1. В начале 2021 года организация приобрела товар из раздела прослеживаемых (монитор для АПК). Он был включен в состав комплекта для сборки и реализован до 01.07.2021 как комплект, без выделения построчно. Сейчас покупатель передает организации этот комплект для сборки и доработки по накладной М-15.
Должна ли организация выделять эту строку и предоставлять контрагенту информацию для прослеживаемости, или покупатель сам запрашивает данные в налоговой инспекции?
2. В начале года был куплен товар из раздела прослеживаемых (монитор для АПК). В договоре он реализуется в составе комплекта для сборки.
Нужно ли его выделять отдельной строкой в накладной, счете-фактуре с 01.07.2021?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Уведомление об остатках подает собственник товаров, подлежащих прослеживаемости, имеющихся у него на дату вступления в силу Перечня (на 08.07.2021).
Поэтому в ситуации, когда мониторы были реализованы организацией до 08.07.2021 (в т.ч. в составе комплектов), то Уведомление об остатках подает покупатель как собственник. Уведомление должно быть им подано до совершения операций с товарами, подлежащими прослеживаемости (реализация, передача в производство и т.п.).
В т.ч. и в том случае, если эти мониторы были переданы (как до 08.07.2021, так и после этой даты) заказчиком (ранее выступавшим в качестве покупателя) организации как исполнителю для сборки и доработки комплектов.
Передача организации комплектов, включающих мониторы, для сборки и доработки и передача организацией обратно готовых комплектов не сопровождается оформлением документов, содержащих реквизиты прослеживаемости мониторов. Т.е. накладная по форме N М-15 не должна содержать РНПТ мониторов (хотя сами мониторы как составляющие комплектов могут быть в ней указаны).
Данный порядок не меняется и в том случае, если квалифицировать передачу организации как исполнителю комплектов (включающих мониторы) для сборки и доработки как передачу мониторов в производство (переработку). И в этом случае организации как исполнителю, которому не передается право собственности на мониторы от заказчика, никаких отчетов и уведомлений представлять не нужно.
Отметим, что, по нашему мнению, передача мониторов в составе комплектов для их сборки и доработки не признается отпуском их в производство или переработку. Если только получаемые после сборки комплекты не имеют свой код ТН ВЭД, отличающийся от кода мониторов в первых четырех цифрах.
2. При реализации организацией мониторов, в т.ч. в составе комплекта для сборки, они выделяются в счетах-фактурах, УПД, оформляемых организацией покупателю и отражаются в них в разрезе РНПТ.
Поэтому при наличии по состоянию на 08.07.2021 в остатках у организации мониторов, находящихся в собственности, необходимо подать Уведомление об остатках. При приобретении мониторов у поставщиков после 08.07.2021 реквизиты прослеживаемости организация будет получать из документов поставщиков (электронных счетов-фактур, УПД) или присваивать их самостоятельно на основании декларации на товары - при импорте мониторов.
Передача покупателем уже как заказчиком организации комплектов для сборки и доработки (включающих мониторы), реализованных ранее организацией, не является операцией с товарами, подлежащими прослеживаемости, требующей "передачи" мониторов в системе прослеживаемости на организацию. В документах (накладные N М-15) передаваемые мониторы отражаются без реквизитов прослеживаемости (в системе прослеживаемости мониторы остаются в собственности заказчика и не выбывают в производство).
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 01.07.2021 N 1108 "Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров" (далее - Положение о прослеживаемости) прослеживаемость осуществляется в отношении всех импортных товаров, указанных в специальном перечне, в т.ч. тех, которые были ранее ввезены и фактически находятся на территории РФ на день вступления в силу акта Правительства РФ, утверждающего перечень (изменения в перечень, предусматривающие включение товаров в перечень).
Действующий в настоящее время Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 N 1110 (далее - Перечень), вступил в силу 08.07.2021.
Отметим, что для целей национальной системы прослеживаемости товаров под "товаром, подлежащим прослеживаемости" (далее - Товар) понимается имущество, находящееся в собственности участника оборота товаров, код которого указан в Перечне. В свою очередь, под участниками оборота товаров понимаются индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости.
В связи с чем организации и ИП, имеющие в собственности на дату вступления в силу Перечня товары, указанные в нем, обязаны уведомлять налоговый орган об имеющихся у них на 08.07.2021 остатках товаров, подлежащих прослеживаемости (далее - Уведомление об остатках). Уведомление об остатках подается также в иных случаях, установленных пунктом 28 Положения о прослеживаемости (к рассматриваемым ситуациям не относятся)*(1).
Таким образом, в общем случае обязанность по уведомлению об остатках товара лежит на тех ИП или юрлицах, в собственности которых находится Товар на дату вступления в силу Перечня.
В связи с чем в ситуации, когда товар был реализован организации (или ИП) - покупателю до даты вступления в силу Перечня, то на дату вступления в силу Перечня собственником Товара является уже покупатель. И именно покупатель должен подать Уведомление об остатках в отношении Товаров, приобретенных им до 08.07.2021 у организации, в т.ч. в составе комплекта.
На основании Уведомления об остатках налоговый орган в срок не позднее следующего календарного дня с даты его получения присваивает РНПТ (регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости) и сообщает его участнику оборота товаров в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора ЭДО (п. 29 Положения о прослеживаемости).
При этом отметим, что срок представления Уведомления об остатках не установлен. В любом случае такое Уведомление должно быть представлено, учитывая срок присвоения реквизитов прослеживаемости на основании этого Уведомления налоговым органом, как минимум за один календарный день до даты совершения следующих операций с Товарами:
- реализация и перемещение Товаров за пределы РФ и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией;
- реализация Товаров на территории РФ;
- передача Товаров комитентом (принципалом) комиссионеру (агенту), в целях последующей реализации;
- передача (получение) на безвозмездной основе права собственности на Товары;
- прекращение прослеживаемости товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с п. 4 Положения о прослеживаемости (для рассматриваемого случая может быть применима ситуация передачи в переработку или производству, в т.ч. в качестве давальческого сырья, подробнее смотрите далее)*(2);
- передача или получение Товаров, не связанные с реализацией или передачей на безвозмездной основе права собственности на товары (передача товаров правопреемнику в рамках реорганизации юридического лица, вклад в имущество организации, в том числе взнос в имущество в целях увеличения чистых активов, передача имущества в качестве вклада по договору простого товарищества, в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, передача товаров в качестве вклада по договору инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов).
Передача Товара (в т.ч. в комплекте) подрядчику для выполнения им работ, оказания услуг (в данном случае сборка и доработка) без перехода права собственности к нему и без утраты права собственности на Товар заказчиком (он же покупатель - новый собственник) не является операцией с Товарами.
Таким образом, покупатель может не подавать Уведомление об остатках для передачи комплектов, в состав которых входят мониторы, по накладной М-15 организации.
Организация после сборки и доработки не становится собственником Товаров и также не должна подавать Уведомление об остатках и указывать в документах, оформляемых при возврате, отдельно Товары, возвращаемые заказчику и их реквизиты прослеживаемости.
Является ли сборка и доработка комплекта, включающего мониторы, отпуском их в производство и (или) переработку?
Как указывалось выше, одной из операций с Товарами является передача их в производство или переработку, в том числе в качестве давальческого сырья (материалов), комплектующих, для изготовления новых товаров.
В Положении о прослеживаемости не расшифровано понятие "производство и (или) переработка".
На сайте ФНС России, на котором размещен форум, посвященный вопросам прослеживаемости товаров, в котором принимают участие также и сотрудники налогового органа (https://forum.nalog.ru/index.php?showforum=161), в рамках обсуждений "Локализация. Сборка системы" для ситуации, когда "Собираем КТ, МРТ аппараты из прослеживаемых компонентов (в т.ч. мониторы импортные). Реализуем как единую систему. ...это считается производством?" был предоставлен следующий ответ:
"Товар считается переработанным, если он поменял свои физические свойства и у него поменялись первые четыре цифры кода ТН ВЭД. Если реализуется единая система, которая имеет отличный код ТН ВЭД от кода ТН ВЭД монитора, то в данном случае необходимо представить отчет об операциях".
Такой ответ основан на Правилах определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, утвержденных решением Совета ЕЭК от 13.07.2018 N 49, исходя из п. 5 которых производством признается операция с товарами, если в результате переработки или производства код ТН ВЭД нового товара отличается на уровне любого из первых четырех знаков от классификационного кода материалов, использованных в производстве такого товара (письмо Минфина России от 07.04.2017 N 03-07-09/20667, в котором учитывались положения аналогичных Правил определения страны происхождения товара, действующих до вступления в силу Правил от 13.07.2018 N 49).
Рассмотрим последствия двух ситуаций.
Сборка - не производство
Полагаем, что создание комплекта, содержащего в себе мониторы, считается производством и (или) переработкой Товаров, включаемых в комплект (мониторов), только в том случае, когда такие мониторы становятся неотделимой частью получившегося нового товара (комплекта), который имеет свой код ТН ВЭД.
Если созданный комплект не имеет отдельного кода ТН ВЭД (отличающегося от кода мониторов на уровне четырех первых цифр), то такая комплектация (сборка) не является для целей системы прослеживаемости передачей мониторов в производство.
Мониторы, использованные для такой сборки, не выбывают из системы прослеживаемости. И при совершении в дальнейшем операций с комплектами (реализация, например), мониторы как товар, подлежащий прослеживаемости, должны быть выделены в счетах-фактурах или УПД с указанием реквизитов прослеживаемости.
В таком случае при реализации организацией мониторов, в т.ч. в составе комплекта для сборки, они отражаются в счетах-фактурах и накладных в разрезе РНПТ.
Поэтому при наличии по состоянию на 08.07.2021 в остатках в учете организации мониторов необходимо подать Уведомление об остатках. При приобретении мониторов у поставщиков после 08.07.2021 реквизиты прослеживаемости организация будет получать из документов поставщиков (электронных счетов-фактур, УПД).
Как указывалось выше, передача покупателем уже как заказчиком комплектов для сборки и доработки (включающих мониторы), реализованных ранее организацией, не является операцией с товарами, подлежащими прослеживаемости. В документах (накладные N М-15) передаваемые мониторы отражаются без реквизитов прослеживаемости (в системе прослеживаемости мониторы остаются в собственности заказчика и не выбывают в производство).
Сборка - производство
Если же предположить, что выполняемые организацией работы по сборке и доработке переданного ей заказчиком комплекта, в состав которого входят мониторы, нужно квалифицировать как производство и (или) переработка, то такие мониторы будут считаться как передаваемые в качестве давальческих комплектующих для изготовления новых товаров.
Заказчику в таком случае перед передачей мониторов для сборки необходимо подать Уведомление об остатках для получения реквизитов прослеживаемости (в отношении мониторов, приобретенных до 08.07.2021) и отражать передачу мониторов и иных комплектующих организации по накладной М-15 как прекращение прослеживаемости мониторов.
Заказчик (собственник Товаров) должен отразить такие передачи мониторов в сборку, совершенные за отчетный период (квартал), в Отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости. Возврат остатков неиспользованных мониторов из производства (т.е. организацией заказчику) является возобновлением их прослеживаемости (что также отражается заказчиком в Отчете об операциях за тот период, в котором произошел возврат).
Организации как исполнителю, которому не передается право собственности на мониторы, никаких отчетов и уведомлений представлять не нужно.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга
Ответ прошел контроль качества
5 августа 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Уведомление об остатках подается в отношении Товаров, приобретенных после дня вступления в силу Перечня (изменений Перечня) у физлиц, использовавших эти Товары для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, или у налогоплательщиков налога на профессиональный доход.
*(2) Прослеживаемость прекращается в следующих случаях:
а) исключение Товара из перечня;
б) выбытие Товаров, не связанное с реализацией, в результате которого у участника оборота товаров прекращается право собственности на товары (в результате захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения, безвозвратной утраты товаров вследствие действия непреодолимой силы, конфискации, а также в связи с передачей Товаров в производство и (или) на переработку, в том числе в качестве давальческого сырья (материалов), комплектующих, для изготовления новых товаров);
в) реализация, а также передача на безвозмездной основе права собственности на Товары физическим лицам для использования их в личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности целях, а также налогоплательщикам НПД;
г) вывоз с территории РФ или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, Товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);
д) вывоз Товаров с территории РФ или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, на территорию другого государства - члена ЕАЭС;
е) реализация Товаров дипломатическим представительствам и консульским учреждениям, представительствам государств при международных организациях, международным организациям или их представительствам, пользующимся привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации, при условии последующего официального использования этих товаров;
ж) недостача Товаров, выявленная участником оборота при инвентаризации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"