Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 50908-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях развития института публичного размещения ценных бумаг на российском финансовом рынке.
Неотъемлемой частью механизма IPO/SPO в европейских странах является институт ценовой стабилизации - поддержание цены размещаемых ценных бумаг в течение определенного ограниченного периода времени с даты размещения с целью формирования справедливой рыночной цены в ходе размещения ценных бумаг и снижения давления на их цену вследствие переизбытка предложения на продажу таких ценных бумаг.
Так, при стабилизации в случае, если цена акций в ходе размещения падает ниже цены размещения, стабилизационный менеджер выкупает акции в определенном размере по цене не выше цены размещения. Такой механизм во многих европейских странах признается добросовестной рыночной практикой, направленной на формирование справедливой рыночной цены при первичном и вторичном размещениях ценных бумаг, и включен в перечень действий, которые не относятся к манипулированию рынком.
Законопроект исходит из того, что стабилизация осуществляется участником торгов, который может совершать операции от своего имени и за свой счет либо от своего имени и за счет клиента при наличии соответствующих поручений клиента. При этом поддержание цен в связи с размещением и обращением ценных бумаг за счет клиентов является привлекательным для эмитентов, поскольку в IPO/SPO принимают участие, в том числе, международные инвесторы. Соответственно, андеррайтерами и стабилизационными менеджерами в рамках соответствующих процессов могут выступать также иностранные компании, которые сами не в праве осуществлять стабилизационную деятельность на российской бирже, в связи с чем, для указанной цели они, как правило, привлекают своих российских аффилированных лиц - профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Часть 3 статьи 5 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об инсайде) устанавливает перечень действий, не являющихся манипулированием рынком, к числу которых относятся в том числе действия, направленные на поддержание цен на ценные бумаги в связи с их размещением и обращением и осуществляемые участниками торгов в соответствии с договором с эмитентом или лицом, обязанным по ценным бумагам.
При указанной формулировке и в соответствии с частью 5 статьи 7 Закона об инсайде ("профессиональные участники рынка ценных бумаг, совершившие операции, сопровождающиеся неправомерным использованием инсайдерской информации и (или) являющиеся манипулированием рынком, не несут ответственности, если указанные операции совершены по поручению (распоряжению) другого лица. Ответственность в данном случае несет лицо, давшее соответствующее поручение (распоряжение)") действия клиента участника торгов в рамках "клиентской" стабилизации, направленные на поддержание цены в связи с размещением и обращением ценных бумаг, могут быть признаны манипулированием рынком и повлечь для него наступление ответственности. Существование данного риска является одной из основных причин, по которой институт поддержания цен на ценные бумаги в связи с их размещением и обращением не получил распространения в России - в настоящее время поддержание цены в рамках размещения и обращения ценных бумаг осуществляется профессиональными участниками рынка ценных бумаг только от своего имени и за свой счет.
В связи с вышеизложенным, а также в целях гармонизации российского и европейского законодательства предлагается внести в статью 5 Закона об инсайде изменения, устанавливающие, что не являются манипулированием рынком действия клиента участника торгов, если такие действия, а также действия участника торгов, совершенные по поручению клиента, направлены на поддержание цен или спроса на ценные бумаги в связи с размещением и обращением ценных бумаг. Кроме того, для унификации регуляторного подхода пункт 1 части 3 указанной статьи, определяющий, что не являются манипулированием рынком действия участника торгов, направленные на поддержание цен на ценные бумаги в связи с их размещением и обращением, предлагается дополнить указанием на действия, направленные на поддержание спроса на ценные бумаги.
Принимая во внимание тот факт, что осуществляемые в рамках стабилизации действия по своему механизму схожи с теми, которые совершаются в целях манипулирования рынком, являющимся грубым нарушением на финансовом рынке, негативным образом влияющим на его привлекательность, выведение стабилизационных действий клиентов из-под составов манипулирования рынком возможно исключительно при установлении требований к такой деятельности. В этой связи ранее предусмотренная частью 4 статьи 5 Закона об инсайде компетенция Банка России по установлению порядка и условий осуществления участником торгов деятельности по поддержанию параметров биржевых торгов в целях ее признания добросовестной дополняется аналогичной компетенцией Банка России в отношении стабилизации, осуществляемой при участии клиента участника торгов.
Законопроект предусматривает, что конкретные условия поддержания цен и спроса на ценные бумаги (например, продолжительность стабилизации; уровень цен, по которым осуществляется стабилизация; требования к маркировке поручений (распоряжений) клиентов, подаваемых во исполнение обязательств по стабилизации), а также порядок проведения стабилизации устанавливаются Банком России. При этом представляется, что в дальнейшем Банком России могут быть установлены требования к участникам торгов, осуществляющим поддержание, а также их клиентам (в частности, к размеру собственных средств участника торгов, наличию у клиента участника торгов определенной лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг, статуса квалифицированного инвестора и пр.).
Указанные изменения способны оказать в целом позитивное влияние на развитие российского финансового рынка, создав благоприятные условия для выхода на рынок большего количества компаний и обеспечив дополнительную защиту прав инвесторов в рамках проведения размещений ценных бумаг.
Также предлагается внести уточнение в статью 15 Закона об инсайде в части исключения компетенции Банка России по установлению порядка раскрытия информации о мерах, принятых Банком России в связи с нарушением законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Исходя из принципов необходимости и достаточности правового регулирования представляется, что прямая норма указанной статьи является достаточной для реализации соответствующих полномочий Банка России.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.