Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 918227-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи индивидуальных трудовых споров спортсменов и тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений на рассмотрение третейских судов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи индивидуальных трудовых споров спортсменов и тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений на рассмотрение третейских судов" (далее - законопроект) разработан в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. NПр-759 и предусматривает внесение изменений, направленных на устранение коллизий, выявленных в процессе применения Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта", связанных с вопросами спортивного арбитража, совершенствования правовых механизмов защиты прав и интересов российских спортсменов и тренеров на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 части I статьи 36.3 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в рамках арбитража (третейского разбирательства), администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, рассматриваются в том числе индивидуальные трудовые споры спортсменов, тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений. Вместе с тем в соответствии со статьей 382 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальные трудовые споры рассматриваются только комиссиями по трудовым спорам и судами.
Создана правовая коллизия, которая не позволяет в полной мере реализовать положения Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Законопроект предлагает внести изменения, направленные на предоставление возможности рассмотрения в специализированном арбитражном учреждении индивидуальных трудовых споров в профессиональном спорте и спорте высших достижений.
Принятие законопроекта позволит создать дополнительные правовые возможности, расширить способы защиты* прав и интересов российских спортсменов, тренеров, спортивных федераций, профессиональных спортивных лиг и спортивных клубов путем рассмотрения спорных трудовых ситуаций методами третейского разбирательства в Российской Федерации.
Отсутствие в российском законодательстве возможности рассмотрения третейскими судами трудовых спортивных споров вынуждает спортсменов, в первую очередь в игровых видах спорта (футбол, баскетбол, хоккей, волейбол), и иностранных граждан и лиц без гражданства, привлекающихся в качестве спортсменов, имеющих трудовые контракты с российскими спортивными клубами, обращаться за судебной защитой для решения внутренних спортивных споров между российскими спортивными клубами и их игроками в третейские институты иностранной юрисдикции. Стоимость рассмотрения таких категорий споров в иностранных третейских судах начинается от 10 тыс. евро, сроки рассмотрения составляют не менее 8 месяцев.
При этом отношение к российским спортсменам при вынесении решений у иностранных судей не всегда объективно. Правовое регулирование индивидуальных трудовых договоров имеет особенности и в силу требований международных спортивных организаций (международные спортивные федерации, лиги, Международный олимпийский комитет, Всемирное антидопинговое агентство) не может быть основано только на положениях российского трудового законодательства.
В целях изменения сложившейся ситуации, при которой российские профессиональные спортсмен^ и тренеры за защитой своих трудовых прав вынуждены обращаться в иностранные судебные учреждения, а также в целях создания внутренних юридических механизмов для возвращения в российскую юрисдикцию спортивных споров, вытекающих из внутренних трудовых договоров российских спортсменов и профессиональных спортивных клубов, предлагается главу 54.1 "Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров" Трудового кодекса Российской Федерации дополнить статьей, предусматривающей возможность рассмотрения индивидуальных трудовых споров спортсменов, тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений третейскими судами.
Законопроект не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты. Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи индивидуальных трудовых споров спортсменов и тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений на рассмотрение третейских судов"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи индивидуальных трудовых споров спортсменов и тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений на рассмотрение третейских судов" не повлечет необходимости выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета, а финансовое обеспечение расходов будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Минспорту: России на соответствующий финансовый год.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи индивидуальных трудовых споров спортсменов и тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений на рассмотрение третейских судов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи индивидуальных трудовых споров спортсменов и тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений на рассмотрение третейских судов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи индивидуальных трудовых споров спортсменов и тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений на рассмотрение третейских судов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи индивидуальных трудовых споров спортсменов и тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений на рассмотрение третейских судов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.