Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1024255-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 71 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 3205-р.
Законопроект направлен на совершенствование порядка предоставления первичных статистических данных и закрепление за федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, полномочий по утверждению порядков реализации Росстатом полномочий в установленной сфере деятельности.
1. Частью 7 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282) определено, что первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, могут предоставляться респондентами субъектам официального статистического учета на бумажных носителях или в электронном виде.
Сохранение возможности предоставления респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных на бумажных носителях не в полной мере отвечает задачам цифровизации государственного управления и сопряжено со снижением качества работы с указанными данными, а также риском их недостоверности (возможные ошибки при переводе субъектом официального статистического учета первичных статистических данных в электронный вид, увеличение времени на получение первичных статистических данных от респондентов (до трех и более недель после истечения срока их предоставления с учетом необходимости письменного уведомления респондента об ошибках).
В связи с этим законопроектом предлагается внести в Федеральный закон N 282 изменения, устанавливающие обязанность респондентов, за исключением респондентов - граждан Российской Федерации, находящихся на территории Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, и которые предоставляют субъектам официального статистического учета первичные статистические данные безвозмездно и на добровольной основе (часть 2 статьи 8 Федерального закона N 282), предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные в электронном виде с использованием электронной подписи. При этом вид электронной подписи определяется субъектами официального статистического учета самостоятельно.
Для респондентов, указанных в части 2 статьи 8 Федерального закона N 282, сохраняется возможность их направления как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
Положения законопроекта, предусматривающие переход на предоставление респондентами первичных статистических данных в электронном виде с использованием электронной подписи, корреспондируются с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" в Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми, начиная с отчетности за 2020 год, все субъекты экономической деятельности обязаны предоставлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (Порядок представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденный приказом ФНС России от 13 ноября 2019 г. N ММВ-7-1/569@).
К моменту вступления законопроекта в силу все субъекты экономической деятельности обязаны обеспечить переход к представлению обязательных экземпляров бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронном виде, что предполагает наличие у них усиленной квалифицированной электронной подписи, которая может использоваться респондентами при предоставлении первичных статистических данных.
Таким образом, принятие законопроекта не повлечет увеличения финансовой нагрузки на респондентов в случае установления субъектом официального статистического учета требования по использованию усиленной квалифицированной электронной подписи при предоставлении первичных статистических данных.
В целях избежания правовых коллизий между Федеральным законом N 282-ФЗ и иными федеральными законами законопроектом предусмотрено положение о возможности определения иного порядка предоставления первичных статистических данных отдельными федеральными законами. Так, Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлена самостоятельность Генеральной прокуратуры Российской Федерации по определению порядка предоставления первичных статистических данных в ее адрес.
С учетом действующей с 2007 года нормы части 7 статьи 8 Федерального закона N 282-ФЗ, предусматривающей принятие субъектами официального статистического учета от респондентов первичных статистических данных в электронном виде, законопроектом не возлагается обязанность по доработке информационных систем субъектов официального статистического учета.
2. В соответствии с Федеральным законом N 282-ФЗ Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420 "О Федеральной службе государственной статистики", за Росстатом закреплены полномочия, в том числе касающиеся разработки Федерального плана статистических работ, координации деятельности в сфере официального статистического учета, утверждении форм федерального статистического наблюдения. Порядки реализации указанных полномочий определены административными регламентами исполнения Росстатом государственных функций (установление порядков реализации указанных полномочий Федеральным законом не предусмотрено).
В связи с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2018 г. N 676 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с оптимизацией порядка разработки и утверждения административных регламентов" в постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг", были исключены правовые основания для утверждения федеральными органами исполнительной власти административных регламентов исполнения государственных функций.
Учитывая необходимость признания утратившими силу вышеуказанных административных регламентов, образуется пробел в правовом регулировании реализации Росстатом соответствующих полномочий.
Согласно пункту 3 "е" методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", одним из коррупциогенных факторов является заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона.
В связи с этим законопроектом предлагается закрепить за федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета (Минэкономразвития России), полномочия по утверждению порядков разработки Федерального плана статистических работ, координации деятельности в сфере официального статистического учета, предоставления (распространения) общедоступной официальной статистической информации, разработки и утверждения форм федерального статистического наблюдения, а также по утверждению примерной формы соглашения об информационном взаимодействии.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребует:
а) внесения изменений в следующие постановления Правительства Российской Федерации:
в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации".
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России;
в постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 620 "Об условиях предоставления в' обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета".
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России;
б) признания утратившими силу следующих приказов федеральных органов исполнительной власти:
приказа Минэкономразвития России от 27 декабря 2010 г. N 685 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой государственной статистики государственной функции "Утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению и координация деятельности в сфере официального статистического учета при их утверждении".
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России;
приказа Минэкономразвития России от 16 ноября 2010 г. N 553 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной статистики по исполнению государственной функции "Разработка совместно с субъектами официального статистического учета федерального плана статистических работ, подготовка предложений по его актуализации и координация деятельности в сфере официального статистического учета при разработке федерального плана статистических работ и подготовке предложений по его актуализации".
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России;
приказа Росстата от 18 марта 2008 г. N 61 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой государственной статистики государственной функции "Предоставление официальной статистической информации Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, иным федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, судам, органам прокуратуры, Банку России, государственным внебюджетным фондам, профсоюзным объединениям и объединениям работодателей, а также международным организациям".
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Росстат;
в) принятия следующих приказов федеральных органов исполнительной власти:
приказа Минэкономразвития России "Об установлении порядка разработки Федерального плана статистических работ".
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России;
приказа Минэкономразвития России "Об установлении порядка координации деятельности в сфере официального статистического учета при разработке Федерального плана статистических работ, подготовке предложений по его актуализации, составлении национальных счетов и утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению".
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России;
приказа Минэкономразвития России "Об утверждении примерной формы соглашения об информационном взаимодействии".
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России;
приказа Минэкономразвития России "Об установлении порядка разработки и утверждения форм федерального статистического наблюдения".
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.