Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 764215-7 "О внесении изменений в статьи 1 и 1.1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 1.1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России" направлен на совершенствование общественных отношений в области законодательного установления дней воинской славы и памятных дат России.
Основаниями для внесения проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 1.1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России" являются правовые основы, заложенные в Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 года N Пр-2976, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683, Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 года N 640, Основах государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года N 696, Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 года N 646, рекомендация состоявшихся 11 апреля 2019 года в Сахалинской областной Думе парламентских слушаний на тему "О праздновании Дня Победы во Второй мировой войне", мнение общественности.
Предлагается внести в Федеральный закон "О днях воинской славы и памятных датах России" изменения, дополнив статью 1 абзацем девятнадцатым следующего содержания: "2 сентября - День Победы во Второй мировой войне (1945 год)", и признав утратившим силу абзац двенадцатый статьи 1.1, относящий эту дату к числу памятных дат ("2 сентября - День окончания Второй мировой войны").
Обоснованиями выбора даты 2 сентября являются следующие факты и их значение в истории России:
1) именно в этот день советский представитель скрепил своей подписью Акт о безоговорочной капитуляции Японии, одного из союзников Германии во Второй мировой войне;
2) победоносные Маньчжурская стратегическая операция Красной Армии, Курильская десантная операция и Южно-Сахалинская наступательная операция (1945) явились итоговыми боевыми операциями Второй мировой войны, в результате которых были сформированы нынешние границы Российской Федерации;
3) по итогам Второй мировой войны за подвиги и боевые отличия в ходе войны с Японией 308 тысяч человек награждены орденами и медалями непосредственно, в том числе около 100 человек - званием Героя Советского Союза, 1 831 000 человек награждены медалью "За победу над Японией";
4) государственная оценка победы над Японией была дана в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года, которым установлен день всенародного торжества - Праздник победы над Японией.
Принимая во внимание, что победы закреплены законодательно как дни воинской славы, логичным продолжением в перечне славных дат стало бы законодательное закрепление дня воинской славы России 2 сентября.
Соседство с Японией, развивающееся сотрудничество с ней в разных сферах деятельности не позволяют жителям Дальневосточного региона оставаться равнодушными к особенностям внешнеполитических отношений с этой страной. Несмотря на позитивные тенденции в развитей взаимоотношений между нашими странами, Япония не отказывается от территориальных претензий к России. Более того, в этой стране законодательно часть российской территории объявлена принадлежащей Японии (закон о специальных мерах по содействию решения проблемы северных территорий).
Полагаем принципиально важным отнести предлагаемую дату именно к дням воинской славы и применить термин "победа".
Во-первых, восстанавливается историческая справедливость и адекватность оценки подвигов наших воинов.
Во-вторых, дается позитивная оценка самого факта присоединения к нашей стране Южного Сахалина и Курильских островов, обеспечивается необходимая преемственность истории нашей Родины, укрепляются традиционные духовно-нравственные ценности, исторические основы и патриотические традиции, связанные с защитой Отечества, дается символическая гарантия суверенитета, территориальной целостности и неизменности границ России в данном регионе, стимулируются патриотические чувства военнослужащих и будущих воинов.
В-третьих, обеспечивается защита культурного суверенитета Российской Федерации от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия.
В-четвертых, повышение законодательного статуса даты с "памятного дня" до "дня воинской славы" позволит в соответствии со статьями 2 и 3 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России" более организованно создавать и сохранять мемориальные музеи, устанавливать и благоустраивать памятники, увековечивающие данный день воинской славы России, сохранять и обустраивать территории, исторически связанные с подвигами российских воинов.
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 1 и 1.1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России" будет осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 1.1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России"
Финансовое обеспечение проведения дня воинской славы России - Дня Победы во Второй мировой войне (1945) будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. На эти цели также могут направляться средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетные средства и добровольные (в том числе целевые) взносы и пожертвования физических и юридических лиц.
Перечень законов Российской Федерации и Законов РСФСР, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 1.1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России"
Принятие данного федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.