Учет расчетов по субсидии на задание.
Пошаговая инструкция
Операции по предоставлению и получению субсидии на выполнение задания отражаются в соответствии с положениями Инструкций NN 162н, 174н, 183н.
Кроме того, Минфином России было доведено системное письмо "О признании в бухгалтерском (бюджетном) учете показателей доходов (расходов) отчетного периода по операциям от получения бюджетными и автономными учреждениями субсидий из бюджета" от 04.02.2020 N 02-06-07/6939, а также письмо от 06.02.2020 N 02-07-07/7802
Шаг 1. Приняты к учету показатели Плана ФХД по доходам и расходам за счет субсидии на задание
Дебет |
Кредит |
Советы |
У учреждения | ||
4 507 Х0 131 |
4 504 Х0 131
|
1. Если бюджет и задание утверждены на 3 года, в Плане ФХД показатели также должны быть утверждены на 3 года. 2. Ожидаемые доходы и расходы покажите на 500-х счетах сразу за 3 года в разрезе соответствующих финансовых периодов. 3. В форме 0503737 укажите сумму плановых назначений только за текущий (отчетный) год на основании утвержденного Плана ФХД (п. 38 Инструкции N 33н). 4. В форме 0503738 в графе 4 укажите сумму плановых назначений по расходам на основании утвержденного Плана ФХД: - по строке 200 на текущий (отчетный) год; - по строке 800 на годы, следующие за текущим (отчетным) (п. 48 Инструкции N 33н). |
4 504 Х0 2ХХ 4 504 Х0 3ХХ |
4 506 Х0 2ХХ 4 506 Х0 3ХХ |
Шаг 2. Заключено соглашение о предоставлении субсидии
Дебет |
Кредит |
Советы |
У учреждения | ||
4 205 31 561 |
4 401 40 131 |
1. Подписание Соглашения - основание для отражения в учете начисления дебиторской задолженности и доходов будущих периодов. 2. Начисление доходов отражается всегда с применением счета 401 40 вне зависимости от того, заключено соглашение в прошлом или текущем году. 3 При условии, что Соглашение заключено на текущий год и плановый период, показатели отражаются в размере общей суммы, предусмотренной Соглашением (например, в сумме на 3 года). Если бюджет и задание утверждены на 3 года, в Соглашении также должна быть указана сумма на 3 года 4. На основании дополнительного соглашения показатели текущего года и планового периода подлежат корректировке. На счетах санкционирования корректировка отражается на основании внесенных изменений в План ФХД. 5. Лучше не подписывать Соглашение "задним числом". Пример: Фактически подписали соглашение в марте после сдачи отчетности, но датировали его декабрем прошлого года. В такой ситуации могут оштрафовать за искажение отчетности, ведь согласно содержанию документов факт заключения Соглашения надо было отразить в годовом отчете |
Основание: п. 54 Стандарта "Доходы", п. 93 Инструкции N 174н, п. 96 Инструкции N 183н, п. 3.2 раздела IV Приложения N 1 к письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939 | ||
У органа-учредителя | ||
КРБ 1 501 Х3 241 |
КРБ 1 502 Х1 241 |
1 На основании Соглашения отражается принятое бюджетное обязательство в разрезе соответствующих финансовых периодов. 2. Как правило, после принятия бюджета на следующий год и плановый период, а также получения ЛБО орган-учредитель формирует задание на следующий год и плановый период и заключает Соглашение о субсидии. В такой ситуации первоначально на основании соглашения бюджетные обязательства по субсидии надо отразить на счетах 502 21, 502 31, 502 41, а в следующем году перенести показатели на счета 502 11, 502 21, 502 31. 3. В форме 0503128 в графах 5 и 7 укажите сумму ЛБО и принятых бюджетных обязательств на основании Соглашения: - по строке 200 на текущий (отчетный) год; - по строке 800 на годы, следующие за текущим (отчетным) (п.п. 70, 71, 72.1 Инструкции N 191н). 4. Если заключили соглашение ДО доведения ЛБО в установленном порядке, при проверке могут оштрафовать по ст. 15.15.10 КоАП РФ. 5. За несвоевременное утверждение задания и, как следствие, несвоевременное заключение соглашения могут оштрафовать по ст. 15.15.15 КоАП РФ. Подробности смотрите здесь |
Основание: п. 134 Инструкции N 162н, п. 3.1 раздела IV Приложения N 1 к письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939 |
Шаг 3. Согласно графику наступила дата перечисления субсидии или ее части
Дебет |
Кредит |
Советы |
У органа-учредителя | ||
КРБ 1 502 11 241 |
КРБ 1 502 12 241 |
Если задерживаетесь с перечислением части субсидии согласно графику, все равно надо показать принятое денежное обязательство. В подобных ситуациях в форме 0503128 надо будет отразить принятые, но не исполненные денежные обязательства |
Основание: п. 141 Инструкции N 162н, п. 3.3 раздела IV Приложения N 1 к письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939 |
В настоящее время в Инструкциях NN 174н, 183н нет специальных требований об отражении на балансовых счетах этого события. В учетной политике учреждения можно предусмотреть специальное субконто для счета 205 31, например, "Дебиторская задолженность с наступившим сроком погашения". Обороты по счету 205 31, связанные с изменением этого субконто, при составлении формы 0503769 учитывать не следует.
Шаг 4. Перечислена субсидия
Дебет |
Кредит |
Советы |
У учреждения | ||
4 508 10 131 |
4 507 10 131 |
Субсидия на выполнение задания может быть перечислена автономному учреждению на счет в банке. В этом случае надо показать по дебету счет 4 201 21 510 |
4 201 11 510 4 201 21 510 |
4 205 31 661 |
|
Увеличение 17 (130 АнКВД, 131 КОСГУ) | ||
Основание: п. 72 Инструкции N 174н, пп. 72, 77 Инструкции N 183н, п. 12.1.3 Порядка N 85н, п. 9.3.1 Порядка N 209н, п. 4 раздела IV Приложения N 1 к письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939. | ||
У органа-учредителя | ||
КРБ 1 206 41 562 |
КРБ 1 304 05 241 |
1. При перечислении субсидии обязательно покажите увеличение дебиторской задолженности на счете 206 41. Пока учреждение не отчитается о выполнении задания, дебиторка должна числиться именно на счете 206 41. 2. Не забывайте, при определенных обстоятельствах за несвоевременное перечисление субсидии подведомственным учреждениям могут оштрафовать по. ст. 15.15.15 КоАП РФ. Подробности смотрите здесь |
Основание: пп. 80, 111 Инструкции N 162н, п. 4 раздела IV Приложения N 1 к письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939 |
Шаг 5. Подписано дополнительное соглашение об уменьшении/увеличении суммы субсидии в связи с уменьшением/увеличением объема задания в текущем финансовом году
Дебет |
Кредит |
Советы |
У учреждения | ||
4 507 10 131
4 504 10 ХХХ
|
4 504 10 131
4 506 10 ХХХ |
1. Проводка отражается при внесении изменений в План ФХД не только по доходам, но и по расходам. 2. При увеличении объема субсидии отражается прямая бухгалтерская запись, при уменьшении - обратная. 3. Любое увеличение/уменьшение субсидии должно сопровождаться увеличением/уменьшением задания, а также является одним из оснований для внесения изменений в План ФХД. 4. Если изменения затрагивают показатели планового периода, учетные данные также подлежат корректировке в разрезе соответствующих финансовых периодов. |
или (уменьшение) | ||
4 504 10 131
4 506 10 ХХХ |
4 507 10 131
4 504 10 ХХХ |
|
Основание: пп. 171, 177 Инструкции N 174н, пп. 200, 206 Инструкции N 183н, п. 5.1 раздела IV Приложения N 1 к письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939 | ||
4 205 31 561 |
4 401 40 131 |
1. Увеличение объема субсидии отражается по кредиту счета 401 40, а уменьшение - по дебету счета 401 40, то есть "обратной" бухгалтерской записью. 2. Изменение размера субсидии должно сопровождаться соответствующим изменением показателей задания, а в исключительных случаях - пересчетом размера субсидии с применением измененного коэффициента выравнивания. НО! В любом случае должно быть заключено дополнительное соглашение, на основании которого учреждение скорректирует учетные данные. Чтобы своевременно корректировать размер субсидии, может быть предусмотрено представление в конце года предварительного отчета о выполнении задания. |
или (уменьшение) | ||
4 401 40 131 |
4 205 31 661 |
|
Основание: пп. 94, 158 Инструкции N 174н, пп. 97, 186 Инструкции N 183н, п. 5.1 раздела IV Приложения N 1 к письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939 | ||
4 205 31 661 |
4 201 11 610 4 201 21 610 |
1. В случае если в результате уменьшения объема субсидии у учреждения возникает обязанность возвратить часть ранее предоставленных средств в бюджет, то операция по возврату отражается в качестве уменьшения доходов текущего года 2. Не забывайте одновременно скорректировать показатели полученного финансового обеспечения на счетах санкционирования. |
Уменьшение 17 (130 АнКВД, 131 КОСГУ) | ||
4 508 10 131 |
4 507 10 131 |
|
"Красное сторно" | ||
У органа-учредителя | ||
КРБ 1 501 13 000 |
КРБ 1 502 11 241 |
1. При увеличении объема субсидии отражается прямая бухгалтерская запись, при уменьшении - способом "Красное сторно". В случае если в результате уменьшения размера субсидии часть средств подлежит возврату, корректировку показателей принятых бюджетных обязательств целесообразно отражать по факту зачисления средств на лицевой счет ПБС. 2. При изменении размера субсидии на плановый период покажите бюджетные обязательства по кредиту счетов 502 21, 502 31. |
или (уменьшение) | ||
КРБ 1 501 13 000 |
КРБ 1 502 11 241 |
|
"Красное сторно" | ||
КРБ 1 304 05 241 |
КРБ 1 206 41 662 |
В случае если в результате уменьшения объема субсидии у учреждения возникает обязанность возвратить часть ранее предоставленных средств в бюджет, то операция по возврату отражается в качестве восстановления кассовых выплат. |
КРБ 1 502 11 241 |
КРБ 1 502 12 241 |
При восстановлении кассовой выплаты корректировке подлежат показатели ранее принятых денежных обязательств. |
"Красное сторно" |
Шаг 6. Учреждением приняты и оплачены обязательства за счет средств субсидии
I. Если будете оплачивать за счет КФО "4" расходы, относящиеся к приносящей доход деятельности или выполнению программы ОМС, по результатам проверки могут оштрафовать за "нецелевку" по ст. 15.14 КоАП РФ. Так что не забывайте распределять между КФО "4", "2" и "7" расходы, относящиеся к нескольким видам деятельности. Особое внимание обратите на расходы:
- по выплате среднего заработка, база для исчисления которого была отнесена на несколько КФО;
- по перечислению налога на имущество по объектам недвижимости, задействованным одновременно при выполнении задания и в приносящей доход деятельности/выполнении программы ОМС.
Как учреждению распределять расходы между видами деятельности в целях налогообложения прибыли смотрите здесь.
II. Некорректное применение КБК при расходовании средств субсидии на выполнение задания не является основанием для квалификации расходов в качестве нецелевых.
В то же время даже временное отвлечение средств с КФО "4" на оплату обязательств по КФО "2" может стать поводом для штрафа по ст. 15.14 КоАП РФ.
III. За счет субсидии текущего года можно принимать обязательства, относящиеся к выполнению задания в текущем году. Причем некоторые ревизоры, ссылаясь на ст. 78.1 БК РФ, полагают, что субсидию текущего года нельзя потратить на оплату расходов, относящихся к выполнению задания в иные периоды. И хотя нормы ст. 78.1 БК РФ можно трактовать и по-другому, чтобы не возникало лишних споров лучше оплачивать такие расходы за счет приносящей доход деятельности или за счет экономии субсидии прошлых лет. Конечно, такое решение возможно, если позволят ресурсы учреждения.
IV. Принимая обязательства за счет субсидии, распределяйте затраты между счетами 401 20 и 109 00. Принцип распределения достаточно прост:
- расходы, непосредственно связанные с формированием себестоимости услуги, отражаются на счете 4 109 60 000 (п. 67 Инструкции N 174н, п. 67 Инструкции N 183н);
- все расходы, которые не формируют стоимость государственной (муниципальной) услуги, надо списывать в дебет счета 401 20. Например, согласно п. 153 Инструкции 174н и п. 181 Инструкции 183н к затратам, которые сразу можно списывать в дебет счета 4 401 20 200, относятся расходы по содержанию недвижимости и ОЦДИ. Подробности смотрите здесь.
V. Если оплатили основное средство за счет КФО "4" только частично, а остальные расходы проводили по КФО "2", "5" или "6" - все дополнительные вложения обязательно надо перевести на КФО "4" с применением счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами". Счет 304 06 закройте в корреспонденции со счетом 401 30 с отражением в Справке по заключению счетов (ф. 0503710). Примеры такого перевода смотрите здесь.
В строке 070 формы 0503768 покажите движение по счету 106 между разными КФО: поступление по "4" и выбытие по "2", "5", "6".
Переводить НФА с КФО "2" на КФО "4" не обязательно, даже если они полностью или частично используются при выполнении задания.
Переводить НФА с КФО "4" на КФО "2" НЕЛЬЗЯ! На это Минфин России обращает внимание в письме от 13.09.2012 N 02-06-10/3694.
См. порядок отражения в учете принятия и исполнения обязательств в п. 6 раздела IV Приложения N 1 к письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939.
Шаг 7. Признаны показатели финансового результата текущего года на основании документа, содержащего информацию о достижении условий предоставления субсидии на выполнение задания
Дебет |
Кредит |
Советы |
У учреждения | ||
4 401 40 131 |
4 401 10 131 |
1. Признание финансового результата по доходам текущего года отражается на основании: а) информации о достижении условий предоставления субсидии, оформленной Отчетом по субсидии на выполнение задания (далее - Отчет); и (или) б) информации о результатах использования субсидии - Извещения (ф. 0504805). Оно формируется в случае отсутствия на дату формирования отчетности Отчета в целях отражения в бухгалтерском учете финансовых результатов по методу начисления (формирования расчетов по полученным субсидиям для целей составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности); и (или) в) иного документа, предусмотренного Соглашением для целей отражения в бухгалтерском учете результатов использования субсидии. Подробнее о формировании названных документов смотрите здесь. 2. Если Соглашением установлена промежуточная отчетность, то должны быть установлены и критерии оценки выполнения задания в течение года, а также плановые показатели достижения результатов на установленную отчетом дату. 3. Если промежуточная отчетность не требуется, то доходы текущего года признавайте в конце отчетного года по итоговому Отчету, Извещению (ф. 0504805). Примеры: Критерием выполнения задания в части уплаты налога на имущество/на землю может быть, например, своевременная поквартальная уплата соответствующего налога |
Основание: п. 150 Инструкции N 174н, п. 186 Инструкции N 183н, пп. 31, 54 Стандарта "Доходы", п. 7 раздела IV Приложения N 1 к письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939 | ||
У органа-учредителя | ||
КРБ 1 401 20 241 |
КРБ 1 302 41 732 |
1. Операция по признанию расходов текущего финансового года отражается в учете по тем же основаниям, по которым в учете подведомственных учреждений отражается признание доходов текущего года в виде субсидии. 2. Если Отчет или Извещение (ф. 0504805) утверждены уже в очередном году, то признание расходов отражается последним днем отчетного периода в качестве события после отчетной даты. 3. Если соглашение об уменьшении субсидии не подписывали, но перечислили субсидию не в полном объеме, на 1 января в отчетности может быть отражена кредиторка по счету 302 41, подлежащая погашению в следующем году. 4. Корректировка принятых денежных обязательств отражается в сумме признанных расходов текущего финансового года. Операции по уточнению ранее принятых денежных обязательств отражаются в сумме зачета по авансовым перечислениям даже при использовании субсидии в полном объеме. Если у учреждения-получателя субсидии есть остаток средств субсидии к возврату, в графе 12 ф. 0503128 сформируется показатель со знаком "минус" - перечисление средств субсидии превысит сумму уточненных по Отчету денежных обязательств на сумму такого остатка. Показатель подкреплен наличием дебиторской задолженности на счете 1 205 36 000 |
КРБ 1 502 11 241 |
КРБ 1 502 12 241 |
|
КРБ 1 302 41 832 |
КРБ 1 206 41 662 |
|
КРБ 1 502 11 241 |
КРБ 1 502 12 241 |
|
"Красное сторно" | ||
Основание: п. 102 Инструкции N 162н, п. 7 раздела IV Приложения N 1 к письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939 |
Шаг 8. По завершению финансового (отчетного) года сформированы расчеты по остаткам субсидии на задание, подлежащим перечислению в бюджет в связи с невыполнением задания
Обязанность по перечислению в доход бюджета остатка субсидии на выполнение задания возникает у бюджетного/автономного учреждения только при недостижении показателей, характеризующих объем оказываемых услуг/выполняемых работ. Если указанные показатели достигнуты, то не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидий на выполнение задания (в том числе поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет) используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых созданы учреждения (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ; ч. 3.15 ст. 2 Закона N 174-ФЗ, письма Минфина России от 06.02.2020 N 02-07-10/7764, от 23.12.2019 N 09-07-07/100885).
В случае если учреждением не достигнуты показатели задания, характеризующие качество оказываемых услуг/выполняемых работ, обязанность возвращать в доход бюджета остаток субсидии прошлых лет может быть предусмотрена Соглашением. В этом случае расчеты по возврату остатка субсидии прошлого года в бюджет могут быть отражены в общеустановленном порядке.
В то же время нормативным актом, принятым на уровне конкретного публично-правового образования, может быть предусмотрен возврат в доход бюджета неиспользованного остатка субсидии даже при выполненном задании. Порядок отражения данной ситуации Инструкциями NN 174н и 183н не урегулирован, соответственно, его необходимо согласовать с учредителем или финорганом в порядке п. 4 Инструкции N 174н, п. 5 Инструкции N 183н. Например, если речь идет о субсидии прошлого года, остаток в такой ситуации может быть возвращен в порядке, аналогичном возврату в бюджет остатка субсидии прошлого года при невыполнении задания. Остаток субсидии, возвращаемый в году представления субсидии, может быть отражен как уменьшение дохода по статье 130 АнКВД, статье 131 КОСГУ.
Дебет |
Кредит |
Советы |
У учреждения: | ||
4 401 40 131 |
4 303 05 731 |
1. Сделайте эту проводку в сумме НЕвыполненного задания: спишите доходы будущих периодов и отразите "кредиторку" перед бюджетом. 2. По итогам года по отдельным услугам задание может быть перевыполнено, а по другим недовыполнено. В этом случае остаток субсидии, приходящийся на объем неоказанных услуг, надо перечислить в бюджет. Что касается перевыполнения, если задание не корректировалось, орган-учредитель может, но не обязан предоставить соответствующую целевую субсидию. 3. Если учреждение недовыполнило или перевыполнило задание в пределах допустимого отклонения, по итогам года у него не возникает обязательство по возврату суммы субсидии в доход бюджета, а орган-учредитель не обязан предоставлять из бюджета дополнительные средства. 4. Не забывайте: за невыполнение задания могут вынести предупреждение и даже оштрафовать по ст. 15.15.15-1 КоАП РФ |
Основание: пп. 131, 158 Инструкции N 174н, п. 186 Инструкции N 183н, п. 8 раздела IV Приложения N 1 к письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939 | ||
У органа-учредителя: | ||
КДБ 1 205 36 562 |
КРБ 1 206 41 662 |
1. Бухгалтерская запись отражается в сумме остатков средств, предоставленных учреждению на финансовое обеспечение выполнения задания, подлежащих перечислению в бюджет в связи с его невыполнением. 2. Поступление средств отражается по КБК ХХХ 1 13 0299Х ХХ ХХХХ 130 |
Основание: п. 78 Инструкции N 162н, п. 8 раздела IV Приложения N 1 к письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939 |
Шаг 9. Учреждением в доход бюджета возвращен остаток субсидии в связи с невыполнением задания
Дебет |
Кредит |
Советы |
У учреждения: | ||
4 303 05 831 |
4 201 11 610 4 201 21 610 |
При возврате средств субсидии прошлого года, оставшихся на лицевом счете, в формах отчетности операцию надо отразить так: - в форме 0503723: в строках 4220, 5020; - в форме 0503737: в строках 592, 720 и 910 |
Увеличение 18 (610 АнКВИ, 610 КОСГУ) | ||
Основание: п.133 Инструкции N 174н, п. 161 Инструкции N 183н, п. 62.5.1 Порядка N 85н, п. 14.1 Порядка N 209н, п. 9 раздела IV Приложения N 1 к письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939 | ||
2 304 06 832
|
2 201 11 610 2 201 21 610 |
1. Если денег по КФО "4" не осталось, субсидию можно вернуть за счет КФО "2". Но предварительно "переведите" деньги с КФО "2" на КФО "4" через счет 304 06. Дело в том, что согласно контрольным соотношениям орган-учредитель должен сверять показатель Раздела 1 своей формы 0503127 по КБК ХХХ 1 13 0299Х ХХ ХХХХ 130 с показателями строк 592 Раздела 3 и 910 Раздела 4 формы 0503737, представленной учреждением по КФО 4. 2. Специалисты Минфина России полагают, что учреждение может погасить задолженность по возврату остатка субсидии прошлого года, использовав для этого субсидию текущего года. Однако самый безопасный вариант - сделать перечисление за счет КФО "2". Дело в том, что ревизоры могут расценить использование на эти цели средств субсидии в качестве "нецелевки". 3. Отразите информацию о привлечении собственных средств в Пояснительной записке (ф. 0503760). 4. Привлечение собственных средств отражается в форме 0503737: - по КФО 2 в графе 5 раздела 3 по строке 720, по строке 832 (со знаком "минус"). - по КФО 4 в графе 5 раздела 3 по строке 710 (со знаком "минус"), по строке 831. |
Увеличение 17 (510 АнКВИ, 510 КОСГУ) |
Увеличение 18 (610 АнКВИ; 610 КОСГУ) |
|
4 201 11 510 4 201 21 510 |
4 304 06 732
|
|
Увеличение 17 (510 АнКВИ; 510 КОСГУ) |
Увеличение 18 (610 АнКВИ; 610 КОСГУ) |
|
У органа-учредителя | ||
КДБ 1 210 02 136 |
КДБ 1 205 36 662 |
1. Возвращается остаток средств субсидии на задание, образовавшийся в связи с его невыполнением. 2. Поступление в бюджет возвратов субсидий в формах отчетности отражается так: - в форме 0503123: в строках 4210, 5010 - в форме 0503127: в строках 010 по КБК ХХХ 1 13 0299Х ХХ ХХХХ 130 |
Основание: п. 91 Инструкции N 162н, п. 9 раздела IV Приложения N 1 к письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939 |
Возврат субсидии на задание прошлого года отражается в текущем году по строке 4010 раздела 1 Плана ФХД.
Шаг 10. Погашена задолженность органа-учредителя по субсидии прошлого года
Дебет |
Кредит |
Советы |
У учреждения: | ||
4 507 10 131 |
4 504 10 131 |
Плановую сумму доходов, не полученных в прошлом году, отразите на счетах санкционирования в начале текущего года |
4 508 10 131 |
4 507 10 131 |
1. Если соглашение об уменьшении субсидии не подписывали, но получили в течение года деньги не в полном объеме, на 1 января в отчетности может быть отражена дебиторка по счету 205 31, подлежащая погашению в следующем году. 2. Погашение органом-учредителем долга отражайте так же, как и плановое поступление субсидии. 3. Если погашение задолженности учредителем не планируется, то спишите дебиторскую задолженность в общеустановленном порядке. |
4 201 11 510 4 201 21 510 |
4 205 31 661 |
|
Увеличение 17 (130 АнКВД; 131 КОСГУ) | ||
У органа-учредителя | ||
КРБ 1 501 13 000 |
КРБ 1 502 11 241 |
В случае если принято решение о погашении задолженности в текущем году, то по счетам санкционирования расходов отражается перерегистрация неисполненных обязательств прошлых лет |
КРБ 1 502 11 241 |
КРБ 1 502 12 241 |
|
КРБ 1 302 41 832 |
КРБ 1 304 05 241 |
По мнению специалистов финансового ведомства, в качестве источника компенсации в текущем финансовом году задолженности по предоставлению учреждению субсидии на задание, выполненное в отчетном финансовом году, следует использовать субсидию на иные цели (раздел 7 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013). В этом случае дебиторская задолженность по КФО 4 у учреждения и кредиторская задолженность по предоставлению субсидии на задание у учредителя может быть списана с балансового учета с последующим отражением расчетов в рамках КФО 5 по целевой субсидии на компенсацию затрат.
Шаг 11. Учреждением достигнута экономия средств субсидии
I. Если ваше учреждение по итогам года выполнило задание и еще остались деньги субсидии, остаток можно использовать на выполнение задания в следующем году и даже на иные уставные цели, связанные с приносящей доход деятельностью.
Чтобы не было вопросов "Почему деньги по КФО "4" вы тратите на приносящую доход деятельность?", организуйте обособленный учет расходов за счет экономии. Это можно сделать, например:
- на специальном субконто, открытом к счетам по санкционированию;
- в специальных книгах или журналах.
Подробнее об учете экономии субсидии читайте здесь.
II. Наличие остатка субсидии на 1 января - не нарушение. Напротив, если задание выполнено по объему и качеству, да еще и остались деньги - это признак эффективной организации работы. Но... ревизоры, увидев остатки, зачастую пытаются найти какие-нибудь "подводные камни". Например, начинают искать нарушения в расчете финобеспечения или в задании. Так что будьте готовы показать проверяющим, что остаток субсидии по КФО "4" на начало года обусловлен наличием:
- кредиторки;
- обязательств и принимаемых обязательств на 500-х счетах;
- отложенных обязательств (резервов);
- планами по приобретению иного движимого имущества, которое не купили в прошлом году - его стоимость включена в нормативные затраты.
III. Если по каким-то причинам забыли распределить между КФО "2" и "4" расходы, относящиеся к двум видам деятельности, наличие экономии поможет отстоять свою позицию в ходе проверки.
Например. Ошибочно оплатили налог на имущество, используемое в задании и приносящей доход деятельности, только за счет КФО "4"? В этом случае можно ссылаться на то, что часть налога была оплачена за счет экономии субсидии, которую можно тратить на любые уставные цели.
Шаг 12. Учреждение, выполнив задание, добровольно перечисляет в бюджет остаток субсидии
Дебет |
Кредит |
Примечание |
У учреждения: | ||
4 401 20 241 |
4 303 05 731 |
1. При условии выполнения задания в полном объеме возврат остатка (по сути, экономии) субсидии прошлого года в доход бюджета по решению учреждения может рассматриваться в качестве "расходной" операции с применением КВР 853, на который подлежат отнесению расходы по уплате иных платежей, не отнесенных к другим подгруппам и элементам группы видов расходов 800 "Иные бюджетные ассигнования", и невозможностью применения иных групп видов расходов (см. совместное письмо Минфина России и Федерального казначейства от 17.12.2020 NN 02-04-04/110850, 07-04-05/02-26291). Расходы на перечисление средств в бюджет в соответствии с п. 10.4.1 Порядка N 209н относятся на подстатью 241 "Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления" КОСГУ . 2. Не забывайте отразить показатели принятых обязательств и денежных обязательств, а также запланированные расходы на 500-х счетах по факту утверждения/внесения изменений в План ФХД. |
4 506 10 241 |
4 502 11 241 |
|
4 502 11 241 |
4 502 12 241 |
|
4 303 05 831 |
4 201 11 610 4 201 21 610 |
|
Увеличение 18 (853 КВР; 241 КОСГУ) | ||
У органа-учредителя | ||
КДБ 1 205 53 562 |
КДБ 1 401 10 153 |
Безвозмездные поступления в доход бюджета от государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с п. 9.5.3 Порядка N 209н относятся на подстатью 153 КОСГУ. В связи с отсутствием обязанности осуществлять такие возвраты, Порядком N 85н не предусмотрен отдельный код классификации доходов бюджетов для отражения рассматриваемой ситуации. Согласно Приложению 1 к Порядку 85н, такое поступление средств в доход бюджета отражается по соответствующему коду вида доходов бюджета 000 2 03 0Х099 0Х 0000 150 "Прочие безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций" (см. также совместное письмо Минфина России и Федерального казначейства от 17.12.2020 NN 02-04-04/110850, 07-04-05/02-26291). |
КДБ 1 210 02 153 |
КДБ 1 205 53 662 |
Шаг 13. Ревизорами выявлены нецелевые или незаконные расходы
Дебет |
Кредит |
Советы |
|
У учреждения: | |||
2 (4) 401 20 241 |
2 (4) 303 05 731
|
1. Действующим законодательством не установлена обязанность перечислять в бюджет суммы нецелевых или незаконных расходов, проведенных за счет КФО "4". Однако такая обязанность может быть предусмотрена Соглашением о предоставлении субсидии. Кроме того, за "нецелевку" по субсидии могут оштрафовать согласно ст. 15.14 КоАП РФ. 2. Специалисты Минфина России полагают, что учреждение может вернуть в бюджет нецелевые/незаконные расходы, использовав для этого экономию субсидий прошлых лет или субсидию текущего года. Однако самый безопасный вариант - сделать перечисление за счет КФО "2". Дело в том, что ревизоры могут расценить использование на эти цели средств субсидии в качестве "нецелевки" (письмо Минфина России от 14.09.2017 N 02-07-10/59464). 3. Как следует из совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 17.12.2020 NN 02-04-04/110850, 07-04-05/02-26291, операции по перечислению в доход бюджета бюджетными (автономными) учреждениями средств государственного (муниципального) задания в случаях исполнения решений органов государственного (муниципального) контроля отражаются по коду вида расходов 853 "Уплата иных платежей", КОСГУ 241 "Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления". 4. В любом случае проводки будут одинаковыми при возмещении расходов текущего и прошлого года как за счет средств субсидии, так и за счет собственных средств учреждения. 5. Не забывайте отразить показатели принятых обязательств и денежных обязательств, а также скорректировать запланированные расходы на 500-х счетах по факту утверждения/внесения изменений в План ФХД. |
|
2 (4) 506 10 241 |
2 (4) 502 11 241 |
||
2 (4) 502 11 241 |
2 (4) 502 12 241 |
||
2 (4) 303 05 831 |
2 (4) 201 11 610 2 (4) 201 21 610 |
||
Увеличение 18 (853 КВР; 241 КОСГУ) | |||
У органа-учредителя: | |||
КДБ 1 205 53 562 |
КДБ 1 401 10 153
|
1. Если ваше подведомственное учреждение возмещает в бюджет незаконные/нецелевые расходы, начислите новый доход по соответствующему коду вида доходов бюджета 000 2 03 0Х099 ХХ 0000 150 "Прочие безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций" (см. совместное письмо Минфина России и Федерального казначейства от 17.12.2020 NN 02-04-04/110850, 07-04-05/02-26291). 2. Проводки будут одинаковыми при возмещении расходов текущего и прошлого года |
|
КДБ 1 210 02 153 |
КДБ 1 205 53 662 |
Шаг 14. Подписано соглашение (дополнительное соглашение) на очередной финансовый год и плановый период
Дебет |
Кредит |
Советы |
У учреждения | ||
4 507 Х0 131
4 504 Х0 ХХХ |
4 504 Х0 131
4 506 Х0 ХХХ |
1. Проводка отражается при внесении изменений в План ФХД не только по доходам, но и по расходам. 2. При увеличении объема субсидии отражается прямая бухгалтерская запись, при уменьшении - обратная. 3. Любое увеличение/уменьшение субсидии должно сопровождаться увеличением/уменьшением задания, а также является одним из оснований для внесения изменений в План ФХД. 4. Отражается сумма увеличения или уменьшения плановых показателей (разница между ранее утвержденными и новыми показателями). |
или (уменьшение) | ||
4 504 Х0 131
4 506 Х0 ХХХ |
4 507 Х0 131
4 504 Х0 ХХХ |
|
Основание: пп. 171, 177 Инструкции N 174н, пп. 200, 206 Инструкции N 183н, п. 5.1 раздела IV Приложения N 1 к письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939 | ||
4 205 31 561 |
4 401 40 131 |
1. Увеличение объема субсидии отражается по кредиту счета 401 40, а уменьшение - по дебету счета 401 40, то есть "обратной" бухгалтерской записью. 2. Изменение размера субсидии должно сопровождаться соответствующим изменением показателей задания, а в исключительных случаях - пересчетом размера субсидии с применением измененного коэффициента выравнивания. НО! При изменении размера субсидии должно быть заключено дополнительное соглашение или новое соглашение на очередной финансовый год и плановый период, на основании которого учреждение скорректирует учетные данные. 3. На основании нового соглашения (дополнительного соглашения) датой его подписания в учете отражается корректировка учетных данных на разницу между первоначальной и новой суммой субсидии. |
или (уменьшение) | ||
4 401 40 131 |
4 205 31 661 |
|
Основание: пп. 94, 158 Инструкции N 174н, пп. 97, 186 Инструкции N 183н, п. 5.1 раздела IV Приложения N 1 к письму Минфина России от 04.02.2020 N 02-06-07/6939 | ||
У органа-учредителя | ||
КРБ 1 501 Х3 000 |
КРБ 1 502 Х1 241 |
1. При увеличении объема субсидии отражается прямая бухгалтерская запись, при уменьшении - способом "Красное сторно". 2. На основании нового соглашения (дополнительного соглашения) датой его подписания в учете отражается корректировка учетных данных на разницу между первоначальной и новой суммой субсидии |
или (уменьшение) | ||
КРБ 1 501 Х3 000 |
КРБ 1 502 Х1 241 |
|
"Красное сторно" |
Соглашение на текущий год и плановый период может иметь пресекательную дату действия - по 31 декабря текущего года, и на очередной финансовый год заключается новое соглашение. Заключение дополнительного соглашения или нового соглашения на следующий год и плановый период является основанием для корректировки показателей. Условиями нового соглашения или дополнительного соглашения могут быть предусмотрены суммы субсидии на очередной и плановый период, отличные от сумм, установленных ранее заключенным соглашением, которое действует в текущем году. На основании нового соглашения (дополнительного соглашения) в учете отражается корректировка учетных данных на разницу между первоначальной и новой суммой субсидии.
При этом новое соглашение (дополнительное соглашение) на следующий год может быть заключено как в конце текущего года, так и в первый рабочий день следующего года. Корректировка учетных данных отражается датой его подписания, если иной срок вступления в силу не установлен соглашением (п. 78 Стандарта "Концептуальные основы...").
Шаг 15. На основании утвержденного Отчета в году, следующем за отчетным, производится уточнение оценочного значения по объему выполненного задания
Даже если учредитель принял решение об отражении операций, формирующих показатели финансового результата, а именно доходов, расходов текущего финансового года и расчетов по предоставленным субсидиям, в году предоставления субсидии на основании Извещения (ф. 0504805), его формирование не отменяет обязанность представления Отчета о выполнении задания.
При этом по результатам рассмотрения Отчета, который утвержден после даты принятия годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности, может быть установлено:
- невыполнение задания и предъявление требования по возврату средств субсидии;
- выполнение задания и признание отсутствия задолженности по возврату средств в бюджет;
- уточнение объема невыполнения задания и перерасчет суммы к возврату в большую или меньшую сторону.
В таком случае корректировка ранее принятой отчетности не осуществляется, но показатели расчетов по предоставленным субсидиям, ранее сформированные на основании Извещения (ф. 0504805), подлежат корректировке (уточнению ранее принятых оценочных значений). Бухгалтерские записи по уточнению ранее принятых в ходе завершения финансового года оценочных значений не являются исправлением ошибки, и отражаются бухгалтерскими записями в финансовом году, в котором принято решение о корректировке расчетов по предоставленным субсидиям.
Корреспонденции счетов для такой корректировки оценочных значений не содержатся в Инструкциях NN 162н, 174н, 183н и системном письме, их следует согласовать в установленном порядке и закрепить в учетной политике. Корректировка отражается в учете на основании направленного учредителем получателю субсидии (учреждению) Извещения (ф. 0504805), содержащего соответствующие корректирующие бухгалтерские записи.
Сумму корректировки задолженности по возврату остатков неиспользованных субсидий бюджетным / автономным учреждениям следует отнести на финансовый результат текущего отчетного года и отразить на счете 4 303 05 000 в корреспонденции со счетом 4 401 10 131 - счет 4 401 40 131 "закрыт" на основании ранее представленного Извещения (см. пп. 131, 152 Инструкции N 174н, пп. 159, 180, 186 Инструкции N 183н).
Но для органа-учредителя уточнить сумму задолженности получателя субсидии, для отражения которой предусмотрен счет 1 205 36 000 "Расчеты по доходам бюджета от возврата субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания", в корреспонденции со счетом 1 401 10 136 не представляется возможным. Дело в том, что согласно Контрольным соотношениям Федерального казначейства отражение подстатьи 136 КОСГУ в Отчете (ф. 0503121) в составе показателей по строке 040 недопустимо, и не предусмотрено отражение показателя по счету 1 401 10 136 в Отчете (ф. 0503110).
Уточнение ранее признанных оценочных значений по заданию могут быть отражены в бюджетном (бухгалтерском) учете следующими бухгалтерскими записями:
Ситуация 1. В отчетном году отражено выполнение задания на основании Извещения (ф. 0504805), расчеты закрыты. После даты принятия годовой отчетности утвержден Отчет, согласно которому задание НЕ выполнено в полном объеме. Произведен расчет остатка средств субсидии, связанный с невыполнением задания, и предъявлено требование по возврату средств в доход бюджета. Расчеты подлежат корректировке в году, следующем за отчетным.
Дебет |
Кредит |
Примечание |
У учреждения: | ||
4 401 10 131 |
4 303 05 731 |
Отражено начисление задолженности. |
У органа-учредителя | ||
КРБ 1 302 41 832 |
КРБ 1 401 20 241 |
Отражено начисление задолженности. Корректировку оценочного значения можно произвести с восстановлением дебиторской задолженности на счете 1 206 41 000. Примечание: отражение в отчетности счета 1 401 10 136 недопустимо. |
КРБ 1 302 41 832 |
КРБ 1 206 41 662 |
|
"Красное сторно" | ||
КДБ 1 205 36 562 |
КРБ 1 206 41 662 |
Ситуация 2. В отчетном году отражено НЕвыполнение задания и сформированы расчеты по возврату средств в доход бюджета на основании Извещения (ф. 0504805). После даты принятия годовой отчетности утвержден Отчет, согласно которому задание не выполнено в большем объеме, произведен перерасчет остатка средств субсидии к возврату, связанной с невыполнением задания, в сторону УВЕЛИЧЕНИЯ. Расчеты подлежат корректировке в году, следующем за отчетным.
Дебет |
Кредит |
Примечание |
У учреждения: | ||
4 401 10 131 |
4 303 05 731 |
Отражено доначисление задолженности. |
У органа-учредителя | ||
КРБ 1 302 41 832 |
КРБ 1 401 20 241 |
Отражено доначисление задолженности. Корректировку оценочного значения можно произвести с восстановлением дебиторской задолженности на счете 1 206 41 000. Примечание: отражение в отчетности счета 1 401 10 136 недопустимо. |
КРБ 1 302 41 832 |
КРБ 1 206 41 662 |
|
"Красное сторно" | ||
КДБ 1 205 36 562 |
КРБ 1 206 41 662 |
Ситуация 3. В отчетном году отражено НЕвыполнение задания и сформированы расчеты по возврату средств в доход бюджета на основании Извещения (ф. 0504805). После даты принятия годовой отчетности утвержден Отчет, согласно которому задание не выполнено в меньшем объеме или признано выполненным с учетом допустимого отклонения, произведен перерасчет остатка средств субсидии к возврату, связанной с невыполнением задания, в сторону УМЕНЬШЕНИЯ. Расчеты подлежат корректировке в году, следующем за отчетным.
Дебет |
Кредит |
Примечание |
У учреждения: | ||
4 401 10 131 |
4 303 05 731 |
Отражено уменьшение задолженности. Отражение в графах 5 - 8 формы 0503769 показателя со знаком "минус" допустимо по результатам уточнения оценочных значений методом "Красное сторно" (п. 69 Инструкции N 33н). Отрицательные показатели следует пояснить в текстовой части Раздела 4 Пояснительной записки (ф. 0503760) |
"Красное сторно" | ||
У органа-учредителя | ||
КРБ 1 401 20 241 |
КРБ 1 302 41 732 |
Отражено уменьшение задолженности. Отражение в графах 5 - 8 формы 0503169 показателя со знаком "минус" допустимо по результатам уточнения оценочных значений методом "Красное сторно" (п. 167 Инструкции N 191н). Отрицательные показатели следует пояснить в текстовой части Раздела 4 Пояснительной записки (ф. 0503160) |
КРБ 1 302 41 832 |
КРБ 1 206 41 662 |
|
КДБ 1 205 36 562 |
КРБ 1 206 41 662 |
|
"Красное сторно" |
Шаг 16. В следующем году учреждение получило возврат денег от контрагента или банка
Дебет |
Кредит |
Советы |
У учреждения | ||
4 201 11 510 4 201 21 510 |
4 206 ХХ 66Х
4 209 34 66Х |
Если контрагент возвращает ранее перечисленный ему в прошлом году аванс, надо отразить возврат дебиторки прошлого года: - в форме 0503737 - графа 5 (6): строки 591, 710 (с "минусом"), графа 4 строка 950; - в форме 0503723 - строка 4210 (с "минусом"), строка 5010 (с "минусом"). |
Увеличение 17 (АнКВИ 510, КОСГУ 510) | ||
4 201 11 510 4 201 21 510 |
4 302 ХХ 73Х |
Если в конце прошлого года провели окончательный расчет с контрагентом, а в январе деньги вернулись, отразите в учете и отчетности возврат дебиторки прошлого года: - в форме 0503737 - графа 5 (6): строки 591, 710 (с "минусом"), графа 4 строка 950; - в форме 0503723 - строка 4210 (с "минусом"), строка 5010 (с "минусом") Например, такая ситуация может возникнуть, если поставщик закрыл счет в банке, или были неверно указаны реквизиты в платежном поручении. |
Увеличение 17 (АнКВИ 510, КОСГУ 510) | ||
4 504 10 ХХХ |
4 506 10 ХХХ |
Поступившие средства в целях их использования в текущем финансовом году включите в План ФХД: - в части поступлений по строке 1981 (отражение на 500-х счетах таких показателей не предусмотрено пп. 171, 174, 177 Инструкции N 174н, пп. 200, 203, 206 Инструкции N 183н); - в части выплат по строке 2000 раздела 1 Плана ФХД (если выплаты связаны с закупками, отразите увеличение в разделе 2). Изменения в План ФХД отразите в графе 4 формы 0503737: - в разделе 2 "Расходы учреждения"; - в разделе 3 по строке 700 (п. 38 Инструкции N 33н), если иной порядок не установлен учредителем в части отражения показателя по строке 591 в графе 4 согласно Плану ФХД. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.