Изменения, которые необходимо учесть при составлении Учетной политики - 2021
Обязательные изменения
С 1 января 2021 года вступают в силу очередные стандарты бухгалтерского учета для применения организациями бюджетной сферы:
- федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Совместная деятельность", утвержденный приказом Минфина России от 15.11.2019 N 183н (далее - Стандарт "Совместная деятельность");
- федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Выплаты персоналу", утвержденный приказом Минфина России от 15.11.2019 N 184н (далее - Стандарт "Выплаты персоналу");
- федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Нематериальные активы", утвержденный приказом Минфина России от 15.11.2019 N 181н (далее - Стандарт "Нематериальные активы");
- федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Затраты по заимствованиям", утвержденный приказом Минфина России от 15.11.2019 N 182н (далее - Стандарт "Затраты по заимствованиям");
- федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Информация о связанных сторонах", утвержденный приказом Минфина России от 30.12.2017 N 277н;
- федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Непроизведенные активы", утвержденный приказом Минфина России от 28.02.2018 N 34н (далее - Стандарт "Непроизведенные активы");
- федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Финансовые инструменты", утвержденный приказом Минфина России от 30.06.2020 N 129н (далее - Стандарт "Финансовые инструменты");
- федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов "Отчетность по операциям системы казначейских платежей", утвержденный приказом Минфина России от 30.06.2020 N 126н.
Кроме того, с 2021 года вводится ряд новых новшеств. Это, в частности, изменения в бюджетной классификации, инструкциях по ведению учета, налоговом законодательстве. С 27.09.2020 был изменен и приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета..." (далее - Приказ N 52н). Все эти изменения необходимо учесть при составлении Учетной политики - 2021.
Новшество |
Было |
Стало |
Стандарт "Нематериальные активы" | ||
Учет активов культурного наследия (п. 8 Стандарта "Нематериальные активы") |
Учет в составе основных средств (возможность получить будущие экономические выгоды или полезный потенциал, связанный с указанным активом, либо если его полезный потенциал не ограничивается его культурной ценностью) или на забалансовом счете в условной оценке (в противном случае). В учетной политике при необходимости предусматривалась дополнительная аналитика. Основание - п. 12 Стандарта "Основные средства" |
Дополнительно появились случаи учета активов культурного наследия в составе нематериальных активов (п. 8 Стандарта "Нематериальные активы"). В учетной политике могут быть учтены особенности признания активов культурного наследия в составе нематериальных активов см. образец |
Способ начисления амортизации (п.п. 30, 31 Стандарта "Нематериальные активы") |
Линейный |
Необходимо установить учетной политикой способ начисления амортизации: линейный метод, метод уменьшаемого остатка или пропорционально объему продукции. Можно установить разные методы начисления амортизации для разных объектов НМА (групп объектов) исходя из способа получения экономических выгод и полезного потенциала. Для метода уменьшаемого остатка необходимо предусмотреть коэффициент, который не должен превышать 3 см. образец |
Стандарт "Непроизведенные активы" | ||
Новшество |
Было |
Стало |
Дан выбор для порядка определения первоначальной (справедливой) стоимости земельных участков, не внесенных в государственный кадастр недвижимости, на которые государственная собственность как разграничена, так и не разграничена, закрепленных, а также не закрепленных на праве постоянного (бессрочного) пользования за учреждением (п. 17 Стандарта "Непроизведенные активы") |
Ранее не было дано ни понятия, ни оценки стоимости таких участков |
Учетной политикой нужно установить порядок определения стоимости таких участков (2 варианта установлены пп. б) п. 17 Стандарта) см. образец |
Стандарт "Выплаты персоналу" | ||
Новшество |
Было |
Стало |
Введено новое понятие - отложенные выплаты персоналу (п.п. 9, 10 Стандарта "Выплаты персоналу"). К ним относятся предстоящие расходы на оплату отпусков, а также пенсионные и иные аналогичные выплаты |
Для расходов на предстоящую оплату отпусков учетной политикой следовало предусмотреть периодичность пересмотра резерва |
Периодичность пересмотра резерва также следует установить учетной политикой. Однако теперь установлено, что резерв нужно пересматривать не реже чем на годовую отчетную дату (п. 12 Стандарта "Выплаты персоналу"). Ранее такого установлено не было |
В составе отложенных выплат персоналу учитываются пенсионные и иные аналогичные выплаты. Это выплаты, предусмотренные законодательством о государственном пенсионном обеспечении, за исключением пенсионных выплат из бюджета ПФ РФ, а также выплаты, предусмотренные локальными нормативными актами, в связи с достижением работником установленного законодательством РФ пенсионного возраста и (или) стажа работы (п.п. 9, 10 Стандарта "Выплаты персоналу"). Отложенные выплаты персоналу признаются в составе расходов будущих периодов |
- |
При необходимости следует установить периодичность отражения резервов предстоящих расходов по пенсионным и иным аналогичным выплатам (не реже чем на годовую отчетную дату - п. 12 Стандарта "Выплаты персоналу"). Порядок формирования такого вида резерва установлен в п. 10 Стандарта"Выплаты персоналу". Дополнительно учетной политикой его определять не нужно
|
Стандарт "Совместная деятельность" | ||
Новшество |
Было |
Стало |
Учреждения, которые ведут общие дела по договору простого товарищества, должны обеспечить ведение учета на отдельном балансе простого товарищества. То есть необходимо обеспечить обособленный учет имущества простого товарищества и информации об участии в совместной деятельности по договору простого товарищества на отдельном балансе путем использования отдельных регистров бухгалтерского учета и соответствующего кода вида финансового обеспечения (деятельности) (п. 8 Стандарта "Совместная деятельность") |
- |
Те учреждения, которые ведут общие дела по договору простого товарищества, включают в учетную политику положения об отдельном балансе простого товарищества (ввести отдельный КФО для этого, уточнить про отдельные регистры учета) см. образец |
Другие изменения в стандартах | ||
Новшество |
Было |
Стало |
Стоимость нефинансовых активов при отчуждении не в пользу организаций бюджетной сферы (п. 52 Стандарта "Концептуальные основы", п. 29 Стандарта "Основные средства", п. 29 Стандарта "Запасы", п. 24 Стандарта "Нематериальные активы", п. 39 Стандарта "Непроизведенные активы") |
В учетной политике могли быть установлены особенности определения стоимости НФА при отчуждении не в пользу организаций бюджетной сферы |
В Стандартах для всех видов нефинансовых активов установлен порядок определения стоимости при отчуждении не в пользу организаций бюджетной сферы - справедливая стоимость, определенная методом рыночных цен. Исключение - готовая продукция и товары. Поэтому такое положение из учетной политики можно исключить |
Новшество |
Было |
Стало |
С 1 января 2021 года отменяется специальный режим ЕНВД (п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ) |
Порядок начисления в бухгалтерском учете расходов по ЕНВД для тех, кто применял такой режим |
Необходимо исключить порядок начисления расходов по ЕНВД для тех, кто применял такой режим |
Изменения в КОСГУ | ||
Новшество |
Было |
Стало |
Внесена новая подстатья 139 "Доходы от возмещений затрат Фондом социального страхования Российской Федерации" КОСГУ. По ней отражаются доходы, которые поступают от ФСС в порядке возмещения расходов на предупредительные меры по сокращению травматизма и профзаболеваний работников, санаторно-курортное лечение сотрудников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами |
Вопрос применения КОСГУ для данных ситуаций ранее был не урегулирован нормативно. Поэтому учреждения включали в учетную политику положения о применении КОСГУ 134 при поступлении средств от ФСС НС на предупредительные меры |
Вопрос урегулирован, поэтому применение КОСГУ для ситуаций возмещения средств от ФСС на предупредительные меры можно исключить из учетной политики |
Изменения в приказе Минфина России от 01.12.2010 N 157н | ||
Новшество |
Было |
Стало |
Ведение дополнительного аналитического учета на счетах, в т.ч. введение собственных забалансовых счетов, должно осуществляться по согласованию с вышестоящим органом (субъект консолидированной отчетности). Это правило действует при составлении отчетности по состоянию на 01.01.2021. Ранее необходимость согласования положений учетной политики была закреплена в п. 7 Стандарта "Учетная политика_". Теперь это четко установлено в Инструкции N 157н |
Могло быть предусмотрено ведение дополнительной аналитики на счетах, могли быть введены дополнительные забалансовые счета |
По состоянию на 01.01.2021 вся дополнительная аналитика на счетах должна быть согласована с вышестоящим органом. Дальнейшее введение дополнительной аналитики, дополнительных забалансовых счетов также следует согласовать с вышестоящим органом |
Внесены новые забалансовые счета 33, 38, 39, 45, 53 |
Данные счета могли быть задействованы в учетной политике для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества, выданного в пользование (п. 332 Инструкции N 157н) |
Если в учетной политике были задействованы забалансовые счета 33, 38, 39, 45 и (или) 53, то их нужно заменить на другие |
Уточнен порядок формирования 5-14 разрядов номеров счетов бюджетных (автономных) учреждений. Если объекты бухгалтерского учета возникли при реализации национальных проектов, то в 5-14 разрядах не могут быть указаны нули |
Учетной политикой могло быть установлено указание нулей в 5-14 разрядах номеров счетов бюджетных (автономных) учреждений |
Необходимо скорректировать положения учетной политики с учетом особенностей формирования номеров счетов бюджетных (автономных) учреждений в части реализации национальных проектов. Либо, как вариант, можно исключить положения об особенностях из учетной политики (если ничего отличного от инструкций по формированию 5-14 разрядов в учетной политике не установлено) см. образец |
Формулировка "материально ответственное лицо" заменена формулировкой "ответственное лицо" (лицо, ответственное за сохранность объекта имущества и (или) использование его по назначению). Т.е. под ответственным лицом понимается в том числе и лицо с полной материальной ответственностью. Ранее такая работа в нормативных актах уже велась. Аналогичные правки внесены и в другие нормативные акты, в частности, в Приказ N 52н. Может остаться формулировка "материально ответственное лицо", если речь в учетной политике идет о полной материальной ответственности |
В учетной политике могла остаться формулировка "материально ответственное лицо" |
Формулировку "материально ответственное лицо" следует сменить на "ответственное лицо" или "лицо, ответственное за сохранность имущества". Формулировка "материально ответственное лицо" может использоваться только в ситуации, когда речь идет о полной материальной ответственности |
Дополнительный аналитический учет по видам синтетического учета счета 0 102 0D 000 "Иные объекты интеллектуальной собственности" (пп. 32 п. 2 "Изменений...", утв. приказом Минфина России от 14.09.2020 N 198н) |
- |
Может быть установлен в рамках формирования учетной политики см. образец |
Для аналитического учета по счету 106 00 ранее предполагалось использование Многографной карточки. Теперь учетной политикой должно быть установлено ведение Многографной карточки либо иного регистра бухгалтерского учета для систематизации информации по соответствующей аналитической группе синтетического счета в разрезе видов (кодов) затрат по каждому строящемуся (реконструируемому, модернизируемому), приобретаемому (изготавливаемому, создаваемому) объекту нефинансовых активов (пп. 52 п. 2 "Изменений...", утв. приказом Минфина России от 14.09.2020 N 198н) |
- |
Для аналитического учета по счету 106 00 должно быть установлено ведение Многографной карточки либо иного регистра бухгалтерского учета для систематизации информации по соответствующей аналитической группе синтетического счета в разрезе видов (кодов) затрат по каждому строящемуся (реконструируемому, модернизируемому), приобретаемому (изготавливаемому, создаваемому) объекту см. образец |
Если в учреждении ведется электронная Кассовая книга, то учетной политикой нужно предусмотреть срок (не более 10 рабочих дней), после которого, если кассовая операция не проведена, приходные кассовые ордера (ф. 0310001) и расходные кассовые ордера (ф. 0310002), зарегистрированные в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров в статусе "подписан", переходят в статус "аннулирован" (пп. 77 п. 2 "Изменений...", утв. приказом Минфина России от 14.09.2020 N 198н). Обратите внимание! Аналогичные изменения внесены в Приказ N 52н (см. раздел 5 Приложения 5 к Приказу N 52н). Однако там указано, что срок до аннулирования не может превышать 3 рабочих дня. С учетом таких разночтений рекомендуем установить в учетной политике срок до аннулирования не более 3-х рабочих дней |
- |
Если в учреждении ведется электронная Кассовая книга, то учетной политикой нужно предусмотреть срок (желательно не более 3-х рабочих дней), после которого, если кассовая операция не проведена, приходные кассовые ордера (ф. 0310001) и расходные кассовые ордера (ф. 0310002), зарегистрированные в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров в статусе "подписан", переходят в статус "аннулирован" см. образец
|
Если в учреждении организован ЭДО, то учетной политикой нужно предусмотреть интервал, за который формируется Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров в виде электронного документа и подписывается ЭЦП (не реже чем по окончании года) (пп. 77 п. 2 "Изменений...", утв. приказом Минфина России от 14.09.2020 N 198н) |
- |
Внести соответствующие положения в учетную политику, если в учреждении организован ЭДО см. образец
|
Пункт 200 Инструкции N 157н дополнен условиями, при которых возможна организация аналитического учета на счете 205 00 по группам плательщиков. Это: 1. Ведение персонифицированного учета вне бухгалтерского учета (в управленческом учете). 2. Формирование персонифицированных регистров учета расчетов с плательщиками. 3. Проведение постоянных сверок персонифицированных данных управленческого учета с данными бухгалтерского учета по группам плательщиков |
Мог быть установлен порядок аналитического учета по группам плательщиков |
Необходимо установить порядок аналитического учета по контрагентам-плательщикам или контрагентам-группам плательщиков, если это не было установлено ранее. Если выбран аналитический учет по контрагентам-группам плательщиков, то нужно установить, как организован порядок персонифицированного учета вне бухгалтерского учета и как будут определяться группы плательщиков см. образец |
Аналогичное положение по организации учета появилось в п. 257 Инструкции N 157н в отношении расчетов с сотрудниками, студентами, получателями социальных выплат на счете 302 00. Аналитический учет в разрезе групп таких контрагентов возможен при соблюдении тех же условий: 1. Ведение персонифицированного учета вне бухгалтерского учета (в управленческом учете). 2. Формирование персонифицированных регистров учета расчетов с получателями выплат. 3. Проведение постоянных сверок (не реже чем на отчетную дату) персонифицированных данных управленческого учета с данными бухгалтерского учета по группам контрагентов |
Следовало установить порядок аналитического учета на счете 302 00 расчетов по оплате труда и стипендиям, а также отдельно по пенсиям, пособиям и иным социальным выплатам |
Теперь аналитические разрезы для данных расчетов определены - это учет в разрезе контрагентов или групп контрагентов (получателей выплат), а также учетных номеров денежных обязательств. Учетной политикой необходимо закрепить, как будет вестись учет - в разрезе контрагентов или групп контрагентов. Если выбран аналитический учет по группам контрагентов, то нужно установить, как организован порядок персонифицированного учета вне бухгалтерского учета и как будут определяться группы контрагентов см. образец |
Введены аналитические счета учета доходов будущих периодов: - 401 41 "Доходы будущих периодов к признанию в текущем году"; - 401 49 "Доходы будущих периодов к признанию в очередные года". При этом указано, что применение данных счетов осуществляется с учетом положений учетной политики (пп. 146 п. 2 "Изменений...", утв. приказом Минфина России от 14.09.2020 N 198н) |
В рамках формирования учетной политики учреждение могло установить дополнительные требования к аналитическому учету доходов будущих периодов, в том числе с учетом отраслевых особенностей, а также требований налогового законодательства РФ о раздельном учете доходов (поступлений) учреждения |
Особенности применения аналитических счетов 401 41, 401 49 необходимо установить учетной политикой учреждения см. образец |
На счете 401 50 с 01.01.2021 не нужно учитывать расходы, связанные с приобретением неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов (пп. 147 п. 2 "Изменений...", утв. приказом Минфина России от 14.09.2020 N 198н) |
Могли быть установлены особенности признания расходов на приобретение неисключительных прав на счете 401 50 |
Необходимо исключить положения об учете расходов на приобретение неисключительных прав на счете 401 50 |
Уточнено, что объекты,не удовлетворяющие критериям признания актива, учитываются на счете 02 в условной оценке: один объект, один рубль (пп. 163 п. 2 "Изменений...", утв. приказом Минфина России от 14.09.2020 N 198н) |
Мог быть установлен учет неактивов на счете 02 по балансовой стоимости списанных объектов |
Необходимо исключить положения об оценке неактивов на счете 02 |
Уточнено, что основные средства, выданные в личное пользование работникам, должны быть учтены на забалансовом счете 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)" (пп. 187 п. 2 "Изменений...", утв. приказом Минфина России от 14.09.2020 N 198н) |
В учетной политике мог быть урегулирован порядок забалансового учета основных средств, выданных в личное пользование работникам |
Положения о дополнительном забалансовом учете основных средств, выданных в личное пользование работникам, следует исключить из учетной политики |
С 01.01.2021 уточнен перечень денежных документов, которые могут быть учтены на счете 201 35. В составе денежных документов учитываются перевозочные документы (в частности, авиабилеты), если они составлены на бумажных носителях (пп. 79 п. 2 "Изменений...", утв. приказом Минфина России от 14.09.2020 N 198н) |
В учетной политике следовало урегулировать порядок учета электронных перевозочных документов. Их учет мог быть организован на счете 201 35 |
Учет электронных билетов на счете 201 35 нужно исключить из учетной политики |
Добавлен забалансовый счет 45 "Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда". Учетной политикой необходимо предусмотреть порядок аналитического учета на данном счете (пп. 194 п. 2 "Изменений...", утв. приказом Минфина России от 14.09.2020 N 198н). Сам Стандарт "Долгосрочные договоры" действует с 01.01.2020 |
- |
Для тех учреждений, которые выступают подрядчиками в договорах строительного подряда, необходимо предусмотреть дополнительную аналитику к счету 45. Учетной политикой может быть предусмотрена дополнительная аналитика к счету 45, которая предложена в Методических рекомендациях, доведенных письмом Минфина России от 28.10.2019 N 02-06-07/84752: - объемы выполненных работ по договору строительного подряда; - расходы по договору строительного подряда сверх сводного сметного расчета; - себестоимость выполненных работ по договору строительного подряда см. образец |
Изменения в Приказе N 52н | ||
Новшество |
Было |
Стало |
Добавлены новые Журналы операций (ф. 0504071): - Журнал по исправлению ошибок прошлых лет; - Журнал операций межотчетного периода |
Могла быть предусмотрена нумерация для Журналов операций (ф. 0504071), а также правила включения учетных данных в этот регистр |
Следует предусмотреть нумерацию и, при необходимости, правила включения учетных данных для новых Журналов операций (ф. 0504071): - Журнала по исправлению ошибок прошлых лет (могла быть предусмотрена и ранее); - Журнала операций межотчетного периода |
Приказ дополнен электронными первичными документами и регистрами бухгалтерского учета. Они обязательны для применения с 01.01.2021 при ведении бухгалтерского учета в рамках централизуемых полномочий. Также любое учреждение может установить в учетной политике применение данных документов, установленных в разделах 4, 5 Приложения 5 к Приказу N 52н |
- |
Можно предусмотреть применение электронных документов, установленных в разделах 4, 5 Приложения 5 к Приказу N 52н. При ведении бухгалтерского учета в рамках централизуемых полномочий применение таких документов обязательно. Поэтому для них включать такие положения в Единую учетную политику не нужно |
Авансовый отчет (ф. 0504505) применяется для учета расчетов с подотчетными лицами при условии оформления на бумажном носителе. Поэтому если в учреждении применяется ЭДО, то учетной политикой нужно предусмотреть применение вместо Авансового отчета (ф. 0504505) электронного документа - Отчета о расходах подотчетного лица (ф. 0504520) и других электронных документов, на основании которых он оформляется (это разные виды решений о командировании, Решения о компенсации (ф. 0504517) и Заявки на закупку (ф. 0504518)) |
- |
При применении ЭДО исключить из учетной политики положения о применении Авансового отчета (ф. 0504505). Включить положения о применении Отчета о расходах подотчетного лица (ф. 0504520) и электронных документов, на основании которых он оформляется (разные виды решений о командировании, Решения о компенсации (ф. 0504517) и Заявки на закупку (ф. 0504518)) |
Теперь прямо закреплено, что Приходный ордер (ф. 0504207) служит также для оформления операций по сдаче на склад остатков материалов, образовавшихся в результате разборки, выбытия основных средств. Ранее для таких операций следовало применять Требование-накладную (ф. 0504204) |
Могли быть описаны конкретные ситуации, в которых применяется Приходный ордер (ф. 0504207), Требование-накладная (ф. 0504204) |
Следует скорректировать ситуации применения Приходного ордера (ф. 0504207), Требования-накладной (ф. 0504204) в связи с изменениями законодательства |
Скорректированы буквенные обозначения в Табеле учета посещаемости детей (ф. 0504608). Учетной политикой можно предусмотреть специальные буквенные обозначения, содержащие код уважительной причины неявки (например: "НБ" - неявка по болезни) |
- |
Для Табеля учета посещаемости детей (ф. 0504608) можно предусмотреть специальные буквенные обозначения, содержащие код уважительной причины неявки (например: "НБ" - неявка по болезни) |
Расширены случаи применения Извещения (ф. 0504805). В том числе установлены ситуации, когда Извещение (ф. 0504805) применяется в качестве первичного документа. Отчасти ранее эти ситуации были описаны в письмах Минфина России от 15.01.2020 N 02-06-07/1666, от 04.02.2020 N 02-06-07/6939 |
Могли быть предусмотрены ситуации применения Извещения (ф. 0504805) в качестве первичного документа |
Можно исключить те ситуации, которые прямо описаны в методических указаниях по заполнению и применению Извещения (ф. 0504805) |
Установлено применение Инвентарной карточки группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032) в отношении объектов, входящих в комплекс объектов основных средств. Также установлен порядок формирования инвентарных номеров для объектов, входящих в комплекс |
Ввиду неурегулированности учетной политикой мог быть установлен вопрос применения инвентарной карточки и формирования инвентарных номеров для объектов, входящих в инвентарный объект - комплекс основных средств |
Необходимо проверить корректность положений учетной политики в связи с новыми положениями Приказа N 52н. Могут быть исключены вопросы, которые теперь урегулированы |
Для Инвентарных карточек (ф.ф. 0504031, 0504032), сформированных в форме электронных документов, Опись (ф. 0504033) не формируется |
Устанавливается периодичность формирования регистров, в т.ч. Описи (ф. 0504033) |
Учреждениям, в которых организован ЭДО, следует исключить периодичность формирования Описи (ф. 0504033) |
Установлено ежемесячное формирование Главной книги (ф. 0504072) |
Устанавливается периодичность формирования регистров, в т.ч. Главной книги (ф. 0504072) |
Следует исключить периодичность формирования Главной книги (ф. 0504072) |
Предусмотрена форма Журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. 0504093) при ЭДО. При этом те учреждения, которые не переходят на ЭДО, продолжают использовать Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003) |
Устанавливалась периодичность формирования Журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003) |
Если в учреждении организован ЭДО, то исключить положение по формированию Журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003) из учетной политики. Одновременно нужно предусмотреть интервал, за который формируется Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. 0504093) в виде электронного документа и подписывается ЭЦП |
Новшество |
Было |
Стало |
Новыми редакциями инструкций внесены бухгалтерские записи, которых не было ранее. К примеру: - проводки по разукомплектации капитальных вложений при строительстве "под ключ" (п. 34 Инструкции N 162н, п. 53 Инструкции N 174н, п. 53 Инструкции N 183н); - передача основных средств в личное пользование сотрудникам (п. 10 Инструкции N 162н, п. 10 Инструкции N 174н, п. 10 Инструкции N 183н); - возврат материальных запасов из личного пользования сотрудников (п. 26 Инструкции N 162н, п. 34 Инструкции N 174н, Инструкция N 183н данной записи не содержит) - операции по списанию сумм резервов предстоящих расходов, действий при избыточности и недостаточности сумм резерва (п. 124.2 Инструкции N 162н, п. 160.1 Инструкции N 174н, п. 189 Инструкции N 183н) |
Неурегулированные инструкциями бухгалтерские записи следовало включить в Учетную политику |
Нужно исключить из Учетной политики те записи, которые включены в инструкции |
Закупки у единственного поставщика, если они проведены без конкурентных процедур определения поставщиков, не проводятся с применением счета 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства" (п. 141.1 Инструкции N 162н, п. 167 Инструкции N 174н, п. 196 Инструкции N 183н) |
Могли быть включены положения о применении счета 502 07 при закупках у единственного поставщика |
Положения о применении счета 502 07 при закупках у единственного поставщика нужно исключить из Учетной политики |
Необязательные изменения (что можно учесть в учетной политике дополнительно)
Учетной политикой нужно урегулировать те нюансы бухгалтерского учета, которые не урегулированы законодательно. Поэтому учетную политику следует постоянно совершенствовать и дополнять.
Перечислим ряд дополнений, которые можно внести в учетную политику.
1. Учетная политика может быть дополнена Положением о хранении (подшивке) первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности.
2. В определенных ситуациях (к примеру, для заполнения карты учета государственного (муниципального) имущества) может понадобиться методика расчета чистых активов. Пунктом 40 Стандарта "Концептуальные основы_" определено, что чистые активы рассчитываются как разница между активами и обязательствами субъекта учета на определенную дату. При этом имущество, которым учреждения не отвечают по своим обязательствам, в расчет чистых активов не включается. Однако детально методика расчета чистых активов для организаций бюджетной сферы законодательством не установлена. Поэтому учреждение вправе самостоятельно разработать и закрепить в учетной политике конкретный порядок расчета стоимости чистых активов по согласованию с вышестоящей организацией.
К примеру, расчет чистых активов может быть произведен следующим образом:
- в показатели активов включаются: остаточная стоимость нефинансовых активов, которыми учреждение вправе распоряжаться самостоятельно + остаточная стоимость прав пользования активами + денежные средства учреждения, за исключением средств во временном распоряжении, а также средств, подлежащих возврату в доход соответствующего бюджета (остатки неиспользованных на отчетную дату средств целевых субсидий и МБТ при отсутствии потребности, средства субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в связи с его невыполнением) + дебиторская задолженность, за исключением дебиторской задолженности, относящейся к доходам будущих периодов и начисленной в корреспонденции со счетом 0 401 40 000;
- в показатели обязательств включаются: показатели кредиторской задолженности учреждения без учета расчетов по средствам во временном распоряжении, расчетов с учредителем (показатель на счете 210 06), а также обязательств, принятых в корреспонденции со счетом 0 401 40 000 (например, обязательства по возврату в бюджет остатка неиспользованных целевых субсидий).
3. Можно урегулировать порядок формирования 1-17 разрядов номеров счетов 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами". В том числе это касается аналитических счетов исправления ошибок прошлых лет 304 66 "Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям", 304 76 "Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям", 304 86 "Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году", 304 96 "Иные расчеты прошлых лет, выявленные в отчетном году".
Дело в том, что Инструкциями по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета не установлены особенности формирования 1-17 разрядов этих счетов. То есть должен действовать общий порядок формирования 1-17 разрядов аналитических счетов 304 Х6. Однако сам по себе этот счет, без корреспондирующего с ним счета, не несет экономического смысла. Так, если он используется в доходной операции, то логично указать в 1-17 разрядах этого счета составные части доходного КБК.
Вместе с тем в бухгалтерской (бюджетной) отчетности к счетам 304 06 указываются все нули (п. 28.1 Инструкции N 191н; п. 10.12 Приложения N 1 к совместному письму Минфина России и Федерального казначейства от 31.12.2019 NN 02-06-07/103995, 07-04-05/02-29148).
Получается, что порядок формирования 1-17 разрядов аналитических счетов 304 Х6 целесообразно установить учетной политикой. Это могут быть:
- нули;
- 1-17 разряды корреспондирующего счета;
- иной вариант, согласованный с вышестоящей организацией.
4. Инструкциями по ведению учета не урегулирован вопрос отражения операций по уточнению КБК. Поэтому данный вопрос следует согласовать с вышестоящей организацией и закрепить учетной политикой. Это может быть один из следующих вариантов:
- использование обратной бухгалтерской записи;
- применение метода "Красное сторно".
Предпочтительным считается вариант отражения обратной бухгалтерской записи при уточнении КБК (подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Учет операций по уточнению кодов бюджетной классификации). Однако окончательный вариант будет зависеть от требований к представляемой бухгалтерской (бюджетной) отчетности. Если вышестоящий орган требует исключить из Отчетов (ф.ф. 0503121, 0503721) задвоение показателей строк 431 и 432 в связи с уточнением, то правильно применять "Красное сторно".
5. Если учреждение в ходе своей деятельности осуществляет прием и обслуживание делегаций, представителей различных организаций, то следует закрепить учетной политикой расходы, относимые к представительским. Это важно с точки зрения ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, в частности, выбора КОСГУ.
В налоговом законодательстве (п. 2 ст. 264 НК РФ) к представительским расходам относят расходы на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, в частности:
- расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия);
- транспортное обеспечение доставки к месту проведения представительского мероприятия и обратно;
- буфетное обслуживание во время переговоров;
- услуги переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
С учетом специфики деятельности учреждения в состав представительских расходов могут быть отнесены аналогичные расходы.
Дополнение для централизованного учета (учета через централизованные бухгалтерии, уполномоченные органы)
При передаче ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности централизованной бухгалтерии (уполномоченному органу) составляется единая учетная политика для всех учреждений - субъектов централизованного учета (п. 7 Стандарта "Учетная политика_", п. 14 Стандарта "Концептуальные основы..."). Это может быть единый документ, который регулирует особенности ведения бухгалтерского (бюджетного) учета всеми типами учреждений. Также это может быть документ, включающий общий раздел для всех учреждений и отдельно разделы для казенных, бюджетных (автономных) учреждений.
Положение |
Было |
Стало |
Выбор того, кто осуществляет ведение бухгалтерского (бюджетного) учета |
Мог быть выбор, что ведение учета осуществляется через уполномоченное учреждение (централизованную бухгалтерию) |
Выбор ведения учета через уполномоченное учреждение (централизованную бухгалтерию) нужно исключить. Если ведение учета осуществляется централизованно, то составляется Единая учетная политика |
Положения единой учетной политики должны применять все учреждения, чей учет централизован |
- |
+ |
Взаимодействие централизованной бухгалтерии и учреждений |
- |
В Единой учетной политике следует определить порядок взаимодействия с учреждениями относительно первичных документов |
Установка предельной даты приема документов для отражения в бухгалтерской (бюджетной) отчетности |
- |
Единой учетной политикой следует установить предельную дату поступления первичных документов для отражения в отчетности. А также следует установить правила отражения в учете документов, поступивших после предельной даты, но относящиеся к отчетному периоду |
Предложения о внесении изменений в Единую учетную политику |
- |
Можно установить порядок внесения предложений по изменению учетной политики учреждениями, учет которых осуществляется централизованно |
Дополнения в учетную политику для целей налогообложения
Под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Учетная политика для целей налогообложения, как правило, применяется последовательно из года в год. Вместе с тем для целей налогообложения НДС положения учетной политики не запрещено изменять ежегодно, однако вновь принятые положения должны быть утверждены приказом (распоряжением) руководителя и применяться с 1 января года, следующего за годом утверждения.
Каждый год в налоговое законодательство вносятся изменения и корректировки. Новации в НК РФ могут потребовать внесение изменений в налоговую учетную политику. В этом году также было принято несколько законов, вносящих изменения в НК РФ и применяемых с 2021 года. С обзором основных новшеств, касающихся организаций бюджетной сферы, можно ознакомиться здесь. Однако эти изменения, по сути, не влекут необходимости каких-либо корректировок в учетной политике учреждения, применявшейся в 2020 году.
Учетная политика для целей налогового учета бюджетного учреждения и учетная политика для целей налогового учета автономного учреждения (общая система налогообложения) дополнены следующими положениями, касающимися раздельного учета и распределения расходов:
Дополнение |
Было |
Стало |
Раздел "Налог на добавленную стоимость" | ||
В части раздельного учета, в том числе предполагающее выбор определения размера субсидии для расчета пропорции в целях определения суммы "входного" НДС, принимаемого к вычету, в случае, когда приобретенные товары, работы, услуги не могут быть отнесены к конкретному виду деятельности |
- |
При определении пропорции в общую сумму стоимости отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав необходимо включать и сумму субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Следует определить, какую сумму субсидии на выполнение задания включить в расчет пропорции за налоговый период (квартал) |
Раздел "Налог на прибыль" | ||
Порядок признания расходов, понесенных при оказании услуг в рамках приносящей доход деятельности |
- |
Расходы, понесенные при оказании услуг в рамках приносящей доход деятельности, могут признаваться либо в текущем отчетном периоде в полном объеме без распределения прямых расходов на остатки незавершенного производства, либо по мере реализации услуг, в стоимости которых они учтены (абзацы 2, 3 п. 2 ст. 318 НК РФ) |
Порядок распределения общехозяйственных и иных расходов, которые не могут быть отнесены на затраты по конкретному виду деятельности |
- |
Рекомендуем установить: - перечень распределяемых расходов; - период распределения (нарастающим итогом или ежеквартально); - сумму субсидии на выполнение задания, включаемую в расчет пропорции за отчетный период |