Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 719463-7 "О внесении изменения в статью 1422 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Пунктом 4 статьи 1422 Гражданского кодекса предусмотрено, что не является нарушением исключительных прав использование растительного материала, полученного в хозяйстве, в течение двух лет в качестве семян для выращивания на территории этого хозяйства сорта растений из числа растений, перечень родов и видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2007 N 643 утвержден перечень родов и видов растений, в отношении которых использование растительного материала не является нарушением исключительного права на селекционное достижение в соответствии со статьей 1422 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в который входит горох посевной, гречиха, картофель, овес, просо, пшеница мягкая, пшеница твердая, рожь, тритикале, ячмень. По данным Росстата на 2018 при общей площади, занятой сельскохозяйственными культурами в 79634 тыс гектаров, площадь под зерновые и зернобобовые культуры составляет 46339 тыс. гектаров (пункт 4 ст. 1422 ГК не распространяется на кукурузу, сорго). С учетом посевных площадей под картофель (1325 тыс. га) культуры, предусмотренные постановлением Правительства N 643, занимают около 55-60% всех посевных площадей.
Международная конвенция по охране новых сортов растений 1961 г., от 2 декабря 1961 г.(пересмотренная в Женеве 10 ноября 1972 г., 23 октября 1978 г. и 19 марта 1991) для России вступившая в силу 24 апреля 1998 г. (Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1577 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции по охране новых сортов растений") предусматривает обязательные и необязательное исключения из права селекционера. Если обязательные исключения, предусмотренные пунктом 1 ст. 15 Конвенции (о том, что право селекционера не распространяется на i) действия, совершаемые в личных и некоммерческих целях; и) действия, совершаемые в экспериментальных целях, и iii) действия по использованию охраняемого сорта в качестве исходного материала для выведения других сортов), инкорпорированы в ст. 1422 Гражданского кодекса (пункты 1-3) в полном соответствии с Конвенцией, то необязательное исключение, предусмотренное пунктом 2 ст. 15 Конвенции (о том, что каждая Договаривающаяся Сторона в разумных пределах и при условии соблюдения законных интересов селекционера может ограничивать право селекционера в связи с любым сортом, с тем, чтобы позволить фермерам использовать для целей размножения на своих собственных земельных участках продукты урожая, полученные ими в результате посадки на своих собственных земельных участках охраняемого сорта или сорта, на который распространяются положения статьи 14 (5) "a"i" или "ii" Конвенции) отражено в законодательстве не в надлежащей мере, поскольку пункт 4 ст. 1422 ГК предусматривает, что не только фермеры, но и любые хозяйства вне зависимости от размеров и прав на земельные участки вправе бесплатно в течение 2 лет использовать право на селекционные достижения.
Несмотря на то, что часть 2 ст. 15 Конвенции предусматривает именно исключение в целях поддержки фермеров, норма п. 4 ст. 1422 ГК сформулирована не как исключение - буквально она распространяется на любые хозяйства (на любые размеры посевных площадей, и на культуры, посевы которых составляют около 60% общего объема). Таким образом, положение, предусмотренное пунктом 4 ст. 1422 Гражданского кодекса имеет существенно более широкий круг субъектов льготного использования селекционных достижений, чем предусмотренный в данном случае частью 2 ст. 15 Конвенции, поэтому представляется, что в рассматриваемом случае право селекционера ограничено не в разумных пределах. В связи с вышеуказанным обстоятельством п. 4 ст. 1422 Гражданского кодекса не способствует достижению баланса интересов правообладателей-селекционеров и пользователей селекционных достижений, и его норма является одной из причин того, что отрасль семеноводства сельскохозяйственных растений не является рентабельной. Использование семян указанных растений, включенных в перечень, не являясь нарушением исключительного права в течение 2 лет, не предусматривает уплату вознаграждения правообладателям сортов, чем значительно сокращает материальную базу для развития отечественной селекции, поскольку именно отчисления от вознаграждений авторам селекционных достижений призваны служить источником финансирования научной и производственной деятельности в области селекции и семеноводства, являясь важным условием создания промышленного семеноводства в Российской Федерации. Кроме того, положение пункта 4 ст. 1422 Гражданского кодекса не способствует внедрению инновационных достижений и импортозамещению в области семеноводства, влечет использование хозяйствами семян сельскохозяйственных растений, все более уступающих по качественным характеристикам зарубежным аналогам, что может стать фактором замедления роста производства и экспорта сельскохозяйственной продукции.
Следует также отметить, что положение пункта 4 ст. 1422 Гражданского кодекса принято до присоединения России к Конвенции в 1998 году, так как оно без значительных изменений перешло в Гражданский кодекс из п. "г" ст. 14 Закона РФ "О селекционных достижениях" N 5606-1 от 6 августа 1993 года (предусматривавшего, что "использование растительного материала, полученного на предприятии, в течение двух лет в качестве семян для выращивания сорта на территории этого предприятия (перечень родов и видов растений определяет Правительство Российской Федерации)").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона РФ "О селекционных достижениях" следует читать как "5605-1"
В связи с изложенным, представляется целесообразным приведение в соответствие п. 4 ст. 1422 Гражданского кодекса с положением ч. 2 ст. 15 Международной конвенции по охране селекционных достижений (Париж, 1961, Женева, 1972, 1978, 1991) в части предоставления исключения, предусмотренного указанным пунктом только крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1422 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 1422 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1422 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1422 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует внесения изменений в действующие федеральные законы, признания актов федерального законодательства утратившими силу или приостановления, принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.