Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 33099-8 "О внесении изменений в статьи 2 и 4.2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и Федеральный закон "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (о порядке применения контрольно-кассовой техники), внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, он подготовлен в целях реализации указания Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 года N Пр-1799, которым предусмотрено расширение оснований для применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) на розничных рынках, усиление контроля соблюдения кассовой дисциплины на розничных рынках, введение ответственности для управляющих рынками организаций за предоставление арендаторам, не имеющим зарегистрированной ККТ, торгового места.
В настоящее время в соответствии с абзацем 6 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" освобождены от обязанности применения ККТ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации.
Рассматриваемым законопроектом предлагается внести изменения в указанную норму, сохранив право неприменения ККТ лишь для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и осуществляющих торговлю продовольственными товарами на основе договора розничной купли-продажи, при которой передача товара происходит в момент заключения такого договора, на розничных рынках, ярмарках и в выставочных комплексах с торговых мест, общая площадь которых, включая места для хранения таких товаров, не превышает 15 квадратных метров.
Одновременно с этим законопроектом предусматривается возложение на управляющие рынком компании обязанности по предоставлению торговых мест на рынке только тем организациям и индивидуальным предпринимателям, которые имеют зарегистрированную в установленном порядке ККТ, в случае, если торговое место предоставляется для осуществления деятельности, при осуществлении которой законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники предусмотрено ее применение.
Также для управляющих рынком компаний предлагается установить обязанность каждый месяц осуществлять проверку факта наличия зарегистрированной (перерегистрированной) по адресу места нахождения рынка ККТ у лиц, которым предоставлено торговое место, и проверку применяемой такими лицами системы налогообложения на сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае выявления фактов нарушения вышеуказанных требований управляющая рынком компания должна уведомить об этом лицо, с которым заключен договор на предоставление торгового места, и в случае неустранения нарушений в течение 15 рабочих дней расторгнуть в одностороннем порядке отказаться от исполнения соответствующего договора.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые ранее были освобождены от обязанности применения ККТ в соответствии с абзацем шестым пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, право неприменения ими ККТ сохраняется до 1 апреля 2022 года. Для сельскохозяйственных потребительских кооперативов право неприменения ККТ при осуществлении расчетов на территории розничных рынков сохранено до 1 января 2023 года.
Комитет полагает, что реализация законопроекта позволит создать дополнительные условия для защиты прав потребителей, а также повысить кассовую и налоговую дисциплину на розничных рынках. Аналогичная позиция изложена в отзыве Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
В месте с тем, Комитет обращает внимание на нереальность исполнения обязанности по проверке управляющей рынком компанией факта отсутствия у лица, которому планируется предоставить торговое место на рынке, ярмарке и выставочном комплексе, права осуществления расчетов без применения ККТ, поскольку у управляющей рынком компании отсутствует информация о наличии у такого лица торговых мест на иных рынках, ярмарках и выставочных комплексах по всей Российской Федерации. Более того, в законопроекте не определен механизм получения управляющей рынком компании указанной информации, необходимой для реализации новой обязанности.
Также Комитет полагает необходимым уточнить нормы законопроекта, устанавливающие освобождение сельскохозяйственных потребительских кооперативов от применения ККТ с учетом того, что данные кооперативы при соблюдении определенных в законопроекте условий будут освобождены от ККТ и после 1 января 2023 года. Представляется, что положения установочной нормы части 3 статьи 3 законопроекта, предусматривающей право сельскохозяйственных потребительских кооперативов не применять ККТ на территории розничного рынка, относится к предмету регулирования Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ.
Кроме того, учитывая реальные сроки принятия федерального закона, Комитет полагает необходимым уточнить нормы о вступлении в силу проектируемых изменений и их применении, в частности о сроке продления нормы об освобождении от применения ККТ лиц, которые имели такое право до вступления в силу предлагаемых законопроектом изменений.
По законопроекту также имеются замечания лингвистического и юридико-технического характера.
Счетная палата Российской Федерации замечаний и предложений не имеет.
Учитывая вышеизложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 33099-8 "О внесении изменений в статьи 2 и 4.2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и Федеральный закон "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.