Муниципальное учреждение вносит изменения в план финансово-хозяйственной деятельности на 2019 год 4 марта 2020 года, то есть по истечении текущего финансового года.
Является ли этот факт нарушением при условии, что речь идет об изменении Таблицы 1 Плана ФХД в соответствии с данными, сформированными в отчетности учреждения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Требованиями к составлению и утверждению Плана ФХД, действовавшими в 2019 году, не была предусмотрена возможность вносить уточнения в иные показатели, в частности в Таблицу 1 "Показатели финансового состояния учреждения (подразделения)" Плана ФХД, после завершения отчетного финансового года. В то же время Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не установлена ответственность за нарушение требований порядка внесения изменений в План ФХД.
Обоснование вывода:
Общие требования к составлению и утверждению Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения на 2019 год были утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования). Вместе с тем орган исполнительной власти (орган местного самоуправления), осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении учреждения (далее - учредитель), вправе установить особенности его составления и утверждения, при этом порядок, разработанный учредителем, не должен противоречить Требованиям N 81н. Если соответствующим органом не установлены особенности, касающиеся внесения изменений в План ФХД после завершения года, на который он принят, следует руководствоваться общими требованиями.
Целью формирования Плана ФХД является именно планирование доходов и выплат учреждения на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период). После утверждения закона (решения) о бюджете План ФХД при необходимости уточняется учреждением и направляется на утверждение (в случае необходимости) с учетом положений Раздела III Требований (п. 17 Требований). Целью внесения изменений в План ФХД является расходование бюджетным учреждением средств в пределах показателей по выплатам, предусмотренным утвержденным Планом ФХД (смотрите письма Минфина России от 17.05.2019 N 09-07-09/35628, от 24.01.2017 N 02-05-10/3143, от 27.02.2013 N 02-14-08/5744, письмо Минфина России и Министерства экономического развития РФ от 17.01.2017 NN 09-05-07/1509, 749-ЕЕ/Д28и).
Обратите внимание, что возможность внесения изменений в План ФХД после завершения отчетного финансового года предусмотрена п. 8.1 Требований только в части уточнения суммы остатков денежных средств на начало и на конец планируемого года по решению учредителя. При этом согласно п. 5 Требований при формировании уточненного Плана ФХД в заголовочной части указывается фактическая дата составления документа, и показатели Таблицы 1 формируются на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления Плана ФХД (п. 8 Требований).
Понятие отчетной даты содержится в Инструкции N 33н. В целях составления бухгалтерской отчетности под отчетной датой понимается дата, на которую она составлена. Согласно п. 2 Инструкции N 33н бухгалтерская отчетность составляется учреждениями на следующие даты:
- квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года;
- годовая - на 1 января года, следующего за отчетным.
Показатели, которые отражаются в Таблице 1, содержатся в Балансе государственного (муниципального) учреждения, при этом периодичность предоставления Баланса (ф. 0503730) годовая (п. 13 Инструкции N 33н). Вместе с тем некоторые показатели содержаться и в квартальных формах бухгалтерской отчетности. Учитывая, что сами Требования N 81н не содержали конкретных указаний по заполнению Таблицы 1 в части возможности использования не только годовых форм отчетности, то учреждение также могло использовать информацию о квартальной отчетности при внесении изменений в План ФХД в части заполнения указанной таблицы. Таким образом, формирование показателей Таблицы 1 Плана ФХД на 2019 год должно было осуществляться на основании последнего утвержденного Баланса (ф. 0503730), а в части отдельных показателей, по которым предусмотрено представление отчетности в течение года, - по данным такой отчетности. Конкретный порядок заполнения определяется учредителем.
Однако в любом случае при формирование плановых показателей на 2019 год данные годовой бухгалтерской отчетности за 2019 год использоваться не могли. Это связано с порядком и сроками формирования годовой бухгалтерской отчетности.
Кроме того, Требованиями не установлена возможность вносить уточнения в иные показатели, в частности в Таблицу 1 "Показатели финансового состояния учреждения (подразделения)" Плана ФХД, после завершения отчетного финансового года, поскольку показатели, содержащиеся в Плане ФХД, должны относится именно к периоду, на который он составляется. По нашему мнению, внесение изменений в План ФХД после сдачи отчетности противоречит изначальной цели его формирования, так как План ФХД не является отчетом о расходовании средств, а служит для планирования финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Отметим, что одной из форм бухгалтерской отчетности является Форма 0503737 "Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности" (п. 34 Инструкции N 33н). Данные Формы 0503737 должны соответствовать данным Плана ФХД, действующим на отчетную дату. Кроме того, данные утвержденного Плана ФХД также должны отражаться в качестве плановых назначений в Форме 0503738, а также в составе годовой Пояснительной записки к Балансу учреждения, а именно в Сведениях об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (п. 73 Стандарта "Бюджетная информация"). Таким образом, изменения в Плане ФХД после представления отчетности даже в случае, если изменяются только показатели, которые отражают финансовое состояния учреждения, не в полной мере соответствуют порядку составления отчетности. Это обусловлено тем, что при утверждении годовой бухгалтерской отчетности учреждения орган, ее утверждающий, сравнивает показатели именно с Планом ФХД, действующим на отчетную дату. В свою очередь, изменения в План ФХД вносятся на основании соответствующего распорядительного документа (приказа или иного документа, отражающего решение руководителя учреждения о внесении изменений).
Соответственно, при составлении отчетности учреждение обязано было использовать данные последних изменений в План ФХД, утвержденных в установленном порядке. Очевидно, что дата утверждения последних изменений в План ФХД не может быть позднее даты формирования отчетности.
Таким образом, несмотря на то, что внесение изменений в Таблицу 1 Плана ФХД после сдачи отчетности в данном случае не влечет ее искажения, сам по себе факт внесения такого изменения нарушает установленные Требования. В то же время действующим в настоящее время Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не установлена ответственность за нарушение требований порядка внесения изменений в План ФХД. (смотрите также Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденный Федеральным казначейством 19.12.2017 (код нарушения 07 01 02 00 03 06)).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
27 июля 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"