии.
Обоснование вывода:
В соответствии с частью первой ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
С 01.09.2021 действует Профессиональный стандарт "Специалист в области охраны труда", утвержденный приказом Минтрудсоцзащиты РФ от 22.04.2021 N 274н (далее - Стандарт N 274н) (п. 3).
Напомним, что с 01.07.2016 работодатели обязаны применять профессиональные стандарты:
- в части требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если такие требования установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть первая ст. 195.3 ТК РФ);
- в части соответствия наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (часть вторая ст. 57 ТК РФ).
Для государственных и муниципальных учреждений никаких дополнительных случаев применения профстандартов по сравнению со ст. 195.3 и 57 ТК РФ не предусмотрено (смотрите постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов...").
Учитывая, что действующим трудовым законодательством не установлены определенные требования к квалификации специалиста по охране труда, как и не предусмотрено предоставление компенсаций и льгот (ограничений), работодатель не обязан применять Стандарт N 274н, и, следовательно, соответствие уровня квалификации, образования, обучения и т.д. специалиста по охране труда требованиям этого документа не является обязательным (смотрите также разъяснения представителей Государственной инспекции труда в Кировской области)*(1).
Вместе с тем нужно также учитывать, что в государственных учреждениях системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (часть первая ст. 144 ТК РФ). При этом часть пятая ст. 144 ТК РФ обязывает устанавливать системы оплаты труда работников государственных учреждений с учетом положений единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Положение об установлении систем оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных Департаменту общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утверждено приказом Департамента общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.02.2017 N 1-нп (далее - Положение).
Размеры окладов (должностных окладов) работников учреждений устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей к профессиональным квалификационным группам должностей работников, установленным в том числе профессиональным стандартом "Специалист в области охраны труда" (п. 2.2 Положения).
Под профессиональными квалификационными группами понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (часть шестая ст. 144 ТК РФ).
Согласно таблице 6 "Размеры окладов (должностных окладов) по должностям, отнесенным к квалификационным уровням в соответствии с профессиональными стандартами" должность специалиста в области охраны труда отнесена к 6 квалификационному уровню.
Учитывая названное, полагаем, что в рассматриваемой ситуации квалификация работника, занимающего должность специалиста по охране труда, должна соответствовать квалификационным требованиям Стандарта N 274н.
В пункте 3.1 Стандарта указаны следующие требования к образованию, обучению и стажу: высшее образование - бакалавриат или высшее образование (непрофильное) - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки в области охраны труда или среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда; не менее трех лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования для специалиста по охране труда; для занятия должности главный (ведущий) специалист по охране труда - не менее трех лет в области охраны труда при наличии высшего образования или не менее четырех лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования.
Следовательно, в данном случае для занятия должности специалиста по охране труда работник, имеющий высшее непрофильное профессиональное образование, должен иметь дополнительное профессиональное образование в виде профессиональной переподготовки в области охраны труда.
Отметим также, что при применении профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности, так же как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (п. 10 письма Минтруда РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, п. 11.7 Рекомендаций по применению профессиональных стандартов в организации (разработаны ФГБУ ВНИИ труда Минтруда РФ) (по состоянию на 26.07.2018). Соответственно, в рассматриваемой ситуации работник, имеющий высшее непрофильное образование, но не прошедший дополнительную профессиональную переподготовку, может быть назначен на должность специалиста по охране труда по решению аттестационной комиссии (смотрите, например, решение Ивановского областного суда от 13.03.2018 N 21-39/2018).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья
Ответ прошел контроль качества
25 сентября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее смотрите Энциклопедию решений. Требования к должности специалиста по охране труда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"