Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 974103-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан Минпромторгом России во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 13 июня 2018 г. N ДК-П7-3313 и от 26 ноября 2018 г. N ДК-П7-8337 Минпромторгом России подготовлен и внесен в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Законопроектом предусматриваются следующие изменения.
Уточнена предметная область Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). Законопроектом предлагается включить в предметную область Федерального закона отношения, касающиеся использования информационной системы в сфере стандартизации, которые возникают при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации.
Законопроект дополнен терминами "программа стандартизации" и "информационная система в сфере стандартизации", которые конкретизируют сущностное содержание деятельности по стандартизации в национальной системе стандартизации.
По результатам правоприменительной практики Федерального закона законопроектом предлагается:
1) установить в Федеральном законе (статья 3) дополнительную задачу стандартизации, посредством которой реализуются цели стандартизации, - внедрение цифровых технологий, которые связаны с разработкой (актуализацией) документов по стандартизации, в том числе модернизацией "цифровой платформы" Росстандарта для обеспечения автоматизации планирования и контроля исполнения программы национальной стандартизации;
2) установить в Федеральном законе (статья 4) помимо действующих принципов, на которых основывается стандартизация дополнительным принципом - непротиворечивость документов национальной системы стандартизации и сводов правил, отсутствие в указанных документах по стандартизации дублирующих положений;
3) определить в Федеральном законе (статья 7) в качестве дополнительного направления государственной политики Российской Федерации - содействие экономической интеграции, в том числе с государствами - членами Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического союза;
4) в целях решения указанной задачи наделить Федеральный орган исполнительной власти (статья 8 Федерального закона), осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, полномочием - устанавливать порядок разработки национальных стандартов, предварительных национальных стандартов с использованием информационной системы в сфере стандартизации;
5) возложить на Госстандарт (статья 9 Федерального закона) следующие полномочия:
по введению в действие (помимо межгосударственных стандартов) международных стандартов и региональных стандартов на территории Российской Федерации, а также по приостановлению и отмене их действия;
по определению порядка регистрации стандартов организаций, в том числе технических условий в Федеральном информационном фонде стандартов для создания условий, касающихся снижения случаев введения потребителей в заблуждение о потребительских и функциональных свойствах продукции (работ, услуг), а также по организации регистрации указанных документов по стандартизации, включая учет в указанном Фонде, и предоставления информации о них государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам и физическим лицам;
по определению порядка и условий применения региональных сводов правил и сводов правил иностранных государств;
по осуществлению создания и ведения информационной системы в сфере стандартизации для обеспечения сбора, обработки, хранения, размещения, использования и предоставления информации, касающейся планирования работ по стандартизации, в том числе, формирования и реализации программ стандартизации, разработки, редактирования и экспертизы проектов документов по стандартизации в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также деятельности участников работ по стандартизации и федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации по иным направления стандартизации;
6) уточнить ранее установленные Госстандарту полномочия, которые касаются разработки (формирования) и утверждения программ по стандартизации;
7) скорректировать правовые нормы Федерального закона (статьи 11 и 12), касающиеся организации деятельности технических комитетов по стандартизации и проектных технических комитетов по стандартизации (включая их создание и ликвидацию), а также осуществления отдельных функций в целях повышения их роли и места в процессах планирования, разработки, принятия и проведения экспертизы стандартов, повышения результативности их деятельности. Законопроектом уточняются полномочия технических комитетов по стандартизации и проектных технических комитетов, под которыми понимается форма сотрудничества заинтересованных юридических лиц (включая научные организации в сфере стандартизации, общественные организации и общественные объединения), которые зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, а также государственных органов, органов местного самоуправления, государственных корпораций для разработки документов национальной системы стандартизации и их экспертизы, проведения экспертизы иных документов по стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или областям деятельности, участия в работах в международной стандартизации и региональной стандартизации в закрепленных областях деятельности. Предлагаемый подход соответствует национальному стандарту "ГОСТ Р 1.12-2004. "Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения" и аналогичным международным, региональным стандартам и национальным стандартам экономически развитых стран;
8) упорядочить полномочия Комиссии по апелляциям (статья 13 Федерального закона). В настоящее время Комиссия по апелляциям осуществляет рассмотрение жалоб по обращениям заявителей на решения Росстандарта, которые касаются организации деятельности технического комитета по стандартизации, об отклонении проекта национального стандарта, предварительного национального стандарта, а также рассмотрение жалоб на действия (бездействие) Росстандарта и его должностных лиц. Предлагается установить полномочия Комиссии по апелляциям рассмотрение жалоб по обращениям заявителей на все решения, действия (бездействие) Росстандарта и его должностных лиц;
9) отнести к документам по стандартизации в соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального закона международные стандарты, региональные стандартов, межгосударственных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и включить их в Федеральный информационный фонд стандартов для расширения возможностей их применения для оценки (подтверждения) соответствия экспортируемой отечественной продукции требованиям указанных стандартов и внедрения современных зарубежных технологий;
10) уточнить правовые нормы, касающиеся разработки и утверждения национального стандарта (статья 24 Федерального закона). Определяется, что порядок разработки проектов национальных стандартов, предварительных национальных стандартов с использованием информационной системы в сфере стандартизации утверждается Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
11) установить в статье 28 Федерального закона, что информационное обеспечение национальной системы стандартизации реализуется, в том числе с использованием информационной системы в сфере стандартизации;
12) дополнить статью 28 Федерального закона, регулирующую отношения в сфере формирования и ведения Федерального информационного фонда стандартов, положениями, касающимися:
организации Федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации учета зарегистрированных в Федеральном информационном фонде стандартов действующих стандартов организаций, в том числе технических условий, и предоставление информации о них государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам и физическим лицам;
предоставления безвозмездного доступа (с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") к документам, которые составляют Федеральный информационный фонд стандартов государственным органам, органам местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" или суду.
Принятие законопроекта позволит повысить результативность и эффективность технических комитетов по стандартизации (проектных технических комитетов по стандартизации) за счет оптимизации их деятельности, в том числе с использованием "цифровой платформы" Росстандарта, расширения перечня документов, составляющих Федеральный информационный фонд стандартов, применяемых для оценки (подтверждения) соответствия отечественной инновационной продукции.
В заключении Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия на законопроект сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования и отсутствии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также о том, что регулируемые отношения не возлагают дополнительные расходы на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация законопроекта потребует:
а) актуализации Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (утверждено постановлением от 17 июня 2004 г. N 294), Порядка формирования и ведения Федерального информационного фонда стандартов и правилах пользования им (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2016 г. N 589);
б) актуализации 4-х нормативных правовых акта Минпромторга России и Росстандарта, регулирующих отношения:
в сфере установления полномочий комиссии по апелляциям, а также рассмотрения жалоб данной комиссии;
порядка и условий применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
порядка создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации и проектных технических комитетов по стандартизации;
в) принятия приказа Минпромторга России, устанавливающего порядок разработки проектов национальных стандартов, предварительных национальных стандартов с использованием информационной системы в сфере стандартизации.
Это обуславливает необходимость установления срока вступления в силу законопроекта через 180 дней.
Законопроект доработан по замечаниям Государственно-правового управления Президента Российской Федерации и Управления Президента Российской Федерации по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи (исх. N А6-15639 от 19 декабря 2019 г.).
Принятие законопроекта не повлечет за собой дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета, а также изменений объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Законопроектом не предусматривается выделение дополнительных ассигнований из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов, а также сокращение доходной части указанных бюджетов.
Разногласия по законопроекту урегулированы в установленном порядке Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козаком (протокол совещания от 1 ноября 2019 г. N ДК-П7-216пр, раздел I).
Законопроект в подготовленной редакции не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие Закона потребует:
а) внесения изменений в следующие акты Правительства Российской Федерации:
в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" в связи с вносимыми в статьи 9 и 24 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Срок подготовки постановления - в течение 180 дней после дня официального опубликования Закона. Исполнитель - Росстандарт.
в постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2016 г. N 589 "О Федеральном информационном фонде стандартов". Срок подготовки постановления - в течение 180 дней после дня официального опубликования Закона. Исполнитель - Минпромторг России.
б) внесения изменений в следующие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти:
приказ Минпромторга России от 17 февраля 2016 г. N 389 "Об утверждении порядка и сроков рассмотрения жалоб в комиссии по апелляциям" (далее - приказ N 389);
приказ Росстандарта от 5 мая 2016 г. N 544 "Об утверждении Положения о комиссии по апелляциям при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" (далее - приказ N 544);
приказ Росстандарта от 5 мая 2016 г. N 546 "Об утверждении Порядка и условий применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств" (далее - приказ N 546);
приказ Росстандарта от 23 мая 2016 г. N 588 "Об утверждении Порядка создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации" (далее - приказ N 588).
Изменение приказов N 389 и N 544 необходимо с учетом изменений, вносимых в статью 13 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" и направлено на уточнение полномочий комиссии по апелляциям, созданной при федеральном органе исполнительной власти в сфере стандартизации.
Изменение приказа N 546 необходимо с учетом изменений, вносимых в статью 9 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации".
Изменение приказа N 588 необходимо с учетом изменений, вносимых в статьи 11 и 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации".
Срок подготовки - в течение 180 дней после дня официального опубликования Закона.
Исполнитель:
по приказу N 389 - Минпромторг России;
в) принятие приказа Минпромторга России, устанавливающего особенности разработки проектов национальных стандартов с использованием информационной системы в сфере стандартизации в связи с вносимыми изменениями в статью 24 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации".
Срок подготовки приказа - в течение 180 дней после дня официального опубликования Закона. Исполнитель - Минпромторг России.
г) принятие приказа Росстандарта, устанавливающего порядок регистрации стандартов организаций, в том числе технических условий в Федеральном информационном фонде стандартов в связи с вносимыми изменениями в статью 9 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Срок подготовки - в течение 180 дней после дня официального опубликования Закона.
Исполнитель - Росстандарт;
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.