Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 941887-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 278-ФЗ) внесены комплексные изменения в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), согласно которым с 1 июня 2019 г. перевозка этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (далее - продукция) железнодорожным подвижным составом допускается только при условии оснащения таких транспортных средств специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении таких транспортных средств по территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации.
Для реализации указанной нормы Федерального закона N 171-ФЗ требуется разработка указанных специальных технических средств регистрации в автоматическом режиме движения и проекта модернизации по оснащению ими железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозки указанной категории грузов, а также проведению комплекса необходимых испытаний в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (TP ТС 001/2011).
Ввиду того что реализация указанных мероприятий требует значительных временных и финансовых затрат и тем самым создает дополнительную нагрузку на субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность по перевозке железнодорожным подвижным составом продукции, проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривается признание утратившими силу соответствующих требований Федерального закона N 171-ФЗ и части 5 статьи 8 Федерального закона N 278-ФЗ.
Кроме того, законопроектом предусматриваются изменения в части порядка выдачи федеральных специальных и акцизных марок.
Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 433-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены комплексные изменения в Федеральный закон N 171-ФЗ, в том числе изменения, в соответствии с которыми начиная с 1 октября 2018 г. введен "помарочный" учет алкогольной продукции, обеспечивающий возможность прослеживаемости каждой единицы алкогольной продукции посредством содержащегося на федеральных специальных марках и акцизных марках двухмерного штрихового кода, нанесенного организацией-изготовителем и содержащего уникальный идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) в кодированном виде, позволяющий идентифицировать марки, а также маркируемую ими алкогольную продукцию.
Введенные механизмы учета оборота алкогольной продукции позволяют пересмотреть применяемые в настоящее время регламенты обеспечения заинтересованных лиц федеральными специальными и акцизными марками, что положительно скажется на оптимизации финансовых и административных затрат как государственных органов, так и субъектов предпринимательства.
Таким образом, теряют свою актуальность и необходимость документы, предоставляемые в настоящее время с заявлением о выдаче федеральных специальных и акцизных марок. Отказ от предоставления документов упростит процедуру выдачи марок, сделает процесс принятия решения автоматическим, на который не влияет человеческий фактор, позволит снизить издержки организаций на обслуживание обеспечения к обязательству об использовании приобретаемых федеральных специальных и акцизных марок в соответствии с назначением и сократить сроки получения марок.
Упрощенная процедура выдачи марок будет требовать лишь предоставления заявления о выдаче марок, направленного посредством системы ЕГАИС. Марки, не использованные в течение 9 месяцев со дня их получения, подлежат уничтожению и автоматической блокировке системой ЕГАИС, таким образом, их использование в обороте будет невозможно.
В этой связи законопроектом предлагается из перечня документов, представляемых для приобретения федеральных специальных и акцизных марок, исключить: расчет потребности в федеральных специальных марках, отчет об использовании ранее выданных марок, обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства, копию лицензии, копию договора (контракта) поставки алкогольной продукции, подтверждение правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака, справку налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах или справку таможенного органа об отсутствии у организации задолженности по уплате таможенных платежей.
Кроме того, в целях оптимизации затрат федерального бюджета и участников алкогольного рынка законопроектом предлагается унифицировать марки и перераспределить полномочия между федеральными органами исполнительной власти при контроле оборота алкогольной продукции, обеспечив при этом электронное межведомственное взаимодействие Росалкогольрегулирования и таможенных органов.
Законопроектом предлагается функции по выдаче организациям федеральных специальных и акцизных марок и контролю за их использованием сконцентрировать в Росалкогольрегулировании, а полномочия по контролю маркировки алкогольной продукции при ее декларировании и совершении иных таможенных операций закрепить за таможенными органами.
Минимизация риска нарушения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании при реализации таких подходов будет обеспечена за счет применения электронных технологий прослеживаемости использования марок для всех видов алкогольной продукции в режиме, близком к реальному времени.
Реализация законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет увеличения расходов федерального бюджета.
Работы по развитию единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части функциональности, предусматриваемой законопроектом, предусмотрены к реализации в 2019 году в рамках мероприятия по информатизации N 160.00100160.19.Р.20777.01 "Развитие объекта учета ЕГАИС", получившего положительную оценку Минкомсвязи России и включенного в утвержденный план информатизации Росалкогольрегулирования на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
Таким образом, подготовка в отношении указанного проекта федерального закона заключения об оценке целесообразности проведения финансирования мероприятий по информатизации, предусмотренного пунктом 60(2) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, не требуется.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятия Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации".
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предполагается унификация марок для маркировки алкогольной продукции, как произведенной, так и ввезенной в Российскую Федерацию. Соответственно, с 1 апреля 2021 г. прекращается выдача акцизных марок, а вся производимая и ввозимая в Российскую Федерацию алкогольная продукция будет маркироваться федеральными специальными марками.
Таким образом, потребуется внести изменения в подпункт 138 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации в части исключения положений, предусматривающих уплату государственной пошлины за выдачу акцизных марок с двухмерным штриховым кодом, содержащим идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, для маркировки алкогольной продукции.
Предполагаемый срок принятия - 1 апреля 2021 г.
Головным исполнителем по внесению указанного изменения является Минфин России, соисполнителем - Росалкогольрегулирование.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует принятия следующих постановлений Правительства Российской Федерации и приказов Минфина России:
1) проект постановления Правительства Российской Федерации "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым определяются порядок выдачи федеральных специальных марок и особенности маркировки ими алкогольной продукции, как произведенной на территории Российской Федерации, так и ввезенной в Российскую Федерацию.
Принятие указанного проекта постановления Правительства Российской Федерации потребует внесения изменений в:
постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками";
постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 704 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 212";
постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2015 г. N 593 "Об особенностях маркировки отдельных видов алкогольной продукции федеральными специальными марками и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2018 г. N 1140 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам маркировки алкогольной продукции",
а также потребуется признание утратившими силу следующих нормативных правовых актов:
постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками";
пункт 10 Изменений, которые вносятся в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459 "О Федеральной таможенной службе";
постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2007 г. N 699 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 866";
пункт 2 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 г. N 2 "Об оптимизации функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
пункт 1 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам ведения единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 г. N 136 "О некоторых мерах по ведению единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 2012 г. N 776 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 866";
постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 г. N 398 "О признании утратившим силу пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками";
пункты 2 и 4 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам маркировки алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2018 г. N 1140 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам маркировки алкогольной продукции";
постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 2012 г. N 775 "Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции";
пункт 11 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2014 г. N 202 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции";
постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2015 г. N 461 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 2012 г. N 775";
постановление Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2016 г. N 331 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 2012 г. N 775";
постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2016 г. N 859 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 2012 г. N 775";
постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1079 "О расчете потребности в федеральных специальных марках и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. N 785";
пункт 2 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2015 г. N 593 "Об особенностях маркировки отдельных видов алкогольной продукции федеральными специальными марками и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1374 "О расчете потребности в федеральных специальных марках для маркировки винодельческой продукции и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам маркировки винодельческой продукции".
Указанные изменения следует внести до 1 января 2021 г.
Головным исполнителем по внесению указанных изменений является Минфин России, соисполнителем - Росалкогольрегулирование;
2) проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Федеральной таможенной службе и Положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" в части перераспределения полномочий по выдаче федеральных специальных марок на ввозимую в Российскую Федерацию алкогольную продукцию.
Указанные изменения следует внести до 1 января 2021 г.
Головным исполнителем по внесению указанных изменений является Минфин России, соисполнителями - ФТС России и Росалкогольрегулирование;
3) проекты приказов Минфина России:
а) "О порядке хранения федеральных специальных марок в организациях";
б) "Об утверждении перечня сведений о маркируемой алкогольной продукции, наносимых на федеральные специальные марки и считываемых с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также формата нанесения указанных сведений";
в) "О порядке приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок";
г) "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов";
д) "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 июля 2016 г. N 117н";
е) "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 сентября 2018 г. N 199н";
ж) "О признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 июня 2017 г. N 83н".
Указанными проектами приказов Минфина России приводятся в соответствие с вводимым новым порядком маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками действующие в настоящее время образцы марок, особенности приобретения, хранения и уничтожения марок, порядок фиксации сведений о маркировке продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Указанные изменения следует внести до 1 января 2021 г.
Головным исполнителем по внесению указанных изменений является Минфин России, соисполнителем - Росалкогольрегулирование;
4) проекты приказов Росалкогольрегулирования:
а) "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 29 июня 2011 г. N 13н", которым будут внесены изменения в Административный регламент предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, в части включения порядка предоставления государственной услуги по выдаче федеральных специальных марок лицам, осуществляющим закупку в целях ввоза в Российскую Федерацию алкогольной продукции.
Указанные изменения следует внести до 1 января 2021 г.
Головным исполнителем по внесению указанных изменений является Росалкогольрегулирование, соисполнителем - Минфин России;
б) "О признании утратившими силу некоторых приказов Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по вопросу маркировки алкогольной продукции", которым признаются утратившими силу приказы Росалкогольрегулирования:
от 25 мая 2010 г. N 35н "О порядке перечисления денежных средств на счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение территориального органа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, открытый в территориальном органе Федерального казначейства (денежного залога)";
от 1 июня 2010 г. N 37н "Об утверждении минимальной стоимости чистых активов поручителей, с которыми территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка заключают договоры поручительства, и порядка расчета минимальной стоимости чистых активов поручителей";
от 15 января 2014 г. N 4 "Об утверждении максимальной суммы одной банковской гарантии и всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним гарантом";
от 24 июня 2010 г. N 41н "Об утверждении размера обеспечения исполнения обязательства об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением";
от 12 июля 2012 г. N 191 "Об утверждении образцов, перечня реквизитов и элементов защиты федеральных специальных марок".
Указанные изменения следует внести до 1 января 2021 г.
Головным исполнителем по внесению указанных изменений является Росалкогольрегулирование;
5) проект приказа Минэкономразвития России "О признании утратившим силу приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 25 января 2006 г. N 12", которым признаются утратившими силу положения об утвержденных образцах, перечнях реквизитов и элементов защиты акцизных марок для маркировки алкогольной продукции.
Указанные изменения следует внести до 1 января 2021 г.
Головным исполнителем по внесению указанных изменений является Минэкономразвития России;
6) проект приказа ФТС России "О признании утратившими силу некоторых приказов Федеральной таможенной службы по вопросу маркировки алкогольной продукции", которым признаются утратившими силу приказы ФТС России:
от 9 октября 2012 г. N 2017 "Об утверждении образцов, перечня реквизитов и элементов защиты акцизных марок для маркировки алкогольной продукции";
от 20 января 2012 г. N 75 "Об утверждении образца, перечня реквизитов и элементов защиты акцизной марки для маркировки алкогольной продукции с содержанием этилового спирта до 9 процентов объема готовой продукции включительно":
от 9 марта 2006 г. N 183 "Об утверждении Инструкции о взаимодействии таможенных органов и действиях должностных лиц таможенных органов по обеспечению организаций акцизными марками для маркировки алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, и контроля за использованием акцизных марок";
от 10 сентября 2012 г. N 1811 "Об утверждении формы заявления о выдаче акцизных марок";
от 7 октября 2010 г. N 1849 "Об утверждении Правил приобретения акцизных марок для маркировки алкогольной продукции и контроля за их использованием".
Указанные изменения следует внести до 1 января 2021 г.
Головным исполнителем по внесению указанных изменений является ФТС России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.