Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1239191-7 "О внесении изменения в статью 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Правоотношения по вопросам осуществления опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами, в том числе особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами с учетом формы их жизнеустройства регулируются пакетом 1 федеральных и принимаемых в соответствии с ними региональных и муниципальных нормативных правовых актов.
Настоящий законопроект разработан в целях закрепления правомочности исполнения органами опеки и попечительства обязанности законного представителя в отношении несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне зависимости от вида организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот), выпускником которой он будет являться. В связи с чем законопроектом предлагается исключить в пункте 4 статьи 155.1 указание на конкретный вид организации для детей-сирот, по завершении пребывания в котором до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.
В соответствии с действующим законодательством 2 органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют уполномоченный орган исполнительной власти в сфере опеки и попечительства, а также виды деятельности и ведомственную принадлежность организаций для детей-сирот.
Статьей 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации и пунктами 3 и 6 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 N 481, к организациям для детей-сирот относятся организации различной ведомственной принадлежности: образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.
В соответствии с информацией, полученной Законодательной Думой Томской области от Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации, на 01.10.2021 сложилась следующая практика наделения региональных органов исполнительной власти полномочиями по управлению в сфере опеки над несовершеннолетними гражданами:
в сфере образования - в 44 субъектах Российской Федерации;
в сфере труда, социальной защиты, здравоохранения - в 40 субъектах Российской Федерации;
отдельное ведомство по опеке и попечительству - в 1 субъекте Российской Федерации.
По данным субъектов Российской Федерации на 01.01.2021 на территории Российской Федерации осуществляют деятельность 1 198 организаций для детей-сирот, из них 487 - находятся в ведении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, 563 - в ведении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты, 138 - в ведении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения; 10 - некоммерческие организации, в том числе религиозные. Вместе с тем, при установлении статьей 155.1 СК РФ особенностей устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплено положение о том, что по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.
В Томской области в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в 2015 году проведено преобразование организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из образовательных в социальные учреждения (с 01.09.2020 - центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей). На 01.01.2020 в Томской области работает 8 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей).
С 2015 года в организации среднего профессионального образования Томской области поступило 160 не достигших возраста 18 лет воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых органы опеки и попечительства осуществляли обязанности законного представителя, руководствуясь статьей Федерального закона от 24.08.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".
Учитывая информацию Министерства просвещения Российской Федерации о ведомственной подчиненности организаций для детей-сирот, правомочность исполнения органами опеки и попечительства обязанности законного представителя в отношении несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершивших пребывание не в образовательной организации, не в полной мере соответствует положениям Семейного кодекса Российской Федерации.
------------------------------
1Гражданский кодекс Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"; постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей,оставшихся без попечения родителей"
2Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета и бюджетов других уровней.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.