Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 804694-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О центральном депозитарии"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О центральном депозитарии" (далее - законопроект) разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (далее - Указ) (пункт 13 Перечня отраслей (сфер) экономики (видов деятельности) и ожидаемых результатов развития конкуренции (приложение к Национальному плану развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденному Указом), а также во исполнение пункта 18 раздела XIV Плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р.
В целях создания условий для обеспечения необходимого влияния пользователей услуг центрального депозитария на его тарифную политику и для предупреждения установления им необоснованных цен на свои услуги законопроектом предусматривается внесение в Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 414-ФЗ "О центральном депозитарии" (далее - Закон о центральном депозитарии) изменений в части порядка формирования комитета пользователей услуг центрального депозитария (далее - комитет пользователей).
В настоящее время частью 7 статьи 5 Закона о центральном депозитарии определены требования к порядку формирования комитета пользователей, согласно которым центральный депозитарий должен создать комитет пользователей, в состав которого не могут входить работники центрального депозитария и не менее трех четвертей которого должны составлять представители депонентов центрального депозитария. При этом дополнительные требования к порядку формирования комитета пользователей определяются Банком России (дополнительные требования утверждены приказом ФСФР России от 15 марта 2012 г. N 12-13/пз-н).
В связи с отсутствием специальных требований к порядку формирования комитета пользователей в его составе не были в достаточной степени представлены все категории клиентов-депозитариев.
В целях создания условий для обеспечения интересов клиентов центрального депозитария, в том числе при определении тарифной политики центрального депозитария, законопроектом предлагается определить Банк России и федеральный антимонопольный орган ответственными за установление дополнительных требований к порядку формирования комитета пользователей.
Также положениями части второй статьи 9 Закона о центральном депозитарии определены внутренние документы центрального депозитария, которые могут быть вынесены на рассмотрение совета директоров (наблюдательного совета) центрального депозитария (далее - наблюдательный совет) только при условии их рассмотрения комитетом пользователей.
В случае неодобрения комитетом пользователей указанные документы могут быть утверждены решением наблюдательного совета не менее чем двумя третями голосов членов наблюдательного совета.
В соответствии с изменениями, вносимыми законопроектом, в случае неодобрения комитетом пользователей внутреннего документа, предусмотренного пунктом 10 части первой статьи 9 Закона о центральном депозитарии (тарифы на услуги центрального депозитария, связанные с совершением операций по ценным бумагам), такой документ вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его утверждения решением наблюдательного совета.
Введение отложенного периода вступления в силу не одобренных комитетом пользователей решений может предоставить пользователям услуг центрального депозитария дополнительную возможность оценить потенциальные последствия реализации решений наблюдательного совета для их деятельности, а также адаптировать свою деятельность в соответствии с принятыми решениями.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О центральном депозитарии"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О центральном депозитарии" не потребуют введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Реализация положений Федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О центральном депозитарии"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О центральном депозитарии" не потребуют признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О центральном депозитарии"
В связи с установлением полномочий федерального антимонопольного органа по согласованию нормативного акта Банка России, предусмотренного частью 7 статьи 5 Федерального закона "О центральном депозитарии", принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О центральном депозитарии" потребует внесения изменений в следующий нормативный правовой акт:
Наименование нормативного правового акта |
Примерный срок подготовки |
Краткое описание каждого акта (цель, предмет и содержание правового регулирования) |
Сведения о федеральных органах исполнительной власти и (или) организациях - головном исполнителе и соисполнителях по разработке проектов указанных актов |
Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 |
В течение 60 дней со дня вступления в силу Федерального закона |
В связи с установлением полномочий федерального антимонопольного органа по согласованию дополнительных требований к порядку формирования комитета пользователей услуг центрального депозитария предлагается дополнить Положение о Федеральной антимонопольной службе соответствующим полномочием |
ФАС России |
В связи с установлением полномочий федерального антимонопольного органа по согласованию нормативного акта Банка России, предусмотренного частью 7 статьи 5 Федерального закона "О центральном депозитарии", принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О центральном депозитарии" потребует признания не подлежащим применению следующего нормативного акта:
Наименование нормативных актов |
Примерный срок подготовки |
Краткое описание каждого акта (цель, предмет и содержание правового регулирования) |
Сведения о федеральных органах исполнительной власти и (или) организациях - головном исполнителе и соисполнителях по разработке проектов указанных актов |
Приказ ФСФР России от 15 марта 2012 г. N 12-13/пз-н "Об утверждении Дополнительных требований к порядку формирования комитета пользователей услуг центрального депозитария и Требований к Положению о комитете пользователей услуг центрального депозитария" |
В течение 90 дней со дня вступления в силу Федерального закона |
В связи с установлением полномочий федерального антимонопольного органа по согласованию дополнительных требований к порядку формирования комитета пользователей услуг центрального депозитария потребуется признать не подлежащими применению действующие дополнительные требования к порядку формирования комитета пользователей услуг центрального депозитария (дополнительные требования к порядку формирования комитета пользователей услуг центрального депозитария будут утверждены указанием Банка России по согласованию с ФАС России) |
Банк России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.