Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
на проект федерального закона N 974103-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи (назначен соисполнителем по законопроекту Решением Совета Государственной Думы от 22 июня 2020 года, протокол N 271) рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 974103-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации" (в части внедрения цифровых технологий) в части вопросов, отнесенных к ведению Комитета и отмечает следующее.
Законопроектом предусмотрено внесение ряда изменений в Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". В частности, предусматривается создание информационной системы в сфере стандартизации, которую предполагается создать в форме государственной информационной системы в национальной системе стандартизации, создаваемой федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и которая функционирует на основе программных, технических средств и информационных технологий и обеспечивает сбор, обработку, хранение, размещение, использование и предоставление информации, касающейся планирования работ по стандартизации. Также Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации" дополняется рядом новых понятий, принципов и терминов, которые содержательно направлены на конкретизацию содержания деятельности по стандартизации. В частности, определяется форма организации и состав технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, порядок и сроки подачи заявок на участие в таких комитетах и соответствующие полномочия по их формированию, возлагаемые на федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.
Полагаем, что введение информационной системы в сфере стандартизации, совершенствование механизма формирования технических комитетов по стандартизации и терминологического аппарата Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" повлияет на модернизацию и дальнейшее технологическое развитие национальной системы стандартизации в Российской Федерации.
Вместе с тем, отдельные положения рассматриваемого законопроекта нуждаются в согласовании с нормами действующего законодательства Российской Федерации, а также в юридико-технической и лингвостилистической корректировке.
В частности, пунктом 2 статьи 1 законопроекта понятийный аппарат Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" дополняется рядом понятий и терминов. Так, формулировка "участник по стандартизации национальной системы стандартизации", не согласуется с термином "участник по стандартизации", определенным главой третьей Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации". Также с правовой позиции избыточным представляется предложение о разработке программ стандартизации на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, поскольку такое положение по всем видам работ по стандартизации уже закреплено в части 2 статьи 23 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации". Кроме того, предусматривается введение в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации" нового понятия - "информационная система в сфере стандартизации", которая наделяется статусом государственной информационной системы в национальной системе стандартизации. Необходимо отметить, что требования к государственным информационным системам определены статьей 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в соответствии с которой государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической, иной документированной информации, информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления, определяется оператор такой системы. При этом перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия предоставления такой информации определяются Правительством Российской Федерации или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Пунктом 8 статьи 1 законопроекта предлагается установить, что создание и ведение государственной информационной системы в сфере стандартизации осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, что не соответствует требованиям статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях, и о защите информации". В частности, законопроектом вообще не определены порядок формирования информационной системы в сфере стандартизации, ее оператор, круг органов, организаций и лиц, предоставляющих информацию в государственную информационную систему, сроки направления такой информации, порядок межведомственного взаимодействия, перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, либо соответствующее положение в законопроекте о принятии подзаконного акта Правительства Российской Федерации или уполномоченного органа.
Пункты 5 и 8 статьи 1 законопроекта содержат терминологический ряд - "международные стандарты, региональные стандарты, межгосударственные стандарты". Полагаем необходимым изложить указанные термины с соблюдением сложившейся иерархии норм права - "международные стандарты, межгосударственные стандарты, региональные стандарты".
Согласно пункту 8 статьи 1 законопроекта, технический комитет по стандартизации это "форма сотрудничества заинтересованных юридических лиц". При этом, пунктом 10 статьи 1 законопроекта устанавливается, что проектный технический комитет по стандартизации - это "форма временного сотрудничества" юридических лиц. Полагаем, что подобные организационные формы сотрудничества неизвестны законодательству Российской Федерации в целом, и в частности гражданскому законодательству, законодательству о государственной регистрации юридических лиц, а также об общественных объединениях, поэтому вышеуказанные положения законопроекта нуждаются в концептуальной корректировке.
Пунктом 10 статьи 1 законопроекта устанавливается, что уведомление о приеме заявок на участие в проектном техническом комитете по стандартизации размещается федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Однако срок размещения такой заявки указанным федеральным органом исполнительной власти не определен, что создает предмет для формирования дискреционных полномочий и коррупционной составляющей.
Также полагаем возможным обратить внимание, что национальная система стандартизации Российской Федерации охватывает две сферы правового регулирования, осуществляемых на основе Федеральных законов "О стандартизации в Российской Федерации" и "О техническом регулировании". Концепцией развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 года N 1762-р одной из стратегических целей, задач и принципов развития национальной системы стандартизации определено расширение применения информационных технологий в сфере стандартизации. В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение вопроса о законодательной проработке создания государственной информационной системы не только в сфере стандартизации, но и в сфере технического регулирования, с учетом позиции заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Председатель комитета |
А.Е. Хинштейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.