Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 843694-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в части формирования и развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - НГС).
Законопроект разработан в целях расширения кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, повышения эффективности использования средств бюджетов всех уровней, направленных на решение указанной задачи, а также во исполнение пункта 1.3 раздела 3 паспорта федерального проекта "Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию" и пункта 1.3.7.1 плана мероприятий по реализации указанного федерального проекта, разработанных во исполнение паспорта национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", утвержденного на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16).
Законопроектом предусмотрены следующие изменения в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон):
закрепление понятия НГС и определение основных принципов ее построения и функционирования;
регламентация деятельности АО "Корпорация "МСП" по оценке финансовой устойчивости и эффективности деятельности региональных гарантийных организаций (далее - РГО), в том числе в целях оказания им последующей финансовой поддержки.
Приказом Минэкономразвития России от 19 февраля 2015 г. N 74 в целях повышения доступности финансовой поддержки, в том числе поручительств, гарантий и иных форм поддержки для субъектов МСП и формирования НГС утверждены Основные положения стратегии развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года.
Развитие НГС выделено в отдельное направление в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1083-р, которой определены улучшение условий кредитования субъектов МСП, увеличение объемов долгосрочного кредитования субъектов МСП, увеличение количества банковских продуктов, целевой аудиторией которых являются малые и средние предприятия, повышение эффективности деятельности участников НГС - АО "Корпорация "МСП", АО "МСП Банк" и РГО в 85 субъектах Российской Федерации, повышение эффективности расходов бюджетов, направляемых на финансирование деятельности гарантийных организаций.
Консолидированный объем финансовой поддержки субъектов МСП с участием НГС в 2015 - 2018 годах составил 831 млрд. рублей (нарастающим итогом).
Вместе с тем до настоящего времени в законодательстве Российской Федерации отсутствуют определение НГС и регламентация основ ее деятельности как института поддержки субъектов МСП.
В связи с этим в законопроекте предлагается закрепить определение НГС в качестве системы организаций, которые во взаимодействии друг с другом обеспечивают значимую и эффективную поддержку субъектам МСП на федеральном и региональном уровнях на основании единых стандартов работы.
Кроме того, законопроектом предусматривается определение роли основных участников НГС, а также полномочий АО "Корпорация "МСП", осуществляющего свою деятельность в качестве института развития в сфере МСП, как центра компетенций по развитию НГС.
Согласно части 1 статьи 25.1 Федерального закона АО "Корпорация "МСП" осуществляет свою деятельность в качестве института развития в сфере МСП в целях координации оказания субъектам МСП поддержки, предусмотренной указанным федеральным законом.
Одной из форм координации оказания гарантийной поддержки является закрепленное пунктом 12.1 части 4 статьи 25.1 Федерального закона полномочие АО "Корпорация "МСП" по организации и проведению оценки соблюдения РГО предусмотренных Федеральным законом требований.
Реализация предусмотренных полномочий АО "Корпорация МСП" позволила существенно увеличить поддержку малого и среднего предпринимательства системой РГО, так объем выданных поручительств субъектам МСП в 2018 году почти в 2 раза превысил объем выданных поручительств в 2015 году: 24,8 млрд. рублей в 2015 году и 48,0 млрд. рублей в 2018 году, а всего действующий портфель поручительств на 1 июля 2019 г. всех РГО составляет 82,0 млрд. рублей по сравнению с 51,6 млрд. рублей на 1 января 2015 г.
Необходимо отметить, что за этот же период гарантийный капитал РГО увеличился лишь на 7,8 млрд. рублей.
Таким образом, системная работа АО "Корпорация "МСП" по повышению эффективности работы РГО приводит к увеличению объема кредитной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Дальнейшее увеличение объемов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства связано с совершенствованием системы распределения средств федерального бюджета на развитие РГО в части первоочередного предоставления средств финансово устойчивым и эффективно работающим организациям.
В качестве инструмента решения поставленной задачи предлагается использовать систему внутренних рангов для РГО (далее - Система рангов).
Система рангов призвана стать комплексной оценкой РГО в части финансовой устойчивости и способности исполнять взятые на себя обязательства, позволяющей относить РГО к однородным категориям или рангам, с определением некоторой вероятности дефолта, которая возрастает от рангов, определенных как наиболее надежных, к рангам наиболее рискованным.
Система рангов станет важным источником информации об уровне кредитного риска конкретной РГО в сравнении с другими РГО.
Кроме того, система длительного наблюдения за финансовыми и операционными процессами в РГО позволит увеличить потенциал системы РГО, в том числе за счет внутренних ресурсов, а также сократить потери при инвестировании временно свободных денежных средств, повысить качество и эффективность работы менеджмента РГО.
Так, в рамках практической апробации Системы рангов в 2018 - 2019 годах около 2 млрд. рублей нераспределенной прибыли прошлых лет РГО было направлено на пополнение гарантийного капитала.
Учитывая изложенное, реализация законопроекта позволит:
обеспечить среднегодовой прирост объема финансовой поддержки, оказываемой субъектам МСП, в объеме не менее 10%, увеличив совокупный ежегодный объем финансовой поддержки субъектов МСП с 117 млрд. рублей в 2018 году до 205 млрд. рублей в 2024 году;
обеспечить ежегодную динамику субъектов МСП - получателей поддержки не менее чем на 3%, увеличив ежегодное количество субъектов МСП - получателей поддержки к 2024 году до 6 тыс.;
обеспечить предоставление бюджетных средств РГО, работающим эффективно;
разработать новые инструменты (внебюджетные) источники для увеличения объемов поддержки субъектов МСП за счет системы РГО.
Система и порядок проведения ранжирования будут установлены Минэкономразвития России, при этом проведение ранжирования будет осуществляться АО "Корпорация "МСП" на безвозмездной основе.
Порядок учета итогов ранжирования при предоставлении средств федерального бюджета на развитие системы РГО устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом Корпорация проводит процедуру ранжирования в порядке, определяемом Минэкономразвития России, на основании данных, полученных от РГО. Информация для цели проведения указанного ранжирования будет собираться в том числе с использованием созданной АО "Корпорация "МСП" автоматизированной информационной системы "Мониторинг МСП" (https ://monitoring. corpmsp .ru).
Законопроект соответствует положениям подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316.
Законопроект не предусматривает введения:
обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях;
обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2019 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Особый порядок вступления в силу федерального закона обусловлен необходимостью принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Расходы федерального бюджета на докапитализацию региональных гарантийных организаций в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации предусмотрены федеральным проектом "Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию", утвержденным протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" от 27 августа 2019 г. N 4, в следующем объеме:
на 2019 год - 3 967 499,6 тыс. рублей;
на 2020 год - 662 000,0 тыс. рублей;
на 2021 год - 1 092 000,0 тыс. рублей;
на 2022 год - 3 477 300,0 тыс. рублей;
на 2023 год - 5 092 000,0 тыс. рублей;
на 2024 год - 1 638 700,0 тыс. рублей.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства" (далее - Федеральный закон) потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1) приказ Минэкономразвития России "Об утверждении порядка проведения акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" ранжирования фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительств)".
Основание: пункт 3 статьи 1 Федерального закона.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после внесения соответствующего проекта федерального закона Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Указанным приказом планируется установить порядок проведения ранжирования фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительств) и определяет шкалу ранжирования, перечень показателей для присвоения ранга, характеризующих в том числе финансовую устойчивость (достаточность и управление капиталом, ликвидность, управление рисками, рентабельность, качественные показатели деятельности) и эффективность гарантийной и операционной деятельности указанных фондов, а также порядок присвоения рангов;
2) приказ Минэкономразвития России "Об утверждении основных положений развития национальной гарантийной системы".
Основание: пункт 7 статьи 1 Федерального закона.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после внесения соответствующего проекта федерального закона Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
Указанный приказ будет направлен на определение целей, задач, основных принципов и направлений, особенностей взаимодействия между участниками и ключевых показателей эффективности национальной гарантийной системы.
Принятие Федерального закона потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Основание: пункты 3-6 статьи 1 Федерального закона.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после внесения соответствующего проекта федерального закона Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
Изменения в постановление вносятся в целях организации оказания финансовой поддержки фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) с учетом проведенного АО "Корпорация "МСП" ранжирования таких фондов и присвоенного ранга;
2) приказ Минэкономразвития России от 1 марта 2017 г. N 91 "Об утверждении Порядка, сроков и форм представления информации, предусмотренной пунктами 5 и 6 Правил проведения акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" мониторинга оказания федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и мониторинга оказания организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также состава такой информации".
Основание: пункт 3 статьи 1 Федерального закона.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после внесения соответствующего проекта федерального закона Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
Изменения в указанный приказ направлены на уточнение показателей деятельности фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительств), сведения о которых необходимы для цели проведения ранжирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.