Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год"
- внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 14.09.2019 N 278/35 Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год" в части вопросов, относящихся к здравоохранению, и отмечает следующее.
Исполнение федерального бюджета в 2019 году осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2018 года N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (с изменениями) (далее - Федеральный закон N 459-ФЗ) и нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение указанного Федерального закона.
О ходе реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
Пилотная государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 г. N 1569) (далее - государственная программа "Развитие здравоохранения").
В соответствии с действовавшей в 2019 году редакцией срок реализации государственной программы "Развитие здравоохранения" был установлен с 2018 по 2024 годы.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
Государственная программа "Развитие здравоохранения" включает 8 направлений (подпрограмм) и состоит из проектной и процессной частей. В составе проектной части в 2019 году выполнялись 8 федеральных проектов национального проекта "Здравоохранение" и отдельные мероприятия двух федеральных проектов, которые реализуются в рамках национального проекта "Демография". В процессной части выполнялись 29 ведомственных целевых программ.
В состав государственной программы "Развитие здравоохранения" в виде приложений включены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также сводная информация по опережающему развитию приоритетных территорий Российской Федерации.
Федеральным законом N 459-ФЗ на реализацию государственной программы "Развитие здравоохранения" утверждены бюджетные ассигнования на 2019 год в сумме 506 118,6 млн рублей. В 2019 году законодательно утвержденный объем бюджетных ассигнований увеличен на сумму 74 567,8 млн рублей, в том числе:
(+) 15 344,2 млн рублей - изменения бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральным законом от 18 июля 2019 года N 175-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов";
(-) 1 539,5 млн рублей - изменения бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 389-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" ;
(+) 35 522,0 млн рублей - предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
(+) 8 759,4 млн рублей - оплата заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в 2018 году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало 2019 года бюджетных ассигнований на исполнение указанных государственных контрактов;
(+) 7 575,4 млн рублей - перераспределение бюджетных ассигнований в связи с особенностями исполнения федерального бюджета;
(+) 5 992,0 млн рублей - реализация мероприятий, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации;
(+) 4 489,2 млн рублей - бюджетные ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на оплату государственных (муниципальных) контрактов, заключенных от имени субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных (муниципальных) контрактов оплате в 2018 году;
(-) 1 689,2 млн рублей - перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, а также в целях развития паллиативной медицинской помощи, в связи с отсутствием по состоянию на 15 февраля 2019 года соглашений с субъектами Российской Федерации;
(+) 1 175,2 млн рублей - бюджетные ассигнования на обеспечение реализации международных обязательств Российской Федерации, расходов связанных с международной деятельностью;
(-) 1 046,2 млн рублей - перераспределение бюджетных ассигнований на закупку диагностических средств и антивирусных препаратов для лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C;
(-) 14,7 млн рублей - перераспределение бюджетных ассигнований между федеральными проектами, а также результатами их реализации.
Изменение объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2019 год по государственной программе "Развитие здравоохранения" и уровень их исполнения характеризуются следующими данными:
млн. рублей | |||||||
Наименование государственной программы |
Предусмотрено Паспортом государственной программы |
Утверждено Федеральным законом N 459-ФЗ |
Утверждено Федеральным законом N 459-ФЗ (с изменениями) |
Сводная бюджетная роспись (с изменениями) |
Исполнено |
Исполнено в % |
|
к Федеральному закону N 459-ФЗ (с изменениями) |
к сводной бюджетной росписи с изменениями |
||||||
506 118,6 |
506 118,6 |
519 923,3 |
580 686,3 |
551 615,8 |
106,1 |
95,0 |
Исполнение расходов федерального бюджета по государственной программе "Развитие здравоохранения" в 2019 году составило 551 615,8 млн рублей (106,1% к показателям, утвержденным Федеральным законом N 459-ФЗ с изменениями, и 95,0% к показателям сводной бюджетной росписи с изменениями). В абсолютном выражении недовыполнение расходов по указанной программе в 2019 году составило 29 070,5 млн рублей (2018 год - 12 761,4 млн рублей).
Исполнение расходов федерального бюджета по государственной программе "Развитие здравоохранения" в разрезе подпрограмм в 2019 году характеризуются следующими данными:
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон N 459-ФЗ (с изменениями) |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
Отклонение от уточненной росписи |
|
Федеральному закону N 459-ФЗ (с изменениями) |
уточненной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
7=4-3 |
Государственная программа "Развитие здравоохранения" |
519 923,3 |
580 686,3 |
551 615,8 |
106,1 |
95,0 |
-29 070,5 |
Подпрограмма "Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины" |
28 121,3 |
29 561,4 |
29 544,6 |
105,1 |
99,9 |
-16,8 |
Ведомственная целевая программа "Развитие фундаментальной, трансляционной и персонализированной медицины" |
24 107,2 |
24 582,0 |
24 565,2 |
101,9 |
99,9 |
-16,8 |
Федеральный проект "Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий" |
4 014,1 |
4 979,4 |
4 979,4 |
в 1,2 раза |
100,0 |
0,0 |
Подпрограмма "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей" |
20 509,6 |
24 290,4 |
19 818,4 |
96,6 |
81,6 |
-4 472,0 |
Ведомственная целевая программа "Санаторно-курортное лечение" |
12 395,1 |
12 530,7 |
12 492,1 |
100,8 |
99,7 |
-38,6 |
Ведомственная целевая программа "Медицинская реабилитация" |
1 219,3 |
1 219,3 |
953,5 |
78,2 |
78,2 |
-265,8 |
Ведомственная целевая программа "Организация оказания медицинской помощи учреждениями, подведомственными Управлению делами Президента Российской Федерации" |
6 895,2 |
10 540,4 |
6 372,8 |
92,4 |
60,5 |
-4 167,6 |
Подпрограмма "Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении" |
10 406,8 |
10 406,8 |
9 834,3 |
94,5 |
94,5 |
-572,4 |
Ведомственная целевая программа "Управление кадровыми ресурсами здравоохранения" |
4 786,3 |
4 786,3 |
4 214,0 |
88,0 |
88,0 |
-572,3 |
Ведомственная целевая программа "Организация оказания медицинской помощи учреждениями, подведомственными Управлению делами Президента Российской Федерации" |
19,3 |
19,3 |
19,3 |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
Федеральный проект "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами" |
5 601,2 |
5 601,2 |
5 601,0 |
100,0 |
99,99 |
-0,2 |
Подпрограмма "Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья" |
1 165,9 |
1 561,3 |
1 529,2 |
в 1,3 раза |
97,9 |
-32,0 |
Ведомственная целевая программа "Содействие международному сотрудничеству в сфере охраны здоровья" |
1 135,9 |
1 531,3 |
1 499,2 |
в 1,3 раза |
97,9 |
-32,0 |
Федеральный проект "Развитие экспорта медицинских услуг" |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
Подпрограмма "Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья" |
47 494,2 |
53 419,2 |
52 314,2 |
110,1 |
97,9 |
-1 105,1 |
Ведомственная целевая программа "Развитие государственной экспертной деятельности в сфере здравоохранения" |
1 090,5 |
1 090,5 |
1 010,3 |
92,6 |
92,6 |
-80,2 |
Ведомственная целевая программа "Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения" |
40 947,3 |
46 456,8 |
45 536,3 |
111,2 |
98,0 |
-920,5 |
Ведомственная целевая программа "Контроль, экспертиза, мониторинг и предоставление государственных услуг в сфере охраны здоровья" |
5 137,2 |
5 552,8 |
5 448,5 |
106,1 |
98,1 |
-104,3 |
Ведомственная целевая программа "Организация оказания медицинской помощи учреждениями, подведомственными Управлению делами Президента Российской Федерации" |
308,5 |
308,5 |
308,5 |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
Ведомственная целевая программа "Медицинское обеспечение авиационного персонала гражданской авиации и студентов (курсантов) образовательных учреждений гражданской авиации" |
10,6 |
10,6 |
10,6 |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
Подпрограмма "Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан" |
38 105,6 |
40 761,1 |
37 271,7 |
97,8 |
91,4 |
-3 489,5 |
Ведомственная целевая программа "Медико-биологическое обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации" |
3 658,4 |
3 658,4 |
3 658,4 |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
Ведомственная целевая программа "Медико-санитарное обеспечение работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий" |
34 447,2 |
37 102,8 |
33 613,3 |
97,6 |
90,6 |
-3 489,5 |
Подпрограмма "Информационные технологии и управление развитием отрасли" |
15 946,9 |
16 397,5 |
15 921,4 |
99,8 |
97,1 |
-476,2 |
Основное мероприятие "Реализация функций ответственного исполнителя государственной программы" |
903,6 |
1 257,9 |
1 226,7 |
135,8 |
97,5 |
-31,2 |
Ведомственная целевая программа "Анализ и мониторинг системы здравоохранения" |
282,7 |
282,7 |
282,7 |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
Ведомственная целевая программа "Информационно-технологическая поддержка реализации государственной программы" |
592,3 |
688,7 |
632,9 |
106,8 |
91,9 |
-55,8 |
Федеральный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" |
14 168,3 |
14 168,3 |
13 779,1 |
97,3 |
97,3 |
-389,2 |
Подпрограмма "Совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни" |
358 173,0 |
404 288,5 |
385 382,0 |
107,6 |
95,3 |
-18 906,5 |
Ведомственная целевая программа "Совершенствование оказания скорой медицинской помощи и деятельности Всероссийской службы медицины катастроф" |
3 243,3 |
3 243,3 |
3 196,4 |
98,6 |
98,6 |
-46,9 |
Ведомственная целевая программа "Совершенствование системы оказания медицинской помощи наркологическим больным и больным с психическими расстройствами и расстройствами поведения" |
6 266,9 |
6 269,2 |
6 031,3 |
96,2 |
96,2 |
-237,9 |
Ведомственная целевая программа "Донорство и трансплантация органов в Российской Федерации" |
214,5 |
214,5 |
213,0 |
99,3 |
99,3 |
-1,5 |
Ведомственная целевая программа "Развитие службы крови" |
5 358,7 |
5 385,5 |
5 015,3 |
93,6 |
93,1 |
-370,2 |
Ведомственная целевая программа "Высокотехнологичная медицинская помощь и медицинская помощь, оказываемая в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации" |
21 443,0 |
21 601,1 |
19 138,0 |
89,3 |
88,6 |
-2 463,1 |
Ведомственная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми инфекционными заболеваниями" |
35 088,4 |
33 623,8 |
33 020,7 |
94,1 |
98,2 |
-603,1 |
Ведомственная целевая программа "Укрепление материально-технической базы учреждений" |
21 632,2 |
30 088,8 |
25 168,9 |
116,3 |
83,6 |
-4 920,0 |
Ведомственная целевая программа "Развитие системы оказания паллиативной медицинской помощи" |
4 420,0 |
4 516,7 |
4 334,3 |
98,1 |
96,0 |
-182,4 |
Ведомственная целевая программа "Обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в амбулаторных условиях" |
92 895,6 |
128 482,7 |
128 038,3 |
в 1,4 раза |
99,7 |
-444,3 |
Ведомственная целевая программа "Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации" |
8 981,8 |
9 956,6 |
9 956,6 |
110,9 |
100,0 |
0,0 |
Ведомственная целевая программа "Организация оказания медицинской помощи учреждениями, подведомственными Управлению делами Президента Российской Федерации" |
19 631,3 |
22 460,3 |
16 203,0 |
82,5 |
72,1 |
-6 257,3 |
Ведомственная целевая программа "Медицинское обеспечение авиационного персонала гражданской авиации и студентов (курсантов) образовательных учреждений гражданской авиации" |
1 400,4 |
1 421,0 |
870,1 |
62,1 |
61,2 |
-550,9 |
Основное мероприятие "Оказание финансовой помощи субъектам Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", включая софинансирование объектов капитального строительства" |
0,0 |
95,1 |
94,6 |
- |
99,5 |
-0,5 |
Ведомственная целевая программа "Развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций" |
0,0 |
315,0 |
305,8 |
- |
97,1 |
-9,2 |
Федеральный проект "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" |
10 635,4 |
10 633,3 |
10 398,4 |
97,8 |
97,8 |
-234,9 |
Федеральный проект "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" |
11 631,6 |
11 340,0 |
11 096,7 |
95,4 |
97,9 |
-243,3 |
Федеральный проект "Борьба с онкологическими заболеваниями" |
100 992,3 |
100 318,6 |
98 841,6 |
97,9 |
98,5 |
-1 477,1 |
Федеральный проект "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям" |
13 264,5 |
13 264,5 |
12 414,2 |
93,6 |
93,6 |
-850,3 |
Федеральный проект "Старшее поколение" |
319,0 |
274,3 |
261,3 |
81,9 |
95,3 |
-13,0 |
Федеральный проект "Укрепление общественного здоровья" |
754,2 |
784,2 |
783,5 |
103,9 |
99,9 |
-0,7 |
На низком уровне исполнены расходы по ведомственным целевым программам: "Медицинская реабилитация" (78,2% показателя сводной росписи с изменениями), "Укрепление материально-технической базы учреждений" (83,6%), "Высокотехнологичная медицинская помощь и медицинская помощь, оказываемая в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации" (88,6%), "Управление кадровыми ресурсами здравоохранения" (88,0%).
Исполнение бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию национального проекта "Здравоохранение" и его федеральных проектов в 2019 году характеризуется следующими данными:
млн. рублей | |||||
|
Наименование национального проекта |
Бюджетные ассигнования |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к уточненной росписи |
|
Национальный проект "Здравоохранение" |
160 337,5 |
160 335,3 |
157 140,3 |
98,0 |
N1 |
Федеральный проект "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" |
10 635,4 |
10 633,3 |
10 398,4 |
97,8 |
N2 |
Федеральный проект "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" |
11 631,6 |
11 340,0 |
11 096,7 |
97,9 |
N3 |
Федеральный проект "Борьба с онкологическими заболеваниями" |
100 992,3 |
100 318,6 |
98 841,6 |
98,5 |
N4 |
Федеральный проект "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям" |
13 264,5 |
13 264,5 |
12 414,2 |
93,6 |
N5 |
Федеральный проект "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами" |
5 601,2 |
5 601,2 |
5 601,0 |
99,99 |
N6 |
Федеральный проект "Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий" |
4 014,1 |
4 979,4 |
4 979,4 |
100,0 |
N7 |
Федеральный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" |
14 168,3 |
14 168,3 |
13 779,1 |
97,3 |
N8 |
Федеральный проект "Развитие экспорта медицинских услуг" |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
100,0 |
|
Национальный проект "Демография" |
515 485,8 |
522 003,4 |
498 340,0 |
95,5 |
N3 |
Федеральный проект "Старшее поколение" |
10 213,6 |
10 170,6 |
9 256,5 |
91,0 |
N4 |
Федеральный проект "Укрепление общественного здоровья" |
754,2 |
784,2 |
783,5 |
99,9 |
Уровень исполнения расходов федерального бюджета на реализацию национального проекта "Здравоохранение" в 2019 году составил 98,0%. Это выше, чем уровень исполнения по всем национальным проектам - 91,5%.
Общими причинами неполного исполнения установленных показателей по расходам на федеральные проекты являются: позднее заключение контрактов, оплата "по факту" на основании актов выполненных работ (услуг), а также экономия, образовавшаяся в результате проведения конкурсных процедур.
Уровень исполнения расходов федерального бюджета на реализацию федерального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" в 2019 году составил 97,8%. В рамках федерального проекта в 2019 году достигнуты следующие результаты:
приобретено 519 мобильных медицинских комплекса (план - 500 комплексов);
введены в действие 53 фельдшерско-акушерских пункта и (или) офиса врачей общей практики в сельской местности (план - 40 пунктов);
созданы/заменены и введены в эксплуатацию 432 фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий (план - 393 пункта);
выполнено 8 310 вылетов санитарной авиации дополнительно к вылетам, осуществляемым за счет собственных средств бюджетов субъектов Российской Федерации (план - 7 500 вылетов).
Уровень исполнения расходов федерального бюджета на реализацию федерального проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" в 2019 году составил 97,9%. В рамках федерального проекта в 2019 году осуществлено переоснащение (дооснащение) медицинским оборудованием 105 региональных сосудистых центров и 192 первичных сосудистых отделений в субъектах Российской Федерации (план - 90 центров).
Уровень исполнения расходов федерального бюджета на реализацию федерального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями" в 2019 году составил 98,5%. В рамках федерального проекта в 2019 году достигнуты следующие результаты:
во всех субъектах Российской Федерации обеспечены финансовые условия для оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями;
переоснащено медицинским оборудованием 90 региональных медицинских организаций, оказывающих помощь больным онкологическими заболеваниями (план - 90 организаций);
созданы 9 референс-центров иммуногистохимических, патоморфологических и лучевых методов исследований (план - 9 центров).
Уровень исполнения расходов федерального бюджета на реализацию федерального проекта "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям" в 2019 году составил 93,6% - самый низкий в рамках федерального проекта "Здравоохранение". В рамках федерального проекта в 2019 году 30,8% детских поликлиник (детских поликлинических отделений) медицинских организаций субъектов Российской Федерации дооснащены медицинскими изделиями и реализуют организационно-планировочные решения внутренних пространств, обеспечивающие комфортность пребывания детей (план - 20%).
Уровень исполнения расходов федерального бюджета на реализацию федерального проекта "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами" в 2019 году составил 99,99%. В рамках федерального проекта в 2019 году достигнуты следующие результаты:
190 тыс. специалистов допущено к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации специалистов (соответствует плану);
созданы 111 аккредитационно-симуляционных центров для аккредитации специалистов (план - 105 центров);
проведено обучение 5 тыс. специалистов по программам профессиональной переподготовки по профилям первичной медико-санитарной помощи, детского здравоохранения, онкологии (в том числе по паллиативной медицинской помощи) и сердечно-сосудистых заболеваний (соответствует плану).
Уровень исполнения расходов федерального бюджета на реализацию федерального проекта "Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий" в 2019 году составил 100,0%. В рамках федерального проекта в 2019 году достигнуты следующие результаты:
сформирована и функционирует сеть из 24 национальных медицинских исследовательских центров (план - 23 центра);
национальными медицинскими исследовательскими центрами проведено 34,8 тыс. дистанционных консультаций (консилиумов) с применением телемедицины для региональных медицинских организаций третьего уровня (план - 15 тыс. консультаций).
Уровень исполнения расходов федерального бюджета на реализацию федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" в 2019 году составил 97,3%. Неполное исполнение по федеральному проекту обусловлено невозможностью реализации мероприятий в связи с отсутствием согласованного в установленном порядке плана закупок товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий.
В рамках федерального проекта в 2019 году достигнуты следующие результаты: 99 медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации (за исключением федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба) используют медицинские информационные системы, соответствующие требованиям Минздрава России, обеспечивают информационное взаимодействие с подсистемами ЕГИСЗ и с другими отраслевыми информационными системами при оказании медицинской помощи гражданам;
более 10,3 млн. граждан воспользовались услугами Личного кабинета пациента "Мое здоровье" на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Уровень исполнения расходов федерального бюджета на реализацию федерального проекта "Развитие экспорта медицинских услуг" в 2019 году составил 100,0%. Результатом реализации федерального проекта в 2019 году стало создание и функционирование координирующего центра по вопросам экспорта медицинских услуг (на базе ФГБУ "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России").
В состав государственной программы "Развитие здравоохранения" включены отдельные мероприятия федеральных проектов "Старшее поколение" и "Укрепление общественного здоровья" национального проекта "Демография".
Уровень исполнения расходов федерального бюджета на реализацию федерального проекта "Старшее поколение" в 2019 году составил 91,0%. В рамках федерального проекта в 2019 году в 7 субъектах Российской Федерации созданы региональные гериатрические центры и геронтологические отделения (соответствует плану).
Уровень исполнения расходов федерального бюджета на реализацию федерального проекта "Укрепление общественного здоровья" в 2019 году составил 99,9%. В рамках федерального проекта в 2019 году достигнуты следующие результаты:
созданы 5 научно-методических образовательных центров по вопросам здорового питания в субъектах Российской Федерации на базе учреждений Роспотребнадзора и ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" (план - 5 центров);
обеспечено распространение телевизионных документальных фильмов, Интернет-сайтов и печатных изданий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, физической культуры, спорта и здорового питания.
В 2019 году бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования из федерального бюджета направлены межбюджетные трансферты в объеме 78 981,8 млн рублей, или 100% от уточненной бюджетной росписи, в том числе:
70 000,0 млн рублей - оказание медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения);
8 981,8 млн рублей - компенсация выпадающих доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов.
В соответствии с действовавшей в 2019 году редакцией государственной программы "Развитие здравоохранения" в ее структуре предусмотрены 4 цели, а также 184 показателя структурных элементов с плановым значением на 2019 год.
Достижение целей (показателей) по государственной программе "Развитие здравоохранения" в 2019 году характеризуются следующими данными:
|
Значения целевых показателей |
||||
Наименование цели (показателя) пилотной государственной программы |
2018 год Паспорт |
2018 год Факт |
2019 год Паспорт |
2019 год Факт |
2020 год Паспорт |
Цель 1 - Снижение к 2024 году смертности населения трудоспособного возраста до 350 случаев на 100 тыс. населения |
455 |
482,8 |
437 |
466,9 |
419 |
Цель 2 - Снижение к 2024 году смертности от болезней системы кровообращения до 450 случаев на 100 тыс. населения |
565 |
583,1 |
545 |
573,7 |
525 |
Цель 3 - Снижение к 2024 году смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, до 185 случаев на 100 тыс. населения |
199,9 |
203,0 |
199,5 |
201,5 |
197 |
Цель 4 - Снижение к 2024 году младенческой смертности до 4,5 случаев на 1 тыс. родившихся живыми |
5,5 |
5,1 |
5,4 |
4,9 |
5,2 |
В 2019 году из 4 целевых показателей государственной программы "Развитие здравоохранения" выполнен показатель только по одной цели - снижение младенческой смертности. По остальным трем целям показатели 2019 года не достигнуты.
По мнению Минэкономразвития России, при сохранении имеющейся динамики снижения показателя смертности населения в трудоспособном возрасте без разработки дополнительных мер достижение плановых значений к 2024 году (350 случаев на 100 тыс. населения) маловероятно.
Такое же заключение можно вынести по невысокому уровню реалистичности достижения к 2024 году значений показателей смертности от болезней системы кровообращения (450 случаев на 100 тыс. населения) и смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, (185 случаев на 100 тыс. населения).
Степень достижения показателей структурных элементов государственной программы "Развитие здравоохранения" (федеральные проекты, ведомственные целевые программы, отдельные мероприятия) составила 93,6%. При этом по 26 показателям фактическая информация не была представлена.
Согласно Сводному годовому докладу о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации за 2019 год (далее - Сводный годовой доклад) в 2019 году предусмотрено 741 контрольная точка реализации государственной программы "Развитие здравоохранения", выполнено контрольных точек - 723, не выполнено - 48.
По оценке Минэкономразвития России в Сводном годовом докладе, итоговая интегральная оценка эффективности реализации государственной программы "Развитие здравоохранения" в 2019 году составила 73,6%, что соответствует уровню "степень эффективности реализации ниже среднего". В 2018 году итоговая интегральная оценка эффективности реализации указанной программы составила 93,4%, что соответствовало уровню "степень эффективности реализации выше среднего уровня". В 2017 году итоговая интегральная оценка эффективности реализации указанной программы составила 95,5%, что соответствовало уровню "Высокая степень эффективности реализации госпрограммы".
Исполнение расходов федерального бюджета по разделу 09 "Здравоохранение" в 2019 году характеризуются следующими данными:
млн. рублей | |||||
Наименование |
Федеральный закон N 459-ФЗ (с изменениями) |
Сводная бюджетная роспись (с изменениями) |
Исполнение |
Исполнение в %: |
|
к Федеральному закону N 459-ФЗ (с изменениями) |
к сводной бюджетной росписи с изменениями |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
Здравоохранение |
681 897,9 |
745 960,4 |
712 974,9 |
104,6 |
95,6 |
Стационарная медицинская помощь |
181 804,1 |
188 829,9 |
180 288,9 |
99,2 |
95,5 |
Амбулаторная помощь |
160 944,8 |
197 133,0 |
194 785,1 |
в 1,2 раза |
98,8 |
Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов |
825,1 |
740,3 |
740,3 |
89,7 |
100,0 |
Скорая медицинская помощь |
5 451,1 |
5 449,8 |
5 287,4 |
97,0 |
97,0 |
Санаторно-оздоровительная помощь |
43 014,6 |
47 042,6 |
42 469,5 |
98,7 |
90,3 |
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов |
5 823,3 |
5 854,3 |
5 484,1 |
94,2 |
93,7 |
Санитарно-эпидемиологическое благополучие |
32 494,6 |
34 033,3 |
33 180,9 |
102,1 |
97,5 |
Прикладные научные исследования в области здравоохранения |
36 363,5 |
37 980,1 |
34 396,9 |
94,6 |
90,6 |
Другие вопросы в области здравоохранения |
215 176,8 |
228 897,1 |
216 341,8 |
100,5 |
94,5 |
О ходе реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности"
Государственная программа Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" (далее - Государственная программа N 20) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 305 (в редакции от 29 марта 2019 г. N 359).
В соответствии с действовавшей в 2019 году редакцией срок реализации был установлен с 2013 по 2020 годы.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России, соисполнители не предусмотрены, участников - 7.
Федеральным законом N 459-ФЗ на реализацию государственной программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" утверждены бюджетные ассигнования на 2019 год в сумме 11 354,4 млн рублей.
В 2019 году законодательно утвержденный объем бюджетных ассигнований по данной государственной программе уменьшен на сумму 1 057,8 млн. рублей, в том числе:
(+) 90,0 млн рублей - изменения бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральным законом от 18 июля 2019 года N 175-ФЗ;
(-) 4 782,4 млн рублей - изменения бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 389-ФЗ;
(+) 2 159,0 млн рублей - оплата заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в 2018 году;
(+) 1 475,6 млн рублей - бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставление которых осуществлялось в 2018 году в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей субсидий.
По состоянию на 1 января 2020 года бюджетные ассигнования по уточненной росписи составили 10 296,6 млн рублей.
Исполнение расходов федерального бюджета по Государственной программе N 20 и ее подпрограммам в 2019 году характеризуется следующими данными:
млн. рублей | |||||
Наименование |
Федеральный закон N 459-ФЗ (с изменениями) |
Сводная бюджетная роспись (с изменениями) |
Исполнение |
Исполнение в %: |
|
к Федеральному закону N 459-ФЗ (с изменениями) |
к сводной бюджетной росписи с изменениями |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
Государственная программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" |
6 662,0 |
10 296,6 |
6 812,0 |
102,3 |
66,2 |
Подпрограмма "Развитие производства лекарственных средств" |
2 632,3 |
5 421,7 |
2 732,3 |
103,8 |
50,4 |
Основное мероприятие "Реализация иных проектов в области фармацевтической промышленности" |
2 216,9 |
4 168,5 |
1 777,7 |
80,2 |
42,6 |
Основное мероприятие "Реализация прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по государственным контрактам и договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ" |
415,3 |
1 253,2 |
954,6 |
в 2,3 раза |
76,2 |
Подпрограмма "Развитие производства медицинских изделий" |
2 269,0 |
3 088,6 |
2 304,7 |
101,6 |
74,6 |
Основное мероприятие "Реализация иных проектов в области медицинской промышленности" |
2 269,0 |
3 088,6 |
2 304,7 |
101,6 |
74,6 |
Подпрограмма "Комплексное развитие фармацевтической и медицинской промышленности" |
1 760,7 |
1 786,3 |
1 775,0 |
100,8 |
99,4 |
Основное мероприятие "Развитие кадрового потенциала и информационной инфраструктуры фармацевтической и медицинской промышленности" |
150,0 |
175,6 |
175,6 |
117,1 |
100,0 |
Основное мероприятие "Научно-методическое, аналитическое и организационно-техническое обеспечение перехода фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития" |
110,7 |
110,7 |
99,5 |
89,8 |
89,8 |
Основное мероприятие "Развитие инвестиционной инфраструктуры исследований и разработок в области фармацевтической и медицинской промышленности" |
1 500,0 |
1 500,0 |
1 500,0 |
100,0 |
100,0 |
С точки зрения направлений финансового обеспечения наибольшую долю в объеме расходов по Государственной программе N 20 составили расходы на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности (39,2%) и предоставление субсидий юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (37,6%).
Исполнение расходов федерального бюджета по данной государственной программе составило 6 812,0 млн рублей, или 66,2% к уточненной росписи.
По данным Минфина России, причинами неисполнения бюджетных ассигнований являются:
нарушение подрядными организациями сроков исполнения и иных условий контрактов;
перенос срока ввода в эксплуатацию объекта "Реконструкция и техническое перевооружение производства с целью обеспечения выпуска импортозамещающих медицинских изделий для ортопедии, травматологии и протезирования ФГУП "ЦИТО", г. Москва" на 2020 год (постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2019 г. N 1688);
экономия, сложившаяся в результате проведения конкурсных процедур;
заявительный характер субсидирования организаций, производителей товаров, работ и услуг;
поэтапная оплата работ в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов.
В соответствии с действовавшей в 2019 году редакцией Государственной программы N 20 в ее структуре предусмотрены 47 показателей, из которых 10 показателей уровня государственной программы, 37 показателей - уровня подпрограмм.
Степень достижения показателей уровня государственной программы N 20 в 2019 году составила 85,9%. Согласно Сводному годовому докладу в 2019 году не были достигнуты плановые значения по 3 показателям:
1) Объем экспорта лекарственных средств и медицинских изделий (плановое значение - 76,9 млрд рублей, фактическое - 61,7 млрд рублей).
На неполное достижение планового значения показателя влияет сокращение спроса по основным направлениям экспорта российских медицинских изделий и лекарственных средств. В связи с ухудшением экономической ситуации в России (санкции) снизились финансово-экономические возможности российских компаний - производителей медицинских изделий и лекарственных средств по продвижению своей продукции на зарубежные рынки.
2) Объем инвестиций в научные исследования, разработки, технологические инновации и перевооружение производства фармацевтической и медицинской продукции (плановое значение - 88,1 млрд рублей, фактическое - 66,2 млрд рублей).
Кризисные явления в экономике России привели к существенному росту процентных ставок по кредитам и ужесточению политик банков по выдаче кредитов. Для многих российских производителей это выразилось в снижении доступности заемных средств, снижении экономической эффективности деятельности и явилось фактором, сдерживающим развитие.
3) Объем производства отечественных лекарственных средств, отечественных медицинских изделий в денежном выражении за счет коммерциализации созданных технологий (плановое значение - 223,4 млрд рублей, фактическое - 141,5 млрд рублей).
Степень достижения показателей уровня подпрограмм Государственной программы N 20 составила 74,5%.
В части подпрограмм Государственной программы N 20 в 2019 году из 37 показателей плановые значения предусмотрены по 16 показателям. В отчетном году не были достигнуты плановые значения по 8 показателям из 16.
Согласно Сводному годовому докладу в 2019 году из предусмотренных 56 контрольных событий Государственной программы N 20 за рассматриваемый период наступило 41 контрольное событие. Не наступило 15 контрольных событий, в том числе:
1.1. "Осуществлена государственная регистрация и вывод на рынок лекарственного средства дарунавир". По данным Минпромторга России, в рамках ГП поддержан проект ФГУП "НПЦ "Фармзащита" ФМБА России на разработку технологии и организация производства синтетического жизненно необходимого и важнейшего лекарственного средства Дарунавир (противовирусное [ВИЧ] средство). Проводится исследование сравнительной фармакокинетики и биоэквивалентности.
1.24. "Осуществлена государственная регистрация и вывод на рынок лекарственного средства метилэргометрин". В соответствии с информацией, представленной Исполнителем на Межведомственной рабочей группе по повышению эффективности реализации государственной программы N 20, проведение клинических испытаний не требуется, в настоящее время ведутся переговоры с ФГУП "Московский эндокринный завод" для наработки образцов лекарственного препарата.
1.31. "Осуществлена государственная регистрация и вывод на рынок лекарственного средства энфувиртид". По данным Минпромторга России подано регистрационное досье, планируется получить регистрационное удостоверение в 2020 году.
1.82. "Завершена реконструкция и техническое перевооружение федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии имени почетного академика Н.Ф. Гамалеи" Министерства здравоохранения Российской Федерации - 1 этап". Актуальная информация о ходе реализации инвестиционного проекта отсутствует.
2.25. "Завершена реконструкция и техническое перевооружение производства в целях обеспечения выпуска импортозамещающих медицинских изделий для ортопедии, травматологии и протезирования федерального государственного унитарного предприятия "ЦИТО", г. Москва". В рамках проекта проведена корректировка перечней технологического и испытательного оборудования для выпуска медицинских изделий и скорректированы соответствующие разделы проектной документации в целях приведения производства к требованиям мировых стандартов. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2019 г. N 1688 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. N 383" срок завершения реконструкции и технического перевооружения установлен 31.12.2020.
По данным Минпромторга России, основными факторами, повлиявшими на ход реализации государственной программы N 20 в 2019 году, являются:
- задержки в проведении клинических исследований лекарственных препаратов;
- сроки регистрационных процедур лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий, которые в соответствии с действующими порядками государственной регистрации лекарственных препаратов и медицинских изделий напрямую зависят от качества подготовки заявителями необходимых для регистрации документов;
- механизм регулирования цен на жизненно-необходимые и важнейшие лекарственные препараты, который позволяет с одной стороны нарастить долю рынка отечественных производителей лекарственных средств для медицинского применения в натуральном выражении, с другой стороны, снижает долю отечественных лекарственных препаратов в стоимостном выражении за счет снижения цен на воспроизведенных препараты;
- сокращение спроса по основным направлениям экспорта российских медицинских изделий в странах СНГ, вызванным общеэкономической ситуацией. (в настоящий момент производители ориентированы на внутренний рынок).
По оценке Минэкономразвития России в Сводном годовом докладе, итоговая интегральная оценка эффективности реализации Государственной программы N 20 в 2019 году составила 81,4%, что соответствует уровню "степенью эффективности реализации выше среднего".
Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает следующие недостатки в исполнении федерального бюджета в 2019 году.
1. По государственной программе "Развитие здравоохранения" неисполненные назначения федерального бюджета в 2019 году составили 29 070,5 млн рублей (более, чем в 2 раза выше, чем в 2018 году - 12 761,4 млн. рублей).
Не достигнуты значения трех из четырех целей государственной программы "Развитие здравоохранения": "Смертность населения в трудоспособном возрасте, случаев на 100 тыс. населения" - план - 437; факт - 466,9; "Смертность от болезней системы кровообращения, случаев на 100 тыс. населения" - план - 545; факт - 573,7; "Смертность от новообразований, в том числе от злокачественных, случаев на 100 тыс. населения" - план - 199,5; факт - 201,5.
В целом по Российской Федерации в 2019 году не достигнуто соотношение средней заработной платы по среднему медицинскому персоналу (уровень достижения - 99,1% при необходимом соотношении в 100% к соответствующему среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе), по младшему медицинскому персоналу (уровень достижения - 89,9% при необходимом соотношении в 100%).
Комитет считает важным исходить из поручения Президента Российской Федерации обеспечить при формировании федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов увеличение доли эффективных расходов на здравоохранение (п. 1л Перечня поручений от 08.07.2020 N Пр-1081 по итогам обращения Президента Российской Федерации к гражданам Российской Федерации 23 июня 2020 г.).
По мнению Комитета, необходимо провести анализ эффективности использования бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию государственной программы "Развитие здравоохранения", и разработать предложения по корректировке ее целей (показателей) и мероприятий.
2. По государственной программе Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" неисполненные назначения федерального бюджета в 2019 году составили - 3 484,5 млн рублей.
По данным Сводного годового доклада в 2019 году, как и в 2017 - 2018 годах, не достигнуто целевое значение показателя: "Объем производства отечественных лекарственных средств, отечественных медицинских изделий в денежном выражении за счет коммерциализации созданных технологий, млрд руб." (плановое значение - 223,4 млрд рублей, фактическое - 141,5 млрд рублей).
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает проект федерального закона N 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год".
Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 17 сентября 2020 года (протокол N 142).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.