В марте 2021 года АО было преобразовано в ООО. В налоговом органе на АО был зарегистрирован кассовый аппарат. ООО кассовый аппарат в своей деятельности не использовало. Нужно ли было акционерному обществу снимать с учета кассовый аппарат, или он снимается с учета автоматически при завершении преобразования? Если все-таки нужно было снимать с учета и до сих пор это не сделано, то какие санкции (штрафы) могут быть в этой ситуации и в чей адрес? Нужно ли регистрировать онлайн-кассу правопреемнику (ООО) для того, чтобы ее продать другой организации?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
ККТ снимут с учета в одностороннем порядке без заявления пользователя (АО) после внесения записи в единый государственный реестр о прекращении деятельности организации.
Статья 14.5 КоАП РФ не устанавливает санкций за неснятие с учета в налоговом органе неэксплуатируемой ККТ.
ООО допустимо не регистрировать неиспользуемую онлайн-кассу "на себя" в ситуации ее продажи другой организации.
Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением установленных случаев.
Применяемая ККТ должна отвечать требованиям Закона N 54-ФЗ (в частности, должна быть зарегистрирована, должна обеспечивать передачу фискальных данных и т.п.), а пользователь при осуществлении расчетов должен выполнять требования Закона N 54-ФЗ (ст. 1, 1.2, 4 Закона N 54-ФЗ).
Порядок регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета контрольно-кассовой техники установлен ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ.
Напомним:
- перерегистрация контрольно-кассовой техники - внесение налоговым органом изменений в сведения, предоставленные пользователем при регистрации контрольно-кассовой техники (за исключением идентификационного номера налогоплательщика и заводского номера контрольно-кассовой техники) и внесенные в журнал учета контрольно-кассовой техники и карточку регистрации контрольно-кассовой техники, и предоставление новой карточки регистрации контрольно-кассовой техники на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, без присвоения налоговым органом контрольно-кассовой технике нового регистрационного номера;
- регистрация контрольно-кассовой техники - внесение налоговым органом записи об экземпляре модели контрольно-кассовой техники, ее фискального накопителя и о пользователе в журнал учета контрольно-кассовой техники, присвоение налоговым органом контрольно-кассовой технике регистрационного номера и выдача пользователю карточки регистрации контрольно-кассовой техники с указанием ее регистрационного номера на бумажном носителе или в электронном документе, подписанном усиленной квалифицированной электронной подписью;
- снятие контрольно-кассовой техники с регистрационного учета - внесение налоговым органом в журнал учета контрольно-кассовой техники сведений о прекращении применения пользователем контрольно-кассовой техники и выдача пользователю карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
ККТ снимут с учета в одностороннем порядке без заявления пользователя в случае внесения записи в единый государственный реестр о прекращении деятельности организации (ИП); об этом сказано в п. 18 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ, п. 85 Административного регламента (утвержден приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н), смотрите письма ФНС России от 26.04.2019 N ЕД-4-20/8069, от 22.10.2014 N ЕД-4-2/21933, а также Вопрос: Какой порядок снятия с учета ККТ при прекращении деятельности ИП/ЮЛ? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", май 2019 г.)).
Считаем, что это правило в полной мере применимо и к данной ситуации.
Ведь реорганизация юридического лица в форме преобразования (АО в ООО по п. 2 ст. 104 ГК РФ) считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", п. 4 ст. 57 ГК РФ). С момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении АО прекращается и правоспособность указанного юридического лица (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
В дополнение к сказанному хотим привести письмо ФНС России от 23.04.2021 N АБ-4-20/5644@ - в нем чиновники указывают на следующее.
В случае реорганизации ККТ должна быть снята с учета или по заявлению реорганизующейся организации, или в одностороннем порядке налоговым органом после внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.
Датой снятия ККТ с регистрационного учета при снятии налоговым органом ККТ с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии такой ККТ с регистрационного учета считается дата формирования налоговым органом карточки о снятии ККТ с регистрационного учета, выдаваемой (направляемой) пользователю в течение пяти рабочих дней с даты снятия налоговым органом контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в одностороннем порядке.
При этом в нем обращено внимание, что после окончания процесса реорганизации необходимо заключить договор с оператором фискальных данных на обработку фискальных данных, а также произвести замену установленных внутри корпуса ККТ фискальных накопителей (в связи с положениями п. 1 ст. 4.1 Закона N 54-ФЗ), провести процесс регистрации ККТ. Как мы понимаем, чиновники тем самым указывали, что регистрацию ККТ производит уже правопреемник.
И теперь уже о продаже неиспользуемой онлайн-кассы сторонней организации.
Закон N 54-ФЗ регламентирует снятие с регистрационного учета ККТ в заявительном порядке при ее передаче другому пользователю и в случае хищения или потери (не позднее одного рабочего дня согласно п. 5 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ), при поломке фискального накопителя (в течение пяти рабочих дней согласно п. 8.1 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ).
Следовательно, из буквального прочтения Закона о ККТ можно сделать вывод, что условия об обязательном снятии не эксплуатируемой по другим причинам ККТ с учета в налоговом органе не предусмотрены (так, например, письмо Минфина России от 25.01.2010 N 03-01-15/1-11 содержит заключение о том, что плательщики ЕНВД вправе не использовать ККТ, не снимая ее с учета).
В ответе на вопрос "Как быть с резервными кассами, которые работают время от времени? Они заблокируются?" начальник отдела управления оперативного контроля ФНС России А.А. Сорокин ответил следующее:
"Если организация приобрела ККТ и зарегистрировала ее, то у этой ККТ формируется отчет о регистрации. С этого момента, если он не отправлен в ФНС, начинают идти 30 календарных дней. Но если этот отчет был отправлен, то таймер не включается и ККТ не заблокируется. Здесь надо понимать, что идет другой срок - 13 или 36-месячный срок действия ключа фискального признака, содержащегося в фискальном накопителе. Получается, что в случае с резервными кассами более правильно, если у вас включен личный кабинет ККТ, и вы можете зарегистрировать кассу в любой момент, просто ее купить, но не активировать и не регистрировать. Она может находиться какое-то время просто без регистрации. В случае необходимости вы заходите в кабинет, регистрируете технику на тот адрес, по которому ее необходимо установить".
На наш взгляд, ООО допустимо не регистрировать онлайн-кассу "на себя" в ситуации ее продажи без использования другой организации.
Что касается возможных "штрафных санкций" за неснятие ККТ пользователем АО, то административная ответственность за правонарушения в связи с использованием или неиспользованием ККТ определена ст. 14.5 КоАП, положения которой прямо не предусматривают санкции за неснятие с учета в налоговом органе неэксплуатируемой ККТ.
Так, ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ устанавливает меры ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях. А ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ за применение не соответствующей установленным требованиям ККТ либо ее применение с нарушением установленных порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения. Такого рода нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Выбор ККТ, ее регистрация, перерегистрация и снятие с учета;
- Энциклопедия решений. Учет приобретения и эксплуатации контрольно-кассовой техники;
- Вопрос: Обязательно ли продлевать договор с ОФ, если организация не планирует осуществлять расчеты, требующие применения ККТ в течение года? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2020 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Ответ прошел контроль качества
16 июля 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.