Учет исполнения судебных актов: от претензии до оплаты обязательства.
Памятка бухгалтера бюджетной сферы
Обязанность организаций бюджетной сферы осуществить расходы может возникнуть из предъявленных претензионных и исковых требований. Такие требования порождают объекты бухгалтерского учета, которые необходимо своевременно и правильно отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности учреждения.
Как действовать в ситуации, когда получена претензия или к учреждению предъявлен иск? Что необходимо урегулировать в учетной политике?
Шаг 1. При поступлении в учреждение претензии необходимо установить, будет ли учреждение оспаривать данное требование.
Например, учреждением заключен контракт (договор), исполнителем выполнены все его условия, произведена поставка товара, выполнены работы, оказаны услуги. Результат исполнения обязательств заказчиком принят, то есть учреждением подписаны накладная, акт выполнения работ или оказания услуг. Учреждение не собирается оспаривать требование об оплате исполненного контракта (договора).
На основании контракта (договора) и "закрывающих" его документов на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета отражена кредиторская задолженность перед контрагентом, приняты обязательства на соответствующий финансовый год и денежные обязательства.
Претензия может содержать в себе требование об уплате не только основного долга, но и штрафных санкций, неустойки, пеней (например, за нарушение сроков оплаты). Такие требования учреждение также может признать неоспоримыми и отразить в учете задолженность перед контрагентом, бюджетные обязательства/обязательства учреждения, денежные обязательства (показатели на счетах 302 00/303 00, 502 01 и 502 02).
Порядок принятия решения необходимо закрепить в учетной политике учреждения, определив, кто и каким документом подтверждает суммы неоспоримых требований. Например, комиссия, в обязанность которой входит приемка результатов исполнения договора (контракта), должна проверить обоснованность требования и правильность расчета штрафных санкций.
Шаг 2. Если учреждение не согласно с предъявленными требованиями и будет их оспаривать, необходимо сформировать резерв по претензиям, искам или признать условное обязательство.
Порядок формирования такого резерва или условного обязательства регулируется положениями Стандарта "Резервы...".
Шаг 3. Формирование резерва по претензиям, искам.
Резерв по претензиям, искам признается в полной сумме предъявленных учреждению претензионных требований и исков на дату получения претензионного требования или на дату уведомления учреждения о принятии иска к судебному производству (пп. 11, 22 Стандарта "Резервы..."). Такая дата может быть зафиксирована, например, путем отметки в журнале входящей корреспонденции.
Формирование резерва означает, что у учреждения есть обязанность в будущем осуществить расходы в размере, обоснованно определенном и подтвержденном расчетно или документально, но финансовый период исполнения такой обязанности не определен (п. 9 Стандарта, п. 302.1 Инструкции N 157н).
Иск может содержать требование не только об уплате денежных средств, возникающих из предмета иска, но и о возмещении истцу судебных расходов, включая расходы на уплату государственной пошлины. Резерв формируется с учетом ожидаемой суммы расходов на оплату государственной пошлины и судебных издержек к возмещению (п. 302.1 Инструкции N 157н).
Но! При формировании резерва не следует учитывать ту часть претензионного или искового требования, которая ранее была признана в составе кредиторской задолженности, т.е. обязательства по оплате учреждение уже приняло и расходы признало.
В рамках формирования учетной политики учреждение вправе (но не обязано) установить особенности признания суммы резерва по претензиям, искам, например, с учетом экспертного мнения собственной юридической службы (п. 4.1 Методических рекомендаций).
Например, учреждению предъявлен иск. Юридической службой оформлено экспертное мнение - иск будет удовлетворен с вероятностью 80% и платить придется. Но сумма искового требования признана юридической службой необоснованной, и произведен иной расчет, подтвержденный документально. Резерв формируется в размере, обоснованно определенном юридической службой.
Шаг 4. Признание условного обязательства.
Если учреждением не предполагаются расходы по предъявленным требованиями и/или величина расходов не может быть расчетно-документально оценена, то признается условное обязательство (пп. 34, 35, 38, 39 Стандарта "Резервы...", раздел 8 Методических рекомендаций). При этом не формируется резерв и отложенные обязательства, информация об условном обязательстве раскрывается в Текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160, ф. 0503760).
Так, учреждению может быть предъявлено требование "неденежного" характера - например, о восстановлении сотрудника в должности. Или учреждению предъявлен иск и юридической службой выражено экспертное мнение - требование не будет удовлетворено в суде и платить не придется.
Порядок определения и документальное оформление такой оценки необходимо закрепить в учетной политике.
Обязательство, ранее признанное условным, может быть признано резервом, если велика вероятность осуществления расходов для исполнения требования, предъявленного к учреждению, и сумма может быть обоснованно оценена и подтверждена расчетно или документально, но финансовый период исполнения требования не определен.
Например, учреждению был предъявлен иск. Юридической службой оформлено экспертное заключение - иск не будет удовлетворен и платить не придется. Учреждение признало условное обязательство, резерв не формировался. По итогам судебного разбирательства вынесено решение об удовлетворении требований истца - на основании судебного акта учреждение формирует резерв.
Шаг 5. Формирование отложенных обязательств.
Одновременно с резервом по претензиям, искам, учтенном на счете 401 60 "Резервы предстоящих расходов", в сумме резерва формируются отложенные обязательства (п. 308 Инструкции N 157н, п. 2 раздела I Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 05.08.2019 N 02-07-07/58716, см. п. 1.2.3 приложения к письму Минфина России и Федерального казначейства от 07.04.2017 NN 02-07-07/21798, 07-04-05/02-308). Учет отложенных обязательств осуществляется на счете 0 502 99 000 "Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)" (п. 142.1 Инструкции N 162н, п. 166 Инструкции N 174н, п. 195 Инструкции N 183н).
При формировании отчетности необходимо обеспечить равенство показателей в графе 7 по строке 860 "Отложенные обязательства" Отчета (ф. 0503128), в графе 6 по строке 860 "Отложенные обязательства" Отчета (ф. 0503738), с остатком по счету 401 60 на отчетную дату (в графе 9 Сведений по кредиторской задолженности (ф. 0503169, ф. 0503769) по счету 401 60).
Таким образом, сумма претензионных/исковых требований найдет свое отражение:
- либо в составе кредиторской задолженности (на счетах 302 00/303 00), а также в составе принятых, но не исполненных бюджетных обязательств/обязательств учреждения и денежных обязательств (на счетах 502 01 и 502 02 соответственно);
- либо в составе резерва и отложенных обязательств (показатели на счетах 401 60 и 502 99);
- либо в составе условных обязательств, информация о которых раскрывается в текстовой части Пояснительной записки.
Шаг 6. Корректировка резерва по претензиям, искам.
Пунктом 26 Стандарта "Резервы..." предусмотрен ежегодный пересмотр стоимостной оценки резерва, и, при необходимости, его корректировка до текущей обоснованной оценки на годовую отчетную дату.
Вместе с тем учреждение вправе установить в рамках формирования учетной политики иную периодичность пересмотра и корректировки резервов предстоящих расходов в соответствии с п. 302.1 Инструкции N 157н. Суммы резерва отражаются в Сведениях о кредиторской задолженности (ф. 0503169, ф. 0503769) и в Отчете об обязательствах (ф. 0503128, ф. 0503738), которые составляются и представляются по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным, и должны содержать достоверные и актуальные на отчетную дату показатели.
Поэтому с целью формирования достоверных показателей квартальной отчетности рекомендуем производить корректировку резерва по претензиям, искам не реже чем на квартальную дату на основании судебных актов (судебного решения, судебного приказа, иного судебного акта), в которых сумма взыскания отличается от первоначальной суммы требования, признанной в качестве резерва. Например, требование о компенсации расходов на уплату госпошлины (иных судебных издержек) может и не содержаться в иске, а подлежать возмещению по решению суда. На основании судебного решения ранее созданный резерв корректируется на сумму подлежащих к возмещению судебных расходов.
Ранее созданный резерв может быть скорректирован учреждением неограниченное число раз на основании его новой документальной оценки. Так, в учетной политике может быть определено, что резерв по претензиям, искам корректируется:
- ежеквартально на дату формирования квартальной отчетности;
- на дату принятия судебного акта;
- на дату вступления в силу судебного акта.
Уточнять сумму резерва на основании судебного акта следует при условии, что на дату представления учреждением бухгалтерской (бюджетной) отчетности исполнительный документ взыскателем по месту открытия учреждению лицевого счета не предъявлен, т. е. не определен финансовый период погашения задолженности.
Одновременно с суммой резерва следует скорректировать величину отложенных обязательств.
Шаг 7. Принятие денежного и бюджетного обязательства / обязательства учреждения на основании исполнительного документа.
Сразу уточним, что речь идет об обязательствах, которые ранее не были приняты к учету - т.е. задолженность не была отражена на счетах 302 00/303 00, и неисполненные обязательства не были перерегистрированы (учтены на счетах 502 01 и 502 02). Напоминаем, что в бюджетном учете казенных учреждений перерегистрация неисполненных бюджетных и денежных обязательств прошлых лет отражается независимо от наличия ЛБО и при их отсутствии не может рассматриваться в качестве основания для штрафа по ст. 15.15.10 КоАП РФ (см. письмо Минфина России от 29.03.2018 N 09-02-08/20555).
В какой момент и на основании какого документа принимать обязательство / денежное обязательство? Этот вопрос порождает много споров и дискуссий. Учреждение встает перед выбором - принимать обязательства на основании судебного решения или все-таки на основании исполнительного документа. От выбора документа-основания зависит формирование показателей во многих формах отчетности: в Отчете об обязательствах (ф. 0503128, ф. 0503738), в Сведениях об исполнении судебных решений по денежным обязательствам (ф. 0503295, ф. 0503296), в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169, ф. 0503769) и наконец в Балансе (ф. 0503130, ф. 0503730), ведь денежные обязательства отражаются одновременно с расчетами по обязательствам, а за искажение показателей отчетности могут привлечь к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ.
С одной стороны, решение суда означает, что у учреждения возникла обязанность произвести оплату. Но для учреждений бюджетной сферы существует особый порядок оплаты судебных решений...
Так, казенное учреждение/госорган не может оплатить судебное решение в порядке, отличном от установленного гл. 24.1 БК РФ. Но обязательства принимаются на определенный финансовый год, и до поступления исполнительного документа в установленном бюджетным законодательством порядке определить, в каком году будет произведена оплата, невозможно. В свою очередь, обязательства, по которым не определен финансовый период их исполнения, относятся к отложенным. Для бюджетных/автономных учреждений, которым открыты лицевые счета в ТОФК или финоргане, также установлен особый порядок обращения взыскания на их средства.
Вместе с тем в некоторых несистемных письмах специалистами Минфина России было указано, что денежные обязательства принимаются на основании решения суда, в других письмах и решение суда и исполнительный документ упоминались в качестве документа-основания для отражения обязательств в учете (см., например, письма Минфина России от 29.07.2020 N 02-06-10/66864, от 27.03.2019 N 02-06-10/21066, от 08.12.2016 N 02-06-10/73797).
Поэтому, выбирая между решением суда и исполнительным документом в качестве документа-основания для отражения в учете обязательств с учетом требований абз. 2 п. 318 Инструкции N 157н, необходимо:
1. ознакомиться с требованиями к документам, предусмотренным порядком учета бюджетных и денежных обязательств ФК или финоргана соответствующего публично-правового образования;
2. учесть требования по санкционированию оплаты денежных обязательств, установленных финансовым органом. Отметим, что в отношении АУ/БУ оплата расходов за счет целевых субсидий (субсидий на иные цели, субсидий на капвложения) подлежит санкционированию (ч. 3.7 и 3.10 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", ч. 16 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ);
3. проверить в учетной политике перечень документов, подтверждающих принятие обязательств.
По нашему мнению, основанием для принятия к учету обязательства / денежного обязательства, возникших в связи с вступлением в законную силу судебного решения, является исполнительный документ, поступивший в установленном порядке по месту открытия учреждению лицевых счетов, если иное не установлено финорганом публично-правового образования.
Схема корреспонденций на счетах санкционирования предусматривает одновременное признание в учете бюджетного обязательства / обязательства учреждения и денежного обязательства, подлежащих исполнению за счет ранее созданного резерва, т.е. происходит реклассификация ранее принятого отложенного обязательства в обязательство и денежное обязательство (п.п. 141, 141.2 Инструкции N 162н, п. 167 Инструкции N 174н, п. 196 Инструкции N 183н). При этом в учете признаются расчеты по обязательствам (кредиторская задолженность на счетах 302 00/303 00) и списывается ранее созданный резерв (п. 28 Стандарта "Резервы...", п. 124.2 Инструкции N 162н, п. 160.1 Инструкции N 174н, п. 189 Инструкции N 183н).
Для отражения в учете обязательств и денежных обязательств учреждениям бюджетной сферы необходимо учесть особенности правового регулирования исполнения судебных актов.
В показатели принятых обязательств включаются в т.ч. обязательства по иным выплатам, обусловленные вступившими в законную силу решениями суда, предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году (абз. 15 п. 140 Инструкции N 162н, см. письмо Минфина России от 21.01.2013 N 02-06-07/155). Но! факт вступления в силу судебного акта для учреждений бюджетной сферы автоматически не влечет обязанности его оплатить, а также не обязывает суд направить исполнительный документ по месту открытия лицевого счета учреждению бюджетной сферы. Исполнительный документ выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству/заявлению направляется для исполнения.
Для казенных учреждений гл. 24.1 БК РФ установлен особый порядок исполнения судебных актов (ст. 239 БК РФ, см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13). Положения БК РФ не предусматривают добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов до предъявления судом или самим взыскателем (его представителем) исполнительного документа к исполнению в соответствии с требованиями ст. 242.1 БК РФ, поэтому процедура исполнения судебного акта, предусматривающая взыскание бюджетных средств, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства (см. п. 7 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2016), утв. Президиумом ВС РФ 19.10.2016).
Порядок обращения на средства бюджетного учреждения установлен ч. 20 ст. 30 Федерального закона 08.05.2010 N 83-ФЗ. Аналогичный порядок взыскания на средства автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований, установлен ч. 3.19 ст. 2 Федерального закона 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
В связи с особым порядком исполнения судебных актов казенными, бюджетными и автономными учреждениями, обязательство и денежное обязательство в бюджетном/бухгалтерском учете учреждений бюджетной сферы отражаются на основании исполнительного документа (исполнительного листа, судебного приказа), предъявленного в рамках процедуры взыскания денежных средств, а именно после его поступления в финансовый орган / орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета казенному /бюджетному /автономному учреждению, на основании уведомления о поступлении исполнительного документа с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (ст. 242.3 - 242.5 БК РФ, п. 6 ч. 20 ст. 30 Федерального закона 08.05.2010 N 83-ФЗ).
До поступления исполнительного документа в установленном порядке:
- у казенного учреждения нет оснований для принятия денежного обязательства, поскольку отсутствует возможность оплатить судебный акт без соблюдения норм гл. 24.1 БК РФ и определить финансовый период, в котором обязательство будет исполнено;
- у бюджетного/автономного учреждения, которому открыты лицевые счета в финансовом органе / органе Федерального казначейства, также отсутствует обязанность оплатить судебный акт.
На федеральном уровне в качестве документа, на основании которого возникает бюджетное и денежное обязательство получателя средств федерального бюджета, прямо указан исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ) - судебный акт (решение суда, иной судебный акт) не поименован в качестве оснований для постановки на учет бюджетных и денежных обязательств (Приложение N 3 к Порядку учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства, утв. приказом Минфина России от 30.10.2020 N 258н).
Принятие денежных обязательств именно по факту поступления исполнительных документов в финорган / орган Федерального казначейства, а не на основании вступившего в силу судебного акта (решения суда) косвенно подтверждается положениями подп. "а" п. 2.2 Приказа N 191н, п. 5 Приказа N 33н, согласно которым при формировании отчетности на 1 июля 2020 года Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам (ф. 0503295, ф. 0503296) формировались только по суммам денежных обязательств по судебным решениям, подлежащим взысканию за счет денежных средств, размещенных на банковских счетах, поскольку информация о денежных обязательствах, принятых на основании исполнительных документов, поступивших в финорган / орган казначейства, доступна финоргану соответствующего публично-правового образования - субъекту консолидированной отчетности.
Вместе с тем на автономные учреждения, которым открыты не только лицевые счета в финоргане / органе Федерального казначейства, но и счета в кредитных организациях, в случае принятия решения руководителем автономного учреждения об исполнении судебного акта за счет средств, находящихся на счетах в кредитных организациях, положения ч. 3.19 ст. 2 Федерального закона 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" не распространяются, и автономные учреждения вправе оплатить задолженность с банковского счета на основании судебного акта или исполнительного документа, поступивших непосредственно в учреждение. При этом основанием для принятия обязательства и денежного обязательства могут выступать вступивший в силу судебный акт и решение руководителя об оплате обязательства за счет средств, находящихся на счете, открытом автономному учреждению в кредитной организации.
В учетной политике учреждения следует определить документы-основания для учета обязательств и денежных обязательств при исполнении судебных актов и дату принятия к учету таких обязательств (абз. 2 п. 318 Инструкции N 157н).
Процедурой взыскания денежных средств предусмотрено, что финорган / орган казначейства, в котором учреждению-должнику открыты лицевые счета, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению. Обязательства могут приниматься к учету либо датой поступления такого уведомления в учреждение, либо датой приема к исполнению исполнительного документа финорганом / органом казначейства. При выборе даты следует учесть, что исполнительный документ может поступить в финорган / орган казначейства в конце декабря текущего (отчетного) года, а уведомление может быть направлено в учреждение в январе следующего года с соблюдением установленного пятидневного срока. Даже если в учетной политике в качестве даты принятия обязательств установлена дата поступления уведомления в учреждение, в такой ситуации учреждение обязано признать обязательства последним днем отчетного финансового года в качестве события после отчетной даты, подтверждающего условие деятельности в соответствии с п. 7 Стандарта "События после отчетной даты".
Обращаем внимание - для казенных учреждений принятие бюджетных обязательств сверх ЛБО на основании судебных актов (исполнительных документов) не может рассматриваться в качестве административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.10 КоАП РФ. Возможность принятия бюджетных обязательств сверх доведенных ЛБО предусмотрена порядком исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, установленным гл. 24.1 БК РФ.
Шаг 8. Признание задолженности в качестве просроченной.
Если признание расчетов по обязательствам обусловлено вступившими в законную силу решениями суда, иными словами кредиторская задолженность признана за счет ранее созданного резерва по претензиям, искам на основании исполнительных документов, поступивших в рамках процедуры взыскания, необходимо определить, в какой момент такая задолженность становится просроченной.
Неисполненная кредиторская задолженность считается просроченной при наступлении даты ее исполнения (п. 167 Инструкции N 191н, п. 69 Инструкции N 33н).
Срок исполнения судебного акта может содержаться непосредственно в самом акте. В случае, если в срок, установленный судебным актом, задолженность не погашена, она считается просроченной.
Но в решении суда срок погашения задолженности может отсутствовать. По мнению финансового ведомства при отсутствии пресекательных сроков для исполнения решения суда датой исполнения задолженности считается дата вступления решения суда в законную силу (см письма Минфина России от 16.05.2017 N 02-06-10/29607, от 24.05.2019 N 02-09-07/37960). Иными словами, задолженность признается просроченной на день, следующий за датой вступления в законную силу решения суда при отсутствии условия о рассрочке/отсрочке его исполнения независимо от даты получения исполнительного документа.
Вместе с тем положениями гл. 24.1 БК и ч. 20 ст. 30 Федерального закона 08.05.2010 N 83-ФЗ установлены сроки, в которые учреждение-должник должен представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ (заявку на кассовый расход, платежное поручение) на перечисление средств: для КУ такой срок составляет 10 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа, для АУ/БУ - 30 рабочих дней.
Поэтому для признания задолженности в качестве просроченной можно считать именно истечение срока, установленного для оплаты исполнительных документов законодательством об исполнении судебных актов учреждениями бюджетной сферы. Такой критерий к определению задолженности в качестве просроченной следует согласовать с финансовым органом соответствующего публично-правового образования.
Шаг 9. Оплата обязательства.
Для погашения задолженности в орган казначейства/финорган необходимо представить платежный документ на сумму полной либо частичной оплаты исполнительного документа.
В зависимости от типа учреждения законодательством установлены следующие требования для оплаты судебных актов:
Требование |
Казенное учреждение |
Автономное / бюджетное учреждение |
Срок представления платежного документа в ТОФК/финорган |
В течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления. Одновременно представляется информация об источнике образования задолженности и о КБК текущего года, по которым должны быть произведены расходы |
В течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления |
Если выплаты по исполнительному документу имеют периодический характер |
Одновременно с платежным документом следует представить информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу |
|
Требования к сумме платежного документа |
На сумму полной либо частичной оплаты документ представляется в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете ПБС по соответствующим КБК |
АУ/БУ самостоятельно определяет, с какого лицевого счета будет произведена оплата. На сумму полной либо частичной оплаты документ представляется в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете. |
Если денежных средств недостаточно для исполнения предъявленных исполнительных документов |
При отсутствии либо недостаточности соответствующих ЛБО и/или ПОФ КУ направляет в ГРБС запрос-требование о выделении ему дополнительных ЛБО и/или ПОФ с указанием даты поступления исполнительного документа в финорган/ТОФК. Не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке ЛБО и/или ПОФ должник обязан представить в финорган/ТОФК платежный документ для оплаты. |
При отсутствии либо недостаточности денежных средств АУ/БУ обязано не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ для оплаты |
Платежные документы необходимо представлять на оплату вместе с документами, подтверждающими возникновение денежного обязательства, если такое требование установлено финансовым органом в порядке санкционирования оплаты денежных обязательств. Так, для федеральных КУ требование о представлении документа-основания содержится в п. 7 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 30.10.2020 N 257.
Напомним, что для БУ/АУ в отношении средств целевых субсидий финорганом соответствующего публично-правового образования также устанавливается порядок санкционирования (см., например, пп. 60, 61 Порядка казначейского обслуживания, утв. приказом Минфина России от 14.05.2020 N 21н).
В Энциклопедиях решений вы найдете актуальную информацию об исполнении судебных актов: - Исполнение судебных актов по денежным обязательствам бюджетных и автономных учреждений; |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.