Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 733447-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств" (далее - законопроект) подготовлен в целях либерализации режима счетов (вкладов) резидентов, открытых в банках за пределами территории Российской Федерации, и поэтапной отмены обязательности репатриации экспортной выручки в валюте Российской Федерации при осуществлении внешнеторговых расчетов между резидентами и нерезидентами.
Законопроектом вносятся дополнения в часть 5 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон), предусматривающие снятие ограничений по зачислению на счета (во вклады) резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, денежных средств, выплачиваемых в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, в виде доходов от реализации драгоценных металлов, учитываемых на счетах резидентов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Дополнительно законопроектом вносится дополнение в часть 5.1 статьи 12 Закона в части обеспечения возможности зачисления на счета физических лиц-резидентов, открытые в банках, расположенных на территории стран ОЭСР или ФАТФ, денежных средств в порядке возврата суммы денежных средств, ранее переданных таким физическим лицом в доверительное управление доверительному управляющему - нерезиденту.
В связи с тем, что статьей 2 законопроекта устанавливается отмена репатриации резидентами экспортной выручки в валюте Российской Федерации в отношении несырьевого экспорта и отдельных товаров из сырьевого сектора, часть 5 статьи 12 Закона дополняется разрешенными случаями зачисления резидентами на счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, денежных средств в валюте Российской Федерации по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным такими резидентами с нерезидентами, в отношении которых требования, установленные статьей 19 Закона, были отменены.
Кроме того, предусматривается дополнение части 1 статьи 9 Закона пунктом 31 в части расширения перечня разрешенных валютных операций между резидентами случаями перевода физическими лицами - резидентами иностранной валюты со своих счетов (вкладов), открытых в уполномоченных банках, в оплату за переданные им товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, физическими лицами-резидентами, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней и которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства своего пребывания, на их счета (во вклады), открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. С учетом введения нового пункта 31 корректируется пункт 12 части 1 статьи 9 Закона.
Учитывая наличие в перечне разрешенных валютных операций операции по переводам физическим лицом - резидентом иностранной валюты в Российскую Федерацию со счетов, открытых в банках, расположенных за рубежом, в пункте 13 части 1 статьи 9 Закона предусматривается такой перевод со вкладов физического лица - резидента.
Также законопроектом предусматривается дополнение новой частью 5.2 статьи 12 Закона в части правового обеспечения наряду со случаями, указанными в части 5.1 статьи 12 Закона, возможности зачисления без ограничений денежных средств, получаемых от нерезидентов, на счета физических лиц-резидентов, открытые в банках, расположенных на территории иностранного государства - члена ОЭСР или ФАТФ, если такое иностранное государство осуществляет обмен информацией в соответствии с многосторонним Соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или иным заключенным с Российской Федерацией международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.
Законопроектом с учетом имеющей место практики открытия резидентами счетов не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, предусматривается распространение требования об уведомлении налоговых органов по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) на все счета (вклады) резидентов, открытые в организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации (уточнение редакции частей 1, 2, 7 и 8 статьи 12 Закона). Также вносятся корреспондирующие изменения в части 4, 9, 16 статьи 23 Закона. При этом законопроектом предусматривается, что на счета (во вклады) резидентов, открытые в организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены/списаны денежные средства в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации. Указанные новеллы связаны с необходимостью контроля за отчетностью о движении средств на таких счетах, которая представляется в ФНС России в соответствии с Соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года налоговыми органами других стран и взаимообразно представляется ФНС России в другие страны в рамках такого обмена информацией.
Законопроектом вносится в часть 7 статьи 12 Закона положение, предусматривающее отмену требования о представлении физическими лицами - резидентами налоговым органам отчета о движении средств по счету (вкладу), открытому в банках за пределами территории Российской Федерации, в государствах - членах ОЭСР или ФАТФ, участвующих в обмене финансовой информацией в соответствии с Соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или имеющих с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией, при условии, что общая сумма зачисленных (списанных) денежных средств на такой счет (вклад) за отчетный год не превышает 600 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей, либо остаток денежных средств на таком счете (вкладе) по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей, если в течение отчетного года не осуществлялось зачисление денежных средств на такой счет (вклад).
Новой редакцией части 7 статьи 12 Закона устанавливается требование о предоставлении отчетности некредитными финансовыми организациями, поднадзорными Банку России и открывшими счета в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, представлять отчет о движении средств по таким счетам Банку России в установленном им порядке помимо отчета, представляемого налоговым органам по месту учета таких некредитных финансовых организаций.
В соответствии с законопроектом перечень государств, указанных в частях 5.2 и 7 статьи 12 Закона, а также изменения к указанному перечню размещаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в установленном им порядке (дополнение статьи 12 Закона новой частью 10).
По мнению Минфина России, в настоящее время обязательность репатриации денежных средств в валюте Российской Федерации является одной из причин, препятствующих увеличению доли использования российского рубля в международных расчетах. В перспективе предполагается расширение использования российского рубля нерезидентами не только в расчетах с резидентами Российской Федерации, но и между собой, что обеспечит возрастание роли валюты Российской Федерации в мире, развитие таких ее функций как средства международных расчетов, а также средства накопления и в дальнейшем выполнения функции резервной валюты.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено Законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
С целью обеспечения исполнения уполномоченными банками функций агентов валютного контроля законопроектом устанавливается обязанность резидентов уведомлять уполномоченные банки о сроках получения резидентами от нерезидентов на свои счета иностранной валюты и валюты Российской Федерации по договорам займа, предоставленного резидентами нерезидентам (уточнение редакции части 1.1 статьи 19 Закона).
Законопроектом часть 4 статьи 23 Закона дополняется новыми документами, которые агенты валютного контроля имеют запрашивать у резидентов с учетом дополнения части 1 статьи 9 Закона новым пунктом 31. Также часть 6.1 статьи 23 Закона дополняется нормой о передаче таможенными органами Банку России и уполномоченным банкам информации о статистических формах учета перемещения товаров, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 278 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для целей обеспечения валютного контроля за перемещением товаров внутри общей таможенной территории ЕАЭС.
В связи с тем, что статьей 2 законопроекта отменяется требование о репатриации резидентами экспортной выручки в валюте Российской Федерации статья 24 Закона дополняется новой частью 4, в соответствии с которой резиденты обязаны обеспечить исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным между резидентами и нерезидентами, на которые распространяются требования настоящего Федерального закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, способами, разрешенными законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 законопроекта предусматривается следующее:
отмена с 1 января 2020 г. требования о репатриации резидентами валюты Российской Федерации в отношении несырьевого экспорта;
поэтапность отмены требования о репатриации резидентами валюты Российской Федерации в отношении экспорта сырьевых товаров (нефть и нефтепродукты, газ природный, уголь, отходы и лом металлов, драгоценные камни и другое) в рамках заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации, и предусматривающих передачу резидентами нерезидентам товаров, включенных в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза под кодами 2501 00 - 2522 30 000 0; 2524 - 2526 20 000 0; 2528 00 000 0 - 2530 90 000 9; 2601 - 2621 90 000 0; 2701 - 2703 00 000 0; 2704 00 - 2708 20 000 9; 2709 00 - 2709 00 900 9; 2710 - 2710 99 000 0; 2711 11 000 0; 2711 12 - 2711 19 000 0 (кроме 2711 12 110 0, 2711 12 190 0, 2711 12 940 0, 2711 12 970 0, 2711 13 910 0, 2711 13 970 0, 2711 14 000 1, 2711 14 000 9, 2711 19 000 0); 2711 21 0000; 2712 - 2713 90 900 0; 2714 - 2714 90 000 0; 2715 00 000 0; 2902; 7101 - 7103 99 000 9 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 0 - 7103 99 000 9); 7112 - 7112 99 000 0; 7204 - 7204 50 000 0; 7401 00 000 0; 7404 00 - 7404 00 990 0; 7501; 7503 00 - 7503 00 900 0; 7602 00 - 7602 00 900 0; 7802 00 000 0; 7902 00 000 0; 8002 00 000 0; 8101 97 000 0; 8102 97 000 0; 8103 30 000 0; 8104 20 000 0; 8105 30 000 0; 8107 30 000 0; 8108 30 000 0; 8109 30 000 0; 8110 20 000 0; 8111 00 190 0; 8112 13 000 0; 8112 22 000 0; 8112 52 000 0; 8112 92210; 8113 00 400 0, с 1 января 2020 г. - в отношении не более десяти процентов суммы внешнеторгового договора (контракта), заключенного между резидентом и нерезидентом; с 1 января 2021 г. - не более тридцати процентов суммы внешнеторгового договора (контракта), заключенного между резидентом и нерезидентом; с 1 января 2022 г. - не более пятидесяти процентов суммы внешнеторгового договора (контракта), заключенного между резидентом и нерезидентом; с 1 января 2023 г. - не более семидесяти процентов суммы внешнеторгового договора (контракта), заключенного между резидентом и нерезидентом; а с 1 января 2024 г. - в отношении всей суммы внешнеторгового договора (контракта), заключенного между резидентом и нерезидентом. Перечень кодов сырьевых товаров, в отношении экспортных сделок с которыми поэтапно будет отменяться требование об обязательной репатриации валюты Российской Федерации, определен согласно перечню, установленному в целях применения главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2018 г. N 466 "Об утверждении перечня кодов видов сырьевых товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза".
При этом в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации, предусматривающих передачу резидентом нерезиденту товаров, включенных в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза под кодами 4401 - 4403 99 000 9, требование о репатриации резидентами валюты Российской Федерации не отменяется.
Преждевременность либерализации требования о репатриации резидентами валюты Российской Федерации по внешнеэкономическим сделкам, связанным с вывозом из Российской Федерации леса и лесоматериалов, обусловлена высокой степенью криминализации этой отрасли, что подтверждается выявленными таможенными органами нарушениями валютного законодательства по таким контрактам, в частности, общая задолженность нерезидентов перед резидентами за экспортированный лес и лесоматериалы за 2016 - 2018 годы, по данным ФТС России, составляет более 6 млрд. долл. США.
Статьей 2 законопроекта предусматривается отложенный срок вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств" (с 1 января 2020 г.) с целью обеспечения возможности принятия Центральным банком Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для реализации его норм, и ознакомления с ним участников регулируемых им правоотношений, а также для обеспечения возможности начала функционирования системы валютного контроля в соответствии с установленными законопроектом требованиями с 1-го числа очередного финансового года.
Положительными последствиями принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств" является создание правовой базы для расширения использования валюты Российской Федерации во внешнеторговых расчетах, завоевания российским рублем статуса региональной валюты и средства международных расчетов с учетом складывающихся тенденций на мировом рынке.
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств" не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств" не потребует дополнительных затрат средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств" не повлечет необходимости принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств"
1. Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств" потребует:
принятие Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России постановления, устанавливающего порядок подтверждения резидентами таможенным органам и налоговым органам факта зачисления на свои счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, либо, при отсутствии факта зачисления средств на свои счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, факта замены обязательства нерезидента по оплате в валюте Российской Федерации на иные способы погашения обязательства перед резидентом в случае, если резидент воспользовался правом не зачислять средства на счета (вклады) в уполномоченных банках;
внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. N 819 "Об утверждении правил представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации" в части приведения его положений в соответствие с проектируемыми законопроектом нормами;
внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1365 "О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации" в части приведения его положений в соответствие с проектируемыми законопроектом нормами;
внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2017 г. N 1160 "Об утверждении Правил представления органами и агентами валютного контроля в уполномоченные Правительством Российской Федерации органы валютного контроля (Федеральную таможенную службу и Федеральную налоговую службу) необходимых для осуществления их функций документов и информации и внесении изменений в Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля" в части приведения его положений в соответствие с проектируемыми законопроектом нормами.
Срок исполнения - 250 дней после дня официального опубликования Федерального закона.
Исполнитель - Минфин России, соисполнители - Минэкономразвития России, ФНС России, ФТС России и Банк России.
2. Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств" потребует:
принятие приказа ФНС России, определяющего порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечня иностранных государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, присоединившихся к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или имеющих с Российской Федерацией иной международный договор, предусматривающий автоматический обмен финансовой информацией.
Срок исполнения - до 31 декабря 2019 г.
Исполнитель - ФНС России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.