Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1003319-7 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Досье на проект федерального закона
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" среди основных мер по реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации предусмотрено установление и использование субъектами малого и среднего предпринимательства специальных режимов налогообложения. К такому режиму относится единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее ЕНВД).
Действующей редакцией Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" положения главы 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" признаются утратившими силу с 1 января 2021 года.
В этой связи и в целях обеспечения выполнения целевых показателей национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", оказания государственной поддержки субъектов малого предпринимательства для преодоления последствий экономического кризиса на фоне распространения новой коронавирусной инфекции в 2020 году проектом федерального закона предлагается продлить срок действия ЕНВД до 1 января 2024 года.
По оценкам экспертов и большинства субъектов Российской Федерации отмена ЕНВД окажет негативное влияние как на развитие экономики, так и на состояние бюджетов субъектов Российской Федерации, будет препятствовать выполнению показателей национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
По состоянию на 1 января 2020 года данным налоговым режимом пользуются 2 из 6 млн. субъектов МСП, обеспечивая помимо себя занятость порядка 6 млн. работников.
По информации предпринимательского сообщества отмена ЕНВД приведет по большинству экспертных оценок к росту налоговой нагрузки от 1,5 до 10 раз. Вслед за дополнительными затратами на покупку оборудования (онлайн - кассы, маркировка товаров) и ведение отчетности, это существенно снизит рентабельность субъектов малого предпринимательства, что приведет к многочисленным сокращениям работников и закрытиям бизнеса, росту цен.
Особенно остро вопрос стоит на селе. Представители потребкооперации прогнозируют рост налоговой нагрузки до 18 раз, банкротства, массовые увольнения (до половины работников) и нарушение снабжения жизненно-важными товарами малых населенных пунктов, где содержание торговых точек, по сути, не приносит прибыли. В связи с неспособностью в новых налоговых условиях конкурировать с сетевыми структурами в малых городах и крупных селах закроются многие небольшие кафе и рестораны, розничные магазины.
По мнению экспертов отмена возможности применения ЕНВД для малого предпринимательства в нынешних экономических условиях повлечет за собой не только увеличение затрат бизнеса на ведение бухгалтерского и налогового учета, к значительному снижению рентабельности, к сокращению персонала, но и к банкротству большого числа предприятий тех сфер деятельности, которые особенно пострадали из-за пандемии коронавируса и карантинных мер: общественное питание, индустрия красоты, бытовые услуги, мелко-розничная торговля, а также пассажирские и грузовые перевозки автомобильным автотранспортом. Как следствие, может образоваться большая социальная группа пострадавших граждан, у которых в той или иной степени снизятся доходы : предпринимателей, работников и членов их семей, - численностью не менее 16 млн. человек (для расчета принимается, что на одного работодателя в среднем приходится 3 работника, плюс у каждого один совершеннолетний член семьи). Это в свою очередь может привести к росту социальной напряженности.
Так, например, в Республике Саха (Якутия), где в целях оценки социально-экономических последствий отмены ЕНВД проведен опрос среди представителей предпринимательского сообщества, в котором приняли участие 214 респондентов и 6 муниципальных образований, по результатам опроса отмечено, что 53% опрошенных намерены прекратить предпринимательскую деятельность, 30% - планируют, осуществлять деятельность без образования юридического лица или индивидуального предпринимателя ("уйдут в тень"), 15% - намерены перейти на иные системы налогообложения (УСН, ПСЫ, ОСНО), 0,9% опрошенных сообщили о том, что при отмене ЕНВД будут сокращать среднесписочную численность работников. В связи с этим, 75% респондентов высказались за продление действия ЕНВД, 22% респондентов предложили ввести пониженные налоговые ставки по иным системам налогообложения.
Анализ представленных в Совет Федерации 74 субъектами сведений показал подавляющее большинство регионов - 60 - выступают за продление ЕНВД, 6 высказали нейтральной отношение, 8 - против.
В соответствии с Бюджетным кодексом единый налог на вмененный налог - один из немногих налоговых режимов, доходы от которого подлежат зачислению в местные бюджеты по нормативу 100 процентов. Его доля в общей сумме налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации довольно значительна. Причем доля этих поступлений в доходах муниципалитетов достаточно существенна. Согласно данным бюджетной отчетности поступление доходов в местные бюджеты (без учета городов федерального значения) по ЕНВД за 2018 год составило 65 млрд. рублей или 9,82% от общего объема налоговых доходов местных бюджетов. При этом, 45,5 млрд. рублей доходов от ЕНВД или 73,5% поступлений от общего объема указанного налога зачислены в бюджеты городских округов, 16,4 млрд. рублей или 26,5% - в консолидированные бюджеты муниципальных районов. А если учитывать все платежи от плательщиков ЕНВД в муниципальные бюджеты (НДФЛ, земельный налог), то их доля составляет порядка 20%. Плательщики ЕНВД в муниципалитетах являются основными работодателями.
По данным, представленным 60 субъектами Российской Федерации прекращение действия указанного налогового режима с 2021 года приведет к возникновению большого объема выпадающих доходов бюджетов муниципальных районов и городских округов, отмена ЕНВД так же приведет к дисбалансу регионального и местных бюджетов в связи с зачислением поступлений по специальным налоговым режимам в разные уровни бюджетов.
Также одномоментная отмена ЕНВД повлечет за собой потерю местным уровнем власти регуляторных рычагов воздействия, позволяющих стимулировать развитие предпринимательской деятельности, в частности возможности принимать решения об установлении льгот по налогам.
Полноценной альтернативы ЕНВД на текущий момент нет. В качестве возможных специальных режимов налогообложения, альтернативных ЕНВД, предпринимательским сообществом практически единогласно обозначаются при условии их доработки упрощенная система налогообложения (далее УСН) и наиболее близкая по механизму реализации патентная система налогообложения (далее ПСН).
Так например, несмотря на схожий с ЕНВД механизм применения, патентная система налогообложения имеет ряд существенных отличий, а также более жесткие условия и критерии применения. В частности, ПСН может применяться только индивидуальными предпринимателями, с численностью сотрудников не более 15 человек и ограничением по площади зала для розничной торговли в 50 кв. м, и доходом не более 60 млн. руб. Тогда как применять ЕНВД могут юридические лица и индивидуальные предприниматели, а ограничение по численности сотрудников составляет - 100 человек. Одним из немаловажных отличий ПСН является отсутствие права снижения исчисленного налога на сумму страховых взносов.
По мнению предпринимательского сообщества, чтобы ПСН и УСН стали равноценной заменой ЕНВД необходимо полностью переработать критерии их применения:
- предусмотреть возможность применения ПСН юридическими лицами;
- увеличить предельную численность наемных работников, при которой возможно применение патентной системы налогообложения с 15 до 30 человек;
- увеличить ограничения на применение ПСН по площади торгового зала для розничной торговли и зала обслуживания посетителей предприятий общественного питания с 50 до 150 кв. м по каждому объекту;
- предусмотреть возможность уменьшения суммы налога, взимаемого при применении ПСН, на сумму уплаченных страховых взносов;
- расширить перечень видов деятельности, в отношении - которых может применяться ПСН;
- повысить действующий порог применения УСН - со 150 млн. руб. до 300 млн. руб. с сохранением действующих налоговых ставок;
- увеличить предельную численность сотрудников с 100 человек до 200 человек;
- повысить действующий критерий по остаточной стоимости основных средств со 150 млн. рублей до 200 млн. рублей.
Даже при условии оперативной доработки ПСН и УСН для безболезненного перехода на эти режимы 2 млн. предпринимателей потребуется переходный период.
Таким образом, продление ЕНВД позволит не только оказать реальную поддержку малому бизнесу в нынешних экономических условиях на фоне ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, но и сохранить занятость населения, стабильный источник налоговых доходов бюджетов муниципалитетов, обеспечить плавный безболезненный переход к альтернативным режимам налогообложения, в конечном итоге поможет выполнению запланированных показателей национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" к 2024 году.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.