Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 953580-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел в пределах своей компетенции проект федерального закона N 953580-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях урегулирования правоотношений, возникающих в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19.
Законопроектом, в частности, предусматривается внесение в Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) следующих изменений.
Законопроектом предлагается уточнить правила перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции. Правом осуществлять такой вид деятельности наделяются организации, имеющие в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении автомобильный транспорт, оснащенный оборудованием для учета объема перевозок указанной продукции. При этом автомобильный транспорт и оборудование для учета объема перевозок такой продукции должны соответствовать требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Комитет отмечает, что Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены комплексные изменения в Федеральный закон N 171-ФЗ, согласно которым с 1 июня 2019 года перевозка этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции железнодорожным подвижным составом допускается только при условии оснащения таких транспортных средств специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении таких транспортных средств по территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации.
По информации Правительства Российской Федерации, для реализации указанной нормы Федерального закона N 171-ФЗ требуется разработка специальных технических средств регистрации в автоматическом режиме движения и проекта модернизации по оснащению ими железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозки указанной категории грузов, а также проведению комплекса необходимых испытаний в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (ТР ТС 001/2011).
Учитывая тот факт, что реализация указанных мероприятий требует значительных временных и финансовых затрат и тем самым создает дополнительную нагрузку на субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность по перевозке железнодорожным подвижным составом этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, законопроектом предлагается вывести данный вид перевозок из-под действия соответствующих требований Федерального закона N 171-ФЗ.
Законопроектом также дополняется перечень видов деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не подлежащих лицензированию, двумя видами деятельности. Это международные автомобильные перевозки этилового спирта и спиртосодержащей продукции, осуществляемые иностранными перевозчиками - юридическими лицами, если пункт отправления находится на территории Российской Федерации, а пункт назначения - за пределами таможенной территории ЕАЭС, и производство спиртосодержащей продукции в виде полиграфических красок, лаков, красителей для мебельной продукции при наличии заключения о подтверждении производства такой промышленной продукции на территории Российской Федерации.
Также законопроектом предлагается внести изменение в статью 25 Федерального закона N 171-ФЗ, в соответствии с которым уничтожению по решению суда подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, явившиеся предметом административного правонарушения.
Комитет отмечает, что в соответствии с действующими нормами Федерального закона N 171-ФЗ уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подлежат изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции.
Вносимые в Федеральный закон N 171-ФЗ изменения направлены на устранение пробела в правовом регулировании в части уничтожения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся предметом административного правонарушения.
Вместе с тем, Комитет отмечет, что законопроектом предлагается в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, изъятые или конфискованные этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию, явившиеся предметом административного правонарушения, направлять на переработку и (или) использование.
По мнению Комитета, реализация положений законопроекта будет способствовать совершенствованию законодательства в сфере государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Законопроектом также предлагается внести изменение в статью 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), предоставляющее Правительству Российской Федерации право устанавливать исключения, которые позволяют оказывать финансовую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в случае если они, помимо основной деятельности, также осуществляют производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и (или) реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
Комитет обращает внимание, что в соответствии с действующей редакцией части 4 статьи 14 Федерального закона N 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие упомянутые выше виды деятельности, не вправе претендовать на получение финансовой поддержки, в том числе в виде субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий. В этой связи реализация предлагаемых изменений позволит расширить круг субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих право на получение такой финансовой поддержки.
Кроме того, статьей 19.2 законопроекта устанавливаются особенности формирования Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в 2020 году, направленные на обеспечение возможности включения в реестр хозяйствующих субъектов, соответствующих требованиям статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ, но не предоставивших в 2019 году налоговую отчетность в установленные сроки, при условии ее предоставления до 31 мая 2020 года.
По мнению Комитета, внесение изменений, предусмотренных статьями 11 и 19.2 законопроекта, будет способствовать охвату мерами государственной поддержки большего числа субъектов малого и среднего предпринимательства, что, в свою очередь, позволит внести вклад в поддержание деловой активности в данном секторе.
Помимо этого, законопроектом предлагается приостановить до 31 декабря 2021 года действие пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 25 января 2002 года N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения" в части периодичности проведения Всероссийской переписи населения (не реже одного раза в десять лет) в целях обеспечения защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации. Принимая во внимания неблагоприятную эпидемиологическую ситуацию в стране в связи с продолжающимся распространением новой коронавирусной инфекции, Комитет считает предлагаемые изменения абсолютно своевременными и целесообразными.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству полагает, что проект федерального закона N 953580-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции", внесенный Правительством Российской Федерации, может быть поддержан Государственной Думой в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.