Главные налоговые новшества - 2020
для бухгалтера бюджетной сферы
декабрь 2019 г.
Об изменениях в налоговом законодательстве, которые необходимо учесть при подготовке годовой отчетности - 2019 см. в Энциклопедии решений:
- Годовой налоговый отчет 2019 (для бюджетной сферы)
В 2019 году снова принято много законов, вносящих изменения в налоговое законодательство.
Рассмотрим основные новации, вступающие в силу в 2020 году, которые нельзя пропустить бухгалтеру бюджетной сферы.
Налог на доходы физических лиц
1. Перенос сроков сдачи годовых сведений по форме 6-НДФЛ и 2-НДФЛ
Срок сдачи сведений по форме 6-НДФЛ и 2-НДФЛ за 2019 год перенесен с 1 апреля на 1 марта (п. 2 ст. 230 НК РФ).
Таким образом, вся отчетность по НДФЛ, в т.ч. и Сообщение о невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога, теперь будет представляться в один и тот же срок - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В 2020 году 1 марта приходится на выходной день. В связи с этим последний день представления указанной отчетности за 2019 год - 2 марта 2020 года (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
2. Изменен порог численности для сдачи отчетности на бумажных носителях
С 01 января 2020 года снижается порог минимальной численности физических лиц, получивших от организации - налогового агента доходы в налоговом периоде (с 25 до 10 человек), при которой налоговые агенты обязаны представлять отчетность по НДФЛ в электронной форме (6-НДФЛ и 2-НДФЛ).
Право представлять указанную отчетность на бумаге сохраняется за налоговыми агентами, у которых численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный (отчетный) период составляет 10 человек и менее (п. 2 ст. 230 НК РФ).
Таким образом, если численность физических лиц, получивших доход в 2019 году, составляет свыше 10 человек, то формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ представляются в налоговый орган в электронном виде (письмо ФНС России от 15.11.2019 N БС-4-11/23242@).
3. Возможность "централизованного" исполнения обязанностей налогового агента
С 1 января 2020 года налоговые агенты - организации, имеющие несколько обособленных подразделений, если место нахождения организации и ОП - территория одного муниципального образования, представляют 2-НДФЛ и 6-НДФЛ в отношении работников этих ОП в налоговый орган по месту учета одного из этих обособленных подразделений либо по месту нахождения организации (п. 7 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ).
При этом уведомить о выборе налогового органа, через который будет сдаваться отчетность по НДФЛ, следует не позднее 1-го числа налогового периода по НДФЛ, то есть - 1 января.
Форма Уведомления утверждена приказом ФНС России от 06.12.2019 N ММВ-7-11/622@.
Организация, имеющая несколько ОП на территории одного муниципального образования, уже с 1 января 2020 года вправе представлять сведения по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ в отношении работников этих обособленных подразделений по месту учета выбранного ОП при условии уведомления об этом налоговых органов в установленном порядке.
Полагаем, что уведомить налоговый орган о выборе ОП, через которое будет предоставляться отчетность по НДФЛ в 2020 году, следует не позднее 9 января 2020 года - первый рабочий день после каникул.
4. Расширены категории налогоплательщиков, имеющих право на получение ежемесячного стандартного вычета в размере 3000 и 500 рублей
В частности, с начала 2020 года право на получение стандартного налогового вычета предоставлено:
- лицам, получившим инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, проходящим службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходившим (проходящим) службу в зоне отчуждения, - в размере 3000 рублей за каждый месяц налогового периода (абзац третий пп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ);
- лицам, проходившим службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющим специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, получившим профессиональные заболевания, связанные с радиационным воздействием на работах в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, - в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода (абзац одиннадцатый пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ).
5. Скорректирован перечень доходов, освобождаемых от НДФЛ
Утверждены поправки в перечень доходов, не облагаемых НДФЛ. Из него исключены "иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством". Таким образом, список необлагаемых выплат стал исчерпывающим. При этом все компенсационные выплаты "переехали" из п. 3 в п. 1 ст. 217 НК РФ. В частности, теперь прямо определено, что не подлежит налогообложению НДФЛ оплата работодателем своим работникам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стоимости проезда работника в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимости проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимости провоза ими багажа, производимой в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ.
Доходы в виде компенсаций за неиспользованные отпуска, а также за неиспользованные предоставленные дополнительные сутки отдыха не освобождаются от НДФЛ. Указанная норма действовала и ранее, но теперь она прописана более четко.
Напомним, что уже с 2019 года не облагаются НДФЛ:
- денежная компенсация взамен полагающегося из государственной или муниципальной собственности земельного участка, если такая компенсация установлена законодательством РФ или субъекта РФ;
- государственные выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации, Героям Советского Союза и Героям России и др., отдельным категориям граждан в порядке оказания им государственной социальной поддержки (помощи), лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России";
- государственные выплаты в связи с рождением ребенка;
- доходы, полученные инвалидами или детьми-инвалидами в соответствии с Федеральным законом N 181-ФЗ, а также суммы оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых в соответствии со ст. 262 ТК РФ лицам (родителям, опекунам, попечителям), осуществляющим уход за детьми-инвалидами.
Скорректирован порядок освобождения от НДФЛ единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в сумме до 1 млн. рублей, осуществленных по госпрограмме. Данная норма будет применяться до 2022 года.
6. Материальная помощь учащимся освобождена от налогообложения
С 1 января 2020 года материальная помощь, выплачиваемая организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, студентам, курсантам, аспирантам, адъюнктам, ординаторам и ассистентам-стажерам не облагается НДФЛ. При этом устанавливается и предельный размер выплаты, который подпадает под действие льготы, - 4 000 руб (п. 28 ст. 217 НК РФ).
7. Установлена возможность уплаты (взыскания) НДФЛ за счет средств налоговых агентов
До 1 января 2020 года уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускалась. После этой даты если налоговые органы при проверке обнаружат, что налоговый агент мог удержать НДФЛ с доходов физлица, но не сделал этого, то доначисленный налог придется уплатить в бюджет налоговому агенту за счет собственных средств. Такая поправка внесена в п. 9 ст. 226 НК РФ.
Страховые взносы
1. Увеличилась предельная величина базы для исчисления страховых взносов
В 2020 году для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, предельная величина базы для исчисления страховых взносов нарастающим итогом в отношении каждого физического лица составляет (см. п.п. 3-6 ст. 421 НК РФ, постановление Правительства РФ от 06.11.2019 N 1407):
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 912 000 рублей;
- на обязательное пенсионное страхование - 1 292 000 рублей.
2. Выплаты нацгвардейцам, имеющим спецзвания полиции, страховыми взносами не облагаются
С 2020 года суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых лицами, проходящими службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющими специальные звания полиции, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанных войсках, учреждениях и органах, освобождены от уплаты страховых взносов (пп. 14 п. 1 ст. 422 НК РФ).
3. Изменен порядок расчета лимита физлиц, позволяющего отчитываться на бумаге
Ограничение по численности физлиц, аналогичное в части НДФЛ, было внесено и в п. 10 ст. 431 НК РФ в отношении формы представления расчета по страховым взносам. Новые правила применяются уже с расчета за 2019 год (письмо ФНС России от 15.11.2019 N БС-4-11/23242).
4. Уточнен порядок представления расчетов и уплаты страховых взносов при наличии обособленных подразделений
С 2020 года дополнены условия наделения учреждением своих обособленных подразделений полномочиями по начислению и выплатам вознаграждений в пользу физических лиц. Наделить свои обособленные подразделения полномочиями по начислению и выплатам вознаграждений в пользу физлиц учреждение вправе, только если у такого подразделения открыт счет. Соответствующие изменения внесены в п.п. 7, 11 ст. 431 НК РФ (см. также п.п. 3, 4 письма ФНС России от 23.10.2019 N БС-4-11/21726@).
5. С 2020 года - новая форма расчета по страховым взносам
ФНС России приказом от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@ утвердила новые форму, формат и порядок заполнения расчета по страховым взносам, которые должны применяться с 2020 года.
Приказ вступает в силу начиная с представления РСВ за первый квартал 2020 года.
Налог на прибыль организаций
1. Для региональных и муниципальных музеев, театров и библиотек установлена нулевая ставка
С 1 января 2020 года для региональных и муниципальных музеев, театров и библиотек установлено право применения нулевой ставки (п.п. 7, 9 ст. 1, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2019 N 210-ФЗ). Для этого необходимо, чтобы доходы, учитываемые при определении налогооблагаемой прибыли, от видов культурной деятельности по установленному Правительством РФ перечню составляли не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ. Сведения об указанной доле доходов нужно будет ежегодно (не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом) представлять в налоговый орган по месту нахождения по утвержденной ФНС России форме.
2. НМА признаются амортизируемым имуществом при первоначальной стоимости более 100 000 рублей
Пункт 1 ст. 256 НК РФ с 1 января 2020 года прямо устанавливает порог первоначальной стоимости объектов интеллектуальной собственности для признания их амортизируемым имуществом в размере 100 000 рублей. До этого вопрос не имел четкого правового регулирования. Соответственно, с начала следующего календарного года объекты нематериальных активов с первоначальной стоимостью не более 100 000 рублей амортизируемым имуществом однозначно признаваться не будут. Расходы на их приобретение (создание) будут признаваться при расчете налоговой базы по налогу на прибыль без применения амортизационного механизма.
3. Срок полезного использования расконсервированных объектов ОС не продлевается на период консервации
Из абзаца шестого п. 3 ст. 256 НК РФ исключено положение о продлении срока полезного использования расконсервированного объекта основных средств на период его нахождения на консервации.
4. Основные средства, переданные в безвозмездное пользование, не исключаются из состава амортизируемого имущества
С 1 января 2020 года утрачивает силу абзац второй п. 3 ст. 256 НК РФ, согласно которому из состава амортизируемого имущества в целях главы 25 НК РФ исключаются основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование, за исключением основных средств, переданных в безвозмездное пользование органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в случаях, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством РФ. Следовательно, с указанной даты основные средства, переданные в безвозмездное пользование, не будут исключаться из состава амортизируемого имущества независимо от оснований такой передачи (сопутствующие изменения внесены и в п. 7 ст. 259.1, п. 2 ст. 322 НК РФ).
Это означает, что амортизация по ним будет начисляться в установленном порядке, однако признать ее в расходах при расчете налогооблагаемой прибыли будет нельзя (за исключением амортизации в отношении основных средств, передаваемых (предоставляемых) в безвозмездное пользование в случаях, если такая обязанность налогоплательщика установлена законодательством РФ). Прямой запрет на такие действия с начала следующего календарного года будет закреплен в п. 16.1 ст. 270 НК РФ.
5. Менять линейный метод начисления амортизации на нелинейный можно не чаще одного раза в пять лет
С 1 января 2020 года пунктом 1 ст. 259 НК РФ вводится общее ограничение на изменение метода начисления амортизации: не чаще одного раза в пять лет. Теперь оно распространяется не только на переход с нелинейного метода на линейный, но и наоборот.
Налог на добавленную стоимость
Правопреемники в ряде случаев обязаны восстанавливать НДС, принятый к вычету реорганизованными организациями
Соответствующие нормы закреплены в п. 3.1 ст. 170 НК РФ, который вступает в силу 1 января 2020 года. Речь идет о необходимости восстановления НДС правопреемником реорганизованной организации, применившей вычет по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, а также в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 - 4 п. 3 ст. 170 НК РФ, с учетом некоторых особенностей.
Восстановление сумм НДС правопреемником организации будет производиться на основании счетов-фактур (копий счетов-фактур), выставленных такой организации и приложенных к передаточному акту или разделительному балансу, а при отсутствии таковых - на основании бухгалтерской справки-расчета согласно установленному порядку.
Кроме того, на указанных в п. 3.1 ст. 170 НК РФ правопреемников будут распространяться и положения ст. 171.1 НК РФ, посвященной вопросам восстановления сумм НДС, принятых к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств, что зафиксировано в п. 11 ст. 171.1 НК РФ, применяемой с начала 2020 года.
Налог на имущество
1. Отменена обязанность по представлению расчетов по авансовым платежа
Соответствующие изменения, действующие с 1 января 2020 года, внесены в ст. 386 НК РФ.
2. Предусмотрена возможность централизованного "посубъектного" представления налоговых деклараций
С 1 января 2020 года установлено право представлять единую декларацию (п. 1.1 ст. 386 НК РФ): налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ.
Представлять Уведомление нужно ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется данный порядок представления налоговой декларации. Причем изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение налогового периода не допускается.
Форма Уведомления утверждена приказом ФНС России от 19.06.2019 N ММВ-7-21/311@, который вступает в силу с 1 января 2020 года (см. письмо ФНС России от 12.07.2019 N БС-4-21/13701@).
3. Факт учета недвижимости в качестве ОС не важен при ее налогообложении исходя из кадастровой стоимости
С 2020 года действуют новые правила налогообложения недвижимости организаций исходя из кадастровой стоимости. В том числе прекращает действовать условие об обязательном учете объектов недвижимости на балансе организаций в качестве основных средств для их налогообложения исходя из кадастровой стоимости (пп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ). Однако при этом сохраняются иные условия:
- о принадлежности объектов организации на праве собственности или хозяйственного ведения;
- о наличии сведений о кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости;
- об установлении законом субъекта РФ особенностей определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и включении торгово-офисных объектов в перечень, ежегодно формируемый уполномоченным органом исполнительной власти региона в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.
Для организаций бюджетной сферы основное значение имеет первое условие. Недвижимость, как и иное имущество, может принадлежать учреждениям только на праве оперативного управления. А значит, новации налогообложения недвижимости организаций исходя из кадастровой стоимости не затрагивают организации бюджетной сферы. Это справедливо и в отношении имущества государственной или муниципальной казны. Дело в том, что органы власти или местного самоуправления не являются собственниками имущества, а только осуществляют полномочия по управлению имуществом, составляющим казну.
Транспортный налог
Отчетность по транспортному налогу за 2019 год является для организаций последней. Начиная с отчетности за 2020 год организации не обязаны подавать декларации по транспортному налогу.
С 1 января 2020 года для организаций вводится заявительный порядок предоставления документов о налоговой льготе по транспортному налогу. Приказом ФНС России от 25.07.2019 N ММВ-7-21/377@ утверждены формы заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, порядок ее заполнения и формат представления указанного заявления в электронной форме. Разъяснения о применении льготы по транспортному налогу приведены письме ФНС России от 03.12.2019 N БС-4-21/24690@.
Заявление подается в налоговый орган в целях предоставления льготы за 2020 год и более поздние налоговые периоды. По результатам рассмотрения заявления о льготе налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление о предоставлении льготы либо сообщение об отказе.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, а по истечении налогового периода - суммы налога. При этом НК РФ не связывает уплату авансовых платежей и применение налоговых льгот с обязательным представлением заявления о льготе и получением уведомления о ее предоставлении до окончания срока уплаты авансовых платежей за первый квартал налогового периода.
В то же время, начиная с 1 января 2021 года, налоговые органы направляют налогоплательщикам по месту нахождения их транспортных средств сообщение об исчисленной сумме налогов на основе информации, имеющейся у налогового органа, в том числе результатов рассмотрения заявления о льготе.
Если налоговый орган на дату составления сообщения не обладает информацией о налоговой льготе, в сообщение включат суммы налогов без учета этой льготы. Налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения и/или документы, подтверждающие льготы, в частности, заявление за соответствующий период, если ранее оно не направлялось.
Если по итогам рассмотрения пояснений и/или документов будет выявлена недоимка, например, из-за применения неподтвержденной льготы, налоговый орган направит налогоплательщику требование об уплате налога и примет меры по взысканию недоимки.
Земельный налог
Отчетность по земельному налогу за 2019 год является для организаций последней. Начиная с отчетности за 2020 год организации не обязаны подавать декларации по этому налогу.
С 1 января 2020 года для организаций вводится заявительный порядок предоставления документов о налоговой льготе по земельному налогу. Приказом ФНС России от 25.07.2019 N ММВ-7-21/377@ утверждены формы заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, порядок ее заполнения и формат представления указанного заявления в электронной форме. Разъяснения о применении льготы по земельному налогу приведены письме ФНС России от 03.12.2019 N БС-4-21/24690@.
Заявление подается в налоговый орган в целях предоставления льготы за 2020 год и более поздние налоговые периоды. По результатам рассмотрения заявления о льготе налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление о предоставлении льготы либо сообщение об отказе.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, а по истечении налогового периода - суммы налога. При этом НК РФ не связывает уплату авансовых платежей и применение налоговых льгот с обязательным представлением заявления о льготе и получением уведомления о ее предоставлении до окончания срока уплаты авансовых платежей за первый квартал налогового периода.
В то же время, начиная с 1 января 2021 года, налоговые органы направляют налогоплательщикам по месту нахождения их земельных участков сообщение об исчисленной сумме налогов на основе информации, имеющейся у налогового органа, в том числе результатов рассмотрения заявления о льготе.
Если налоговый орган на дату составления сообщения не обладает информацией о налоговой льготе, в сообщение включат суммы налогов без учета этой льготы. Налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения и/или документы, подтверждающие льготы, в частности, заявление за соответствующий период, если ранее оно не направлялось.
Если по итогам рассмотрения пояснений и/или документов будет выявлена недоимка, например, из-за применения неподтвержденной льготы, налоговый орган направит налогоплательщику требование об уплате налога и примет меры по взысканию недоимки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.