Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1258296-7 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 1258296-7 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее соответственно - законопроект о бюджете Фонда, бюджет Фонда, Фонд, ПФР) представлен в Государственную Думу в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законодательством в сфере пенсионного обеспечения, проектом федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" и внесенными проектами федеральных законов в части пенсионного обеспечения.
Основные показатели бюджета Фонда на 2021 - 2024 годы представлены в следующей таблице:
(млрд. рублей)
|
2021 год утвержд |
2022 год проект |
2023 год проект |
2024 год проект |
2022 в% к 2021 |
ДОХОДЫ |
9 101,84 |
10 032,46 |
10 591,99 |
11 074,71 |
110,2 |
в том числе: в части, не связанной с финансированием накопительной пенсии |
9 032,30 |
9 961,84 |
10 520,49 |
11 001,68 |
110,3 |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
69,54 |
70,62 |
71,50 |
73,03 |
101,6 |
Из общего объема доходов: средства федерального бюджета: |
3 344,96 |
3 630,83 |
3 750,36 |
3 771,79 |
108,5 |
из них: - на обязательное пенсионное страхование |
427,61 |
416,59 |
317,22 |
107,23 |
97,4 |
- на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда |
478,01 |
499,04 |
533,77 |
570,18 |
104,4 |
- на выплату пенсий, пособий и др. социальных выплат за счет федерального бюджета |
2 439,34 |
2 715,20 |
2 899,37 |
3 094,38 |
111,3 |
средства бюджетов субъектов РФ |
3,67 |
3,72 |
3,95 |
4,19 |
101,4 |
РАСХОДЫ |
9 596,68 |
10 154,85 |
10 573,83 |
11 167,40 |
105,8 |
в том числе: в части, не связанной с финансированием накопительной пенсии |
9 567,50 |
10 110,50 |
10 528,47 |
11 120,84 |
105,7 |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
29,18 |
44,35 |
45,36 |
46,56 |
152,0 |
ПРОФИЦИТ(+), ДЕФИЦИТ (-) |
-494,84 |
-122,39 |
+18,16 |
-92,69 |
- |
в том числе: в части, не связанной с финансированием накопительной пенсии |
-535,20 |
-148,66 |
-7,98 |
-119,16 |
- |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
+40,36 |
+26,27 |
+26,14 |
+26,47 |
- |
Особенности формирования бюджета Фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов обусловлены следующими положениями:
- тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) для основной категории плательщиков в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС установлен на постоянной основе в размере 22% согласно статье 425 Налогового кодекса Российской Федерации;
- на 2022 - 2024 годы сохранен "мораторий" на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии;
- поступление страховых взносов от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой), определено в фиксированном размере, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 тыс. рублей, плюс 1% с доходов, превышающих 300 тыс. рублей.
Законопроект содержит положения, предусматривающие, что в 2022 году Фонд в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений", вправе осуществлять в целях выполнения функций оператора информационной системы "Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами" оплату услуг связи для обеспечения процесса информирования граждан о мерах социальной поддержки.
Бюджет ПФР на 2022 - 2024 годы сформирован в условиях передачи Пенсионному фонду Российской Федерации полномочий на осуществление новых социальных выплат с учетом изменений, предлагаемых проектом федерального закона N 1258303-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и следующих особенностей:
1. В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) предусмотрены расходы:
- на осуществление выплаты ежемесячного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту их жительства (пребывания) или фактического проживания, в размере 50 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации;
- на осуществление выплаты ежемесячного пособия на каждого ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет включительно семьям с единственным родителем таких детей или родителем (законным представителем) таких детей, в отношении детей которых предусмотрена уплата алиментов, со среднедушевым доходом на семью, не превышающим величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации, в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей в субъекте Российской Федерации;
- на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами);
- на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью;
- на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
2. В соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" предусмотрены расходы на осуществление выплаты инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
3. Предусмотрены расходы на осуществление мер социальной поддержки, предоставляемых отдельным категориям граждан из числа военнослужащих и членов их семей и граждан, подвергшихся воздействию радиации.
4. Расходы на федеральную социальную доплату к пенсии (далее - ФСД) определены с учетом прогнозируемой величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, исчисленной исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год, и величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации, рассчитанной с применением коэффициента региональной дифференциации, в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2021 г. N 1022. В результате выплата ФСД в 2022 году будет осуществляться в 53 субъектах Российской Федерации.
Общее материальное обеспечение неработающих пенсионеров с учетом мер социальной поддержки и установления социальной доплаты к пенсии будет выше прожиточного минимума пенсионера (далее - ПМП) в субъекте Российской Федерации, размер которого не превышает общероссийскую величину ПМП, на сумму индексаций пенсий и ежемесячных денежных выплат (далее- ЕДВ) в текущем году, но не ниже суммы индексации предыдущего года.
5. В расходах на пенсионное обеспечение учтено увеличение размеров пенсий космонавтов в связи с перерасчетом установленных должностных окладов с 1 января 2020 года.
6. В объеме расходов на страховые пенсии учтено сохранение повышения фиксированной выплаты в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" при выезде получателей из сельской местности.
7. В условиях подготовки к предоставлению мер социальной поддержки в формате Социального казначейства предусмотрены расходы на создание и внедрение единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере, осуществляемые за счет средств ПФР.
Главными администраторами доходов бюджета ПФР определены Федеральное казначейство, ФНС России, МВД России, ФСБ России, ФАС России, Фонд и Следственный комитет Российской Федерации. (Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 года N 1546 "Об утверждении перечня главных администраторов доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации", применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации начиная с бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 год.)
Для отдельных категорий плательщиков, определенных законодательством, применены пониженные тарифы страховых взносов с учетом установленных сроков их действия, в том числе для плательщиков:
признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части выплат, превышающих величину минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного федеральным законом на начало расчетного периода, по итогам каждого месяца в размере 10 процентов;
получивших статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 291-ФЗ "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края", производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов в размере 0 процентов.
Страховые взносы с 2021 года определены исходя из тарифа страхового взноса в размере 6 процентов для:
российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий;
российских организаций, осуществляющих деятельность по проектированию и разработке изделий электронной и компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.
В отношении плательщиков - социально ориентированных некоммерческих и благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, до 2024 года сохраняется льготный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 20%.
Для категорий плательщиков, получивших статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, особой экономической зоны в Калининградской области, резидентов территории опережающего социально-экономического развития, а также для получивших статус резидента свободного порта Владивосток установлен пониженный тариф страховых взносов в размере 6 процентов.
Для организаций, получивших статус участника проекта "Сколково", установлен тариф страховых взносов в размере 14,0%, для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, в том числе производящих анимационную аудиовизуальную продукцию, - 8,0%, для плательщиков, производящих выплаты членам экипажей судов, - 0 процентов.
Страховые взносы по дополнительным тарифам для отдельных категорий страхователей в отношении выплат работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, определены с учетом специальной оценки условий труда на рабочих местах и установления дифференцированных тарифов от 0 до 8 процентов.
Бюджет Фонда на 2022 год сформирован по доходам в сумме 10 032,46 млрд. рублей (110,2% к уровню 2021 года) и по расходам в сумме 10 154,85 млрд. рублей (105,8% к уровню 2021 года).
Дефицит бюджета Фонда планируется в размере 122,39 млрд. рублей и формируется из дефицита в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии (по распределительной составляющей), в объеме 148,66 млрд. рублей и профицита 26,27 млрд. рублей по накопительной составляющей бюджета.
Доля средств федерального бюджета, направляемых на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда, в 2022 году составит 4,97% доходов бюджета Фонда, в 2023 году - 5,04%, в 2024 году - 5,15% (в 2021 году - 5,25%).
Расходы бюджета Фонда в 2022 году больше по сравнению с 2021 годом на 558,17 млрд.рублей (5,8%). Рост расходов соотносится с аналогичным ростом в предыдущие годы.
В 2023 и 2024 годах доходы бюджета Фонда прогнозируются в сумме 10 591,99 млрд. рублей (с ростом к предыдущему году на 5,6%) и 11 074,71 млрд. рублей (с ростом на 4,6%).
Ежегодное увеличение доходов бюджета ПФР по отношению к предыдущему году обусловлено, в основном, увеличением поступлений страховых взносов, что связано с повышением фонда заработной платы (в 2022 году к 2021 году - на 7,2%, в 2023 году к 2022 году - на 7% и в 2024 году к 2023 году - на 6,9%).
Расходы в 2023 году предусматриваются в сумме 10 573,83 млрд. рублей (с ростом к предыдущему году на 4,1%) и в 2024 году - 11 167,40 млрд. рублей (с ростом на 5,6%). Профицит бюджета Фонда на 2023 запланирован в объеме 18,16 млрд. рублей и складывается из дефицита по распределительной составляющей в объеме 7,98 млрд. рублей и профицита по накопительной составляющей в объеме 26,14 млрд. рублей. В 2024 году бюджет Фонда спланирован с дефицитом в объеме 92,69 млрд. рублей и складывается из дефицита по распределительной составляющей в объеме 119,16 млрд. рублей и профицита по накопительной составляющей в объеме 26,47 млрд. рублей.
На исполнение публичных нормативных обязательств в 2022 году предусматривается направить 9 996,2 млрд. рублей или 98,4% всех расходов бюджета Фонда. В 2023 и 2024 годах на исполнение публичных нормативных обязательств планируется направить 10 410,3 млрд. рублей и 10 998,7 млрд. рублей (или 98,5% в 2023 году и 98,5% в 2024 году) соответственно.
Расходная часть бюджета Фонда на 2021 - 2023 годы сформирована как по программной, так и непрограммной структуре.
Программная структура расходов Фонда включает мероприятия в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", а также в 2022 году впервые реализуются мероприятия государственной программы Российской Федерации "Доступная среда".
Кроме того, в рамках Федерального проекта "Социальное казначейство", не входящего в состав национальных проектов, предусмотрены расходы на создание и внедрение единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере, которые осуществляются за счет средств ПФР и запланированы в 2022 году в сумме 3,0 млрд. рублей, в 2023 году - 3,5 млрд. рублей, в 2024 году - 4,4 млрд. рублей.
Общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2022 - 2024 годах соответствует объемам, предусмотренным проектом федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов для передачи в бюджет Фонда, и составляет 3 630,83 млрд. рублей, 3 750,36 млрд. рублей и 3 771,79 млрд. рублей соответственно.
Объем трансфертов из федерального бюджета в 2022 году по сравнению с уровнем 2021 года увеличивается на 285,87 млрд. рублей (на 8,5%) и составляет 36,2% от прогнозируемого объема доходов бюджета Фонда (в 2020 году - 36,8%). В 2023 и 2024 годах доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в общем объеме доходов Фонда составит 35,4% и 34,1% соответственно.
По-прежнему основную долю межбюджетных трансфертов в 2022 году (51,7%) составляют средства, направляемые на исполнение Фондом социальных гарантий, источником финансирования которых является федеральный бюджет. Аналогичная ситуация наблюдается в 2023 и 2024 годах (54,7% и 58,8% соответственно).
В составе межбюджетных трансфертов средства федерального бюджета, направляемые на выплату страховых пенсий, запланированы в 2022 году в объеме 1 753,41 млрд. рублей (101,5% к 2021 году), в 2023 году - 1 699,3 млрд. рублей (96,9% к 2022 году) и в 2024 году - 1 554,70 млрд. рублей (91,5% к 2023 году), в том числе на:
- компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов - 499,0 млрд. рублей (104,4% к уровню 2021 года), 533,77 млрд. рублей и 570,18 млрд. рублей;
- обязательное пенсионное страхование - 416,59 млрд. рублей (97,4% к уровню 2021 года), 317,22 млрд. рублей и 107,23 млрд. рублей;
- валоризацию величины расчетного пенсионного капитала - 712,47 млрд. рублей (101,0% к 2021 году), 708,53 млрд. рублей и 721,42 млрд. рублей;
- возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов - 125,33 млрд. рублей (108,3% к уровню 2021 года), 139,78 млрд. рублей и 155,88 млрд. рублей.
Межбюджетный трансферт на ОПС в 2022 году составит 4,2% доходов бюджета ПФР, в 2023 году - 3,0%, в 2024 году - 1,0% (в 2021 году - 4,7%).
Эксперты Торгово-промышленной палаты Российской Федерации отмечают: "Снижение объема межбюджетного трансферта на обязательное пенсионное страхование на 50,2% к уровню Закона N 385-ФЗ. Ни в пояснительной записке к законопроекту, ни в сопроводительных материалах к проекту бюджета Пенсионного фонда РФ нет однозначного ответа, в связи с чем будет столь значительно снижен размер трансферта."
Эксперты РАНХиГС отмечают, что "Снижение объема трансферта из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование с 2021 года по 2024 год (почти в 4 раза в номинальном выражении: с 427,6 млрд. руб. до 107,2 млрд. руб.) может быть частично обусловлено сокращением численности получателей страховых пенсий по причине повышения пенсионного возраста. В то же время столь значительное снижение указанного трансферта требует дополнительного обоснования, особенно в условиях ожидаемого сокращения среднего размера страховой пенсии относительно величины прожиточного минимума в 2022 - 2024 гг.".
Эксперты РЭУ им. Г.В. Плеханова отмечают, что "В анализируемом бюджетном цикле в 2022 году наблюдается снижение размера трансферта на обязательное пенсионное страхование (на 49,8%) в сравнении с его объемом, утвержденным федеральным законом от 08 декабря 2020 года N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", что обусловило снижение доли межбюджетных трансфертов в совокупных доходах ПФР с 41% в 2021 году до 34% в 2024 году. По нашему мнению, это может быть связано со снижением численности получателей пенсий в связи с повышением пенсионного возраста, а также ростом смертности пенсионеров от новой коронавирусной инфекции. Однако, ни в пояснительной записке к законопроекту, ни в сопроводительных материалах к проекту бюджета ПФР нет никакого обоснования, в связи с чем будет столь значительно снижен размер трансферта".
Комитет отмечает, что при формировании федерального бюджета, а также бюджета ПФР на 2021 - 2023 годы на 2022 год учтен фонд заработной платы в объеме 29 915,0 трлн. рублей, а поступления страховых взносов на ОПС в объеме 5 748,72 млрд. рублей. При этом при формировании проекта бюджета ПФР на 2022 - 2024 годы фонд заработной платы на 2022 год учтен в объеме 31 699,0 трлн. рублей, а страховые взносы на ОПС в объеме 6 054,38 млрд. рублей. Методика расчета межбюджетного трансферта из федерального бюджета на ОПС учитывает данные параметры, в связи с чем произошло изменений трансферта на ОПС на 2022 год.
Расходы, направляемые на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению и доплат к пенсиям запланирован в сумме 555,1 млрд. рублей в 2022 году, 580,7 и 633,3 млрд. рублей в 2023 - 2024 года соответственно.
Средства федерального бюджета, направляемые на мероприятия, определенные законодательством о социальном обеспечении, запланированы в 2022 году в объеме 559,0 млрд. рублей, в 2023 году - 578,4 млрд. рублей, в 2024 году - 599,0 млрд. рублей, из них на ЕДВ отдельным категориям граждан - 435,6 млрд. рублей, 450,1 млрд. рублей и 464,8 млрд. рублей.
На предоставление материнского (семейного) капитала (далее - МСК) предусматривается направить трансферты из федерального бюджета в 2022 году в сумме 443,14 млрд. рублей, в 2023 году - 541,93 млрд. рублей и в 2024 году - 601,53 млрд. рублей.
На компенсацию расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно предусматривается направить в 2022 - 2024 годах соответственно - 4,7 млрд. рублей, 5,1 млрд. рублей и 5,3 млрд. рублей.
Средства на компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на территории Российской Федерации, в 2022 году запланированы в объеме 0,48 млрд. рублей, в 2023 году - 0,56 млрд. рублей и в 2024 году - 0,67 млрд. рублей.
Эксперты Финансового университета отмечают, что "повышение пенсионного возраста объяснялось необходимостью увеличения общего уровня пенсионного обеспечения при том же уровне финансирования. Вместе с тем даже в абсолютном выражении трансферт федерального бюджета бюджету ПФР снижается, при том, что в 2021 года на постоянной основе закреплены пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для субъектов малого и среднего бизнеса".
Комитет отмечает, что в проекте бюджета ПФР учтены средства федерального бюджета в 2022 - 2024 годах с ежегодным увеличением к предыдущему году в объеме 3 630,83 млрд. рублей, 3 750,4 млрд. рублей и 3 771,79 млрд. рублей, что соответствует объемам, предусмотренным проектом федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
На софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц за счет средств Фонда национального благосостояния в 2022 - 2024 годах запланировано соответственно - 3,2 млрд. рублей, 3,2 млрд. рублей и 3,1 млрд. рублей соответственно.
На осуществление выплаты материального обеспечения специалистам, осуществлявшим деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, в 2022 году предусмотрено направить из федерального бюджета 8,2 млрд. рублей, в 2023 году - 8,3 млрд. рублей и в 2024 году - 8,9 млрд. рублей.
Общий объем межбюджетных трансфертов, получаемых Фондом из бюджетов субъектов Российской Федерации через территориальные органы службы занятости субъектов Российской Федерации, предусмотрен в 2022 году в объеме 3,72 млрд. рублей, в 2023 году - 3,95 млрд. рублей и в 2024 году - 4,19 млрд. рублей.
Бюджет Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии прогнозируется по доходам в объеме 9 961,84 млрд. рублей и по расходам в объеме 10 110,50 млрд. рублей. Дефицит составит 148,66 млрд. рублей. В 2023 году в данной части прогнозируются доходы 10 520,49 млрд. рублей и расходы 10 528,47 млрд. рублей, дефицит составит 7,98 млрд. рублей. В 2024 соответственно доходы 11 001,68 млрд. рублей и расходы 11 120,84 млрд. рублей, дефицит составит 119,16 млрд. рублей.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определена исходя из прогнозного размера средней заработной платы в Российской Федерации на 2022 год - 59 976,0 рублей, 2023 год - 63 883,0 рублей, 2024 год - 68 085,0 рублей с учетом индексации с 1 января на темп роста средней заработной платы в Российской Федерации.
С учетом этого предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2022 году - 1 566 тыс. рублей, в 2023 году - 1 668 тыс. рублей, в 2024 году - 1 778 тыс. рублей.
Усредненный коэффициент сбора в 2022 - 2024 годах планируется в размере 0,999.
Общая сумма поступлений страховых взносов на финансирование страховой пенсии с учетом погашения задолженности прогнозируется в 2022 году в сумме 6 320,1 млрд. рублей, в 2023 году - 6 756,7 млрд. рублей и в 2024 году - 7 211,1 млрд. рублей, в том числе:
от плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в 2022 году в сумме 6 054,42 млрд. рублей, в 2032 году - 6 475,82 млрд. рублей и в 2024 году - 6 921,36 млрд. рублей;
от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам (индивидуальных предпринимателей (в том числе адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой) прогнозируется в 2022 году в сумме 157,71 млрд. рублей, в 2023 году - 165,50 млрд. рублей и в 2024 году - 166,48 млрд. рублей,
по дополнительному тарифу, установленному для отдельных категорий страхователей в отношении выплат в пользу застрахованных лиц, занятых на работах, дающих право на назначение страховой пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста, в 2022 году в сумме 95,8 млрд. рублей, в 2023 году - 102,4 млрд. рублей и в 2024 году - 109,5 млрд. рублей;
от плательщиков добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, в 2022 году в сумме 1,6 млрд. рублей, в 2023 году - 3,8 млрд. рублей, в 2024 году - 8,7 млрд. рублей.
Комитет отмечает, что по состоянию на 1 января 2021 года численность лиц, добровольно вступивших в правоотношения по ОПС, составила 38 821 человек, или в 8,5 раза больше, чем на 1 января 2020 года, что повлияло на увеличение прогнозируемых сумм.
Поступления взносов от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, на выплату доплат к пенсии, прогнозируются соответственно по годам: 9,1 млрд. рублей, 9,7 млрд. рублей, и 10,4 млрд. рублей, от организаций угольной промышленности планируются поступления взносов на выплату доплат к пенсии работникам угольной промышленности соответственно в сумме 3,0 млрд. рублей, 3,2 млрд. рублей и 3,4 млрд. рублей.
Проектом бюджета Фонда учитывается уменьшение общей численности получателей пенсий за 2022 год на 326,4 тыс. человек. Таким образом, согласно материалам законопроекта, общая численность получателей пенсий на конец 2021 года ожидается в количестве 42,6 млн. человек.
Эксперты Финансового университета отмечают, "не в полной мере учтено увеличение контингента получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению в связи с реализацией переходных положений по законодательству о страховых пенсиях, т.к. в настоящее время наблюдается снижение численности получателей страховых пенсий по старости, но оно сопровождается определенным увеличением численности получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению".
Согласно заключению Счетной палаты в части выплат по государственному пенсионному обеспечению "расчет произведен с учетом всех видов государственных пенсий, в том числе социальных пенсий и ежемесячных доплат к государственным пенсиям лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, ежемесячных доплат к государственным пенсиям (ежемесячному пожизненному содержанию) другим категориям получателей пенсий за выслугу лет, федеральным государственным служащим. Среднегодовое число получателей составит: в 2022 году - 4 066,88 тыс. человек, в 2023 году - 4 105,98 тыс. человек, в 2024 году - 4 134,67 тыс. человек".
Индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней в 2022 - 2024 годах определена в соответствии с частью 13 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" о приостановлении до 1 января 2025 года действия частей 20 - 23 статьи 15, частей 6 и 7 статьи 16 и части 10 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - Закон 350-ФЗ). Индексация с 1 января 2022 года планируется на 5,9%, в 2023 году - на 5,6%, в 2024 году - на 5,5%.
С 1 января 2022 года устанавливаются:
- стоимость одного пенсионного коэффициента - 104 рубля 69 копеек (в соответствии с Законом 350-ФЗ);
- размер фиксированной выплаты к страховой пенсии - 6 401 рубль 10 копеек.
Индексация социальных пенсий и других выплат, размер увеличения которых зависит от роста социальных пенсий, планируется с 1 апреля ежегодно по прогнозному индексу роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год (2022 год - 7,7%, 2023 год - 2,5%, 2024 год - 9,9 процента).
Прожиточный минимум пенсионера прогнозируется на 2022 год - 10 277 рублей, на 2023 год - 11 293 рублей и на 2024 год - 12 107 рублей.
На 2022 - 2024 годы планируются следующие среднегодовые размеры пенсий:
- страховой пенсии в 2022 году 17 115,19 рубль (166,5% к ПМП), в 2023 году - 17 893,52 рублей (158,4% к ПМП), в 2024 году - 18 733,86 рублей (154,7% к ПМП);
- страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров: в 2022 году 18 520,70 рублей (180,2% к ПМП), в 2023 году - 19 476,77 рубля (172,5% к ПМП), в 2024 году - 20 469,45 рублей (169,1% к ПМП);
- социальной пенсии в 2022 году - 10 790,88 рубля, в 2023 году - 11 192,52 рублей, в 2024 году - 12 097,63 рублей;
- накопительной пенсии: в 2022 году - 2 050 рублей, в 2023 году - 2 172 рубля, в 2024 году - 2 294 рубля;
- срочной пенсионной выплаты в 2022 году - 2 298 рубля, в 2023 году - 2 499 рублей, в 2024 году - 2 701 рубль.
Согласно заключению Счетной палаты, отношение уровня среднегодового размера страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров к уровню средней заработной платы в стране, будет снижаться и составит в 2022 году 30,9%, в 2023 году - 30,5%, в 2024 году - 30,1%.
Эксперты РЭУ им. Г.В. Плеханова отмечают, что "представляется необходимым оценить соответствие уровня запланированной законопроектом индексации средних размеров страховых пенсий по старости для неработающих пенсионеров в 2022 - 2024 годы законодательным требованиям и поставленной в Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года задаче по повышению уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции". "Исходя из представленных сопроводительных материалов к законопроекту, в 2022 году страховые пенсии по старости для неработающих пенсионеров будут проиндексированы на 5,6%, что соответствует их увеличению на 984,12 рублей. Это выше уровня индексации в 4,75% (соответствующей увеличению пенсий на 832,26 рублей), ранее запланированной в федеральном законе от 08 декабря 2020 года N 388-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", но существенно ниже ожидаемой в 2021 году инфляции на уровне 7,4% в годовом измерении. В этой связи в законопроекте необходимо скорректировать уровень индексации пенсий в 2022 году до уровня ожидаемой инфляции в 2021 году".
Эксперты РАНХиГС отмечают, что "среднегодовой размер страховой пенсии в реальном выражении в период с 2022 года по 2024 год увеличится крайне незначительно - лишь на 0,5 - 0,7%, а среднегодовой размер социальной пенсии в 2023 г. даже снизится в реальном выражении относительно предыдущего года на 0,3%. Кроме того, размер страховых пенсий по старости неработающих пенсионеров и размер страховых пенсий в целом существенно сократятся относительно прожиточного минимума пенсионера с 2022 год по 2024 год, а размер социальной пенсии в 2023 - 2024 годы будет даже ниже прожиточного минимума пенсионера. Такая негативная динамика размеров пенсий будет сдерживать рост реальных денежных доходов населения и ограничит возможности по снижению уровня бедности в 2 раза к 2030 году. В связи с этим целесообразно возобновить индексацию пенсий работающим пенсионерам и зарезервировать средства для проведения дополнительной индексации пенсий".
Комитет отмечает, что заложенная в проекте бюджета ПФР индексация страховых пенсий соответствует положениям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении. Поскольку бюджет ПФР формируется в соответствии с действующим законодательством, указанные предложения не могли быть учтены. Кроме того, Комитет отмечает, что в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации по итогам совещания 28 сентября 2021 года по экономическим вопросам Правительство Российской Федерации в срок до 4 февраля 2022 года должно обеспечить уточнение основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и провести оценку изменения основных параметров федерального бюджета на период 2022 - 2024 годов.
Комитет также обращает внимание, что Президент Российской Федерации 12.10.2021 года поручил осуществить следующие мероприятия в целях поддержки граждан:
1) с 2022 года индексировать материнский капитал на величину не прогнозной, а фактической инфляции. В этих целях будут оперативно внесены изменения в законодательство Российской Федерации;
2) Правительство Российской Федерации в течение месяца должно представить дополнительные меры социальной поддержки граждан, востребованные в условиях повышения инфляции.
Расходы на выплату страховой пенсии в 2022 году запланированы в сумме 8 082,1 млрд. рублей (79,6% всех расходов Фонда), в 2023 году - 8 313,9 млрд. рублей, в 2024 году - 8 723,4 млрд. рублей, в том числе расходы на доставку составят соответственно 35,8 млрд. рублей, 36,8 млрд. рублей и 38,6 млрд. рублей.
За счет средств федерального бюджета в 2022 - 2024 годах Фондом предусматривается произвести следующие расходы.
На выплату и доставку пенсий по государственному пенсионному обеспечению и доплат к пенсиям предусматривается направить в 2022 году 555,1 млрд. рублей, в 2023 году - 580,7 млрд. рублей, в 2024 году - 633,3 млрд. рублей.
На осуществление ЕДВ с учетом индексации запланировано направить:
инвалидам в 2022 году в 338,8 млрд. рублей, в 2023 году - 349,0 млрд. рублей, в 2024 году - 359,2 млрд. рублей;
ветеранам 2022 году в сумме 77,4 млрд. рублей, в 2023 году - 81,3 млрд. рублей, в 2024 году - 85,6 млрд. рублей;
гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний в 2022 году в сумме 17,7 млрд. рублей, в 2023 году - 18,1 млрд. рублей, в 2024 году - 18,4 млрд. рублей;
Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы - в сумме 1,2 млрд. рублей в 2022 - 2024 годах ежегодно;
Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы соответственно по годам 0,45 млрд. рублей, 0,42 млрд. рублей и 0,39 млрд. рублей.
На дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) предусматривается направить:
некоторым категориям граждан Российской Федерации, в том числе в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов - в 2022 году в сумме 1,8 млрд. рублей, в 2023 году - 1,6 млрд. рублей, в 2024 году - 1,3 млрд. рублей, исходя из среднегодового размера ДЕМО в месяц в 2022 году 735,21 рублей, в 2023 году - 734,70 рублей, в 2024 году - 734,23 рублей;
инвалидам вследствие военной травмы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 года N 887 - в 2022 - 2023 годах - 0,5 млрд. рублей ежегодно, в 2024 году - 0,4 млрд. рублей исходя из размера установленного ДЕМО в сумме 1 000 рублей;
Расходы на выплату дополнительного материального обеспечения (ДМО) гражданам за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией предусмотрены в 2022 - 2024 годах в объеме 3,0 млрд. рублей, 2,7 млрд. рублей и 2,6 млрд. рублей соответственно по годам.
На обеспечение федеральной социальной доплаты неработающим пенсионерам, у которых минимальный уровень пенсионного обеспечения с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, окажется ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации, не превышающей величину ПМП в целом по Российской Федерации, предусматривается в 2022 году в сумме 77,0 млрд. рублей (88% к 2021 году), в 2023 году - 88,9 млрд. рублей и в 2024 году - 105,5 млрд. рублей. Планируется предоставить федеральные социальные доплаты к пенсиям в 2022 - 2023 годах 3,1 млн.человек ежегодно, в 2024 году 3,3 млн.рублей.
Снижение расходов в 2022 году связано с уменьшением количества субъектов Российской Федерации (с 55 регионов в 2021 году до 53 регионов в 2022 году), которые будут выплачивать ФСД, так как установленная величина ПМП в этих субъектах будет ниже ПМП в целом по Российской Федерации.
Эксперты РАНХиГС отмечают: "Обращает на себя внимание неравномерная динамика расходов по направлению "Выплата федеральной социальной доплаты к пенсии" в период с 2021 года по 2024 года. Если в 2022 году объем расходов по указанному направлению сократится в номинальном выражении на 12,0% по сравнению с предыдущим годом, то в последующие годы он, напротив, увеличится на 15,6 и 18,6% соответственно. Такая динамика расходов в 2021 - 2022 годы не соответствует динамике численности получателей федеральной социальной доплаты к пенсии: согласно данным Росстата на 1 января 2021 года численность получателей федеральной социальной доплаты к пенсии составляла 2,9 млн человек, а в соответствии с Пояснительной запиской в 2022 - 2023 годы эта численность станет выше и составит 3,1 млн человек."
Комитет отмечает, что бюджет ПФР сформирован на основе показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года по базовому варианту. Расчет бюджетных ассигнований на ФСД произведен исходя из среднегодовой выплаты: в 2022 году - в размере 2 083,05 рубля, в 2023 году - 2 354,82 рубля, в 2024 году - 2 683,07 рубля в месяц, ожидаемой численности получателей 3 063,58 тыс. человек, 3 132,16 тыс. человек и 3 260,61 тыс. человек соответственно. Для определения размера социальной доплаты базовой является величина прожиточного минимума пенсионера, установленная в субъекте Российской Федерации. Начиная с 2021 года изменен порядок определения величины прожиточного минимума пенсионера как в целом по Российской Федерации, которая устанавливается исходя из размера медианного среднедушевого дохода за предыдущий год, так и в субъектах с учетом применения коэффициента региональной дифференциации. Помимо численности на объем расходов влияет усредненный прожиточный минимум в субъектах, осуществляющих выплату федеральной социальной доплаты.
Расходы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, на предоставление компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход:
- за нетрудоспособными гражданами, запланированы в 2022 году в сумме 45,3 млрд. рублей, в 2023 году - 47,1 млрд. рублей, в 2024 году - 49,0 млрд. рублей, исходя из размера выплаты - 1 200 рублей в месяц с учетом районного коэффициента;
- за детьми-инвалидами запланированы в 2022 году в сумме 72,0 млрд. рублей, в 2023 году - 74,7 млрд. рублей, в 2024 году - 78,5 млрд. рублей.
В бюджете Фонда учтены расходы на предоставление МСК на 2022 год в общей сумме 443,6 млрд. рублей, на 2023 год - 549,6 млрд. рублей, на 2024 год - 620,4 млрд. рублей. Расходы рассчитаны исходя из ожидаемого количества обращений в 2022 году 1 327,3 тыс.человек, на 2023 год - 1 503,9 тыс.человек, на 2024 год - 1 607,4 тыс.человек.
В 2022 - 2024 годах размер МСК определен исходя из индекса роста потребительских цен 4,0% и составит:
в 2022 году 503 237,10 рубля при условии, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникло до 31 декабря 2019 года включительно, а также в случае рождения (усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года, в 2023 году - 523 366,60 рубля, в 2024 году -544 301,30 рубля;
в 2022 году 665 009,10 рубля в случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года, а также в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2020 года при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло, в 2023 году - 691 609,50 рубля, в 2024 году - 719 273,90 рубля.
Комитет отмечает, что Президентом Российской Федерации принято решение об индексации материнского капитала на величину фактической инфляции, что должно найти отражение в бюджете ПФР сразу после внесения соответствующих изменений в отраслевое законодательство.
Расходы на 8 переданных Фонду новых социальных обязательств запланированы: на 2022 год - в сумме 31,8 млрд. рублей, на 2023 год - 32,3 млрд. рублей, на 2024 год - 32,9 млрд. рублей:
- на выплату компенсации в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в 2022 году 11,0 млрд. рублей, в 2023 году 11,5 млрд. рублей и в 2024 году 11,9 млрд. рублей;
- на осуществление отдельных мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации в 2022 году 9,8 млрд. рублей, в 2023 году 10,2 млрд. рублей и в 2024 году 10,6 млрд. рублей;
- на выплату компенсации членам семей погибших (умерших) военнослужащих (граждан, проходивших военные сборы, инвалидов вследствие военной травмы), а также лицам, которым установлена инвалидность вследствие военной травмы после увольнения с военной службы, и лицам, уволенным с военной службы в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие военной травмы 7,3 млрд. рублей в 2022 году, 6,8 млрд. рублей в 2023 году и 6,4 млрд. рублей в 2024 году;
- на выплату компенсации членам семей погибших военнослужащих 3,3 млрд. рублей в 2022 году, 3,4 млрд. рублей в 2023 году и 3,6 млрд. рублей в 2024 году;
- на обеспечение проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца 285,8 млн. рублей в 2022 году, 297,3 млн. рублей в 2023 году и 309,2 млн. рублей в 2024 году.
- на выплату компенсации в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча 98,6 млн. рублей в 2022 году, 102,6 млн. рублей в 2023 году и 106,7 млн. рублей в 2024 году;
- на выплату инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств 39,6 млн. рублей ежегодно;
- на выплату единовременных денежных компенсаций реабилитированным лицам 1,0 млн .рублей ежегодно;
В рамках расходов по подразделу "Охрана семьи и детства" запланированы бюджетные ассигнования на 7 переданных Фонду новых обязательств, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Расходы на эти цели на 2022 год предусмотрены в сумме 87,6 млрд. рублей, на 2023 год - 91,1 млрд. рублей, на 2024 год - 94,7 млрд. рублей:
- на выплату пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами 78,1 млрд. рублей в 2022 году; 81,2 млрд. рублей в 2023 году и 84,4 млрд. рублей в 2024 году;
- на выплату пособия при рождении ребенка лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 7,2 млрд. рублей в 2022 году, 7,6 млрд. рублей в 2023 году и 7,9 млрд. рублей в 2024 году;
- на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью 1,5 млрд. рублей в 2022 и 2023 годах ежегодно и 1,6 млрд. рублей в 2024 году;
- на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву 709,8 млн. рублей в 2022 году, 738,2 млн. рублей в 2023 году и 767,7 млн. рублей в 2024 году;
- на выплату ежемесячного пособия детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях) 35,5 млн. рублей в 2022 году, 36,9 млн. рублей в 2023 году и 38,4 млн. рублей в 2024 году;
- на выплату пособия на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций 30,9 млн. рублей в 2022 году, 32,2 млн. рублей в 2023 году и 33,5 млн. рублей в 2024 году.
- на выплату пособия по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами) 0,3 млн. рублей в 2022 году и 0,4 млн. рублей в 2023 - 2024 годах ежегодно.
Расходы на оказание поддержки в связи с погребением умерших предусмотрены в следующих объемах:
на выплату социального пособия на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг за умерших пенсионеров, получавших пенсию по государственному пенсионному обеспечению (за счет средств федерального бюджета) - в 2022 году в сумме 0,40 млрд. рублей, в 2023 году - 0,41 млрд. рублей и в 2024 году - 0,43 млрд. рублей, исходя из ожидаемой численности получателей в количестве 53,4 тыс. человек;
на выплату социального пособия на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг за умерших, получавших страховую или накопительную пенсии, в 2022 году в сумме 10,3 млрд. рублей, в 2023 году - 10,7 млрд. рублей, в 2024 году - 11,1 млрд. рублей (за счет средств бюджета Фонда);
на выплату социального пособия на погребение и оказание услуг по погребению умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию (за счет средств, передаваемых из бюджетов субъектов Российской Федерации через органы службы занятости населения) планируются в сумме 1,0 млн. рублей в 2022 - 2023 годах ежегодно, 1,1 млн.рублей в 2024 году.
Расходы на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение гражданам, осуществлявшим деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, запланированы в 2022 году в общей сумме 8,2 млрд. рублей, в 2023 году - 8,3 млрд. рублей, в 2024 году - 8,9 млрд. рублей и соответствуют объему межбюджетного трансферта из федерального бюджета.
Расходы на выплату ежемесячных доплат к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, запланированы в 2022 году в сумме 9,0 млрд. рублей, в 2023 году - 9,7 млрд. рублей, в 2024 году - 10,4 млрд. рублей и соответствуют объему поступлений дополнительных взносов.
Расходы на выплату ежемесячных доплат к пенсии работникам организаций угольной промышленности, финансируемые за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности, запланированы в 2022 году в сумме 3,0 млрд. рублей, в 2023 году - 3,2 млрд. рублей, в 2024 году - 3,4 млрд. рублей и соответствует объему поступлений дополнительных взносов.
Расходы на выплату пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными, в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" запланированы в 2022 году в сумме 3,7 млрд. рублей, в 2023 году - 3,9 млрд. рублей, в 2024 году - 4,2 млрд. рублей.
В качестве внутреннего источника финансирования дефицита по распределительной составляющей в 2022 - 2024 годах законопроектом предусматриваются остатки средств бюджета ПФР, которые сложатся на начало каждого года.
По оценке Счетной палаты, расчетный остаток средств по распределительной составляющей на 1 января 2022 года составит 351 352 389,5 тыс. рублей, что на 75 548 229,9 тыс. рублей (на 27,4%) превышает объем средств, необходимый для покрытия дефицита в 2022 - 2024 годах. Расчетный остаток средств на 1 января 2023 года составит 202 686 779,5 тыс. рублей, на 1 января 2024 года - 194 705 276,0 тыс. рублей.
По накопительной составляющей бюджета Фонда с учетом направления в 2022 - 2024 годах страховых взносов на финансирование накопительной пенсии на финансирование страховой части пенсии прогнозируются следующие параметры:
в 2022 году - доходы в сумме 70,62 млрд. рублей, расходы в сумме 44,35 млрд. рублей;
в 2023 году - доходы в сумме 71,50 млрд. рублей, расходы в сумме 45,36 млрд. рублей;
в 2024 году - доходы в сумме 73,03 млрд. рублей, расходы в сумме 46,56 млрд. рублей.
По накопительной составляющей профицит бюджета ПФР планируется в 2022 году в объеме 26,27 млрд. рублей, в 2023 году - 26,14 млрд. рублей, в 2024 году - 26,47 млрд. рублей.
В прогнозируемых доходах бюджета Фонда по накопительной составляющей учтены следующие поступления:
страховые взносы на накопительную пенсию, страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, с учетом поступления задолженности (недоимки) по страховым взносам, а также пеней и штрафов в общей сумме в 2022 году - 83,0 млн. рублей, в 2023 году - 52,2 млн. рублей, в 2024 году - 33,0 млн. рублей;
доходы от временного размещения Фондом средств, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную пенсию, доходы от реализации активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений, - в 2022 году - 1,6 млн. рублей (118,5% к 2021 году), в 2023 году - 0,9 млн. рублей, в 2024 году - 0,5 млн. рублей;
дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, в 2022 году - 3,3 млрд. рублей, в 2023 - 2024 годах ежегодно - 3,2 млрд. рублей;
средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на софинансирование формирования пенсионных накоплений, в 2022 - 2023 годах - 3,2 млрд. рублей ежегодно, в 2024 году - 3,1 млрд. рублей;
доходы от временного размещения Фондом средств, сформированных за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц в 2022 году - 31,6 млн. рублей, в 2023 году - 28,6 млн. рублей, в 2024 году - 25,7 млн. рублей;
средства, поступающие от НПФ в соответствии с законодательством Российской Федерации, запланированы в объеме 6,0 млрд. рублей в 2022 году, 6,3 млрд. рублей в 2023 году и 6,6 млрд. рублей в 2024 году;
средства от инвестирования средств резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию в 2022 году - 10,5 млрд. рублей (126,5% к 2021 году), в 2023 году - 10,9 млрд. рублей, в 2024 году - 11,3 млрд. рублей;
перечисленные управляющими компаниями средства в 2022 году - 47,3 млрд. рублей (больше в 2,7 раза к 2021 году), в 2023 году - 47,5 млрд. рублей, в 2024 году - 48,4 млрд. рублей;
средства МСК, передаваемые по заявлению на формирование накопительной пенсии матери, в 2022 году - 0,18 млрд. рублей, в 2023 году - 0,28 млрд. рублей, в 2024 году - 0,30 млрд. рублей.
Счетная палата отмечает, что запланированные доходы от временного размещения средств пенсионных накоплений и дополнительных страховых взносов не обеспечивают превышение прогнозируемого уровня инфляции (4% ежегодно). По оценке Счетной палаты, расчетный средний годовой процент инвестиционного дохода, полученного от временного размещения СПН, в 2022 - 2024 годах составит 1,9%, 1,8% и 1,6% соответственно. Расчетный средний годовой процент инвестиционного дохода, полученного от временного размещения ДСВ, в 2022 - 2024 годах составит 0,7%, 0,7% и 0,6% соответственно.
В состав расходов бюджета Фонда по накопительной части включены следующие расходы:
- на выплату накопительной пенсии - в 2022 году - 3,8 млрд. рублей, в 2023 году - 5,5 млрд. рублей, в 2024 году - 7,2 млрд. рублей;
- на осуществление срочной пенсионной выплаты - 2022 году - 1,2 млрд. рублей, в 2023 году - 1,4 млрд. рублей, в 2024 году - 1,6 млрд. рублей;
- на осуществление единовременной выплаты средств пенсионных накоплений в 2022 году - 26,9 млрд. рублей, в 2023 году - 25,8 млрд. рублей, в 2024 году - 24,9 млрд. рублей;
- на выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в 2022 году - 5,7 млрд. рублей, в 2023 году - 5,9 млрд. рублей, в 2024 году - 6,1 млрд. рублей;
- передача средств пенсионных накоплений в НПФ в 2022 - 2024 годах в сумме 6,2 млрд. рублей ежегодно;
- на уплату гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений в 2022 году предусмотрено 0,51 млрд. рублей, в 2023 году - 0,53 млрд. рублей, в 2024 году - 0,55 млрд. рублей.
Корректировка размера накопительной пенсии и срочной пенсионной выплаты на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов не запланирована.
С 1 января 2014 года формируется резерв по обязательному пенсионному страхованию, который является обособленной частью пенсионных накоплений и подлежит обособленному учету.
Отчисления в резерв по обязательному пенсионному страхованию запланированы в 2022 году - 2,6 млрд. рублей, в 2023 году - 2,7 млрд. рублей, в 2024 году - 2,8 млрд. рублей.
Объем средств пенсионных накоплений на конец 2022 года оценивается в сумме 1 142,6 млрд. рублей, из них:
858,5 млрд. рублей - средства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление управляющим компаниям (с учетом возврата);
67,3 млрд. рублей - средства выплатного резерва, переданные в доверительное управление государственной управляющей компании средствами выплатного резерва;
5,1 млрд. рублей - средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, переданные в доверительное управление государственной управляющей компании средствами выплатного резерва;
957,5 млн. рублей - остаток денежных средств выплатного резерва, находящихся в Фонде;
292,5 млн. рублей - остаток денежных средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, находящихся в ПФР (в размере квартальной выплаты);
267,1 млн. рублей - остаток денежных средств резерва ПФР по обязательному пенсионному страхованию;
23,2 млн. рублей - средства пенсионных накоплений, направленные на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов;
1,6 млрд. рублей - средства пенсионных накоплений, связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя, направленные на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов;
203,2 млрд. рублей - средства резерва ПФР по обязательному пенсионному страхованию, направленные на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов;
5,4 млрд. рублей - остаток денежных средств пенсионных накоплений по состоянию на 1 января 2023 г.
Объем средств пенсионных накоплений на конец 2023 года расчетно составит 1 168,7 млрд. рублей, на конец 2024 года - 1 195,2 млрд. рублей.
На финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов предусмотрены расходы на 2022 год в сумме 125,4 млрд. рублей (1,2% от общих расходов бюджета), на 2023 год в сумме 129,1 млрд. рублей (1,2%) и на 2024 год 133,0 млрд. рублей (1,2%).
Расходы на оплату труда работников Фонда предусмотрены с учетом осуществления ежегодной индексации с 1 октября 2022 г. - 4%, с 1 октября 2023 г. - 4%, с 1 октября 2024 года - 4% и планируются на 2022 год в сумме 72,2 млрд. рублей, на 2023 год в сумме 75,0 млрд. рублей и на 2024 год - 78,0 млрд. рублей.
Расходы на международное сотрудничество на 2022 - 2024 годы определены в объеме 10,5 млн. рублей, 10,6 млн. рублей и 10,6 млн. рублей соответственно и включают взносы в Международную ассоциацию социального обеспечения.
Расходы на информационно-разъяснительную работу в 2022 - 2023 годах - 0,7 млрд. рублей ежегодно, в 2024 году - 0,8 млрд. рублей.
На бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства на 2022 год в сумме 1,0 млрд. рублей, на 2023 - 2024 годы - 1,1 млрд. рублей ежегодно.
По состоянию на 1 января 2021 года сумма вложений средств бюджета ПФР в объекты незавершенного строительства составила 3 855,3 млн. рублей. В 2022 - 2024 годах Фондом планируются расходы на строительство 11 объектов (сметная стоимость которых составляет 3 343 086,2 тыс. рублей), из которых по 9 объектам (81%) отсутствует актуальная утвержденная проектная документация. Счетная палата отмечает, что в 2022 году расходы на указанные цели в объеме 253 714,5 тыс. рублей являются необоснованными. В целом, по оценке Счетной палаты, риск неосвоения бюджетных средств выявлен на сумму 677 575,2 тыс. рублей
Приобретение зданий (помещений) в 2022 - 2024 годах Фондом не планируется. Потребность в средствах на капитальный ремонт зданий ПФР и его территориальных органов на 2022 - 2024 годы Счетной палатой подтверждается.
Расходы на осуществление прикладных научных исследований в области социальной политики предусмотрены на 2022 год запланированы на сумму 20,0 млн. рублей (67,0% к 2021 году), на 2023 - 2024 год по 30,0 мдн.рублей ежегодно.
Комитет в заключении на проект закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" обозначает ключевые позиции, связанные с проблемой незавершенного строительства. Вместе с тем, стоит отметить, что планирование расходов на объекты, не готовые к строительству в силу отсутствия утвержденной документации, приводит к отвлечению средств от иных направлений. Нормативное регулирование в сфере расходов на капитальные вложения нуждается в дополнительной проработке.
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает принятие законопроекта в первом чтении и отмечает, что "ежегодное, начиная с 2014 года, продление "моратория" на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, не решает вопрос о выводе накопительной пенсии из системы обязательного пенсионного страхования, а только откладывает принятие Правительством Российской Федерации решения о добровольном характере формирования накопительной пенсии застрахованными лицами".
ТПП РФ в своем заключении отмечает, что "не следует из года в год продлевать мораторий на формирование накопительной составляющей пенсии, если действующее законодательство сохраняет такое право за застрахованными лицами; целесообразно рассмотреть вопрос о переходе от формирования накопительной пенсии в рамках обязательного пенсионного страхования к развитию системы пенсионных накоплений на добровольной основе с участием работника, работодателя и государства". "В проекте федерального бюджета в составе трансфертов в бюджет Пенсионного фонда РФ и проекте бюджета этого Фонда не предусмотрены средства на индексацию пенсий работающих пенсионеров (которая не осуществляется с 2016 года). Полагаем, что этот вопрос требует решения в целях соблюдения принципа равенства прав граждан, включая работающих пенсионеров, как при рассмотрении проекта федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ на 2022 год и плановый период, так и предстоящего совершенствования системы пенсионного страхования".
Выводы
Законопроект разработан в соответствии с положениями проекта федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере обязательного пенсионного страхования и пенсионного и социального обеспечения.
На исполнение публичных нормативных обязательств в 20221 году предусматривается направить 9 996,2 млрд. рублей или 98,4% всех расходов бюджета Фонда. В 2023 и 2024 годах на исполнение публичных нормативных обязательств планируется направить 10 410,3 млрд. рублей и 10 998,7 млрд. рублей (или 98,5% и 98,5% соответственно).
Счетная палата поддерживает принятие законопроекта в первом чтении и отмечает, что основные характеристики проекта бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов позволяют в полном объеме осуществить выплаты по установленным федеральным законодательством обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации.
В поступивших в Комитет по бюджету и налогам заключениях Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, комитетов Совета Федерации, а также Счетной палаты Российской Федерации поддерживается принятие законопроекта в первом чтении.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.