Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 916988-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статьи 1 и 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статьи 1 и 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки" (далее - законопроект) разработан в целях реализации пункта 1 раздела II протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова от 10 апреля 2019 г. N СА-П13-49пр.
Одна из целей национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (далее - национальный проект) - увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) до 25 млн. человек в 2024 году (по данным ФНС России на июль 2019 г. - 19,2 млн. человек), что означает необходимость обеспечить общий прирост занятых в сфере МСП на 5,8 млн. человек.
Согласно оценке Минэкономразвития России, за счет легализации самозанятых граждан может быть обеспечен прирост в размере 2,4 млн. человек.
Национальным проектом определен ряд мер, направленных на обеспечение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами.
С 1 января 2019 г. в 4 субъектах Российской Федерации (г. Москва, Московская область, Калужская область, Республика Татарстан) введен специальный налоговый режим для самозанятых граждан - "Налог на профессиональный доход".
По состоянию на октябрь 2019 г. количество граждан, которые зарегистрировались в качестве плательщиков налога на профессиональный доход, по данным ФНС России, превысило 195 тыс. человек. В соответствии с национальным проектом в декабре 2019 г. предусмотрено законодательное закрепление введения действия нового налогового режима на территории иных субъектов Российской Федерации.
Запланировано создание АО "Корпорация "МСП" совместно с дочерними обществами АО "Корпорация "МСП", кредитными организациями, государственными микрофинансовыми организациями, кредитными кооперативами специальных продуктов, направленных на оказание кредитной, гарантийной и иной финансовой поддержки самозанятым гражданам.
Кроме того, в центрах "Мой бизнес" в субъектах Российской Федерации до конца 2019 года должно быть обеспечено предоставление информационно-консультационных и образовательных мер поддержки самозанятым гражданам.
Вместе с тем, в настоящий момент отсутствуют законодательно определенные меры поддержки самозанятых граждан в целях вовлечения их в предпринимательство и соответствующая правоприменительная практика в этой области.
В то же время, создание условий для массового вовлечения самозанятых граждан в легальную предпринимательскую деятельность требует формирования системы дополнительных стимулов.
Указанная задача может быть решена посредством законодательного закрепления за такими гражданами права пользоваться мерами поддержки, реализуемыми в отношении субъектов МСП в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в том числе за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных для оказания поддержки субъектам МСП.
В этой связи в соответствии с законопроектом в Федеральный закон N 209-ФЗ вносятся изменения, согласно которым отдельные меры государственной поддержки субъектов МСП (прежде всего финансовая, имущественная, информационная, консультационная и образовательная), а также меры поддержки, предоставляемые АО "Корпорация "МСП" и его дочерними обществами, будут распространяться на физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
Учитывая, что правом на применение рассматриваемого специального налогового режима наделены также индивидуальные предприниматели, которые в силу своего правового статуса в настоящее время вправе пользоваться мерами поддержки для субъектов МСП, проектируемые нормы предусматривают регламентацию правоотношений с участием физических лиц, поставленных на учет в качестве плательщиков налога на профессиональный доход, которые не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей (самозанятых граждан).
Одновременно законопроектом предусматривается включение соответствующих положений об оказании поддержки физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации и муниципальные программы (подпрограммы), содержащие мероприятия, направленные на развитие МСП.
Кроме того, в законопроекте предлагается обеспечить учет сведений о физических лицах, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", получивших поддержку в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ, в реестрах субъектов МСП - получателей поддержки, ведение которых предусмотрено статьей 8 Федерального закона N 209-ФЗ, и в последующем - в едином реестре субъектов МСП - получателей поддержки, формирование которого предусмотрено начиная с 20 декабря 2020 г.
Принятие федерального закона создаст возможность для участия самозанятых граждан в программах, реализуемых с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления, АО "Корпорация "МСП" и его дочерних обществ, в целях получения мер поддержки, предусмотренных Федеральным законом N 209-ФЗ, включая:
- кредитно-гарантийную поддержку;
- участие в льготных лизинговых программах;
- доступ к сервисам Портала Бизнес-навигатора МСП;
- участие в программах обучения.
Принятие и реализация федерального закона не потребуют дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку соответствующая поддержка самозанятым гражданам будет оказываться в рамках средств бюджетов, предусмотренных на оказание поддержки субъектам МСП в рамках государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм).
Законопроект содержит положения, направленные на обеспечение выполнение целевых индикаторов и показателей подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316, в том числе показателя "количество субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых граждан, получивших поддержку в рамках федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства".
Законопроект не предусматривает введения:
- обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях;
- обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статьи 1 и 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статьи 1 и 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки", не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статьи 1 и 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статьи 1 и 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки", не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статьи 1 и 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статьи 1 и 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки" (далее - Федеральный закон) потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Основание: пункт 4 статьи 1 Федерального закона.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение шести месяцев после внесения соответствующего проекта федерального закона Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Изменения в постановление направлены на включение в подпрограмму 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" мероприятий, направленных на оказание поддержки физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход";
2) постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации".
Основание: пункт 2 статьи 2 Федерального закона.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение шести месяцев после внесения соответствующего проекта федерального закона Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Изменения в постановление носят технический характер в части корректировки наименования реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки;
3) приказ Минэкономразвития России от 1 марта 2017 г. N 91 "Об утверждении Порядка, сроков и форм представления информации, предусмотренной пунктами 5 и 6 Правил проведения акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" мониторинга оказания федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и мониторинга оказания организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также состава такой информации".
Основание: пункт 4 статьи 1 Федерального закона.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение шести месяцев после внесения соответствующего проекта федерального закона Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Изменения в приказ направлены на дополнение перечня показателей, используемых для цели проведения мониторинга, показателями, связанными с оказанием поддержки в формах, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход";
4) приказ Минэкономразвития России от 14 марта 2018 г. N 125 "Об утверждении требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".
Основание: пункт 4 статьи 1 Федерального закона.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение шести месяцев после внесения соответствующего проекта федерального закона Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Изменения в приказ направлены на установление требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации, в целях оказания поддержки физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход".
Принятие Федерального закона потребует принятия приказа Минэкономразвития России "Об утверждении Порядка ведения реестров получателей поддержки и Требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами".
Основание: подпункт "д" пункта 2 статьи 1 Федерального закона.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение шести месяцев после внесения соответствующего проекта федерального закона Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Указанным приказом планируется признать утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 31 мая 2017 г. N 262 "Об утверждении Порядка ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и Требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами" в связи с тем, что его положения после вступления в силу Федерального закона не в полной мере будут соответствовать части 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части указания на реестры получателей поддержки и, соответственно, планируется утвердить новые Порядок ведения реестров получателей поддержки и Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.