Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 814384-7 "О внесении изменения в статью 43.2 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 43.2 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - законопроект) разработан в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Гордеева (поручение от 20 ноября 2018 г. N АГ-П11-8087).
В целях повышения результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, в том числе посредством внедрения в деятельность контрольно-надзорных органов риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контрольно-надзорной деятельности, Правительством Российской Федерации утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации (далее - "дорожная карта") (распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р).
Предусмотренный "дорожной картой" перечень мероприятий обусловлен тем, что действовавшая правовая система предполагала проведение сплошной проверки подконтрольных субъектов с определенной периодичностью, что приводило к неэффективному расходованию ресурсов контрольно-надзорных органов. При этом данные мирового опыта свидетельствуют о возможности сокращения общего количества проверок от 30 до 90 процентов, а отдельные категории бизнеса могут и вовсе быть освобождены от необходимости прохождения плановых проверок с сохранением уровня безопасности в подконтрольной сфере.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) в случаях, установленных федеральными законами, отдельные виды государственного контроля (надзора) могут осуществляться без проведения плановых проверок. На основании указанной нормы и во исполнение решений Правительства Российской Федерации подготовлен законопроект, предусматривающий отмену плановых проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Выполнение перечня мероприятий "дорожной карты" требует сокращения количества проверок в целях снижения административного давления на бизнес при одновременном повышении уровня защищенности охраняемых законом ценностей. В связи с этим одной из задач законопроекта является также реализация комплекса мер по налаживанию системной профилактической работы, ориентированной на соблюдение поднадзорными субъектами предъявляемых требований. Данный комплекс мероприятий возлагает на органы государственного контроля (надзора) подготовку и реализацию подпрограммы профилактических мероприятий, принятие нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации и проведения профилактических мероприятий, проведение на регулярной основе обобщения практики контрольно-надзорной деятельности и информирование о результатах обобщения, принятие нормативных правовых актов, предусматривающих возможность вынесения контрольно-надзорными органами предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Действующая система организации и проведения плановых проверок, предусмотренная Федеральным законом N 294-ФЗ, позволяет подконтрольным субъектам, заранее предупрежденным о сроках проведения плановых проверок, скрыть от должностных лиц, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, многие совершаемые нарушения обязательных требований в сфере сохранения водных биоресурсов и среды их обитания.
В то же время действующими нормативными правовыми актами предусмотрено осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора) без проведения плановых проверок.
Федеральное агентство по рыболовству во исполнение функций государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов уполномочено проводить плановые проверки, внеплановые проверки, плановые (рейдовые) осмотры.
По данным статистической отчетности за 2018 год должностными лицами территориальных управлений Росрыболовства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей было проведено всего 1168 плановых проверок. По результат данных контрольно-надзорных мероприятий выявлено 631 нарушение, то есть в среднем на одну плановую проверку приходится менее 0,54 выявленных нарушений законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. Одновременно в 2018 году было проведено 99 802 рейдовых мероприятий, в ходе которых выявлено 103 455 нарушений, то есть в среднем на одно рейдовое мероприятие приходится 1 выявленное нарушение законодательства. В связи с чем предлагается отказаться от плановых проверок юридических лиц в пользу более эффективных рейдовых мероприятий.
Плановые проверки проводятся преимущественно по месту нахождения юридического лица и заключаются в рассмотрении документации, отдельных условий осуществления деятельности и осмотра производственных мощностей при их наличии. При этом затруднительным является планирование проведения плановых проверок в целях осуществления государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов при осуществлении добычи (вылова) водных биологических ресурсов непосредственно в районах промысла, именно в силу необходимости учета различных обстоятельств: периодов промысла, мест промысла и ряда других.
Кроме того, размещение ежегодного плана проверок на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" позволяет подконтрольным субъектам заранее устранять возможные нарушения или принимать меры для их сокрытия, что снижает эффективность контрольно-надзорных мероприятий.
Вместе с тем плановые (рейдовые) осмотры проводятся непосредственно в местах осуществления добычи (вылова) водных биологических ресурсов и позволяют оперативно выявлять возможные нарушения в деятельности юридических лиц, что подтверждает высокую эффективность таких контрольно-надзорных мероприятий и оказывает положительное влияние на состояние и сохранность водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Перераспределение функциональных обязанностей должностных лиц, задействованных в настоящее время в проведении плановых проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, позволит организовать выполнение комплекса мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, а также усилить эффективность контрольно-надзорной деятельности за счет проведения рейдовых мероприятий на водных объектах рыбохозяйственного значения и внеплановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, принятие законопроекта и переориентация на иные виды контрольно-надзорных мероприятий (внеплановые проверки, плановые (рейдовые) осмотры) позволит повысить эффективность федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и окажет положительное влияние на состояние и сохранность водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Реализация законопроекта не повлечет за собой изменения объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления и не потребует выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов, а также сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 43.2 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
Реализация проекта федерального закона будет осуществляться соответствующими органами исполнительной власти в пределах установленной численности их работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на руководство и управление этих органов в сфере установленных функций.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 43.2 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 43.2 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов не потребуется.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 43.2 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
В связи принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 43.2 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон) принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации не потребуется.
Принятие Федерального закона потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 1394" (далее - проект постановления, Положение).
Исполнитель: Минсельхоз России, Росрыболовство.
Срок начала разработки проекта акта: IV квартал 2019 г.
Срок принятия проекта акта: по истечении 3 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Обоснование необходимости принятия акта: исключение из Положения полномочий по проведению Федеральным агентством по рыболовству плановых проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Краткое описание проекта акта: проектом постановления предусматривается внесение изменений в Положение в части проведения внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
2. Приказ Минсельхоза России "О признании утратившим силу приказа Минсельхоза России от 18 февраля 2015 г. N 58 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации".
Исполнитель: Минсельхоз России, Росрыболовство.
Срок начала разработки проекта акта: IV квартал 2019 г.
Срок принятия проекта акта: по истечении 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Обоснование необходимости принятия акта: пункт 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373.
Краткое описание проекта акта: проектом приказа признается утратившим силу приказ Минсельхоза России в целях приведения нормативных правовых актов Минсельхоза России в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.
3. Приказ Росрыболовства "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации" (далее - Административный регламент Росрыболовства).
Исполнитель: Росрыболовство по согласованию с Минсельхозом России.
Срок начала разработки проекта акта: IV квартал 2019 г.
Срок принятия проекта акта: по истечении 9 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Обоснование необходимости принятия акта: пункт 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373; положения Федерального закона.
Краткое описание проекта акта: проектом приказа утверждается Административный регламент Росрыболовства в целях приведения нормативных правовых актов Росрыболовства в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.