Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 29 сентября 2020 г. N 5.1-01/2160
по Федеральному закону "О внесении изменений в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 23 сентября 2020 г.
Досье на проект федерального закона
Законопроект N 987383-7 "О внесении изменения в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в целях уточнения операций, не являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость при осуществлении хозяйственной деятельности должниками, признанными несостоятельными (банкротами)" внесен в Государственную Думу 13 июля 2020 года Правительством Российской Федерации. При рассмотрении законопроекта во втором чтении было уточнено его наименование и расширен предмет правового регулирования.
Федеральный закон направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2019 года N 41-П "По делу о проверке конституционности подпункта 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Центрального округа" (далее - Постановление N 41-П).
Данным постановлением подпункт 15 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), в соответствии с которым операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), не признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), признан частично не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8, 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 57, в той мере, в какой неопределенность его нормативного содержания не обеспечивает в правоприменительной практике его единообразного понимания и, следовательно, истолкования и применения во взаимосвязи с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).
Федеральным законом устраняется неопределенность в толковании термина "реализация имущества" и уточняется, что операции по реализации товаров (работ, услуг) в рамках текущей хозяйственной деятельности должника на стадии конкурсного производства также являются реализацией имущества, не подлежащими обложению НДС, что соответствует цели защиты имущественных интересов кредиторов.
Кроме этого, Федеральным законом уточнены условия освобождения от исполнения обязанностей по уплате отдельных налогов и авансовых платежей по таким налогам индивидуальных предпринимателей - субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП), осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, наиболее пострадавших в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Установлено, что предусмотренные статьей 2 Федерального закона от 8 июня 2020 года N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" налоговые преференции распространяются не только на субъектов МСП, включенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на основании финансовой отчетности за 2018 год, но и в связи с созданием (государственной регистрацией предпринимательского статуса) в период с 1 декабря 2018 года по 29 февраля 2020 года. Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона действие данного правила распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 года, то есть на весь период действия названного Федерального закона.
Федеральный закон согласно его статье 3 вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением изменения в статью 146 Налогового кодекса, которое вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС. Положения статьи 3 Федерального закона соответствуют правилам вступления в силу актов законодательства о налогах, установленным статьей 5 Налогового кодекса.
Федеральный закон в целом не противоречит Конституции Российской Федерации и правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным им в Постановлении N 41-П, так как устраняет неопределенность в вопросе о том, подлежит ли обложению НДС реализация имущества должника-банкрота в рамках его обычной хозяйственной деятельности наравне с имуществом, реализуемым на торгах.
Однако обращаем внимание на то, что Федеральным законом не урегулирован вопрос о применении должником на стадии конкурсного производства пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса, которым допускается выставление счетов-фактур по операциям реализации, не подлежащим налогообложению НДС. Право выставлять счета-фактуры с указанием суммы НДС по таким операциям и право покупателей в таких случаях принимать уплаченную по счету сумму НДС к вычету подтверждены в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2014 года N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 6 и 7 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Камснаб". Отсутствие урегулирования вопроса о допустимости использования должником данного права на стадии конкурсного производства может повлечь законное выбытие части оборотных средств организации-должника и соответственно нарушение интересов кредиторов, на защиту которых направлено принятие рассматриваемого Федерального закона.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, отнесенные пунктом "з" статьи 71 Конституции Российской Федерации к вопросам ведения Российской Федерации (федеральные налоги), и вопросы, отнесенные пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации).
Федеральный закон в соответствии с пунктом "б" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов федерального налога. Рассмотрение данного Федерального закона должно быть начато не позднее 8 октября 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, временно исполняющему обязанности полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.Ю. Синенко.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.