Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 33099-8 "О внесении изменений в статьи 2 и 4.2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 4.2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации указания Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. N Пр-1799, которым предусмотрено расширение оснований для применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) на розничных рынках, усиление контроля соблюдения кассовой дисциплины на розничных рынках, введение ответственности для управляющих рынками организаций за предоставление арендаторам, не имеющим зарегистрированной ККТ, торгового места.
Основным элементом, способствующим легализации значительных объемов "серого" рынка импорта, является реализация товаров на рынках, где не используется ККТ.
Законопроект направлен на решение существующей проблемы, связанной с отсутствием учета поступающих наличных денежных средств (минимизацию теневого оборота наличных денежных средств на розничных рынках) посредством применения организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ при осуществлении расчетов на розничных рынках.
Фактически управляющая рынком компания обеспечивает "правильную" работу на розничных рынках, именно от такой компании зависит допуск организаций и индивидуальных предпринимателей к торговле на розничном рынке. При этом у управляющей рынком компании в настоящее время отсутствуют действенные механизмы воздействия на лиц, осуществляющих торговлю на розничных рынках и которым такой компанией предоставлено торговое место, в случае нарушения такими лицами законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Законопроектом, в частности, предусматривается:
сокращение перечня видов деятельности, при которых на розничных рынках не требуется применение ККТ. При этом возможность неприменения ККТ сохраняется за организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), при осуществлении торговли продовольственными товарами на основе договора розничной купли-продажи, при которой передача товара происходит в момент заключения такого договора, на розничных рынках, ярмарках и в выставочных комплексах с торговых мест, общая площадь которых, включая места для хранения таких товаров, не превышает пятнадцати квадратных метров;
обеспечение возможности для управляющих рынками компаний проверки факта регистрации (перерегистрации) ККТ и применяемой лицами, которым предоставлено торговое место, системы налогообложения посредством информации, размещенной на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
обязанность управляющих рынками компаний ежемесячно до начала работы рынка осуществлять проверку факта наличия зарегистрированной (перерегистрированной) ККТ и применяемой лицами, которым предоставлено торговое место, системы налогообложения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и, в случае выявления отсутствия зарегистрированной (перерегистрированной) по адресу места нахождения рынка в установленном порядке ККТ при наличии обязанности ее применения, уведомлять лицо, с которым заключен договор на предоставление торгового места, о необходимости устранения выявленного нарушения, а также в случае неустранения в течение 15 рабочих дней такого нарушения в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о предоставлении торгового места.
В случае, если организации или индивидуальные предприниматели в соответствии с абзацем шестым пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ вправе были не применять ККТ, такое право предлагается сохранить за ними до 1 апреля 2022 г., а требования абзаца девятого пункта 1 статьи 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ в отношении указания на кассовом чеке наименования товара и его количества применять к ним с 1 января 2024 г.
Одновременно предлагается сохранить право осуществлять расчеты на территории розничного рынка без применения ККТ до 1 января 2023 г. сельскохозяйственным потребительским кооперативам, признаваемым таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", при осуществлении деятельности, предусмотренной абзацем шестым пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ.
Принятие законопроекта позволит усилить механизм контроля отношений в сфере торговли на розничных рынках.
Законопроект не оказывает влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 4.2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 4.2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребуют расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 4.2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 4.2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 4.2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 4.2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и в Федеральный закон "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.