Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1078996-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - законопроект) разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2020 г. N 29-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 21 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина И.В. Николаенко.
Конституционным Судом Российской Федерации часть первая статьи 21 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемому данной норме правоприменительной практикой, она, допуская решение судом вопроса о возможности выезда несовершеннолетнего за пределы Российской Федерации в сопровождении одного из родителей лишь в отношении конкретной поездки (в определенное государство и в определенный период) и тем более действуя в системе правового регулирования, исключающего решение этого вопроса во внесудебной процедуре в случае достижения родителями взаимного согласия, в полной мере применяется и к тому из родителей, с которым на законных основаниях постоянно проживает ребенок и который ранее в установленной процедуре заявил о своем несогласии на такой выезд.
Законопроектом предлагается статью 21 Федерального закона N 114-ФЗ изложить в новой редакции, закрепляющей право каждого законного представителя заявить о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации на определенный период в определенное государство, в несколько определенных государств или во все государства. При этом такой запрет не будет распространяться на поездки несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации за пределы Российской Федерации в сопровождении законного представителя несовершеннолетнего, заявившего о таком несогласии, что позволит разрешить многие возникающие по этому поводу на практике проблемы.
Также предусмотрена возможность отозвать поданное заявление во внесудебном порядке.
В целях обеспечения равенства прав законных представителей несовершеннолетнего законопроектом предусмотрена необходимость учета всех заявлений о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего, поданных его законными представителями.
Споры относительно несогласия законного представителя несовершеннолетнего на его выезд из Российской Федерации, как и прежде, будут разрешаться только в судебном порядке, что позволяет в полном объеме учитывать при решении вопроса интересы и мнение самого ребенка.
Порядок отзыва заявлений о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего будет установлен федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Кроме того, законопроектом предлагается часть первую статьи 20 Федерального закона N 114-ФЗ изложить в новой редакции, устанавливающей возможность выезда несовершеннолетнего из Российской Федерации без сопровождения своего законного представителя при наличии нотариально заверенного согласия одного из законных представителей (а не обоих законных представителей), что при отсутствии споров по этому поводу существенно облегчит решение вопроса выезда ребенка за границу для значительного количества семей.
С точки зрения социально-экономических и иных последствий ожидается, что принятие законопроекта позволит упростить процесс урегулирования вопросов выезда из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые изменения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" потребует внесения изменений в приказ МВД России от 11 февраля 2019 г. N 62 "Об утверждении Порядка подачи, рассмотрения и ведения учета заявлений о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 8 мая 2019 г., регистрационный N 54596).
Необходимость внесения изменений в указанный нормативный правовой акт обусловлена приведением в соответствие его положений с изменениями, предусмотренными Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в части снятия ограничения на выезд несовершеннолетних граждан России на основании обращений законных представителей об отзыве ранее поданных ими заявлений о несогласии на выезд несовершеннолетних граждан из Российской Федерации, а также обращения в судебные органы одного из родителей для разрешения вопроса выезда несовершеннолетнего гражданина из Российской Федерации.
Срок подготовки: 3 месяца после принятия проекта федерального закона во втором чтении.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку, - МВД России.
Соисполнители: ФСБ России и МИД России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.