Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
по проекту федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 1258295 -7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - Законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, в части расходов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации и Государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса".
Как следует из пояснительной записки, в 2022 - 2024 годах на фоне продолжения восстановительных процессов, начавшихся в экономике во второй половине 2020 года, прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении
в 2022 году - до 25 021,9 млрд. рублей (+5,2% к 2021 году)
в 2023 году - 25 540,2 млрд. рублей (+2,1% к 2022 году)
в 2024 году - 25 831,8 млрд. рублей (+1,1% к 2023 году);
снижение расходов федерального бюджета с 19,3% ВВП в 2021 году до 17,8% ВВП к 2022 и 2023 годах и 17,4% к ВВП в 2024 году, в номинальном выражении расходы прогнозируются на уровне:
в 2022 году - 23 694,2 млрд. рублей (снижение на 1,5% к 2021 году),
в 2023 году - 25 241,1 млрд. рублей (рост на 4,9% к 2021 году, рост на 6,5% к 2022 году),
в 2024 году - 26 354,4 млрд. рублей (рост на 9,5% к 2021 году, рост на 4,4% к 2023 году).
Исполнение бюджета ожидается
- в 2022 году с профицитом в объеме 1 327,7 млрд. рублей (1,0% ВВП)
- в 2023 году с профицитом в объеме 299,1 млрд. рублей (0,2% ВВП)
- в 2024 году с дефицитом в объеме 522,7 млрд. рублей (0,3% ВВП)
Формирование бюджетных ассигнований на 2022 и 2023 годы осуществляется на основе бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Закон N 385-ФЗ), бюджетные ассигнования 2024 года приняты равными утвержденным в Законе N 385-ФЗ на 2023 год. Законодательно установленный объем бюджетных ассигнований уточнен на прогнозный уровень инфляции (индекс роста потребительских цен).
Законопроектом в соответствии со статьей 35 Бюджетного кодекса предусмотрена возможность направления поступлений от отдельных видов неналоговых доходов на осуществление расходов в том числе в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению производителям зерновых культур части затрат на их производство и реализацию; реализации отдельных государственных программ Российской Федерации (Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; Эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации; "Комплексное развитие сельских территорий"; "Научно-технологическое развитие Российской Федерации").
Законопроект (статья 21), устанавливая перечень оснований для внесения изменений в ходе исполнения бюджетов в показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в закон о бюджете, вводит новое направление использования средств - реализация решений Правительства Российской Федерации, направленных на поддержку сельского хозяйства и рыболовства.
Расходы федерального бюджета на реализацию госпрограмм в 2022 году возрастут на 1 756,2 млрд. рублей по сравнению с показателем, утвержденным в Законе N 385-ФЗ, и составят 18 592,9 млрд. рублей (78,5% общих расходов бюджета). В 2023 и 2024 гг. объем финансирования госпрограмм составит 19 063,3 млрд. рублей и 19 400,7 млрд. рублей соответственно.
1. Расходы федерального бюджета в 2022 - 2024 годах на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - Госпрограмма)
В соответствии с требованиями Положения о системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786 (далее - Постановление N 786), в Госпрограмму внесены изменения (вступят в силу 01 января 2022 года), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2021 г. N 1474.
В соответствии с п. 12 Постановления N 786 Госпрограмма в качестве структурных элементов содержит:
- федеральные проекты (далее - ФП) и мероприятия федеральных проектов:
ФП "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства"
ФП "Экспорт продукции агропромышленного комплекса"
ФП "Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса"
ФП "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе"
ФП "Научно-техническое обеспечение развития агропромышленного комплекса"
ФП "Стимулирование развития виноградарства и виноделия"
ФП "Развитие сельского туризма" (разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам заседания Государственного Совета от 13 февраля 2020 г. N Пр-234ГС о выделении сельского туризма в отдельное направление государственной поддержки);
- ведомственные проекты:
ВП "Цифровое сельское хозяйство"
ВП "Укрепление материально-технической базы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору";
- комплексы процессных мероприятий:
"Обеспечение деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и подведомственных организаций"
"Организация ветеринарного и фитосанитарного надзора".
Согласно проекту паспорта Госпрограммы, внесенному Правительством РФ совместно с Законопроектом, срок реализации Госпрограммы продлен до 2030 года (срок реализации госпрограммы: этап I - 2013 - 2021 годы, этап II - 2022 - 2030 годы), ответственным исполнителем является Минсельхоз России, соисполнители и участники в паспорте не предусмотрены.
Цели и показатели Госпрограммы, отраженные в проекте паспорта, соответствуют национальным целям развития Российской Федерации, определенным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации.
В составе Госпрограммы отражены стратегические приоритеты в сфере ее реализации.
По сравнению с действующей редакцией Госпрограммы количество целевых показателей не изменилось.
Комитет отмечает, что срок реализации Госпрограммы 2013 - 2030 годы, при этом паспорт Госпрограммы содержит объем финансового обеспечения только по 2022 - 2024 годам реализации Госпрограммы.
Предусмотренные в Законопроекте бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий Госпрограммы (1,2% общих расходов бюджета ежегодно)
- увеличены по сравнению с расходами федерального бюджета в 2021 году
в 2022 году - на 7,8% (на 20 544,5 млн рублей), в 2023 году - на 15,2% (на 40 296,7 млн рублей), в 2024 году - на 23,5% (на 62 213 млн рублей);
- увеличены по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ
в 2022 году - на 1,9% (на 5 315,3 млн рублей), в 2023 году - на 3,2% (на 9 391,2 млн рублей), в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, увеличены на 7,2% (на 21 916,2 млн рублей).
По сравнению с объемами, утвержденными паспортом Госпрограммы (в редакции Постановления Правительства РФ от 08.02.2019 N 98) уменьшены
в 2022 году - на 22,1% (на 80 708,8 млн рублей), в 2023 году - на 19,2% (на 72 663,8 млн рублей), в 2024 году - на 13,4% (на 50 575,3 млн рублей).
Законопроектом финансовое обеспечение предусмотрено в разрезе структурных элементов Госпрограммы:
млн рублей
Наименование |
2021 год* |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2023 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3 х 100 |
6 |
7 |
8=7/6 х 100 |
9 |
10=9/7 х 100 |
Всего |
264 562,6 |
279 791,8 |
285 107,1 |
101,9 |
295 468,1 |
304 859,3 |
103,2 |
326 775,6 |
107,2 |
ФП "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" |
5 148,6 |
5 625,1 |
5 625,1 |
100,0 |
6 362,6 |
6 362,6 |
100,0 |
9 123,0 |
143,4 |
ФП "Экспорт продукции агропромышленного комплекса" |
32 987,0 |
61 534,2 |
60 486,9 |
98,3 |
71 289,1 |
70 821,5 |
99,3 |
86 004,8 |
121,4 |
ФП "Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса" |
61 836,7 |
62 572,2 |
72 683,1 |
116,2 |
62 689,4 |
77 038,0 |
122,9 |
77 776,1 |
101,0 |
ФП "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе" |
98 081,8 |
97 610,3 |
115 378,9 |
118,2 |
101 395,9 |
117 750,4 |
116,1 |
120 398,7 |
102,2 |
ФП "Научно-техническое обеспечение развития агропромышленного комплекса" |
378,0 |
92,1 |
1 592,1 |
1 728,6 |
92,1 |
1 710,1 |
1 856,7 |
1 839,0 |
107,5 |
ФП "Стимулирование развития виноградарства и виноделия" |
0,0 |
0,0 |
2 400,0 |
- |
0,0 |
2 496,0 |
- |
2 595,8 |
104,0 |
ФП "Развитие сельского туризма" |
0,0 |
0,0 |
300,0 |
- |
0,0 |
500,0 |
- |
700,0 |
140,0 |
ВП "Цифровое сельское хозяйство" |
136,7 |
0,0 |
120,7 |
- |
0,0 |
99,5 |
- |
0,0 |
0,0 |
ВП "Укрепление материально-технической базы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" |
1 674,0 |
706,2 |
791,8 |
112,1 |
620,8 |
718,3 |
115,7 |
508,5 |
70,8 |
Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и подведомственных организаций" |
14 802,4 |
14 399,6 |
15 843,3 |
110,0 |
14 713,5 |
17 237,6 |
117,2 |
17 424,6 |
101,1 |
Комплекс процессных мероприятий "Организация ветеринарного и фитосанитарного надзора" |
12 263,1 |
9 970,9 |
9 885,2 |
99,1 |
10 222,9 |
10 125,4 |
99,0 |
10 405,0 |
102,8 |
Научные исследования и разработки (с 2022 года реализуются в рамках ГП "Научно-технологическое развитие Российской Федерации") |
1 902,1 |
2 005,3 |
0,0 |
0,0 |
2 104,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
Прочие расходы, имеющие разовый характер, включая расходы на предотвращение последствий COVID-19 |
15 577,8 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2021 г.
------------------------------
Финансовое обеспечение, предусмотренное Законопроектом на 2022 - 2024 гг., уменьшено по сравнению с объемом бюджетных ассигнований, утвержденным Законом N 385-ФЗ, по ФП "Экспорт продукции агропромышленного комплекса" (в 2022 году на 1, 7%, в 2023 году на 0,7%) и по комплексу процессных мероприятий "Организация ветеринарного и фитосанитарного надзора" (в 2022 году на 0,9%, в 2023 году - на 1%).
Увеличение бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, по ФП "Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса" (в 2022 году на 16,2%, в 2023 году - на 22,9%), по ФП "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе" (в 2022 году на 18,2%, в 2023 году - на 16,1%) и по ФП "Научно-техническое обеспечение развития агропромышленного комплекса" предусмотрено в связи с прогнозируемым поступлением дополнительных доходов федерального бюджета от уплаты вывозных таможенных пошлин на пшеницу и меслин, ячмень и кукурузу.
В связи с необходимостью ускорения создания испытательной лаборатории на базе ФГБУ "Брянская межведомственная лаборатория", для повышения контрольно-надзорной деятельности в рамках проведения исследований пищевых продуктов, пищевого сырья, кормов растительного и животного происхождения, объектов окружающей среды и исследований в области карантина растений по ВП "Укрепление материально-технической базы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2022 году на 12,1%, в 2023 году - на 15,7% (за счет перераспределения средств с комплекса процессных мероприятий "Организация ветеринарного и фитосанитарного надзора").
Финансовое обеспечение ВП "Цифровое сельское хозяйство" предусмотрено в связи с созданием Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна в соответствии с Законом Российской Федерации "О зерне" в целях обеспечения учета объема партии зерна и объема партии продуктов переработки зерна при их обращении, а также в целях осуществления анализа, обработки представленных сведений и информации и контроля за их достоверностью.
В последние годы АПК демонстрирует уверенный рост.
В 2020 году индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в хозяйствах всех категорий составил 101,5% по отношению к уровню 2019 года, по отношению к уровню 2017 года - 105,7% (в 2019 году - 104,1% по отношению к уровню 2017 года).
Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий в 2020 году составил 101,0% по отношению к уровню 2019 года, по отношению к уровню 2017 года - 106,1% (план на 2020 год - 102,4% по отношению к уровню 2017 года).
Индекс производства продукции животноводства в 2020 году составил 102,0% по отношению к уровню 2019 года, по отношению к уровню 2017 года - 105,1% (плановое значение на 2020 год - 105,5% по отношению к уровню 2017 года).
Индекс производства пищевых продуктов в 2020 году по сравнению с соответствующим периодом 2019 года составил 103,6%, индекс производства напитков - 101,1%.
В 2020 году достигнуты плановые значения уровня самообеспечения, предусмотренные Госпрограммой, по зерну, сахару, маслу растительному, мясу и мясопродуктам, овощам и бахчевым, фруктам и ягодам. При этом уровень самообеспечения ниже плановых значений остается по картофелю, молоку и молокопродуктам.
По результатам деятельности сельскохозяйственных организаций за 2020 год, рентабельность сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий (усредненное значение) составила 21,0%.
Среднемесячная начисленная заработная плата по сельскохозяйственным организациям всех категорий составила 30 932,1 рубля, что выше показателя 2019 года на 107,6%.
К концу II этапа реализации Госпрограммы (2030 год) прогнозируется достижение следующих целей:
- достижение значения индекса производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 114,6% от уровня 2020 года;
- достижение значения индекса производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 114,7% от уровня 2020 года;
- достижение уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2030 году - 60 857 рублей;
- достижение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) в размере 47,1 млрд. долл. США к концу 2030 года.
Комитет обращает внимание на сохранение проблем при реализации Госпрограммы, а именно сохранение диспаритета цен в отрасли, рост затрат на материально-технические ресурсы, электроэнергию, недостаточность перерабатывающих мощностей, технологическую зависимость АПК, зависимость по импорту по отдельным направлениям, недостаток высококвалифицированных кадров в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.
Для обеспечения достижения целей Госпрограммы необходимо поддержать развитие отраслей АПК с учетом технической и технологической модернизации, обеспечить увеличение перерабатывающих мощностей, а также стимулирование инвестиционной активности в АПК.
Чтобы решить задачи, указанные в паспорте Программы, по увеличению объемов производства продукции в 2030 году к уровню 2020 года по растениеводству на 28,5%, животноводству - на 8,5%, по пищевым продуктам - на 14,7%, обеспечению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей на уровне не менее 10% ежегодно, обеспечению обновления тракторов в сельскохозяйственных организациях до уровня 3,9%, зерноуборочных комбайнов - 5,7%, кормоуборочных комбайнов - 5,3% к 2030 году, Комитет предлагает рассмотреть возможность выделения дополнительных ассигнований на ФП "Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса"
- на субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей АПК - не менее 5 000,0 млн. рублей ежегодно;
- на субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства (на оказание несвязанной поддержки на 1 га пашни) - не менее 10 000,0 млн. рублей ежегодно;
- на техническую модернизацию отрасли - не менее 10 000,0 млн. рублей ежегодно.
Для сохранения положительной динамики развития отрасли и решения поставленных задач Комитет считает необходимым поэтапное увеличение финансирования Госпрограммы до объемов не менее 5% общих расходов бюджета ежегодно.
2. Расходы федерального бюджета в 2022 - 2024 годах на реализацию Государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" (далее - программа КРСТ)
Согласно проекту паспорта программы КРСТ, внесенному Правительством РФ совместно с Законопроектом, срок реализации программы продлен до 2030 года (I этап реализации - 2020 - 2021 годы, II этап - 2022 - 2030 годы).
В соответствии с требованиями Положения о системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786, внесены изменения (вступят в силу 01 января 2022 года), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2021 г. N 1474.
Из структуры программы КРСТ исключены подпрограммы, вместе с тем согласно проекту паспорта, сохранены 4 направления (подпрограммы) из 5 действующих до конца 2021 года.
В проекте паспорта программы КРСТ отраженные Цели ее реализации:
сохранение к 2031 году доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации на уровне не менее 25,4%;
достижение к 2031 году соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств в размере 84,3% ;
повышение к 2031 году доли общей площади благоустроенных жилых помещений, расположенных на сельских территориях, до 58,5%.
Бюджетные ассигнования на 2022 - 2024 годы сформированы по 4 направлениям (подпрограммам): "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения", "Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях", "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях" и "Аналитическое, нормативное, методическое обеспечение комплексного развития сельских территорий", в состав которых входят 5 федеральных проектов, не входящих в состав национальных проектов, и 2 комплекса процессных мероприятий:
ФП "Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений"
ФП "Содействие занятости сельского населения"
ФП "Современный облик сельских территорий"
ФП "Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях"
ФП "Благоустройство сельских территорий"
- комплексы процессных мероприятий
"Организация и проведение мероприятий всероссийского значения, направленных на популяризацию и поощрение достижений в сфере развития сельских территорий";
"Выполнение бюджетными учреждениями, подведомственными Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, государственных заданий по информационному, аналитическому и методологическому обеспечению комплексного развития сельских территорий".
Законопроектом финансовое обеспечение предусмотрено в разрезе структурных элементов программы КРСТ:
млн. рублей
Наименование |
2021 год* |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2023 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3 х 100 |
6 |
7 |
8=7/6 х 100 |
9 |
10=9/7 х 100 |
Всего |
40 918,3 |
31 485,6 |
36 242,6 |
115,1 |
31 486,4 |
40 402,3 |
128,3 |
40 788,8 |
101,0 |
Федеральные проекты, не входящие в состав национальных проектов |
40 656,2 |
31 227,2 |
35 992,8 |
115,3 |
31 228,1 |
40 152,5 |
128,6 |
40 536,7 |
101,0 |
"Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений" |
11 091,8 |
11 164,4 |
14 502,0 |
129,9 |
14 931,5 |
16 851,5 |
112,9 |
16 851,5 |
100,0 |
"Содействие занятости сельского населения" |
234,2 |
287,1 |
215,0 |
74,9 |
354,0 |
174,1 |
49,2 |
173,0 |
99,4 |
"Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях" |
1 448,5 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
"Современный облик сельских территорий" |
17 736,6 |
12 009,4 |
12 009,4 |
100,0 |
8 376,2 |
14 060,6 |
167,9 |
14 445,8 |
102,7 |
"Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях" |
6 989,1 |
7 066,4 |
8 566,4 |
121,2 |
7 066,4 |
8 566,4 |
121,2 |
8 566,4 |
100,0 |
"Благоустройство сельских территорий" |
3 156,1 |
700,0 |
700,0 |
100,0 |
500,0 |
500,0 |
100,0 |
500,0 |
100,0 |
Комплексы процессных мероприятий |
158,3 |
136,3 |
249,8 |
183,3 |
136,3 |
249,8 |
183,3 |
252,1 |
100,9 |
"Организация и проведение мероприятий всероссийского значения, направленных на популяризацию и поощрение достижений в сфере развития сельских территорий" |
45,0 |
55,0 |
45,0 |
81,8 |
55,0 |
45,0 |
81,8 |
45,0 |
100,0 |
"Выполнение бюджетными учреждениями, подведомственными Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, государственных заданий по информационному, аналитическому и методологическому обеспечению комплексного развития сельских территорий" |
113,3 |
81,3 |
204,8 |
251,9 |
81,3 |
204,8 |
251,9 |
207,1 |
101,1 |
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2021 г.
------------------------------
Предусмотренные в Законопроекте бюджетные ассигнования
- по сравнению с расходами федерального бюджета в 2021 году уменьшены
в 2022 году - на 11,4% (на 4 675,7 млн рублей),
в 2023 году - на 1,3% (на 516,0 млн рублей),
в 2024 году - на 0,3% (на 129,5 млн рублей);
- по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, увеличены
в 2022 году - на 15,1% (на 4 757,0 млн рублей),
в 2023 году - на 28,3% (на 8 916,3 млн рублей),
в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, увеличены на 1% (на 386,5 млн рублей).
По сравнению с объемами, утвержденными паспортом Госпрограммы (в редакции Постановления Правительства РФ от 31.05.2019 N 696) уменьшены
в 2022 году - на 81,2% (на 156 892,9 млн рублей),
в 2023 году - на 79.9% (на 160 605,3 млн рублей),
в 2024 году - на 80,5% (на 168 461,7 млн рублей).
Наибольшее увеличение параметров финансового обеспечения в 2022 году предусмотрено по ФП "Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений" (+29,9% по сравнению с показателем, утвержденным в Законе N 385-ФЗ) и по ФП "Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях" (+21,2% по сравнению с показателем, утвержденным в Законе N 385-ФЗ).
Уменьшение параметров финансового обеспечения по сравнению с показателями, утвержденными в Законе N 385-ФЗ, предусмотрено по ФП "Содействие занятости сельского населения" в 2022 году на 72,1 млн рублей (- 25,1%), в 2023 году на 179,9 млн рублей (- 50,8%), в 2024 году на 1,1 млн рублей. Как следует из Пояснительной записки к Законопроекту, это обусловлено ростом числа индивидуальных предпринимателей и организаций, действующих на сельских территориях и испытывающих экономические трудности, и как следствие ожидаемым уменьшением спроса на кредиты, выданным индивидуальным предпринимателям и организациям, зарегистрированным на сельских территориях (сельских агломерациях) на развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, строительство жилых зданий, по льготной ставке.
За последние 5 лет доля сельского населения Российской Федерации сократилась с 25,85% (на 1 января 2016 г.) до 25,26% (на 1 января 2021 г.). Численность сельского населения Российской Федерации на 1 января 2021 г. составила 36 919 тыс. человек, что на 267 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2020 г. (37 186 тыс. человек).
Происходит старение сельского населения, снижение рождаемости в сельской местности, сокращение населения трудоспособного возраста, сохраняется миграция из сельских населенных пунктов в города. Общий коэффициент смертности, коэффициенты младенческой смертности и смертности в трудоспособном возрасте в сельской местности остаются выше, чем в городе. Между городом и селом сохраняется разрыв в продолжительности жизни в полтора года. Убыль сельского населения является как следствием демографических процессов, так и результатом недостаточного развития экономики и инфраструктуры сельской местности.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года количество сельских населенных пунктов без населения составляло 19,4 тыс. (12,6% от общего количества сельских населенных пунктов).
Размер средней начисленной заработной платы в сельском хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве за 2020 год, по данным статистики, на 32,3% ниже, чем в целом по экономике: 34 770 руб. против 51 352 руб.
Продолжается сокращение числа организаций социальной инфраструктуры сельских территорий (сокращается количество лечебно-профилактических организаций, спортивных сооружений). Сокращается число телефонизированных сельских населенных пунктов и населенных пунктов, обслуживаемых почтовой связью. Не увеличилось количество сельских населенных пунктов, имеющих дороги с твердым покрытием, связанные с сетью автомобильных дорог, уровень занятости сельского населения составил 52,2% при плановом значении 62,3%.
Вместе с тем при эффективном использовании потенциала сельских территорий может быть обеспечено устойчивое развитие экономики, высокий уровень и качество жизни сельского населения страны.
Основными задачами при реализации программы КРСТ является создание условий для повышения качества жизни сельского населения за счет улучшения жилищных условий, развития инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры в сельской местности, повышения доступности объектов социальной инфраструктуры, реализации мероприятий по созданию новых субъектов малого и среднего предпринимательства.
Программой КРСТ установлены 3 цели, достижение которых планируется к 2024 году: доля сельского населения в общей численности населения Российской Федерации должна составить не менее 25,1%, соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств должно составить 67%, доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах должна достичь 43,6%.
Для их решения реализуются мероприятия по субсидированию строительства (приобретения) жилых помещений (жилых домов) для граждан, проживающих или изъявивших желание проживать на сельских территориях за счет предоставления им социальных выплат, субсидированию льготного (по ставке от 0,1 до 3%) ипотечного кредитования на цели строительства (приобретения жилых) помещений (жилых домов) на сельских территориях, субсидированию льготного (по ставке от 1 до 5%) потребительского кредитования на цели повышения уровня благоустройства домовладений, субсидированию реализации проектов комплексного обустройства площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку.
Комитет отмечает, что на динамику достижения целевых показателей программы КРСТ оказывают влияние объемы ее финансового обеспечения и предлагает рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных ассигнований на
субсидирование льготного ипотечного кредитования, которое является одним из самых действенных механизмов в решении многих вопросов жизни на селе, способствующий привлечению и закреплению высококвалифицированных кадров для работы в сельской местности, является механизмом стимулирования строительства и обновления жилого фонда в целом, и развития инфраструктуры на селе - не менее 10 000,0 млн рублей ежегодно;
ФП "Современный облик сельских территорий" - не менее 5 000,0 млн. рублей ежегодно;
субсидирование развития транспортной инфраструктуры на сельских территориях - не менее 10 000,0 млн рублей ежегодно;
Комитет считает необходимым при работе над Законопроектом N 1258295-7 обеспечить синхронизацию государственных программ, федеральных проектов Российской Федерации, затрагивающих развитие инфраструктуры сельских территорий и сельских агломераций.
При доработке государственных программ Российской Федерации включить в их паспорта показатели, характеризующие социально-экономическое развитие в соответствующих сферах и отраслях на сельских территориях, в качестве одной из приоритетных целей реализации государственных программ Российской Федерации, а также отразить в дополнительных материалах к государственным программам Российской Федерации информацию о мероприятиях, реализуемых на сельских территориях, с указанием планируемых (оценочных) объемов их финансирования.
3. Расходы федерального бюджета в 2022 - 2024 годах на реализацию Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации (далее - Госпрограмма вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения).
Госпрограмма вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. N 731.
Предусмотрен срок и этапы ее реализации с 2022 года по 2031 год по 5 направлениям (подпрограммам): "Создание условий для эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения", "Комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения", "Повышение водообеспеченности мелиорированных земель, инновационное развитие мелиоративного комплекса и его эффективное организационное и экономическое управление", "Обеспечение условий эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации", "Обеспечение реализации Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации".
Утверждены параметры финансового обеспечения Госпрограммы вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения, в том числе объем бюджетных ассигнований федерального бюджета
на 2022 год - 40 447, 1 млн. рублей; на 2023 год - 43 520,9 млн. рублей; на 2024 год - 58 576,9 млн. рублей.
Согласно проекту паспорта, представленному в материалах к Законопроекту, срок реализации Госпрограммы вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения изменен: этап I - 2022 - 2030 годы. Целевые показатели не изменены.
Структура указанной программы существенно изменена по сравнению с утвержденной редакцией. Ее составляют 2 федеральных проекта, 2 ведомственных проекта и 1 комплекс процессных мероприятий.
Программа дополнена федеральным проектом "Вовлечение в оборот и комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения", разработанным в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 13 февраля 2020 г. N Пр-234ГС.
Законопроектом предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию 5 структурных элементов.
млн рублей
Наименование |
2021 год* |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2023 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3 х 100 |
6 |
7 |
8=7/6 х 100 |
9 |
10=9/7 х 100 |
Всего |
0,0 |
0,0 |
29 730,8 |
- |
0,0 |
30 782,1 |
- |
33 828,1 |
109,9 |
Федеральные проекты, входящие в состав национальных проектов |
0,0 |
0,0 |
8 000,0 |
- |
0,0 |
9 500,0 |
- |
12 000,0 |
126,3 |
"Экспорт продукции агропромышленного комплекса" |
0,0 |
0,0 |
8 000,0 |
- |
0,0 |
9 500,0 |
- |
12 000,0 |
126,3 |
Федеральные проекты, не входящие в состав национальных проектов |
0,0 |
0,0 |
4 930,4 |
- |
0,0 |
3 381,7 |
- |
3 444,6 |
101,9 |
"Вовлечение в оборот и комплексная мелиорация земель сельскохозяйственного назначения" |
0,0 |
0,0 |
4 930,4 |
- |
0,0 |
3 381,7 |
- |
3 444,6 |
101,9 |
Ведомственные проекты |
0,0 |
0,0 |
6 382,8 |
- |
0,0 |
5 644,4 |
- |
5 644,4 |
100,0 |
"Создание и развитие информационных систем вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации" |
0,0 |
0,0 |
100,0 |
- |
0,0 |
100,0 |
- |
100,0 |
100,0 |
"Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов мелиоративного комплекса государственной собственности Российской Федерации" |
0,0 |
0,0 |
6 282,8 |
- |
0,0 |
5 544,4 |
- |
5 544,4 |
100,0 |
Комплексы процессных мероприятий |
0,0 |
0,0 |
10 417,7 |
- |
0,0 |
12 256,0 |
- |
12 739,0 |
103,9 |
"Обеспечение эффективного управления мелиоративным комплексом и организация рационального использования земель сельскохозяйственного назначения" |
0,0 |
0,0 |
10 417,7 |
- |
0,0 |
12 256,0 |
- |
12 739,0 |
103,9 |
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2021 г.
------------------------------
Планируется уменьшение бюджетных ассигнований по сравнению с соответствующими объемами финансирования, предусмотренными действующей редакцией Госпрограммы:
на 2022 год (начало реализации Госпрограммы) - на 10 716,3 млн рублей ( - 26,5%),
в 2023 году - на 12 738,8 млн рублей (- 29,3%),
в 2024 году - на 24 748,8 млн рублей (- 42,3%).
Комитет отмечает, что уменьшение бюджетных ассигнований повлекло за собой уменьшение (по сравнению с действующей редакцией) значений трех показателей программы (из 4, утвержденных паспортом программы).
Наибольшее изменение значений показателя "Площадь вовлеченных в оборот земель сельскохозяйственного назначения":
в 2022 году уменьшение на 78,0% с 1 561,3 до 342,8 тыс. га, в 2023 году - на 89,0% с 2 979,1 до 328,1 тыс. га, в 2024 году - на 91,8% с 4 269,7 до 350,1 тыс. га.
Принимая во внимание важность Государственной программы в системе обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, Комитет отмечает категорическую недопустимость снижения ее финансовых показателей.
На сегодняшний день в отношении земель сельскохозяйственного назначения сложилась следующая ситуация.
В период с 1990 по 2020 годы в Российской Федерации произошло сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения с 638 млн. га до 382,4 млн га, то есть на 255,6 млн га, или на 40,1%, сокращение площади пашни составило на 15,8 млн. га (или 11,9%) с 132 млн. га в 1990 году до 116,2 млн. га в 2020 году. Неиспользуемыми в России остаются 36,3 млн. га пашни, или 31,2% пахотных земель.
Важно отметить, что в 1990 году под посевами сельскохозяйственных культур находилось 89,2% пахотных земель. Сегодня же коэффициент использования пашни составляет всего 68,8%.
По данным Росстата в России, в России фактически орошается всего 2,2 млн. га земель сельскохозяйственного назначения.
Выбывшие из сельскохозяйственного оборота земли деградируют, на таких землях сельскохозяйственные товаропроизводители недополучают существенный объем продукции растениеводства.
Интенсивность использования находящихся в обороте земель сельскохозяйственного назначения постоянно увеличивается, что также создает риск достижения предела роста производства сельскохозяйственной продукции, для минимизации которого требуются, с одной стороны, целенаправленные усилия по сохранению и повышению плодородия почв, а с другой стороны - вовлечение в оборот новых земель сельскохозяйственного назначения.
Комитет отмечает, в целях обеспечения продовольственной безопасности, обеспечения населения качественной и безопасной пищевой продукцией, достижения объема экспорта продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) в размере 47,1 млрд. долл. США к концу 2030 года необходимо реализовать комплекс мер, направленных на эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса Российской Федерации.
Важно осуществить восстановление и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предотвратить сокращение площадей земель сельскохозяйственного назначения, обеспечить защиту и сохранение сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии и опустынивания,
совершенствовать оборот сельскохозяйственных земель, расширить посевы сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель.
К концу реализации Госпрограммы вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения (2030 год) прогнозируется достижение следующих целевых показателей:
получение достоверных и актуальных сведений о количественных характеристиках и границах земель сельскохозяйственного назначения в отношении 100% земель сельскохозяйственного назначения, включая количественные и качественные характеристики сельскохозяйственных угодий, вовлекаемых в оборот, к концу 2025 года;
вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения площадью не менее 13234,8 тыс. га к концу 2030 года;
сохранение сельскохозяйственных угодий и химическая мелиорация почв на пашне к концу 2030 года на площади не менее 2895,2 тыс. га;
обеспечение водного режима гидромелиоративных систем к концу 2030 года на площади 1353,5 тыс. га;
предотвращение от выбытия и сохранение мелиорированных земель в сельскохозяйственном обороте к концу 2030 года на площади не менее 3688,6 тыс. га.
Для достижения поставленных целей и исходя из того, что Государственная программа вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения не обеспечена в полном объеме финансированием за счет средств федерального бюджета, Комитет предлагает при доработке законопроекта N 1258295-7 ко второму чтению рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию ее мероприятий до объемов, предусмотренных действующей редакцией Госпрограммы.
4. Расходы федерального бюджета в 2022 - 2024 годах на реализацию Государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса" ( далее - Программа)
Программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. N 314 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30.03.2021 N 485).
Срок реализации Программы - 1 января 2013 г. - 31 декабря 2024 г.
Структура Программы включает 8 подпрограмм: "Организация рыболовства", "Развитие аквакультуры", "Наука и инновации", "Охрана и контроль", "Модернизация и стимулирование", "Обеспечение реализации государственной программы", "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса", "Развитие осетрового хозяйства".
Утверждены объемы бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета на 2022 год - 14 613,5 млн. рублей; на 2023 год - 12 002,3 млн. рублей; на 2024 год - 12 002,3 млн. рублей.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
1 - достижение уровня самообеспечения основными видами рыбной продукции в размере 85 процентов;
2 - обеспечение в 2024 году среднедушевого потребления населением Российской Федерации рыбы и рыбопродуктов на уровне не ниже 23,1 килограмма.
Проектом паспорта программы, представленным в материалах к Законопроекту, установлены сроки реализации программы: этап I- 2013 - 2021 гг., этап II- 2022-2030.
Структура указанной программы существенно изменена по сравнению с утвержденной редакцией. Вместо 8 подпрограмм ее структуру составляют 2 федеральных проекта и 3 комплекса процессных мероприятий.
Установлена новая цель реализации Программы - "обеспечение опережающего экономического роста и достижения лидирующих позиций на мировых рынках рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов при условии обеспечения национальной продовольственной безопасности, увеличения совокупного вклада рыбохозяйственного комплекса в валовой внутренний продукт Российской Федерации к 2030 году путем увеличения валовой добавленной стоимости за счет развития производства продукции глубокой переработки до 418 млрд. руб.".
Законопроектом предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию 5 структурных элементов программы.
млн рублей
Наименование |
2021 год* |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2023 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3 х 100 |
6 |
7 |
8=7/6 х 100 |
9 |
10=9/7 х 100 |
Всего |
15 249,2 |
14 613,5 |
12 938,7 |
88,5 |
12 002,3 |
8 090,9 |
67,4 |
7 655,1 |
94,6 |
Федеральные проекты, входящие в состав национальных проектов |
0,0 |
0,0 |
461,6 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
"Экспорт продукции агропромышленного комплекса" |
0,0 |
0,0 |
461,6 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
Федеральные проекты, не входящие в состав национальных проектов |
2 523,4 |
3 020,0 |
4 372,3 |
144,8 |
12,5 |
626,1 |
4 996,4 |
296,9 |
47,4 |
"Модернизация и стимулирование развития рыбохозяйственного комплекса" |
2 523,4 |
3 020,0 |
4 372,3 |
144,8 |
12,5 |
626,1 |
4 996,4 |
296,9 |
47,4 |
Комплексы процессных мероприятий |
7 546,5 |
6 970,8 |
8 104,9 |
116,3 |
7 173,0 |
7 464,9 |
104,1 |
7 358,2 |
98,6 |
"Реализация мер по искусственному воспроизводству и сохранению водных биологических ресурсов" |
2 732,2 |
2 924,4 |
2 853,5 |
97,6 |
3 021,5 |
2 910,6 |
96,3 |
2 979,4 |
102,4 |
"Контроль, надзор за состоянием водных биологических ресурсов и повышение безопасности плавания судов промыслового флота" |
934,5 |
939,1 |
1 701,1 |
181,1 |
963,1 |
1 083,9 |
112,6 |
1 098,3 |
101,3 |
"Обеспечение деятельности рыбохозяйственного комплекса" |
3 879,8 |
3 107,4 |
3 550,3 |
114,3 |
3 188,4 |
3 470,3 |
108,8 |
3 280,5 |
94,5 |
Научные исследования и разработки (с 2022 года реализуются в рамках ГП "Научно-технологическое развитие Российской Федерации") |
4 356,5 |
4 622,7 |
0,0 |
0,0 |
4 816,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
Прочие расходы, имеющие разовый характер, включая расходы на предотвращение последствий COVID-19 |
822,7 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2021 г.
------------------------------
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований
- уменьшены по сравнению с расходами федерального бюджета в 2021 году
в 2022 году - на 15,1% (на 2 310,5 млн рублей), в 2023 году - на 46,9% (на 7 158,3 млн рублей), в 2024 году - на 49,8% (на 7 594,1 млн рублей);
- уменьшены по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ
в 2022 году - на 11,5% (на 1 674,8 млн рублей), в 2023 году - на 32,6% (на 3 911,4 млн рублей), в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, на 5,4% (на 435,8 млн рублей).
Комитет обращает внимание, что при запланированном сокращении мероприятий Программы, запланировано увеличение значения такого показателя, как "Инвестиции в основной капитал по виду экономической деятельности "Рыболовство и рыбоводство" (кроме субъектов малого предпринимательства)" в 2022 году с 24,2 млрд. рублей до 36,9 млрд рублей (+ 52,5%), в 2023 году - с 25,3 млрд. рублей до 37,0 млрд. рублей (+46%), в 2024 году с 26,5 млрд. рублей до 37,1 млрд рублей (+ 40%).
Количество высокопроизводительных рабочих мест по виду деятельности "Рыболовство и рыбоводство" также увеличится более чем на 6 тыс. единиц ежегодно.
Изменение параметров финансового обеспечения государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса" обусловлено:
уменьшением объемов бюджетных ассигнований в 2022 году на 4 622,7 млн рублей, в 2023 году на 4 816,8 млн рублей за счет их перераспределения на государственную программу "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" и увеличением объемов бюджетных ассигнований в 2022 году на 2 950,7 млн рублей, в 2023 году на 908,5 млн рублей, в 2024 году на 302,4 млн рублей за счет перераспределения базовых бюджетных ассигнований из Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе:
по федеральному проекту "Экспорт продукции агропромышленного комплекса" - увеличением объемов бюджетных ассигнований в 2022 году на 461,6 млн рублей на субсидию по возмещению организациям рыбохозяйственного комплекса, осуществляющих добычу (вылов) водных биологических ресурсов в удаленных районах промысла, части прямых понесенных затрат на приобретение судового топлива;
по федеральному проекту "Модернизация и стимулирование развития рыбохозяйственного комплекса" - увеличением объемов бюджетных ассигнований в 2022 году на 1 352,3 млн рублей, в 2023 году на 613,5 млн рублей, в 2024 году на 294,9 млн рублей по направлениям:
- актуализация технической документации на строительство
крупнотоннажного научно-исследовательского судна для нужд Росрыболовства в 2022 году - 900,0 млн рублей;
- строительство объекта "Создание селекционно-племенного центра рыбоводства в Республике Карелия" в 2022 году - 350,0 млн рублей, в 2023 году - 325,1 млн рублей;
- реконструкция Цимлянского рыбоводного завода по годам: 2022 год - 42,6 млн рублей, 2023 год - 270,9 млн рублей, 2024 год - 294,9 млн рублей;
- реконструкция и техническое перевооружение регионального центра мониторинга и регионального информационного центра, г. Мурманск по годам: 2022 год - 59,7 млн рублей, 2023 год - 17,5 млн рублей;
по комплексу процессных мероприятий "Реализация мер по искусственному воспроизводству и сохранению водных биологических ресурсов" - увеличением объемов бюджетных ассигнований на осуществление работ по искусственному воспроизводству байкальского омуля в 2022 году на 40,0 млн рублей;
по комплексу процессных мероприятий "Контроль, надзор за состоянием водных биологических ресурсов и повышение безопасности плавания судов промыслового флота" - увеличением объемов бюджетных ассигнований в 2022 году на 651,1 млн рублей, в 2023 году на 10,0 млн рублей, в 2024 году на 7,5 млн рублей по направлениям:
- обеспечение деятельности государственных учреждений ФГБУ "Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ" и ФГБУ "Дальневосточный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ" в 2022 году - 310,1 млн рублей;
- капитальный ремонт судов экспедиционных отрядов аварийно-спасательных работ Росрыболовства в 2022 году - 331,0 млн рублей;
- обеспечение сопровождения ФГБУ "ЦУРЭН", подведомственного Росрыболовству, государственной информационной системы "Рыбоохрана" по годам: 2022 год - 10,0 млн рублей, 2023 год - 10,0 млн рублей, 2024 год - 7,5 млн рублей;
по комплексу процессных мероприятий "Обеспечение деятельности рыбохозяйственного комплекса" - увеличением объемов бюджетных ассигнований в 2022 году на 445,7 млн рублей, в 2023 году на 285,0 млн рублей по направлениям:
- проведение капитального ремонта административных зданий Росрыболовства в 2022 году на 48,7 млн рублей;
- закупку горюче-смазочных материалов для нужд территориальных управлений Росрыболовства в 2022 и 2023 годах на 285,0 млн рублей ежегодно;
- закупку товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий для нужд Росрыболовства на 2022 год на 112,0 млн рублей.
Уменьшение бюджетных ассигнований по комплексу процессных мероприятий "Реализация мер по искусственному воспроизводству и сохранению водных биологических ресурсов" обусловлено переносом Росрыболовством расходов ФГБУ "ЦУРЭН" в объеме 110,9 млн рублей, предусмотренных Законом N 385-ФЗ в 2022 - 2023 годах, в комплекс процессных мероприятий "Контроль, надзор за состоянием водных биологических ресурсов и повышение безопасности плавания судов промыслового флота".
Комитет отмечает, что реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса и Государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса" в наибольшей степени влияют на достижение национальных целей, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", на их приоритеты, направленные на сохранение населения, поддержку рождаемости, оплату труда и занятость, социальное обеспечение сельского населения, поддержку предпринимательства в сельской местности, увеличение предложения жилья на селе и повышение его качества, рост уровня технологического развития и цифровизации, наращивание уровня и качества инвестиций в основной капитал, повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона N 1258295-7 в первом чтении с учетом рекомендаций при подготовке его к рассмотрению во втором чтении обеспечить выделение дополнительных бюджетных ассигнований
- на субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей АПК - не менее 5 000,0 млн. рублей ежегодно;
- на субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства (на оказание несвязанной поддержки на 1 га пашни) - не менее 10 000,0 млн. рублей ежегодно;
- на техническую модернизацию отрасли - не менее 10 000,0 млн. рублей ежегодно;
- на субсидирование льготного ипотечного кредитования - не менее 10 000,0 млн рублей ежегодно;
- на ФП "Современный облик сельских территорий" - не менее 5 000,0 млн. рублей ежегодно;
- на субсидирование развития транспортной инфраструктуры на сельских территориях - не менее 10 000,0 млн рублей ежегодно;
- на реализацию Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса РФ - до объемов, предусмотренных действующей редакцией Госпрограммы, в 2022 году 10 716,25 млн. рублей, в 2023 году - 12 738,8 млн. рублей, в 2024 году - 24 748,8 млн. рублей соответственно.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.