Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи рассмотрел проект федерального закона N 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
1. Общая характеристика исполнения федерального бюджета за 2019 год
Исполнение основных показателей федерального бюджета за 2019 год составило:
по доходам - 20 188 796,8 млн. рублей (101,1% к объему доходов федерального бюджета, установленному Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" на 2019 год);
по расходам - 18 214 517,5 млн. рублей или 98,5% к бюджетным ассигнованиям, утвержденным Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" на 2019 год и 94,2% к объему бюджетных ассигнований, установленному сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета на 2019 год с учетом внесенных в нее изменений (далее - уточненная роспись).
Профицит федерального бюджета за 2019 год составил 1 974 279,3 млн. рублей или 1,8% ВВП.
2. Сведения об исполнении бюджетных ассигнований по государственной программе "Развитие физической культуры и спорта"
Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" утверждены бюджетные ассигнования на 2019 год в сумме 57 897,2 млн. рублей.
В ходе исполнения федерального бюджета в 2019 году изменения бюджетных ассигнований по данной государственной программе характеризуются следующими данными:
Таблица
млн. рублей | ||||||
Бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" на 2019 год в редакции от: |
Изменения сводной бюджетной росписи федерального бюджета: |
Уточненная роспись |
Изменения всего |
|||
Всего |
в том числе, внесенные по основаниям, установленным: |
|||||
Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 457-ФЗ |
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" |
|||||
1 |
2 |
3=4+5 |
4 |
5 |
6=2+3 |
7=6-1 |
57 897,2 |
62 198,1 |
(+) 23 639,0 |
(+) 23 431,4 |
(+) 207,7 |
85 837,2 |
(+) 27 939,9 |
В 2019 году законодательно утвержденный объем бюджетных ассигнований по данной государственной программе увеличен на сумму 27 939,9 млн. рублей, в том числе:
(+) 3 281,5 млн. рублей - изменения бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральным законом от 18 июля 2019 г. N 175-ФЗ;
(+) 1 019,4 млн. рублей - изменения бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 389-ФЗ:
(+) 15 163,8 млн. рублей - бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в строительство стадионов в городах Волгограде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Калининграде, Самаре и Саранске, а также для предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам Иркутской области на оказание разовой финансовой помощи в целях софинансирования капитальных вложений в объект государственной собственности (постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 1789, распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 июля 2019 г. N 1632-р, от 14 сентября 2019 г. N 2079-р);
(+) 4 138,9 млн. рублей - оплата заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в 2018 году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало 2019 года бюджетных ассигнований на исполнение указанных государственных контрактов (пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(+) 1 386,9 млн. рублей - бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставление которых осуществлялось в 2018 году в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей субсидий, источником финансового обеспечения которых являлись указанные субсидии, в объеме, не превышающем остатка не использованных в 2018 году бюджетных ассигнований на указанные цели (пункт 7 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(+) 1 372,5 млн. рублей - бюджетные ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых в 2018 году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являлись указанные межбюджетные трансферты, в объеме, не превышающем с учетом уровня софинансирования остатка не использованных в 2018 году бюджетных ассигнований субъекта Российской Федерации на оплату государственных (муниципальных) контрактов, заключенных от имени субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных (муниципальных) контрактов оплате в 2018 году (пункт 7 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(+) 649,4 млн. рублей - бюджетные ассигнования на обеспечение реализации международных обязательств Российской Федерации, расходов связанных с международной деятельностью (пункт 7 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(+) 347,0 млн. рублей - бюджетные ассигнования на предоставление субсидии Общероссийской общественной организации "Федерация бокса России" для возмещения произведенных этой организацией затрат (2018 - 2019 годы), связанных с оплатой взноса в Международную ассоциацию любительского бокса за право проведения в 2019 году чемпионата мира по боксу среди мужчин в г. Екатеринбурге и чемпионата мира по боксу среди женщин в г. Улан-Удэ, ФГБУ "Центр спортивной подготовки сборных команд России" в целях обеспечения выплат денежного вознаграждения (премии) российским спортсменам, тренерам и специалистам по итогам выступлений на XXIX Всемирной зимней универсиаде 2019 года в г. Красноярске (постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 1789, распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 г. N 272-р, от 20 мая 2019 г. N 983-р);
(-) 335,8 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление субсидий на создание и модернизацию объектов спортивной инфраструктуры региональной собственности для занятий физической культурой и спортом в связи с отсутствием соглашений с субъектами Российской Федерации (пункт 4.2 статьи 132 и пункт 7 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 г N 2249-р);
(+) 212,9 млн. рублей - бюджетные ассигнования на предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджету Красноярского края на компенсацию затрат (возмещение расходов), понесенных в 2018 году на увеличение уставного капитала акционерного общества "КрасАвиаПорт" и бюджету Республики Ингушетия на проведение капитального ремонта здания ГБУ "Республиканская спортивная школа "Сурхо" (постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 1789, распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2019 г. N 820-р, от 23 мая 2019 г. N 1022-р);
(+) 285,2 млн. рублей - бюджетные ассигнования на предоставление субсидии автономной некоммерческой организации "УЕФА Евро 2020" для подготовки и проведения на территории Российской Федерации матчей финального турнира чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 в г. Санкт-Петербурге и иных мероприятий UEFA 2020 (пункт 11 статьи 21 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 октября 2019 г. N 2440-р);
(+) 210,5 млн. рублей - реализация мероприятий за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 1789);
(+) 192,3 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований в связи с особенностями исполнения федерального бюджета (пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(+) 15,4 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований на компенсационные выплаты работникам федеральных государственных органов при сокращении численности указанных работников (пункт 3 части 1 статьи 21 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2019 г. N 2931-р).
По состоянию на 1 января 2020 года бюджетные ассигнования по уточненной росписи составили 85 837,2 млн. рублей, в том числе бюджетные ассигнования на ПНО - 1 972,8 млн. рублей. Лимиты бюджетных обязательств утверждены в сумме 83 864,4 млн. рублей или 100,0% к объему бюджетных ассигнований, установленному уточненной росписью (без учета бюджетных ассигнований на ПНО).
Исполнение расходов федерального бюджета по данной государственной программе составило 78 195,7 млн. рублей или 91,1% к уточненной росписи.
С точки зрения направлений финансового обеспечения наибольшую долю в объеме расходов по государственной программе "Развитие физической культуры и спорта" составили межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности.
Сложившийся уровень исполнения расходов федерального бюджета по данной программе обусловлен следующими основными причинами:
поздние сроки заключения договоров (соглашений) из-за длительности проведения конкурсных процедур по выбору подрядных организаций на право проведения работ по строительству объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), а также перенос сроков завершения строительства объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации на 2020 год в связи с поздним заключением государственных контрактов;
несвоевременность представления исполнителями работ (поставщиками, подрядчиками) документов для расчетов;
нарушение подрядными организациями сроков исполнения и иных условий контрактов;
оплата работ "по факту" на основании актов выполненных работ;
перечисление международных взносов согласно законодательству;
экономия, сложившаяся по результатам проведения конкурсных процедур.
В рамках данной государственной программы за 2019 год осуществлялась реализация мероприятий национального проекта "Демография".
3. Сведения об исполнении бюджетных ассигнований по государственной программе "Развитие культуры и туризма"
Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ на реализацию государственной программы "Развитие культуры и туризма" утверждены бюджетные ассигнования на 2019 год в сумме 128 224,8 млн. рублей.
В ходе исполнения федерального бюджета в 2019 году изменения бюджетных ассигнований по данной государственной программе характеризуются следующими данными:
Таблица
млн. рублей | ||||||
Бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" на 2019 год в редакции от: |
Изменения сводной бюджетной росписи федерального бюджета: |
Уточненная роспись |
Изменения всего |
|||
Всего |
в том числе, внесенные по основаниям, установленным: |
|||||
Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 457-ФЗ |
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" |
|||||
1 |
2 |
3=4+5 |
4 |
5 |
6=2+3 |
7=6-1 |
128 224,8 |
127 815,9 |
(+) 13 260,7 |
(+) 12 993,2 |
(+) 267,5 |
141 076,6 |
(+) 12 851,7 |
С точки зрения направлений финансового обеспечения наибольшую долю в объеме расходов по государственной программе "Развитие культуры и туризма" составили субсидии бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям.
В разрезе подпрограмм и основных направлений исполнение расходов федерального бюджета по государственной программе "Развитие культуры и туризма" в 2019 году характеризуется следующими данными:
Таблица
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" на 2019 год |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
Отклонение от уточненной росписи |
|
Закону |
уточненной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
7=4-3 |
Государственная программа "Развитие культуры и туризма" |
127 815,9 |
141 076,6 |
123 536,3 |
96,7 |
87,6 |
-17 540,3 |
Подпрограмма "Туризм" |
6 931,9 |
7 042,1 |
5 650,5 |
81,5 |
80,2 |
-1 391,6 |
Основное мероприятие "Развитие внутреннего туризма" |
6 089,0 |
6 197,2 |
5 101,6 |
83,8 |
82,3 |
-1 095,7 |
Основное мероприятие "Развитие международного туризма" |
21,7 |
23,6 |
23,1 |
106,8 |
98,0 |
-0,5 |
Федеральный проект "Экспорт услуг" |
821,3 |
821,3 |
525,9 |
64,0 |
64,0 |
-295,4 |
Подпрограмма "Обеспечение условий реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" |
12 569,2 |
13 353,7 |
13 113,6 |
104,3 |
98,2 |
-240,1 |
Основное мероприятие "Развитие инфраструктуры и системы управления в сфере культуры и туризма" |
1 989,0 |
2 405,4 |
2 305,1 |
115,9 |
95,8 |
-100,3 |
Основное мероприятие "Развитие фундаментальных и прикладных исследований в сфере культуры и туризма" |
669,4 |
669,4 |
669,4 |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
Сложившийся уровень исполнения расходов федерального бюджета по данной программе обусловлен следующими основными причинами:
несвоевременное исполнение обязательств подрядными организациями, отставание от графика проведения работ;
поэтапная оплата работ в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов, оплата работ "по факту" на основании актов выполненных работ.
4. Сведения об исполнении бюджетных ассигнований по государственной программе "Развитие образования"
Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ на реализацию государственной программы "Развитие образования" утверждены бюджетные ассигнования на 2019 год в сумме 199 657,4 млн. рублей.
В разрезе подпрограмм и основных мероприятий исполнение расходов федерального бюджета по государственной программе "Развитие образования" в 2019 году характеризуется следующими данными:
Таблица
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" на 2019 год |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
Отклонение от уточненной росписи |
|
Закону |
уточненной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
7=4-3 |
Федеральный проект "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" |
12 433,4 |
13 381,4 |
13 305,2 |
107,0 |
99,4 |
-76,2 |
Ведомственный проект "Создание в общеобразовательных организациях Российской Федерации, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом" |
0,0 |
2,7 |
0,9 |
- |
34,3 |
-1,8 |
Подпрограмма "Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики" |
32 796,4 |
36 952,8 |
31 837,6 |
97,1 |
86,2 |
-5 115,2 |
Ведомственная целевая программа "Поддержка молодежных инициатив и патриотического воспитания" |
6 716,5 |
6 843,6 |
6 603,4 |
98,3 |
96,5 |
-240,3 |
В результате намеченных мероприятий по данной государственной программе в 2019 году реализовано следующее:
- в 83 регионах в 1 273 общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, отремонтировано 757 спортивных залов, перепрофилировано 19 имеющихся аудиторий в помещения для занятия физической культурой и спортом, создано 632 школьных спортивных клуба, оснащено спортивным инвентарем и оборудовано 458 открытых спортивных плоскостных сооружений;
- проведен Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс. Участие приняли не менее 1 630 участников соревнований и 1 500 экспертов из не менее 76 стран мира, в том числе национальная сборная Российской Федерации. В соревнованиях Ворлдскиллс Юниоры (Juniors) по 13-ти компетенциям команда из России стала абсолютным победителем - участники завоевали 13 золотых медалей из 13 возможных;
- создано 10 ресурсных центров поддержки добровольчества (волонтерства).
5. Сведения об исполнении бюджетных ассигнований по государственной программе "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"
Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ на реализацию государственной программы "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" утверждены бюджетные ассигнования на 2019 год в сумме 14 208,9 млн. рублей.
В ходе исполнения федерального бюджета в 2019 году изменения бюджетных ассигнований по данной государственной программе характеризуются следующими данными:
Таблица
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" на 2019 год |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
Отклонение от уточненной росписи |
|
Закону |
уточненной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 100 |
6=4/3 100 |
7=4-3 |
Подпрограмма "Развитие туризма в Северо-Кавказском федеральном округе" |
5 332,3 |
5 332,3 |
5 331,8 |
99,9 |
99,9 |
-0,5 |
Федеральный проект "Спорт - норма жизни" |
228,7 |
228,7 |
228,1 |
99,7 |
99,7 |
-0,6 |
С точки зрения направлений финансового обеспечения наибольшую долю в объеме расходов по государственной программе "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" составили капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности и межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации.
6. Сведения об исполнении бюджетных ассигнований по национальным проектам в 2019 году
Таблица
млн. рублей | |||||
Код по БК |
Наименование национального (федерального) проекта |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" на 2019 год |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения |
P5 |
Федеральный проект "Спорт - норма жизни" |
25 182,7 |
24 846,9 |
22 757,8 |
91,6 |
G9 |
Федеральный проект "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" |
1 093,1 |
593,1 |
185,0 |
31,2 |
Уровень исполнения расходов федерального бюджета на реализацию федерального проекта "Спорт - норма жизни" в 2019 году составил 91,6%. Неполное исполнение по федеральному проекту обусловлено несвоевременным определением подрядчиков, осуществляющих строительно-монтажные работы по объектам спорта, нарушением подрядчиками условий контрактов, введением режима чрезвычайной ситуации (Хабаровский край, Иркутская область, Еврейская автономная область), а также экономией, образовавшейся в результате проведения конкурсных процедур.
В рамках федерального проекта в 2019 году достигнуты следующие результаты:
построены и введены в эксплуатацию 80 объектов спорта, в том числе 76 объектов спорта в рамках реализации ФЦП "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (план - 101 объект);
введены в эксплуатацию 67 плоскостных спортивных сооружений в сельских территориях (план - 67 сооружений);
во всех субъектах Российской Федерации организовано тестирование населения на соответствие государственным требованиям к уровню физической подготовленности Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
проведены 364 физкультурных и комплексных физкультурных мероприятия для всех категорий и групп населения (план - 340 мероприятий), 319 спортивных соревнований в системе подготовки спортивного резерва (план - 300 мероприятий), специальная олимпиада России для инвалидов с умственной отсталостью;
некоммерческими организациями реализованы 18 проектов в сфере физической культуры и спорта (план - 15 проектов);
обеспечена поставка 144 комплектов спортивного оборудования и инвентаря, в том числе в организации спортивной подготовки, спортивные школы по хоккею (план - 112 комплектов);
реализованы 5 проектов государственно-частного партнерства по созданию объектов спорта (план - 5 проектов).
Уровень исполнения расходов федерального бюджета на реализацию федерального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" в 2019 году составил 31,2%. Низкое исполнение по федеральному проекту обусловлено тем, что особо охраняемые природные территории федерального значения, запланированные к созданию в 2019 г., были созданы в конце IV квартала 2019 г., а также длительными сроками создания учреждений для управления вновь созданными территориями (национальный парк "Ленские столбы" и Крымские ООПТ), в том числе с закреплением вновь созданных территорий за существующими учреждениями.
7. Выводы
Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи отмечает следующее.
Ежегодно сохраняется проблема обеспечения точности прогнозирования показателей, принимаемых при расчете доходов федерального бюджета. Недостаточная степень обоснованности первоначального прогноза основных макроэкономических показателей, используемых в расчетах к проектам федерального бюджета, приводит к необходимости внесения изменений в федеральные законы о федеральном бюджете. Качественное прогнозирование основных параметров федерального бюджета и планирование будут способствовать рациональному расходованию бюджетных средств в условиях их ограниченности.
Согласно Отчету Министерства спорта Российской Федерации о ходе реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" за 2019 год, полностью не были достигнуты результаты по установленным плановым значениям созданных в рамках Программы объектов спортивной инфраструктуры:
- количество созданных в рамках Программы физкультурно-оздоровительных комплексов в Дальневосточном федеральном округе (нарастающим итогом) - 14 единиц (плановое значение - 19 единиц).
Причина невыполнения: срок ввода 5 объектов перенесен на 2020 год: 3 объекта в Республике Бурятия (оформление документов на ввод в эксплуатацию до 1 февраля 2020 года); 2 объекта в Хабаровском крае (по причине попадания объектов в зону затопления из-за паводковой ситуации в Хабаровском крае в августе - сентябре 2019 года).
- количество созданных в рамках Программы физкультурно-оздоровительных комплексов в Северо-Кавказском федеральном округе (нарастающим итогом) - 35 единиц (плановое значение - 37 единиц).
Причина невыполнения: субъектами Российской Федерации было принято решение о направлении предусмотренных объемов бюджетных ассигнований на иные объекты, в т.ч. с уменьшением общего числа создаваемых объектов спорта.
- количество созданных в рамках Программы объектов для массового спорта в Республике Крым и г. Севастополе (нарастающим итогом) - 2 единицы (плановое значение - 3 единицы).
Причина невыполнения: срок ввода 1 объекта (реконструкция стадиона "Горняк") перенесен на 2020 год в связи с поздним заключением соглашения, электронный аукцион признан несостоявшимся, в связи с отсутствием заявок на торги.
- количество комплектов спортивных площадок для занятий физической культурой в Республике Крым и г. Севастополе (нарастающим итогом) - 150 единиц (плановое значение - 220 единиц).
Причина невыполнения: субъектом Российской Федерации было принято решение об увеличении размерности спортивных площадок с целью увеличения их функциональности. В связи с чем количество спортивных площадок уменьшилось. 11 спортивных площадок будут поставлены в 1 квартале 2020 года.
- количество созданных в рамках Программы объектов спорта в рамках государственно-частного (муниципально-частного) партнерства (нарастающим итогом) - 3 единицы (плановое значение - 11 единиц).
Причина невыполнения: в связи с тем, что распределение субсидий на 2019 год происходило в 2018 году субъекты Российской Федерации не заключали концессионные соглашения, т.к. не имели информации об объеме средств из федерального бюджета на софинансирование строительства спортивных объектов. В результате этого, учитывая сроки строительства, ввод объектов в эксплуатацию в 2019 году не был осуществлен.
- количество созданных в рамках Программы объектов для массового спорта на приоритетных территориях: в Арктической зоне, Калининградской области (нарастающим итогом) - 11 единиц (плановое значение - 6 единиц).
Кроме того, 10 из 85 субъектов Российской Федерации не достигли плановых значений по показателю: "доля граждан среднего возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан среднего возраста" ввиду ряда проблем, основные из которых: недостаток штатных физкультурных работников, осуществляющих работу с взрослым населением, низкий уровень заработной платы работников сферы физической культуры и спорта, уменьшение реальных доходов населения, недостаточная обеспеченность спортивными сооружениями шаговой доступности.
Согласно проведенной в названном отчете оценке эффективности Госпрограммы, осуществленной в соответствии с установленной методикой, был сделан вывод о том, что в 2019 году эффективность реализации Госпрограммы составила всего 88,5%. Необходимо иметь ввиду то, что данный показатель соответствует средней степени эффективности реализации государственной программы "Развитие физической культуры и спорта на 2016 - 2020 годы".
Первоочередной задачей является доведение данного показателя по максимально возможного значения, что станет достижимым только при наличии эффективных механизмов контроля за реализацией государственных программ.
Выборочно проведенные Комитетом мероприятия по осуществлению парламентского контроля исполнения государственных целевых программ указывают на недостаточный контроль со стороны ответственных органов исполнительной власти, заказчиков за реальным исполнением на местах предусмотренным программами мероприятий, а также за расходованием бюджетных средств.
Во исполнение статьи 175.5 Регламента Государственной Думы (введена постановлением Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от 15 ноября 2018 года N 52207 ГД) Комитетом проводятся мероприятия парламентского контроля в части реализации государственных программ, федеральных целевых программ и федеральных адресных инвестиционных программ в Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. За 2019 год Комитетом подготовлено и рассмотрено 10 вопросов о мониторинге эффективности реализации федеральных целевых программ, а также федеральных адресных инвестиционных программ.
Выявлены факты несвоевременного освоения бюджетных средств, повлекшего задержку строительства, реконструкции и дальнейшего ввода объектов в эксплуатацию. Соответствующие решения направлены в Счетную палату Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Следственный комитет Российской Федерации, Министерство спорта Российской Федерации, Федеральную антимонопольную службу, главам субъектов Российской Федерации.
В частности, после направления решений в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Следственный комитет Российской Федерации выявлены нарушения:
1) при проверке туристско-рекреационного кластера "Старорусский" - по результатам совместной проверки прокуратуры и Управления Федерального казначейства Новгородской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 285.1 УК РФ (нецелевое расходование бюджетных средств);
2) при проверке туристско-рекреационного кластера "Южная Карелия" - по итогам направления решения Комитета в Генеральную прокуратуру по результатам проверок, проведенных региональной прокуратурой, министру культуры Ставропольского края и министру туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края вынесены представления, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности (ненадлежащее исполнение полномочий по обеспечению соблюдения получателями субсидий порядка, установленного для их предоставления, и по обеспечению результативности использования бюджетных средств (п. 1 ст. 158 БК РФ);
3) при проверке туристско-рекреационного кластера "Эко-курорт Кавминводы" - Межрайонной прокуратурой Ставропольского края вынесены представления главе администрации Минераловодского городского округа и директору МБУ "Минераловодский комбинат благоустройства" возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).
Таким образом, общие механизмы по формированию, реализации и контроля за выполнением государственных программ Российской Федерации заслуживают дальнейшего совершенствования. Необходимо учитывать результаты проведенного Комитетом мониторинга и оценки эффективности реализации государственных программ при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете и уточнения оценки расходов.
С учетом изложенных замечаний, Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи считает возможным поддержать проект федерального закона N 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год", внесенный Правительством Российской Федерации, в части ведения Комитета, и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Б.Р. Пайкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.