Необходимо ли разрабатывать Положение о системе управления охраной труда в виде отдельного локального нормативного акта, если в организации внедрена и функционирует интегрированная система менеджмента (ИСМ), в которую включены элементы системы охраны труда?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Положение о системе управления охраной труда должно быть утверждено в виде отдельного локального нормативного акта.
Обоснование вывода:
Статьей 212 ТК РФ среди прочих обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда предусмотрена обязанность работодателя по созданию и функционированию системы управления охраной труда (далее также - СУОТ).
В соответствии со ст. 209 ТК РФ под системой управления охраной труда понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Данная норма предусматривает утверждение Минтрудом России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений типового положения о СУОТ. Соответствующее Типовое положение было утверждено приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н (далее - Типовое положение).
Отметим, что нормы, аналогичные приведенным, с 01.03.2022 будут установлены ст. 214, 217 ТК РФ (смотрите пп. 14, 21 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2021 N 311-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ").
Согласно п. 7 Типового положения основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии). Порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов СУОТ, сроки их хранения определяются работодателем (п. 66 Типового положения).
Вопрос о наличии Положения о СУОТ, утвержденного приказом, включен в проверочный лист для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права по созданию и функционированию СУОТ (смотрите приложение N 31 к приказу Роструда от 10.11.2017 N 655*(1), п. 4 ч. 3 ст. 46, ст. 53 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ", п. 51 Административного регламента, утвержденного приказом Роструда от 13.06.2019 N 160*(2)).
В обязательном порядке вопрос о созданной у работодателя СУОТ рассматривается государственными инспекторами труда при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастным случаем (п. 2.1 приказа Роструда от 21.03.2019 N 77*(3)). Так, имеющееся в организации Положение о СУОТ проверяется на наличие в нем разделов (подразделов) в соответствии с п. 8 Типового положения (п. 6 Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, утвержденных приказом Роструда от 21.03.2019 N 77). Согласно разъяснениям Роструда, приведенным в письме от 15.01.2021 N 57-ТЗ, при выявлении несоответствия Положения о СУОТ требованиям Типового положения считается, что Положение о СУОТ у работодателя отсутствует.
Отсутствие у работодателя положения о СУОТ может рассматриваться как основание для привлечения его к административной ответственности за нарушение государственных нормативных требований охраны труда (смотрите ответ 1 Роструда с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ", а также решение Верховного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 30.07.2019 N 21-495/2019, решение Советского районного суда г. Челябинска Челябинской области от 14.11.2019 N 12-387/2019).
Интегрированная система менеджмента представляет собой систему менеджмента организации, состоящую из двух или более систем менеджмента качества, экологического менеджмента и менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, которая позволяет объединять воедино все взаимосвязанные компоненты организации (смотрите п. 3.2 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 58543-2019*(4), п. 4.1.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 57522-2017*(5)).
Учитывая названное, полагаем, что для выполнения требований законодательства о СУОТ работодателю необходимо разработать и утвердить Положение о СУОТ в виде отдельного локального нормативного акта, который может быть интегрирован в общую систему управления производственным процессом у работодателя (в данном случае установленную интегрированной системой менеджмента) (смотрите ответ 2 Роструда с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ")*(6).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья
Ответ прошел контроль качества
25 сентября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Роструда от 10.112017 N 655 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
*(2) Приказ Роструда от 13.06.2019 N 160 "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
*(3) Приказ Роструда от 21.03.2019 N 77 "Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда".
*(4) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58543-2019 "Интегрированные системы менеджмента. Руководство для малых и средних предприятий по оценке компетентности экспертов по интегрированным системам менеджмента" (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20.09.2019 N 731-ст).
*(5) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57522-2017 "Бережливое производство. Руководство по интегрированной системе менеджмента качества и бережливого производства" (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.06.2017 N 647-ст).
*(6) Смотрите Примерную форму Положения о системе управления охраной труда (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.