Локальные акты по противодействию коррупции,
которые должны быть разработаны в организации бюджетной сферы
Противодействие коррупции (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", далее - Закон N 273-ФЗ) - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции (ч. 1 ст. 13.3 Закона N 273-ФЗ).
Обязанность установлена для организаций независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств (см., например, решения Новоселицкого райсуда Ставропольского края от 19.08.2020 по делу N 2-289/2020, Ессентукского горсуда Ставропольского края от 13.07.2020 по делу N 2а-1032/2020 и от 14.05.2020 по делу N 2а-654/2020, Новочеркасского горсуда Ростовской области от 12.03.2019 по делу N 2-830/2019).
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать (ч. 2 ст. 13.3 Закона N 272-ФЗ):
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Обязательный перечень локальных актов, которые должны быть разработаны и утверждены в организации, законодательством не установлен.
Вместе с тем, во исполнение пп. б" п. 25 Указа Президента РФ от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", с целью формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях Минтрудом России 08.11.2013 утверждены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (далее - Методические рекомендации).
Подчеркнем, что в пп. 1.1 Раздела 2 Методических рекомендаций прямо указано на рекомендательный характер мер, установленных частью 2 ст. 13.3 Закона N 273-ФЗ (см. решение Промышленного райсуда г. Ставрополя Ставропольского края от 24.09.2020 по делу N 2-3551/2020).
Согласно п. 1 Раздела IV Методических рекомендаций антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике рекомендуется закрепить в едином документе, например, с одноименным названием - "Антикоррупционная политика (наименование организации)".
Содержание антикоррупционной политики конкретной организации определяется особенностями деятельности организации. Антикоррупционную политику целесообразно изложить в доступной форме и обеспечить ее доведение до работников и контрагентов организации, в том числе посредством размещения на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии).
При этом необходимые детализированные процедуры применения отдельных антикоррупционных инструментов (методика оценки коррупционных рисков, порядок регулирования конфликта интересов, стандарты и кодексы поведения и т.д.) могут быть включены в антикоррупционную политику организации в качестве приложений либо быть утверждены в форме отдельных локальных нормативных актов (информация Минтруда России от 18.09.2019).
Таким образом, организация сама определяет необходимый и достаточный перечень локальных нормативных актов по противодействию коррупции, вместе с тем при их разработке должны быть решены следующие задачи:
1. Построение эффективной системы мер, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности организации.
2. Соответствие данной системы требованиям законодательства, для исключения возможных негативных последствий по результатам проверок со стороны органов прокуратуры.
Исходя из анализа требований, предъявляемых к организациям при осуществлении контроля органами прокуратуры и судебной практики, необходимый минимум вопросов, подлежащих урегулированию, по нашему мнению, может выглядеть следующим образом:
Наименование процедуры или мероприятия |
Вариант локального акта |
Определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений |
Создание комиссии по противодействию коррупции путем закрепления ее полномочий и регламента деятельности в положении; закрепление в должностных инструкциях соответствующих работников указанных функций. См. например: - Положение о Комиссии по антикоррупционной деятельности федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук", - памятку Минтруда России от 18.09.2019 "Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственность и стимулирование"; - примерную форму Положения о комиссии по противодействию коррупции; - примерную форму Приказа о назначении ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений; - примерную форму Должностной инструкции ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений в организации; - примерную форму Должностной инструкции лица, ответственного за противодействие коррупции |
План противодействия коррупции |
В план целесообразно включить сроки сдачи справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера |
Оценка коррупционных рисков. Создание карты коррупционных рисков |
Утверждение карты коррупционных рисков. См. например: - распоряжение Росреестра от 01.07.2021 N Р/0208 "Об утверждении карты коррупционных рисков Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и мер по их минимизации"; - примерную форму Приказа о проведении оценки коррупционных рисков; - примерную форму Отчета о проведении оценки коррупционных рисков; - примерную форму Перечня должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками |
Антикоррупционная политика |
См. например: Примерную форму Антикоррупционной политики |
Процедура информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядок урегулирования выявленного конфликта интересов |
Положение о регулировании конфликта интересов, декларация о конфликте интересов. См. например: - приказ ТФОМС Республики Коми от 02.03.2018 N 125о "Об утверждении Положения о конфликте интересов ГУ ТФОМС Республики Коми, Перечня должностей ГУ ТФОМС Республики Коми, связанных с высоким коррупционным риском, формы декларации конфликта интересов; - примерную форму Положения о конфликте интересов |
Кодекс этики и служебного поведения работников организации |
Стандарты, кодексы, положения и т.п. См. например: - примерную форму Антикоррупционного стандарта закупочной деятельности; - примерную форму Кодекса этики и служебного поведения работников организации |
Правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства | |
Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки |
Утверждение типового условия об антикоррупционной оговорке, включаемого в договоры. См. например: - приказ Департамента государственных закупок Свердловской области от 28.06.2019 N 89-ОД "Об утверждении типового условия об антикоррупционной оговорке, включаемого в контракты, заключаемые для обеспечения нужд Свердловской области"; - примерную форму Антикоррупционной оговорки |
Порядок уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений и порядка рассмотрения таких сообщений |
Создание механизмов "обратной связи", телефона доверия, анонимного почтового ящика и т.п. Утверждение формы журнала принятых звонков, порядка их рассмотрения. См. например: - примерную форму Порядка уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений |
Порядок взаимодействия с правоохранительными органами и иными государственными органами в целях противодействия коррупции |
Закрепление в должностных инструкциях соответствующих работников указанных функций, определение каналов связи. См. например: - примерную форму Должностной инструкции ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений в организации См. также примерную форму Положения о взаимодействии с правоохранительными органами по вопросам предупреждения и противодействия коррупции |
Размещение на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации об антикоррупционной деятельности |
Утверждение/Закрепление в должностных инструкциях соответствующих работников или в положении о деятельности соответствующего подразделения обязанностей по размещению информации |
Выявление должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками |
Утверждение перечня должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками. См. например: - примерную форму перечня должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками |
Введение антикоррупционной оговорки в трудовые договоры работников |
Утверждение типового условия об антикоррупционной оговорке, включаемого в трудовые договоры работников, замещающих должности, сопряженные с коррупционными рисками. См. например: - примерную форму Антикоррупционной оговорки к трудовому договору; - примерную форму Соглашения к трудовому договору о соблюдении антикоррупционной политики работодателя |
Введение антикоррупционных положений в уже действующие локальные акты, в том числе в области внутреннего контроля |
Учетная политика (пп. "е" п. 9 Стандарта "Учетная политика оценочные значения и ошибки") |
Выявление личной заинтересованности, предотвращение и урегулирование конфликта интересов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд |
См. например: - примерную форму Приказа о проведении работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников, которая приводит или может привести к конфликту интересов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; - примерную форму Положения о предотвращении и урегулировании конфликта интересов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; - примерную форму Положения об оценке коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд |
Прием на работу бывших государственных и муниципальных служащих |
См., например: - примерную форму Обращения о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора; - примерную форму Заявления о предоставлении сведений о последнем месте государственной (муниципальной) службы; - примерную форму Сообщения (уведомления) о заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должность государственной (муниципальной) службы |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.