Московские нерабочие дни: как оплатить и оформить?
16 июня 2021 г.
Представленный материал является исключительно нашим экспертным мнением, официальные разъяснения, подтверждающие или опровергающие его, в настоящее время отсутствуют.
Указом Мэра Москвы от 12 июня 2021 г. N 29-УМ были внесены изменения в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности".
В частности, было установлено, что с 15 июня 2021 г. по 19 июня 2021 г. включительно в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, устанавливается режим работы, аналогичный режиму работы в выходной день (воскресенье), который действовал в таких организациях, у индивидуальных предпринимателей до 12 июня 2021 г.
Указанные ограничения не распространяются на организации, деятельность которых не может быть ограничена в соответствии с указом Президента РФ от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Что же это за режим?
К сожалению, приведенные формулировки не позволяют однозначно ответить на вопрос о порядке реализации соответствующих ограничений. Не вполне ясно, что вообще имелось в виду в указе. Буквально в нем говорится об установлении в период с 15 по 19 июня режима работы организаций и ИП, аналогичного тому, который применялся в воскресенье. Это соответствует и пп. "б" п. 1 Указа Президента РФ N 316, который предписывает высшим должностным лицам субъекта РФ обеспечить приостановление (ограничение, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций и индивидуальных предпринимателей с учетом методических рекомендации Роспотребнадзора. Да и в блоге мэра указано*(1), что его "решение касается предприятий и организаций всех форм собственности, которые обычно не работают по выходным дням (воскресеньям)".
Однако законодательство термина "режим работы организации" не содержит, и совершенно неясно, как такой режим можно определять. Ориентироваться на режим рабочего времени работников бессмысленно: очевидно, что в организации у различных подразделений и даже у конкретных работников могут быть совершенно разные режимы работы. Нельзя также и отождествлять время, в течение которого организация осуществляет прием граждан или оказание им услуг, с режимом работы организации как таковой (по крайней мере, для целей регулирования работы сотрудников): далеко не всегда время работы сотрудников в организации совпадает с указанными периодами. Тем более что не все организации в принципе открыты для посещения в какое-либо время, и говорить о наличии у них какого-либо конкретного режима работы в этом понимании данного термина невозможно.
Есть и иной способ толкования рассматриваемой нормы Указа N 29-УМ, основанный на том, что данная норма предполагает оценку режима рабочего времени конкретных работников. То есть в отношении работников, для которых согласно установленному им режиму работы воскресенье является выходным днем, выходными являются также и все дни в периоде с 15 по 19 июня.
При этом неясно, как быть с работниками, для которых воскресенье является рабочим днем по их графику. Было бы странным считать, что для таких работников все дни в периоде с 15 по 19 июня автоматически становятся рабочими независимо от их графика. Нет также оснований и считать, что на таких работников указ не распространяется, поскольку никаких соответствующих исключений в его тексте нет.
При этом в любом случае такое толкование Указа N 29-УМ предполагает, что он устанавливает особенности регулирования режима рабочего времени и времени отдыха работников города Москвы путем введения дополнительных выходных дней.
В связи с этим считаем необходимым отметить следующее. Действительно, в соответствии с пп. "у" п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации входит введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (которой считается в том числе и распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих) и установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении таких режимов.
Однако установление "правил поведения" не предполагает регулирования трудовых отношений. Хотя ст. 5 ТК РФ и предусматривает, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в том числе нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, тем не менее, та же статья устанавливает приоритет положений ТК РФ и перед иными федеральными законами, и перед нормативными актами органов власти субъектов РФ. Указанные нормативные акты не могут противоречить Трудовому кодексу.
При этом предоставление выходных дней урегулировано непосредственно трудовым законодательством. Согласно ст. 111 ТК РФ всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.
У работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка. В силу ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени, который предусматривает в том числе продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.
При этом ТК РФ не предоставляет полномочий по установлению выходных дней органам власти субъектов РФ. В связи с этим правомерность установленных Указом N 29-УМ ограничений при таком их толковании вызывает у нас сомнения.
Что делать работодателю?
Тем не менее, учитывая сложность складывающейся в городе эпидемиологической ситуации, по нашему мнению, работодателям следует самостоятельно предпринять меры, которые гарантировали бы реализацию приведенных в указе ограничений независимо от их толкования и оценки правомерности их установления, что также позволит избежать и возможных споров с работниками и претензий со стороны контролирующих органов.
Напомним, что в соответствии со сложившейся практикой работодатель не лишен права самостоятельно освободить работников от работы в конкретные дни, сохранив при этом за ними средний заработок (подробнее см. Энциклопедию решений "Дополнительные выходные по инициативе работодателя"). Если работодателю потребуется в этот день привлечь тех или иных работников к работе, это делается по правилам ст. 113 ТК РФ и с оплатой в порядке, предусмотренном ст. 153 ТК РФ (письмо Роструда от 19.12.2007 N 5202-6-0).
Отметим, что в Указе N 29-УМ не сделано никаких исключений в отношении дистанционных работников. Соответственно, их мы тоже рекомендуем освободить от работы с сохранением среднего заработка, а привлечение к работе осуществлять с учетом положений статей 113 и 153 ТК РФ.
Ответственность
Однако, по нашему мнению, даже если работодатель не предпримет никаких действий, направленных на реализацию рассматриваемых ограничений, это не может являться основанием для привлечения его к административной ответственности. Ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, установлена ст. 20.6.1 КоАП РФ. Однако Указ N 29-УМ как такового запрета на привлечение работников к работе в период с 15 по 19 июня не устанавливает. Соответственно, по этой статье организация привлечена к ответственности быть не может. Остается вопрос с нарушением работодателем порядка привлечения работников к работе в выходной день, что представляет собой нарушение трудового законодательства, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ. Но, как мы говорили выше, Мэр Москвы не наделен полномочиями по установлению выходных дней, соответственно, по нашему мнению, и по этой статье работодатель, не предоставивший работникам выходные дни в период с 15 по 19 июня, к ответственности привлечен быть не может. Вместе с тем мы не можем гарантировать, что контролирующие органы не будут иначе оценивать такие ситуации.
Что делать с отпусками, пришедшимися на период с 15 по 19 июня?
Выходные дни (как предусмотренные режимом рабочего времени и времени отдыха работника, так и вводимые по инициативе работодателя) являются точно такими же днями ежегодного оплачиваемого отпуска, как и все прочие дни. То есть такие дни включаются в число дней отпуска, оплачиваются по среднему заработку, а дата окончания отпуска из-за них не меняется. При этом какой-либо дополнительной оплаты за такие дни работник в таком случае не получит.
Если начало ежегодного оплачиваемого отпуска выпадает на нерабочие дни, само по себе это не является основанием для его переноса. Однако в такой ситуации отпуск может быть перенесен на другое время по соглашению сторон.
Если дополнительные выходные дни приходятся на период отпуска без сохранения заработной платы, выплачивать работнику средний заработок за такие дни не требуется.
Как отражать период с 15 по 19 июня в табеле учета рабочего времени по формам N Т-12, Т-13, 0504421?
Дополнительные оплачиваемые выходные дни в табеле учета рабочего времени N Т-12, Т-13 обозначаются буквенным кодом "ОВ" или цифровым кодом "27".
В табеле по форме 0504421 аналогичного кода не предусмотрено. Однако в соответствии с методическими указаниями по его заполнению учреждение вправе самостоятельно дополнять применяемые условные обозначения в рамках формирования своей учетной политики.
На какие организации не распространяется Указ N 29-УМ в части выходных дней?
Данные ограничения не распространяются на организации, деятельность которых не может быть ограничена в соответствии с указом Президента РФ от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Здесь необходимо отметить, что Указ N 316 в этой части дублирует указы весны прошлого года о введении общероссийских нерабочих дней. Подробнее о том, на кого распространялись эти указы с учетом разъяснений органов власти по данному вопросу, смотрите в материале, подготовленном специалистами компании "Гарант".
Павел Сутулин,
рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
________________________________________________________
*(1) См. https://www.sobyanin.ru/koronavirus-prodlenie-vyhodnyh-dnei-i-drugie-resheniya?utm_source=tg&utm_medium=post&utm_campaign=120621 <https://www.sobyanin.ru/koronavirus-prodlenie-vyhodnyh-dnei-i-drugie-resheniya?utm_source=tg&utm_medium=post&utm_campaign=120621> :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.