Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и местному самоуправлению
на проект федерального закона N 1129745-7 "О внесении изменений в статью 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (по вопросу совершенствования порядка официального опубликования муниципальных правовых актов) внесен Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия
(утв. решением Комитета от 7 декабря 2021 г. N 8/4)
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрен проект федерального закона N 1129745-7 "О внесении изменений в статью 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект).
Согласно абзацу второму части 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться (абзац третий части 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ).
Законопроектом предлагается дополнить абзац второй части 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ новым положением, установив, что официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, является также первое размещение его полного текста на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом норму о сетевом издании предлагается исключить.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления - это сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления. К данной информации статьей 13 Федерального закона N 8-ФЗ отнесена информация о нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, в том числе размещение текстов проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований. То есть речь здесь не идет о принятых органами местного самоуправления правовых актах.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации. Следует также учитывать, что периодическое печатное издание, распространяемое в муниципальном образовании, также является средством массовой информации.
Таким образом, исключение из части 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ нормы о сетевом издании не согласуется с указанными выше положениями федеральных законов.
Также необходимо учитывать, что федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в определенных печатных средствах массовой информации или на официальном интернет-портале правовой информации, который является сетевым изданием (статьи 5 и 9.1 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания").
Что касается обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, то для этого также учреждается печатное средство массовой информации и сетевое издание (статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Кроме этого законопроектом не учитывается норма пункта 7 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ, согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится учреждение именно печатного средства массовой информации, в частности, для опубликования муниципальных правовых актов. Поэтому внесение предложенных законопроектом изменений может повлечь возникновение внутренней несогласованности в Федеральном законе N 131-ФЗ.
Вместе с тем Комитет отмечает, что анализ правоприменительной практики свидетельствует о наличии объективных предпосылок для корректировки положений Федерального закона N 131-ФЗ в части определения порядка официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов. Возможность использования именно сетевого издания как альтернативного варианта печатному средству массовой информации для официального размещения (опубликования) текстов муниципальных правовых актов даст возможность органам местного самоуправления с развитой инфраструктурой связи более эффективно использовать возможности информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Аналогичной правовой позиции придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации (далее - также КС РФ).
В Постановлении от 27 мая 2021 г. N 23-П (далее - Постановление N 23-П) Конституционным Судом Российской Федерации было отмечено, что не будет отступлением от требований Конституции Российской Федерации признание условием, опосредующим вступление муниципальных нормативных правовых актов в силу, не только их опубликования в официальном периодическом печатном издании, но и их опубликования (размещения) исключительно в официальном сетевом издании, если его использование в этих целях обеспечивает оповещение жителей муниципального образования о принятии таких актов и ознакомление с ними. В качестве официального сетевого издания может использоваться официальный сайт муниципального образования в сети Интернет с учетом, однако, того, что действующее регулирование связывает получение статуса сетевого издания с регистрацией сайта в качестве средства массовой информации. При этом возможность использовать для официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов только официальное сетевое издание - при наличии соответствующего решения федерального законодателя - должна быть обусловлена исполнением в муниципальном образовании требования части 2 статьи 10 Федерального закона N 8-ФЗ о создании, в целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, в других доступных для посещения местах), пунктов подключения к сети Интернет.
В связи с изложенным Конституционным Судом Российской Федерации было рекомендовано федеральному законодателю в кратчайшие сроки урегулировать вопросы использования для официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, возможностей современного информационного пространства, в том числе с учетом ранее принятых законодательных решений. Конституционным Судом Российской Федерации было также указано, что федеральный законодатель не лишен возможности решить вопрос об упрощенном механизме признания за официальными сайтами органов публичной власти статуса официального сетевого издания для целей официального опубликования муниципальных правовых актов (включая официальное опубликование на сайте муниципального района или городского округа, в котором находится городское или сельское поселение либо внутригородской район, чьи органы издали соответствующий акт, или на сайте субъекта Российской Федерации).
Таким образом, положения Федерального закона N 131-ФЗ, касающиеся официального опубликования муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, требуют корректировки, но с учетом рекомендаций Конституционного Суда Российской Федерации, обозначенных в Постановлении N 23-П.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рекомендует Государственной Думе при рассмотрении в первом чтении отклонить проект федерального закона N 1129745-7 "О внесении изменений в статью 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (по вопросу совершенствования порядка официального опубликования муниципальных правовых актов), внесенный Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.