См. Обзор - 2021 по другим налогам
Обзор основных изменений части первой НК РФ - 2021
(подготовлено экспертами компании "Гарант", ноябрь 2020 г. - июль 2021 г.)
См. Обзор основных изменений части первой НК РФ - 2022
Изменения с 1 января 2021 года
Скорректированы правила уточнения платежа по страховым взносам на ОПС и его возврата (с 1 января 2021 года)
(Федеральный закон от 01.10.2020 N 312-ФЗ)
Во-первых, с 01.01.2021 утратили силу положения п. 9 ст. 45 НК РФ, препятствовавшие уточнению платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в случае, если по сообщению территориального органа ПФР сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Во-вторых, с начала текущего календарного года в п. 6.1 ст. 78, п. 1.1 ст. 79 НК РФ установлено, что излишне уплаченная или излишне взысканная сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не подлежит возврату, только если по информации территориального органа ПФР указанная сумма в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов назначена страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях. Поправка связана с тем, что КС РФ признал не соответствующим Конституции РФ ограничение права страхователя на возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в силу самого факта учета (разнесения) сведений о данных страховых взносах на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, без учета структуры тарифа страховых взносов (его солидарной и индивидуальной частей) и того обстоятельства, наступил ли у конкретного застрахованного лица страховой случай с установлением страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, и приведет ли изменение сведений о ранее учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносах (средствах) к уменьшению такого обеспечения.
Камерально проверить уплату НДФЛ с доходов от продажи или получения в дар недвижимости налоговая может и без декларации (с 1 января 2021 года)
(п. 30 ст. 1, ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
Пункт 1.2 ст. 88 НК РФ, вступивший в силу 01.01.2021, устанавливает специальный порядок проведения камеральной налоговой проверки по НДФЛ в отношении доходов физических лиц, полученных от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, если они своевременно не были задекларированы налогоплательщиками. Теперь факт отсутствия налоговой декларации по НДФЛ в таких случаях не препятствует проведению камерального контроля - камеральная налоговая проверка проводится на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах в течение трех месяцев со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам.
В ходе проведения такой камеральной налоговой проверки налоговый орган может определить сумму НДФЛ, подлежащую уплате в связи с продажей и (или) получением налогоплательщиком в дар недвижимости, самостоятельно с учетом норм ст. 214.10 НК РФ. Также налоговый орган наделен полномочиями по истребованию у налогоплательщика необходимых пояснений.
В случае, если до окончания проведения "бездекларационной" камеральной налоговой проверки налогоплательщик (его представитель) задекларирует связанные с недвижимостью доходы, специальная камеральная налоговая проверка прекратится и начнется новая (стандартная) камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации.
Изменения с 17 марта 2021 года
Срок хранения бухгалтерских и налоговых документов увеличен до 5 лет (с 17 марта 2021 года)
(п. 2 и п. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 17.02.2021 N 6-ФЗ)
С 4 до 5 лет увеличен срок хранения у налогоплательщика данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также срок хранения у налогового агента документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
Скорректированы правила рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) (с 17 марта 2021 года)
(п. 17 ст. 1, ч.ч. 1, 3 ст. 2 Федерального закона от 17.02.2021 N 6-ФЗ)
С 17.03.2021 вступили в силу поправки, внесенные в ст. 140 НК РФ, посвященную процедуре рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы), в силу которых (см. также информацию ФНС России от 26.03.2021 "Усовершенствована процедура досудебного обжалования налоговых споров"):
- лица, подавшие жалобу (апелляционную жалобу), до принятия по ней решения вправе обратиться с ходатайством о приостановлении рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) полностью или в части в целях представления дополнительных документов (информации), но не более чем на шесть месяцев;
- возможно дистанционное рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) с использованием видео-конференц-связи в порядке, утверждаемом ФНС России.
- вышестоящий налоговый орган наделен полномочиями по приостановлению рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) по ряду оснований. В частности, такая приостановка возможна до разрешения судом дела о том же предмете и по тем же основаниям;
- документы, представленные вместе с жалобой (апелляционной жалобой) на решение, вынесенное по результатам налоговой проверки и по итогам выявления налоговых правонарушений в ином порядке, а также дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, должны быть рассмотрены вышестоящим налоговым органом без представления лицом, подавшим соответствующую жалобу, пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется;
- представление лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов влечет за собой прерывание установленного срока принятие решения по жалобе и его исчисление заново.
Обновленные положения ст. 140 НК РФ применяются в отношении жалоб (апелляционных жалоб), поданных после 17.03.2021.
Расширен перечень оснований для оставления жалобы (в том числе, апелляционной) без рассмотрения (с 17 марта 2021 года)
(п. 16 ст. 1, ч.ч. 1, 3 ст. 2 Федерального закона от 17.02.2021 N 6-ФЗ)
С 17.03.2021 вышестоящий налоговый орган также оставляет без рассмотрения жалобу (апелляционную жалобу) полностью или в части, если установит, что:
- до принятия решения по жалобе налоговый спор о том же предмете и по тем же основаниям был разрешен судом. В таком случае решение об оставлении жалобы без рассмотрения принимается налоговым органом в течение пяти дней со дня получения соответствующей информации. При этом повторное обращению лица с жалобой не допускается;
- жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя лица на ее подписание;
- до принятия решения по жалобе организация, подавшая жалобу, исключена из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа или ликвидирована либо получены сведения о смерти или об объявлении умершим физического лица, подавшего жалобу, и при этом спорное правоотношение не допускает правопреемства. В таком случае решение об оставлении жалобы без рассмотрения принимается налоговым органом в течение пяти дней со дня получения соответствующей информации.
Соответствующие дополнения внесены в ст. 139.3 НК РФ. Они применяются в отношении жалоб (апелляционных жалоб), поданных после 17.03.2021.
В уведомлении об участии в иностранных организациях значение изменения доли участия применяется с точностью до двух знаков после запятой (с 17 марта 2021 года)
(п. 4 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 17.02.2021 N 6-ФЗ)
С 17.03.2021 п. 3 ст. 25.14 НК РФ предусматривает, что для целей представления уведомления об участии в иностранных организациях в связи с изменением доли участия в иностранной организации применяется значение изменения доли участия в такой иностранной организации с точностью до двух знаков после запятой, при этом округление второго знака после запятой производится по правилам математического округления.
Уточнен порядок определения доходов для целей признания сделок контролируемыми (с 17 марта 2021 года)
(пп. "д" п. 8 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 17.02.2021 N 6-ФЗ)
Согласно п. 9 ст. 105.14 НК РФ для целей признания сделок контролируемыми сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ. При этом было неясно, как должны определять доходы лица, которые не являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
С 17.03.2021 п. 9 ст. 105.14 НК РФ устанавливает, что в случае, если лицо, получающее доход по сделкам, не исчисляет налог на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ, используется величина суммы доходов по таким сделкам, определяемая расчетным путем с учетом порядка, установленного главой 25 НК РФ, с применением метода начисления.
Кроме того, с той же даты урегулирован и вопрос определения доходов по сделкам с участием посредников: в случае совершения сделок между взаимозависимыми лицами или приравненных к ним сделок с участием комиссионера (агента), действующего от своего имени, но по поручению комитента (принципала), доходы по сделкам между комитентом (принципалом) и лицом, с которым комиссионером (агентом) заключена сделка, учитываются в соответствии с порядком, установленным главой 25 НК РФ, с применением метода начисления.
ФНС России может контролировать цены по внешнеторговым сделкам с товарами, не являющимися предметом мировой биржевой торговли (с 17 марта 2021 года)
(пп. "а" п. 8 ст. 1, ч.ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 17.02.2021 N 6-ФЗ)
Согласно пп. 2 п. 1, п. 5 ст. 105.14 НК РФ в редакции, действовавшей до 17.03.2021, контролируемыми могли быть признаны сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, если их предметом являлись товары, входящие в состав одной или нескольких следующих товарных групп:
- нефть и товары, выработанные из нефти;
- черные металлы;
- цветные металлы;
- минеральные удобрения;
- драгоценные металлы и драгоценные камни.
Вместе с тем среди таких групп товаров, как черные металлы, минеральные удобрения и драгоценные камни товары мировой биржевой торговли отсутствуют, что исключало проведение контроля цен по ним (письмо Минфина России от 23.04.2020 N 03-12-11/1/33445).
С 17.03.2021 данное противоречие устранено: теперь в пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ говорится о сделках в области внешней торговли товарами, которые входят в состав одной или нескольких товарных групп, предусмотренных п. 5 той же статьи. Это позволяет осуществлять налоговый контроль цен по внешнеторговым операциям в отношении всех товаров, поименованных в п. 5 ст. 105.14 НК РФ, независимо от того, являются они товарами мировой биржевой торговли или нет.
Следует учитывать, что обновленные положения пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ с 01.01.2022, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
У банков могут быть истребованы дополнительные документы по счетам клиентов (с 17 марта 2021 года)
(п. 5 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 17.02.2021 N 6-ФЗ)
Согласно п. 2.1 ст. 86 НК РФ, вступившему в силу 17.03.2021, банки обязаны выдавать налоговым органам имеющиеся в распоряжении копии:
- паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента;
- доверенностей на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента;
- документов, определяющих отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента;
- карточек с образцами подписей и оттиска печати;
- а также информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях, представителях клиента.
Данные копии документов (информация) представляются в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа, что может иметь место лишь в определенном перечне случаев, в частности - при проведении налоговой проверки в отношении соответствующего лица, при вынесении в отношении этого лица решения о взыскании налога, на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
ФНС России при проверке цен по контролируемым сделкам вправе истребовать документы (информацию) по ним не только у участников сделок (с 17 марта 2021 года)
(пп. "д" п. 11 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 17.02.2021 N 6-ФЗ)
С 17.03.2021 должностные лица ФНС России, проводящие проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, уполномочены истребовать документы (информацию) не только у участников проверяемых сделок, но и у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися (касающейся) этих сделок.
Данная процедура осуществляется в порядке, аналогичном общему порядку истребования документов, установленному ст. 93.1 НК РФ. При этом установлены следующие особенности:
- истребуемые документы (информация) представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.
- если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в установленный срок, ФНС России при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленный срок документов (информации) и о сроке (при необходимости), в течение которого эти документы (информация) могут быть представлены, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Соответствующие поправки внесены в п. 7 ст. 105.17 НК РФ.
Изменения с 20 мая 2021 года
Установлены особенности камеральной проверки заявления на получение вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке (с 20 мая 2021 года)
(п. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 20.04.2021 N 100-ФЗ)
С 20.05.2021 вступила в силу ст. 221.1 НК РФ, регулирующая упрощенный порядок получения физическими лицами налоговых вычетов по НДФЛ, предполагающий проведение камеральной налоговой проверки полученного от налогоплательщика заявления о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке (далее - заявление).
С указанной даты вступили в силу и поправки в ст. 88 НК РФ, определяющую правила проведения камеральных налоговых проверок.
Помимо указания на саму возможность проведения камеральной налоговой проверки на основании представленного налогоплательщиком заявления (п. 1 ст. 88 НК РФ), установлены следующие особенности ее проведения:
- по общему правилу камеральная налоговая проверка на основе заявления проводится в течение 30 календарных дней со дня его представления. Данный срок может быть продлен до трех месяцев при установлении в ходе проверки признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах. Соответствующее решение должно быть направлено налогоплательщику преимущественно через личный кабинет в срок, не превышающий трех дней с даты принятия такого решения (п. 2 ст. 88 НК РФ);
- если камеральной налоговой проверкой на основе заявления выявлены ошибки (противоречия, несоответствия), налоговый орган не должен сообщать об этом налогоплательщику и требовать представления пояснений или внесения соответствующих исправлений (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Установлены штрафы за передачу налоговому органу недостоверных сведений в рамках процедуры получения вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке (с 20 мая 2021 года)
(п.п. 4, 5, 7 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 20.04.2021 N 100-ФЗ)
Так, ст. 126.2 НК РФ предусматривает ответственность налоговых агентов за представление налоговому органу недостоверных сведений о факте открытия индивидуального инвестиционного счета налогоплательщика, о суммах денежных средств, внесенных налогоплательщиком на такой индивидуальный инвестиционный счет за соответствующий налоговый период, в рамках процедуры получения налогоплательщиком инвестиционных налоговых вычетов в упрощенном порядке.
Аналогичным образом ст. 135 НК РФ установлены санкции для банков за представление налоговому органу недостоверных сведений о фактически произведенных налогоплательщиком расходах на приобретение (строительство) жилья и (или) на погашение процентов по кредитам на указанные цели в рамках процедуры получения налогоплательщиком имущественных налоговых вычетов в упрощенном порядке.
И за первое, и за второе правонарушение предусмотрен штраф в размере 20 процентов от суммы налога, неправомерно полученного налогоплательщиком в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке на основании представленных налоговым агентом или банком недостоверных сведений.
Наряду с этим предусмотрено, что указанные лица освобождаются от ответственности в случае, если ими самостоятельно выявлены ошибки и уточненные сведения представлены налоговому органу до момента, когда они узнали об обнаружении налоговым органом недостоверности представленных сведений.
Приведенные нормы вступили в силу 20.05.2021.
Иностранные организации должны уведомлять о своих участниках независимо от оснований постановки на учет в налоговом органе (с 20 мая 2021 года)
(п. 1 ст. 1, п. 7 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 20.04.2021 N 100-ФЗ)
Пункт 3.2 ст. 23 НК РФ в редакции, действующей с 20.05.2021, обязывает все иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица сообщать в налоговый орган по месту их постановки на учет сведения об участниках таких иностранной организации (для иностранных структур без образования юридического лица - сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих). При этом основания постановки их на учет, равно как и факт наличия у них недвижимого имущества на праве собственности, признаваемого объектом налогообложения налогом на имущество организаций, теперь не имеют решающего значения. При наличии нескольких оснований для постановки на учет в налоговом органе сообщение представляется в налоговый орган по месту постановки на учет по выбору иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица).
Из этого правила предусмотрено одно исключение: данная обязанность не распространяется на иностранные организации, состоящие на учете в налоговом органе только по основанию, предусмотренному п. 4.6 ст. 83 НК РФ, то есть в связи с оказанием услуг в электронной форме на территории РФ.
Пунктом 3.2 ст. 23 НК РФ теперь детализируется и порядок исполнения установленной им обязанности: сообщения представляются ежегодно не позднее 28 марта и включают в себя сведения об участниках (учредителях, бенефициарах и управляющих) по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году их представления, включая раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании, в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица) превышает 5 процентов. Ранее эти правила были установлены абзацем вторым п. 3 ст. 386 НК РФ, который с 20.05.2021 утратил силу.
Установлен фиксированный штраф за нарушение порядка сообщения сведений об участниках иностранных организаций (с 20 мая 2021 года)
(п. 6 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 20.04.2021 N 100-ФЗ)
Так, на основании п. 2.1 ст. 129.1 НК РФ в редакции, действующей с 20.05.2021, неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сообщения об участниках такой иностранной организации (для иностранных структур без образования юридического лица - сведений о ее учредителях, бенефициарах и управляющих) влечет взыскание штрафа в размере 50 000 рублей.
Ранее размер штрафа за данное правонарушение был привязан к сумме налога на имущество организаций, которую должен был заплатить нарушитель.
Изменения с 1 июля 2021 года
Пересчитать физлицам транспортный налог в большую сторону нельзя (с 1 июля 2021 года)
(пп. "а" п. 10 ст. 1, ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
С 01.07.2021 в п. 2.1 ст. 52 НК РФ появилось правило о том, что перерасчет транспортного налога физического лица не проводится, если такой перерасчет (независимо от его оснований) влечет увеличение ранее уплаченной суммы налога, то есть ухудшает положение налогоплательщика. Данная норма направлена на соблюдение законных интересов добросовестных налогоплательщиков, своевременно уплативших транспортный налог по полученному налоговому уведомлению. Аналогичное ограничение перерасчетов применялось и ранее по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц (информация ФНС России от 25.11.2020 "Вводятся новые правила перерасчета имущественных налогов физических лиц").
Полномочия представителя при подаче электронной налоговой отчетности нужно подтверждать электронной доверенностью (с 1 июля 2021 года)
(пп. "в" п. 16 ст. 1, ч.ч. 4, 6 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
Пункт 5 ст. 80 НК РФ в редакции, вступившей в силу 01.07.2021, предусматривает, что в случае, если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), к налоговой декларации (расчету) прилагается подтверждающий указанные полномочия документ в электронной форме, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя. Формат такого документа и порядок его направления по телекоммуникационным каналам связи утверждены приказом ФНС России от 30.04.2021 N ЕД-7-26/445@. То есть подтвердить в таком случае полномочия представителя простой копией (сканом) доверенности на подписание налоговой отчетности теперь не получится.
Новый порядок применяется в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после 01.07.2021.
В два раза увеличен период просрочки представления налоговой отчетности, дающий право приостановить операции по счетам и переводов ЭДС (с 1 июля 2021 года)
(пп.пп. "а", "б" п. 5 ст. 1, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ)
C 01.07.2021 налоговый орган может принимать решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации (налогового агента, плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств в связи с непредставлением им налоговой декларации (расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, расчета по страховым взносам), если период просрочки составляет 20, а не 10 дней (как ранее). Соответствующие поправки внесены в пп. 1 п. 3, п. 3.2 ст. 76 НК РФ. Они затронули также лиц, поименованных в п. 11 ст. 76 НК РФ (в частности - предпринимателей).
Нарушение формата представления пояснений по НДС при камеральной проверке приравнено к их непредставлению (с 1 июля 2021 года)
(пп. "а" п. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 09.11.2020 N 371-ФЗ)
Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ налогоплательщики, обязанные представлять налоговую декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации должны представлять пояснения по требованию налогового органа также в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному ФНС России.
С 01.07.2021 указанным пунктом установлено, что при представлении указанных пояснений по иному формату они не считаются представленными (как и при их представлении на бумаге).
Определены обстоятельства, при которых поданная в налоговый орган декларация (расчет) считается непредставленной (с 1 июля 2021 года)
(пп.пп. "а", "б" п. 16 ст. 1, ч.ч. 4, 6 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
Так, на основании п. 4.1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) считается непредставленной, если при проведении камеральной налоговой проверки на основе такой налоговой декларации (расчета) установлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
- в ходе проведения мероприятий налогового контроля установлен факт подписания налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом;
- физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшее налоговую декларацию (расчет), дисквалифицировано на основании вступившего в силу постановления о дисквалификации по делу об административном правонарушении и срок, на который установлена дисквалификация, не истек ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);
- в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния содержатся сведения о дате смерти физического лица, наступившей ранее даты подписания налоговой декларации (расчета) усиленной квалифицированной электронной подписью этого физического лица;
- в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшего налоговую декларацию (расчет), в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности сведений об указанном лице ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);
- в отношении налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) - организации в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или исключения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа) ранее даты представления таким лицом в налоговый орган налоговой декларации (расчета);
- обнаружение налоговым органом факта несоответствия показателей представленной налоговой декларации по НДС контрольным соотношениям, утвержденным ФНС России, свидетельствующего о нарушении порядка ее заполнения;
- расчет по страховым взносам содержит погрешности, определенные п. 7 ст. 431 НК РФ.
По факту выявления такого рода обстоятельств налоговый орган должен уведомлять налогоплательщиков по форме и формату, утвержденному ФНС России, о признании соответствующей налоговой декларации (расчета) непредставленной (п. 4.2 ст. 80 НК РФ).
Сопутствующие данным нововведениям поправки внесены также в п. 1 ст. 80 НК РФ.
Приведенные положения вступили в силу 01.07.2021 и применяются в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после этой даты.
Установлены особенности камеральной проверки при признании налоговой декларации (расчета) непредставленной (с 1 июля 2021 года)
(пп. "б" п. 20 ст. 1, ч.ч. 4, 6 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
С 01.07.2021 п. 9.1 ст. 88 НК РФ предусматривает следующие нюансы:
- камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации (расчета), по которой налоговым органом налогоплательщику направлено уведомление о признании налоговой декларации (расчета) непредставленной, прекращается в день направления указанного уведомления.
- если указанная налоговая декларация (расчет) была уточненной, то по ранее представленной в налоговый орган налогоплательщиком налоговой декларации (расчету) камеральная налоговая проверка возобновляется. В этом случае в срок проведения камеральной налоговой проверки по ранее представленной налоговой декларации (расчету) не включается срок прекращенной камеральной налоговой проверки уточненной декларации (расчета).
Обновленные положения п. 9.1 ст. 88 НК РФ применяются в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после 01.07.2021.
При камеральной проверке заявленные льготы можно пояснять реестром соответствующих документов (с 1 июля 2021 года)
(пп. "а" п. 20 ст. 1, ч.ч. 4, 6 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
Согласно п. 6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика - индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.
С 01.07.2021 указанным пунктом предусмотрено право налогоплательщика в качестве пояснения представлять в электронной форме реестр подтверждающих документов, форма, формат и порядок заполнения которого утверждаются ФНС России.
Данное новшество применяется в отношении налоговых деклараций, представленных после 01.07.2021.
Налогоплательщиков обязали отчитываться об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (с 1 июля 2021 года)
(п. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 09.11.2020 N 371-ФЗ)
С 01.07.2021 в обязанности налогоплательщиков, осуществляющих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости в соответствии с законодательством РФ, вменяется представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, установленном Правительством РФ (п. 2.3 ст. 23 НК РФ)
Налоговый орган при камеральной проверке вправе истребовать документы по операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости (с 1 июля 2021 года)
(пп. "б" п. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 09.11.2020 N 371-ФЗ)
С 01.07.2021 п. 8.9 ст. 88 НК РФ предусматривает возможность истребования у налогоплательщиков счетов-фактур, первичных и иных документов, относящихся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при проведении камеральной налоговой проверки единой (упрощенной) налоговой декларации, налоговых деклараций по НДС, УСН и ЕСХН в связи с выявленными несоответствиями со сведениями, отраженными в отчетах об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) в документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, представленных в налоговый орган (в том числе, другими налогоплательщиками).
Расширен перечень оснований для проведения повторной выездной налоговой проверки (с 1 июля 2021 года)
(пп. "б" п. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
На основании абзаца первого пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ в редакции, вступившей в силу 01.07.2021, повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета), в которой по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом):
- уменьшена сумма налога (сбора, страховых взносов), подлежащая уплате в бюджетную систему РФ,
- увеличена заявленная к возмещению сумма НДС или акциза либо увеличена сумма полученного убытка.
Предметом повторной выездной налоговой проверки в таком случае является правильность исчисления налога (сбора, страховых взносов) (определения суммы полученного убытка) на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации (расчета), повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (сбора, страховых взносов) (увеличение заявленной к возмещению суммы НДС или акциза либо увеличение суммы полученного убытка).
Как видим, с начала третьего квартала 2021 года повторная выездная налоговая проверка может быть назначена и в связи с представлением уточненных расчетов с уменьшенными суммами сборов и страховых взносов. Кроме того, дополнительным основанием для этого является представление уточненных налоговых деклараций по НДС и акцизам с увеличенной суммой налога к возмещению.
Налоговые органы могут истребовать у контрагентов организации документы (информацию) при проведении налогового мониторинга (с 1 июля 2021 года)
(пп. "а" п. 7 ст. 1, ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
Соответствующая норма с 01.07.2021 закреплена в п. 1 ст. 93.1 НК РФ: должностное лицо налогового органа, проводящее налоговый мониторинг, вправе истребовать у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, эти документы (информацию).
Уточнен порядок проведения налоговых проверок при проведении налогового мониторинга (с 1 июля 2021 года)
(п. 3, пп. "а" п. 4, п. 5 ст. 1, ч.ч. 3, 7 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
С 01.07.2021 п. 1.1 ст. 88 НК РФ установлено только одно основание для проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в том числе уточненной, за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, представленной в течение срока проведения налогового мониторинга, - досрочное прекращения налогового мониторинга менее чем через три месяца со дня представления такой налоговой декларации (расчета). В этом случае камеральная налоговая проверка проводится со дня, следующего за днем досрочного прекращения налогового мониторинга. Обновленные положения приведенного пункта применяются в отношении налоговых деклараций (расчетов) (в том числе, уточненных), представленных за налоговые (отчетные) периоды, наступившие после 01.07.2021.
Наряду с этим уточнены несколько оснований, позволяющих проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится (проведен) налоговый мониторинг. В частности, это возможно в случае невыполнения налогоплательщиком мотивированного мнения (мотивированных мнений) налогового органа в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг (ранее такой срок не был установлен), а также в случае представления налогоплательщиком в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) увеличена заявленная к возмещению сумма НДС или акциза либо увеличена сумма полученного убытка. Соответствующие поправки внесены в пп.пп. 3, 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ. Они вступили в силу также 01.07.2021. Аналогичным изменениям с указанной даты подверглись пп.пп. 3 и 4 п. 4.1 ст. 89.1 НК РФ, посвященной особенностям проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков.
Налоговый мониторинг стал доступнее для организаций (с 1 июля 2021 года)
(пп. "а" п. 8 ст. 1, ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
С 01.07.2021 вступили в силу поправки, внесенные в п. 3 ст. 105.26 НК РФ, устанавливающий критерии, которым должна соответствовать организация, претендующая на проведение налогового мониторинга, а именно:
- минимальный размер совокупной суммы налогов (без учета "таможенных"), подлежащих уплате в бюджет за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, снижен с 300 до 100 миллионов рублей. При этом в расчет указанной суммы теперь принимаются также НДФЛ и страховые взносы;
- лимиты суммарного объема полученных доходов и совокупной стоимости активов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга (в части стоимости активов - на 31 декабря этого года), также снижены в три раза - с 3 до 1 миллиарда рублей;
- для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником указанной группы), выполнение указанных критериев теперь не имеет значения.
Установлен более поздний срок для подачи заявление о проведении налогового мониторинга (с 1 июля 2021 года)
(пп. "а" п. 9 ст. 1, ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ)
Согласно п. 1 ст. 105.27 НК РФ в редакции, вступившей в силу 01.07.2021, заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией, в отношении которой не проводится налоговый мониторинг, в налоговый орган не позднее 1 сентября года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг. Данный срок продлен на 2 месяца.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.