Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 789087-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Законопроект) разработан в целях исполнения подпункта "6 м пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и консультативной комиссии Государственного совета Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N Пр-2347 ГС, пункта 13 раздела V "Строительство" плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р, пункта 1 Плана мероприятий по подготовке проектов федеральных законов, актов Правительства Российской Федерации и ведомственных актов, необходимых для отмены избыточных и (или) дублирующих процедур, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2017 г. N 1954-р, а также целевой модели "Получение разрешений на строительство и территориальное планирование", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. N 147-р (далее - Целевая модель).
В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Федеральным законом от 20 апреля 2014 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации" в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) внесены изменения, предусматривающие наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению исчерпывающих перечней процедур в сферах строительства. Одновременно введен запрет на установление обязанности осуществления процедур, не предусмотренных данными исчерпывающими перечнями, в отношении физических и юридических яиц, являющихся субъектами градостроительных отношений.
Правительство Российской Федерации утвердило 6 исчерпывающих перечней процедур: в сфере жилищного строительства; в сфере строительства сетей теплоснабжения; в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения; в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ; в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения (далее - исчерпывающие перечни).
Исчерпывающие перечни состоят из двух разделов: раздел I - процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации; раздел II - процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований.
В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N Пр-2901 проведен мониторинг соблюдения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления первого из указанных перечней - Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 403 и вступившего в силу 7 ноября 2014 г. По результатам данного мониторинга, уполномоченными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в среднем по Российской Федерации предоставляется порядка 30% услуг раздела I исчерпывающих перечней (из них 80% предоставляется непосредственно органами местного самоуправления).
Стандарт предоставления данных процедур (услуг), предусмотренный статьей 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", входящий в состав утверждаемых уполномоченными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления административных регламентов, должен соответствовать требованиям действующего федерального законодательства. Вместе с тем согласно данным регионов доля муниципальных образований, в которых нормативная правовая база отвечает требованиям федерального законодательства в части стандарта предоставления услуг, предусмотренных разделом I исчерпывающих перечней, в течении 2015 - 2018 годов в среднем по Российской Федерации остается на постоянном низком уровне в пределах 75%, а согласно информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации количество ежегодно выявляемых нарушений в деятельности органов местного самоуправления по вопросам соблюдения законодательства о градостроительной деятельности остается на постоянном высоком уровне (в 2015 году опротестовано 5,5 тыс. незаконных нормативных правовых актов; в 2016 году - 6,7 тыс. актов; в 2017 году - 6 тыс. актов; в первом полугодии 2018 года - 6 тыс. актов).
К основным причинам несоблюдения органами местного самоуправления федерального законодательства при подготовке соответствующих муниципальных правовых актов относятся:
низкий уровень квалификации муниципальных служащих, осуществляющих подготовку административных регламентов предоставления муниципальных услуг в сфере строительства;
низкий уровень контроля со стороны органов власти субъекта Российской Федерации за деятельностью органов местного самоуправления;
несвоевременное внесение изменений в муниципальные правовые акты, которыми установлен порядок прохождения процедур исчерпывающих перечней, в связи с изменениями федерального законодательства, направленных на его совершенствование, в том числе на улучшение инвестиционного климата.
К типовым нарушениям законодательства Российской Федерации, выявленным в ходе оценки стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг, содержащихся в административных регламентах предоставления государственных (муниципальных услуг) в сфере строительства, относятся:
некорректное определение круга заявителей для получения услуги;
указание в перечне правовых оснований для предоставления услуги недействующих нормативных правовых актов;
несоответствие срока предоставления услуг действующему законодательству Российской Федерации;
расширение законодательно установленного перечня документов, необходимых для предоставления услуги, которые заявитель должен представить самостоятельно;
расширение законодательно установленного перечня оснований для отказа в приеме заявления или отказа в предоставлении услуги.
Следствием такой ситуации является отсутствие единообразных, отвечающих требованиям федерального законодательства порядка и условий прохождения на местах административных процедур, необходимых для реализации инвестиционно-строительных проектов, возникновение необоснованных административных барьеров для застройщиков и ограничение конкуренции.
В этой связи Законопроект направлен на обеспечение однородной практики предоставления уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и исчерпывающими перечнями, а также на сокращение срока предоставления отдельных услуг в сфере строительства.
В частности Законопроектом предлагается:
1) унифицировать порядок, условия и результаты предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, путем установления федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, единых стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - единые стандарты).
Единые стандарты станут нормативными правовыми актами, обладающими приоритетом над административными регламентами, утверждаемыми на всех уровнях публичной власти, определяющими структуру, порядок, условия и результат предоставления конкретной государственной или муниципальной услуги, в том числе предусмотренной исчерпывающими перечнями. Первые единые стандарты планируется утвердить в отношении государственных и муниципальных услуг, относящихся непосредственно к сфере градостроительства, курируемой Минстроем России;
2) сократить с 1 января 2020 г. срок выдачи разрешения на строительство с 7 до 5 рабочих дней и срок выдачи градостроительного плана земельного участка с 20 до 14 рабочих дней.
Данная мера направлена на реализацию пунктов 2.1.1 и 2.4.1 Целевой модели с учетом лучших региональных практик и позволит снизить временные издержки застройщиков на получение указанных документов.
Реализация положений Законопроекта позволит:
1) создать единые для всей территории Российской Федерации условия прохождения заявителями процедур, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе прохождения застройщиками процедур, включенных в исчерпывающие перечни;
2) существенно сократить количество случаев неправомерного истребования от заявителей, в том числе застройщиков, дополнительных документов, предоставления отказов в принятии документов на рассмотрение и отказов в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
3) облегчить контроль за качеством оказания услуг, в том числе предусмотренных исчерпывающими перечнями, органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также принимаемыми ими правовыми актами;
4) ускорить прохождение процедур, необходимых для получения разрешения на строительство;
5) создать законодательные условия для последующего перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид на основе единых форматов (единых форм запросов о предоставлении соответствующей услуги, форм документов, являющихся результатом их предоставления).
Реализация мероприятий, предусмотренных Законопроектом, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Положения Законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, реализация предлагаемых решений не окажет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, предлагаемые решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон) потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
1) постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации", предусматривающее наделение Минстроя России полномочиями по утверждению единых стандартов предоставления государственных или муниципальных услуг, предусмотренных частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции Закона) (далее - единые стандарты), по выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и градостроительного плана земельного участка в целях утверждения соответствующих единых стандартов.
Основание - подпункт "а" и абзац второй подпункта "б" пункта 1 статьи 1, подпункт "в" пункта 2 статьи 2 Закона.
Головной исполнитель - Минстрой России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минкомсвязь России, ФАС России.
Планируемый срок разработки - в течение 3 месяцев со дня вступления в силу законопроекта;
2) постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации", предусматривающее наделение Минстроя России полномочиями по утверждению единых стандартов по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, единых стандартов по выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в целях утверждения таких единых стандартов.
Основание - подпункт "а" и абзац второй подпункта "б" пункта 1 статьи 1, подпункт "в" пункта 2 статьи 2 Закона.
Головной исполнитель - Минстрой России.
Планируемый срок разработки - в течение 6 месяцев со дня вступления в силу законопроекта;
3) приказ Минстроя России "Об утверждении единого стандарта предоставления государственной или муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство", направленный на реализацию новелл Закона и полномочий Минстроя России, предусмотренных пунктом 1 настоящего перечня.
Головной исполнитель - Минстрой России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минкомсвязь России, ФАС России, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос".
Основание - подпункт "а" и абзац второй подпункта "б" пункта 1 статьи 1, подпункт "в" пункта 2 статьи 2 Закона; Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (с учетом изменений, предусмотренных пунктом 1 настоящего перечня).
Планируемый срок разработки - в течение б месяцев со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации, предусмотренного пунктом 1 настоящего перечня;
4) приказ Минстроя России "Об утверждении единого стандарта предоставления государственной или муниципальной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", направленный на реализацию новелл Закона и полномочий Минстроя России, предусмотренных пунктом 1 настоящего перечня.
Головной исполнитель - Минстрой России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минкомсвязь России, ФАС России, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос".
Основание - подпункт "а" и абзац второй подпункта "б" пункта 1 статьи 1, подпункт "в" пункта 2 статьи 2 Закона; Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (с учетом изменений, предусмотренных пунктом 1 настоящего перечня).
Планируемый срок разработки - в течение 6 месяцев со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации, предусмотренного пунктом 1 настоящего перечня;
5) приказ Минстроя России "Об утверждении единого стандарта предоставления государственной или муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка", направленный на реализацию новелл Закона и полномочий Минстроя России, предусмотренных пунктом 1 настоящего перечня.
Головной исполнитель - Минстрой России
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минкомсвязь России, ФАС России.
Основание - подпункт "а" и абзац второй подпункта "б" пункта 1 статьи 1, подпункт "в" пункта 2 статьи 2 Закона; Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (с учетом изменений, предусмотренных пунктом 1 настоящего перечня).
Планируемый срок разработки - в течение 6 месяцев со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации, предусмотренного пунктом 1 настоящего перечня;
6) приказ Минстроя России "Об утверждении единого стандарта предоставления государственной или муниципальной услуги по выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства", направленный на реализацию новелл Закона и полномочий Минстроя России, предусмотренных пунктом 2 настоящего перечня.
Головной исполнитель - Минстрой России.
Соисполнитель - ФАС России.
Основание - подпункт "а" и абзац второй подпункта "б" пункта 1 статьи 1, подпункт "в" пункта 2 статьи 2 Закона; Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (с учетом изменений, предусмотренных пунктом 1 настоящего перечня).
Планируемый срок разработки - в течение 6 месяцев со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации, предусмотренного пунктом 2 настоящего перечня;
7) приказ Минстроя России "Об утверждении единого стандарта предоставления государственной или муниципальной услуги по выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка", направленный на реализацию новелл Закона и полномочий Минстроя России, предусмотренных пунктом 2 настоящего перечня.
Головной исполнитель - Минстрой России.
Соисполнитель - ФАС России.
Основание - подпункт "а" и абзац второй подпункта "б" пункта 1 статьи 1, подпункт "в" пункта 2 статьи 2 Закона; Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (с учетом изменений, предусмотренных пунктом 1 настоящего перечня).
Планируемый срок разработки - в течение 6 месяцев со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации, предусмотренного пунктом 2 настоящего перечня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.